Мои занятия спортом в Херпучах

Как это было принято в советские времена, деревенские мальчишки и девчонки много занимались физкультурой и спортом. Нас старались воспитывать крепкими и сильными, ведь никто не знал, как сложится наша жизнь в дальнейшем. В городах кто-то приходил в спортивные секции за компанию с другом, кого-то приводил отец или мать. А в наших поселках это было повальное увлечение.  Ну а  мне пришлось заниматься спортом по нужде.

Родившись очень маленьким и недоношенным, я чуть не умер в младенчестве. Поэтому надо мной дрожали мои родители и соседи, выполняли все мои прихоти. Рос я слабым и болезненным. Когда стал школьником, был  самым рослым в классе, но очень худым. Ел я плохо, любил в основном сладкое и вкусное.  В общем, был хороший объект для местных хулиганов, которые довольно часто давали мне тумаков. По причине двоек, которые им ставила моя мама как учительница немецкого языка. А учить язык так ненавистных всем фашистов хулиганы не хотели. А доставалось на орехи мне. Конечно, мне это не нравилось, но что делать, я не знал.

Как и все соседские мальчишки, я проводил много времени на улице.  Мы играли в «чижик-пыжик», «попа-гоняла», в последней игре часто загоняли биту  в конец улицы или даже на другую улицу. И после промаха последнего игрока должны были возвращаться к исходной лунке бегом.  Отставший проигрывал. Уже в ту пору я обычно прибегал первым.  Потом, став постарше, мы стали играть в «Бей-беги», разновидность лапты.

А лапта была первой весенней игрой. На проталине вершины горы в центре поселка собиралась молодежь. Играли в хороший день почти все светлое время, уходя поесть ненадолго домой. А если мяч залетал в снег, окружающий проталину, все игроки искали его  несколько минут.  Потом, когда таял снег,  лапта перекочевала на центральную улицу поселка. Там часто играли уже взрослые парни. Если  мячик залетал в огороды, то найти его просили хозяев домов, чтобы не мять их посадки.   Разновидностью лапты была игра «бей-беги», когда независимо от того, попал ли ты по мячу или нет, надо было  бросать биту на землю и бежать до другого конца площадки.  Бейсбол,  в основе которого те же принципы игры, что и в лапте, пользуется бешеной популярностью в США и многих других странах, собирая многотысячные стадионы.

Зимой главным увлечение на свежем воздухе было катание с гор на санках. У нас, мальчишек из центральной части поселка, такой горой была Каланча. Если забраться почти на верхушку и начать ехать оттуда, можно было набрать такую скорость, что доехать на санках почти до нашего дома, т.е. проехать метров 140-150. И потом возвращаться на вершину и снова ехать.  Ездили на санках лежа на животе,  притормаживая то одной, то другой ногой в валенке, тем самым придавая нужное направление движению.

В те же годы я попытался научиться кататься на коньках.  Продавались разные коньки – снегурки и дутыши.  И те и другие надо было привязывать сыромятными ремешками к валенкам и закручивать спереди палочкой, чтобы они лучше держались. Но это мало помогало, коньки то и дело сползали набок.  Лед у нас был очень небольшой период, сразу после начала морозов. Кататься можно было на котлованах, где стоячая вода быстрее замерзала. Но потом начинались снегопады, все котлованы заметало снегом и не было желающих их расчищать.  Так я и не научился кататься на коньках как следует.  А мне хотелось бы этому научиться. 

В ту пору началось повальное увлечение хоккеем с шайбой. Наша сборная страны была одной из сильнейших в мире, о ней много писали в газетах и говорили по радио. Но в Хабаровском крае был популярен хоккей с мячом, команда СКА (Хабаровск) была одной из сильнейших в стране. И когда матчи проводились в Хабаровске, репортажи  транслировались по хабаровскому радио.  Но слушая и те и другие репортажи о хоккее с мячом и с шайбой, я мало что понимал, не видя ни игроков, ни их амуницию, ни клюшки, ни шайбу, ни мяч. Ничего этого в наших магазинах не продавалось.  Только на фотографиях в газетах и видел, чем отличается форма игроков и клюшки.

