Был ли дьяк Ботяновский?

Помню, в 5-м классе общеобразовательной школы в самом начале учебного года мы, вчерашние четвероклассники, знакомились с учителями-предметниками. Особенно запомнилась мне первая встреча с педагогом по белорусскому языку и литературе – Тамарой Иосифовной У-ч. Пользуясь журналом, учительница знакомилась с каждым учеником. Дойдя до моей фамилии, она сказала: «Ботяновский. Дьяк Ботяновский». Признаться, я не совсем понял, какое отношение к моей фамилии имеет дьяк, хотел спросить, но не решился…
 
Несколько лет спустя, учась в Лицее при консерватории, на уроке белорусской литературы мне вспомнился этот эпизод. Мы проходили роман Якуба Коласа «На ростанях», на его страницах мне и встретился дьяк Ботяновский. Тогда я наконец и понял, почему в пятом классе меня назвали дьяком. Мне стало жутко интересно: а существовал ли в реальности дьяк Ботяновский?

Лишь спустя 10 лет, трудясь над своей родословной, я смог ответить на этот вопрос.

Собирая информацию о Ботяновских, я много чего узнал о моих предках и однофамильцах, в частности, мне стало известно, какое отношение Ботяновские имели к религии.

Из книги Леонида Морякова «Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- i царкоўнаслужыцелi Беларусi. 1917-1967. Том I» я узнал о С.И. Ботяновском, старосте Прилепской Георгиевской церкви, которого репрессировали в 30-е годы 20-го столетия. Вот информация из книги:

 «БАЦЯНОЎСКІ (БОТЯНОВСКИЙ) Сямён Ігнатавіч. [1877, в. Казённая Усяжа Барысаўскага пав. Мінскай губ., цяпер Смалявіцкі р-н Мінскай вобл.;— ?]. Беларус. З сялянскай сям’і. Да арышту стараста Георгіеўскай царквы в. Прылепы Мінскага пав., цяпер Смалявіцкі р-н. Быў жанаты, меў пяцёра дзяцей. Арыштаваны 4.1.1933. Праходзіў па адной справе са святарамі Яфімам Паўлоўскім, Іакавам Трахановічам, царкоўнымі актывістамі Пелагеяй Рыгораўнай Бацяноўскай (н. ў 1881), Васілём Іванавічам Бацяноўскім (1875), Фёдарам Едзіновічам (1900), Мацвеем Кудрэвічам (1888), Якавам Марцішэўскім (1897), Паўлам Міхалевічам (1906), Арцёмам Няхайчыкам (1901), Васілём Няхайчыкам (1882), Міхаілам Няхайчыкам (1871). Асуджаны 16.1.1933 асобай нарадай пры АДПУ за «контррэвалюцыйную дзейнасць» дa 3 гадоў ППК. Этапаваны ў Беламорска-Балтыйскі канцлагер АДПУ Карэльскай АССР. Рэабілітаваны 31.5.1989 пракуратурай БССР. Групавая справа Б. і інш. № 25544-с захоўваецца ў архіве КДБ Беларусі.Кр.: БНДЦЭД».

Следует добавить, что Семен Игнатьевич Ботяновский, как я недавно выяснил, приходится мне дальним родственником.

В книге Д. Лисейчикова “Святар у беларускім соцыуме Прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839 г.г.”  мне встретились два моих однофамильца:  Фома (Томаш) Ботяновский,  пономарь в церкви в м. Смолевичи Борисовского повета в  1816-1820-е годы и Ботяновский Мартин, администратор церкви в д. Губинка Гродненского повета (20.11.1818); викарий церкви в м. Озёры Гродненского повета (25. 02. 1837).

В интернете мною была найдена информация о писателе Владимире Феофиловиче Боцяновском (1869 –1943), отец которого, Феофил Игнатьевич, имел прямое отношение к религии. Вот отрывок из Википедии:

 «Владимир Боцяновский родился в 1869 году в селе Скоморохи Лещинской волости 5-го стана Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника Феофила Игнатьевича Боцяновского. С 1969 года священник в сёлах Писки и Скоморохи, что в Лещинской волости, в церквах во имя Георгия Победоносца и во имя Рождества Иоанна Предтечи. С 1908 по 1914 годы был членом Уездного Отделения Волынского Епархиального Училищного Совета. Дед его, Боцяновский Игнатий Львович, был настоятелем протоиереем церкви во имя Св. Архистратига Михаила в селе Новополь Давидовской волости 1-го стана Житомирского уезда Волынской губернии».

На Генеалогическом форуме ВГД  мне попалась информация еще об одном священнике-однофамильце: Аполлинарии Львовиче Боцяновском. Он был родом с Волынской губернии, окончил православную Волынскую Духовную семинарию в 1835 году в Аннополе Острожского уезда, был священником, протоиереем, настоятелем двух церквей в местечке Нехворощ Андрушевской волости Житомирского уезда.

И самая главная информация: мои предки Ботяновские в 18-м столетии жили на территории церковного униатского имения Прилепы и в документах  того времени были записаны боярами и земянами.

Вот какое отношение к религии имели Ботяновские, мои предки и однофамильцы. Дьяка среди них я так и не нашел.

Что касается героя из романа Я. Коласа, то прототипом Ботяновского, как установлено филологами, был дьячок Хацяновский, фамилию которого Колас «поправил» и которая в своем обновленном виде весьма органично вписалась в общий текст произведения.


Рецензии