Когда я учился 5-м классе, мой отец выписал мне журнал «Физкультура и спорт», где я вычитал, что занятия спортом позволяют стать крепким и сильным. Помимо школьных занятий по физкультуре я стал ходить на секцию легкой атлетики, которую вел наш физрук Мизиш, сам в прошлом легкоатлет. А потом, найдя ось с колесами от вагонетки, я стал  поднимать её  во дворе дома. Так я стал крепче на фоне многих своих сверстников.  Но вначале особых результатов не было, хотя я даже стал пить ненавистный рыбий жир, чтобы они росли. Об этом тоже писали в спортивных журналах.  Но, как говорится, терпение и труд все перетрут.

Постепенно я стал лучшим спортсменом класса. Начав выписывать еще другие журналы на спортивные темы («Легкая атлетика», «Спортивная жизнь России», «Спортивные игры») и  газету «Советский спорт» я стал ходячей энциклопедией по спорту. Я знал не только о всех событиях в спорте и  большинство видов спорта, но  рост и вес практически всех выдающихся спортсменов, особенно легкоатлетов, штангистов, хоккеистов и футболистов.

Особенно мне нравились статьи о хоккее с шайбой. Потом появились и книги об этом виде спорта знаменитого тренера Тарасова, который тренировал мою любимую команду ЦСКА. А этой команде играл мой любимый хоккеист Александр Альметов, центральный нападающий первой тройки ЦСКА и сборной СССР.  Я никогда не видел его игры, только  читал в репортажах  о ней. Поэтому я взял хоккейную клюшку, сделанную самим из соответствующей по форме и размерам коряги дерева именно так, как держал он. Не знаю, почему именно его я выбрал своим кумиром. Скорее всего потому, что его тоже звали Александр.

И когда появилась возможности купить настоящую шайбу для игры в хоккей, я не замедлил это сделать.  И хотя я не мог нормально передвигаться на коньках, но все же стал во дворе нашего дома отрабатывать кистевой бросок, каким славился Альметов.  Я научился отрывать шайбу ото льда, что не всякие могли в то время делать.  И такими бросками в цель я занимался все свободное время зимой.  Потом, через много лет, когда я уже взрослым стал играть в хоккей с настоящей клюшкой, имея хорошие ботинки, я отличался сильным кистевым броском и забивал немало голов.

А вот летом я стал бросать мяч в импровизированное баскетбольное кольцо. Вообще этот вид спорта – баскетбол -  появился в Херпучах по моей инициативе.  Баскетбол в СССР получил толчок в своем развитии, когда ставший потом знаменитым тренер Александр Гомельский написал несколько книг об этом виде спорта и они попали мне в руки.

Меня вдохновили примеры знаменитого Боба Коуси, а потом Уилта Чемберлена, набравшего за игру 100 очков.   Волейбольный мяч у меня был, оставалось сделать баскетбольный щит с кольцом. Для этих целей подошел небольшой щит из стенки какого-то ящика и обруч подходящего диаметра от бочки.  Все это сооружение я закрепил на крыше дома во дворе и стал по много раз в день бросать мяч в кольцо, добиваясь все лучше и лучше попаданий. 

Потом мы с ребятами в мастерской школы сами сделали баскетбольные щиты и установили их в спортзале.  Правда, кольцо у нас было на высоте 255 см, а не на 305, как положено по правилам.  Но у нас и высота спортзала была всего 310-315 см.  Играть зимой в спортзале с такой высотой в волейбол невозможно, а вот в баскетбол в самый раз. Мы играли почти каждый день 4 на 4 человека.  Самым сильным моим соперником на площадке был мой одноклассник Саша Гальцев, который вымахал к 10 классу ростом в 196 см и  очень  хорошо защищался и забить ему из под кольца было очень трудно. Но мне удавалось это делать за счет хорошего прыжка и резкости.  На тренировках мы играли против руг друга, а вот в играх за класс вместе и наша команда была непобедимой.  За  каждой тренировкой наблюдали мальчишки младших классов, заглядывая в окна и стоявшие гурьбой у входа в самом спортзале.  Потом они приносили нам в ведрах снег, чтобы вспотевшие за тренировку старшие мальчики могла до пояса обтереться снегом.

В 1961 году лучшим спортсменом мира был признан наш прыгун в высоту Валерий Брумель, которому было всего 19 лет. Годом раньше он в 18 лет стал серебряным призером Олимпийских игр в Риме, лишь по попыткам уступив чемпиону, тоже из СССР,  Роберту Шавлакадзе, но опередив мирового рекордсмена Джона Томаса, которого называли «бостонский кузнечик».  В 1961 году Брумель трижды устанавливал мировые рекорды, прыгнув на 225 см, на 40 см выше собственного роста.  Мне захотелось прыгать так же высоко, как Брумель.  Я стал ему во всем подражать, даже такую же прически стал носить – короткий ежик. Чтобы подрасти, стал пить ненавистный рыбий жир.

А после фотографии Брумеля, достающего ногой баскетбольное кольцо, расположенное на высоте 305 см, я стал пытаться достать ногой хотя бы потолок в квартире  высотой 250 см. И это мне удалось.  Правда, приходилось разбегаться из коридора и прыгать в комнате, специально убрав подальше стоящий там стол и стулья.  Однажды за этим занятием меня застала мама и прилично отругала.  Не мебель, мои ноги пожалела. Есть же спортзал для прыжков.  Но в спортзале потолок на высоте 310 см я доставал только рукой.

В журнале «Легкая атлетика» была нарисована пиктограмма прыжка Брумеля  способом «перекидной».  Я внимательно изучил её и решил попробовать прыгнуть так же,  загорелся освоить этот способ прыжка.  Научить меня этому никто не мог. И тогда осенью 1962 года у себя в огороде я сделал импровизированный сектор для прыжков в высоту.  Для этого утоптал хорошенько полоску земли после выкопанной к тому времени картошки. Ботву картошки сложил в кучу и накрыл все это мешками от картошки.  Сверху еще чем-то накрыл, чтобы пыль от мешков и ботвы не  поднималась вверх. Получилась яма для приземления. Потом сделал стойки,  планку и  стал разучивать прыжок.  Отсутствие хорошего тренера не позволило мне реализовать свою прыгучесть во что-то более реальное, кроме преодоления высоты выше своего роста – 180 см.

В 9 классе я впервые стал чемпионом школы. И сразу в нескольких видах легкой атлетики. В беге на 100 и 200 метров, в прыжках в высоту, в длину и тройным.  Самым грозным соперником был Боря Приходько, который учился в 11 классе. Хороший лыжник, он потом с большим преимуществом победил всех в беге на средние дистанции. 

Но самые большие впечатления о моих выступлениях на соревнованиях во время учебы в школе  оставили три из них.  Два  произошли в 1963 году. Именно с января этого года район именно Полины Осипенко стал существовать в нынешних границах и наш поселок из Тахтинского района перешел в район имени Полины Осипенко. 
               
19 мая проводились школьные соревнования, посвященные Дню пионерии. И хотя я к тому времени уже не был пионером  и  соревнования проходили в разных возрастных группах, в том числе и среди ребят старше меня на 1-2 года, именно я показал лучшие результаты в тех видах, в которых выступал. Наш учитель физкультуры Мизиш в прошлом был действующим легкоатлетом и дал свои туфли с шипами на эти соревнования. Так я впервые пробежал в шиповках, что для всех было внове. Шиповки были старые, поэтому со мной произошел казус. Вначале в беге на 100 метров. Эту дистанцию мы бежали на главной улице поселка, где был сплошной камень. Поэтому, чтобы зацепиться шипами за грунт, я бежал по обочине рядом с канавой. Там была хоть какая-то земля. Я выиграл, но у одной из шиповок оторвалась подошва и все шипы просто разлетелись вдоль улицы. Потом по моей просьбе мальчишки младших классов искали шипы и приносили мне. На соревнованиях по прыжкам в длину  уже у другой шиповки оторвалась подошва, когда я наступил ей на доску для отталкивания. Поэтому соревнования я заканчивал уже в обычных кедах. Но победил и в беге на 100,  200 метров, в прыжках в длину, тройным  и в высоту. Тогда это был мой первый такой успех на школьных соревнованиях. 

Все соревнования проходили в один день и я устал. Но, тем не менее, пошел играть вечером в волейбол и там подвернул левый голеностопный сустав. Тогда у меня не было никакого опыта лечения травм и я вместо того, чтобы сделать тугую повязку и положить холод, по совету матери приложил теплую мочу, чем усугубил свою травму. И лишь на следующий день по совету физрука положил повязку, но время было упущено.  Тогда об эластичных бинтах мы ничего не знали, бинт был обычный марлевый и не обеспечивал нужную фиксацию сустава.  Поэтому лечение травмы у меня затянулось и к началу районных соревнований по легкой атлетике я был далек от своей лучшей формы. Тем не менее не повезти лучшего  спортсмена школы  на районные соревнования было нельзя.

В районный центр поселок имени Полины Осипенко мы плыли на теплоходе. Был он небольшой, всем спать было негде, поэтому всю ночь мы с пацанами играли в карты. В районном центре нас разместили в интернате, мальчишек и девчонок в разных концах дома. Приехали школьники из всех поселков района, где были школы. Был один день  перед началом соревнований, мы только успели чуть попробовать сектора, где нам предстояло выступать. На следующий день начались соревнования. Бежать стометровку мы должны были на аэродроме. Устроители соревнований для придания значимости пригласили районного военкома с револьвером в качестве стартера. Я попал в первый предварительный забег, и когда мы вышли на старт, получилась две осечки, а потом, когда я был не готов к старту, неожиданно раздался выстрел. Я пришел в этом забеге вторым, но с хорошим результатом и поэтому попал в финальный забег. Там старт давали отмашкой флажка, поэтому я хорошо взял старт и пришел первым с отрывом метра в три от остальных участников финального забега. Так я победил в первый раз.

Потом были соревнования в прыжках в длину, где я победил также с большим преимуществом. В этот же день проводились две игры по волейболу, где наша школьная команда победила (к тому времени я уже очень прилично умел играть в волейбол). На следующий день была эстафета 4 по 100 метров также на аэродроме, где наша команда выиграла с большим преимуществом. А потом были соревнования по прыжкам в высоту, что для меня было самым трудным. И все из-за не полностью залеченной травмы. И хотя я прыгнул всего на 155 см, что было на 15 см ниже результата на школьных соревнованиях, этого хватило для победы. А потом мы выиграли и все игры в волейбол. Так я стал абсолютным победителем районных соревнований и об этом сказали по районному радио. Поэтому когда я вернулся в Херпучи, меня с успехом поздравляли и взрослые, которые слушали радио. Вместе с грамотами за победу в каждом виде я как лучший спортсмен получил в награду и ручные часы, первые в своей жизни.

В Херпучах стадиона не было, его попросту негде было строить, все пустыри вокруг поселка были превращены в отвалы из камней. Поэтому мы в поселке практически не играли в футбол. На площадке около нашей школы была яма для прыжков. Но если для прыжка в длину мне не  хватало длины разбега (был забор), то для прыжков в высоту мне приходилось разбегаться вверх по склону, это влияло на скорость разбега и значит, на результат. А вот в Оглонгах сектор для прыжков в школе был ровным. Чтобы был зафиксирован результат, необходимый для присвоения разряда по легкой атлетике, его надо было показать на официальных соревнованиях. Весной 1964 года я находился в хорошей спортивной форме, и чтобы точно прыгнуть на рекорд, мой физрук договорился со своим коллегой в Оглонгинской школе о разрешении выступить мне на их школьных соревнованиях вне конкурса.  И там, при стечении большого количества зрителей, и не только школьников, но и просто жителей поселка, на глазах своего отца я прыгнул в высоту  180 см, т.е. выше своего роста.  И это произошло на глазах моего отца, директора Оглонгинской школы. Там же на  этих соревнованиях я прыгнул в длину на 650 см. Оба результаты были не только рекордными для школы, но и превышали нормативы для 2-го разряда тех лет.

Так рос мой авторитет у мальчишек нашего поселка. Младшие по возрасту пацаны меня просто боготворили. Ведь по просьбе нашего физрука, который с возрастом стал чаще болеть, я проводил не только занятия в секции, но даже школьные уроки по физкультуре. У меня был свой ключ от спортзала и я ходил туда в любую свободную минуту. Там я поднимал штангу, бросал баскетбольный мяч в кольцо.

При клубе в начале 60-х годов была построена библиотека, второе двухэтажное здание поселка. Там на первом этаже устроили зал для бильярда.  В углу этого помещения стояла штанга. Я не знаю, когда она была приобретена. Возможно, по просьбе Юры Асанова, который во время службы в армии занимался тяжелой атлетикой. По приезду в Херпучи стал сам заниматься и тренировать нескольких мальчишек, среди которых оказался и я. Так я научился правильной технике поднятия штанги. Некоторые после нескольких занятий бросили это тяжелое занятие – поднимать штангу, а я проявил упорство, и это помогло мне стать более крепким. Летом обычно перед началом кино кто-то выкатывал штангу  на улицу перед клубом. Помню, что немногие могли поднять штангу весом 60 кг. И не потому,  что не было силы, просто техники подъема не знали.   
   
 Потом, когда я подрос и стал поднимать не только 60 кг, но и 90 кг, штанга перекочевала из клуба в школьный спортзал. К этому времени Асанова уже не было в поселке, он уехал учиться в институт по направлению от прииска.  И профком прииска пошел навстречу просьбам школы отдать штангу  в школьный спортзал. О том, что я поднимал самую тяжелую штангу в поселке, узнали все. И случилось это после соревнований, которые были устроены по моей инициативе. Проводить их решили не в спортивном зале, где просто не было места для зрителей. Поэтому помост и штангу перенесли на школьную сцену, где  мы выступали в традиционных в то время жиме, рывке и толчке. Штанга в пору триумфа на Олимпийских играх в Риме тяжеловеса Юрия Власова была очень популярна, поэтому школьный зал был переполнен. В жиме я уступил 5 кг мальчику из Оглонгов Искандеру Амерсанееву, но в рывке, толчке и в сумме троеборья был лучшим. Когда  поднимал 95 кг штангу, то довольно тяжело вставал из низкого седа со штангой на груди. И моя мама, которая была среди зрителей, крикнула «Саша, брось». Но я справился с весом. Потом об этом выкрике моей мамы много говорили в поселке.

Вообще я сейчас удивляюсь, на какие ухищрения шел, чтобы освоить некоторые виды спорта, о который вычитывал в спортивных журналах.  Для игры в бадминтон сделал из ивовых веток ракетку и использовал для струн рыболовную леску. Волан сделал из бутылки шампанского, вставив в неё перья от курицы.

Зимой всю третью четверть в школе мы занимались бегом на лыжах. Это вид спорта не очень давался мне. Там надо иметь хорошую выносливость, а я по природе спринтер. И хотя я выполнил норматив 3-го разряда по бегу на лыжах, был я далеко не первый среди лыжников школы. Были среди них и второразрядники и один перворазрядник. Он был меня старше на 2 или 3 года, звали его Толя Козлов.  Хотя уроки физкультуры проводились обычно с 12 до 15 часов, когда теплее, чем в утренние и вечерние часы, но замерзали на этих уроках мы прилично. Ведь тогда каких-то специальных костюмов не было.  Но многие ребята и девчата занимались лыжами не только на школьных уроках, а вполне серьезно тренировались весь зимний период. Поэтому многие из них очень хорошо выступали на районных соревнованиях. Причем многие чемпионы района были из Оглонгов, где в школе прививали любовь к этому виду спорта.  Борис Приходько как раз из Оглонгов и он стал чемпионом района, а среди девчонок лучшими стали две Люды – Баева и Шумилова из Херпучей.   Были и у нас в Херпучах хорошие парни среди учеников.  Кроме Толи Козлова мне запомнился  Олег Кутья. Были они оба невысокие, но крепкие и выносливые.

А я, посмотрев 5 или 6 раз австрийский фильм «12 девушек и 1 мужчина», где главную роль сыграл знаменитый горнолыжник, трехкратный олимпийский чемпион Тони Зайлер, заболел этим видом спорта.  Выписал несколько книг о горных лыжах иностранных авторов и  стал осваивать технику поворотов на лыжах. И хотя у настоящих горнолыжников были специальные ботинки и  лыжи,  неплохо научился это делать и на своих обычных. Особенно мне нравилось ездить по склону в районе клуба.  Я там совершал виражи между деревьями и потом, хорошо разогнавшись, резко на вираже проезжал мимо забора у двухэтажного здания клуба.  Некоторые ребята, пытавшиеся повторить мой заезд, просто врезались в забор.  А однажды я с вершины Каланчи проехал на лыжах в просвет между автобусной остановкой и киоском, немало напугав людей, ждавших на остановке автобуса.

Велосипед весь период моего обучения в школе и жизни в Херпучах был самым распространенным   видом транспорта. Уж самым доступным, во всяком случае. Он стоял в сенях и хватало двух минут, чтобы вынести его на улицу и вскочить в седло. А там едешь куда хочешь. Я объехал все окрестности поселка, куда были какие-либо тропки, не говоря уже о дорогах. Велосипед можно перенести через любой мостик, речку или другое препятствие. А сколько раз я падал с велосипеда, сколько ран и ссадин у меня было на руках и ногах за это время, не сосчитать. Самой большой проблемой были проколы камеры. На некоторых камерах у меня было по 7-8 заплаток. Купить новую в то время была проблема, особенно в нашем поселке. Как-то я из Хабаровска привез 6 камер. Я не катался на велосипеде лишь в самые холода, катался и по выпавшему снегу осенью и по раскисшему весной. Я мог проехать весь поселок, не притрагиваясь к рулю, мог забраться на любую гору в нашем поселке и забирался на гору по дороге из Херпучей в Оглонги и обратно.

Херпучи и Оглонги постоянно соперничали между собой, особенно на спортивных аренах. И не только среди школьников. Мужики играли между собой в лапту, волейбол и футбол, одно время в городки. Встречались попеременно то в одном поселке, то в другом при стечении большого количества зрителей. Обычно такие поединки проходили в сентябре. Если в волейбол обычно побеждали херпучинцы, во многом из-за моей хорошей игры, а в футбол побеждали оглонгинцы, то в лапту успехи приходили попеременно. В 1964 году чемпионат СССР по футболу выиграла команда «Динамо» Тбилиси. И в 1965 году оглонгинцы  взяли себе клички игроков тбилисского «Динамо» - Метревели, Месхи, Баркая и других. Хочу сказать, играли в футбол они неплохо и постоянно обыгрывали херпучинцев. Во многом потому, что в Херпучах просто негде было играть в футбол и тренироваться.

А вот в волейбол было где поиграть. Три волейбольных площадки – около школы, в интернате и около клуба постоянно собирали игроков. Возле клуба летом обычно играли мужики, приходящие в кино заранее и они спокойно могли сыграть пару-тройку партий на выбывание. На площадках около спортзала и в интернате играли школьники. Это в Херпучах. А вот где была площадка в Оглонгах, точно не помню, хотя и играл там. По-моему, возле школы.  Меня научил играть в волейбол мой дядя Витя, в прошлом сам замечательный волейболист и баскетболист, неоднократный чемпион Хабаровского  края, член сборной РСФСР  1956 года и чемпион всесоюзного общества «Динамо» 1961 года по волейболу.  Поэтому я отличался неплохой общей игрой и, имея неплохую прыгучесть и высокий прыжок, хорошо нападал и на общем фоне  волейболистов в наших поселках выглядел неплохо.  Играл я практически каждый день в теплое время года на любой площадке в Херпучах, где собирались желающие поиграть. Особенно захватывающие баталии разворачивались на площадке возле клуба, куда приходили играть взрослые мужчины.  Оставив свои пиджаки женам, которые и составляли основную массу зрителей и частенько подбадривали мужей, они с азартом играли и часто спорили между собой. 

Именно на этой площадке мне запомнилась игра в наших традиционных встречах с оглонгинцами осень 1964 года.  До этого они выиграли у нас матч по футболу ( я в футбол не умел играть, поэтому на поле не выходил).  Надо было брать реванш на волейбольной площадке. Судить игру вызвался наш новый учитель физкультуры. Сам он окончил пединститут и специализировался по спортивной гимнастике, и тонкости правил игры в волейбол не знал.  И когда он однажды неправильно свистнул и отдал очко оглонгинцам, я его обругал.  Это случилось публично, при большом количестве зрителей с обоих поселков. И он это запомнил и затаил обиду.  Ну а мы выиграли игру и таким образом счет в нашем противостоянии с оглонгинцами в этот год стал ничейным.

Но потом в начале учебного года, а это был для меня выпускной 11 класс, произошло ЧП. Я, лучший спортсмен не только школы, но и района, по итогам за четверть получил по физкультуре оценку «четыре». Её мне поставил новый физрук.  Я, довольно высокий ростом, особенно  по тому времени, плохо выполнял упражнения на некоторых гимнастических снарядах, которые были установлены в нашем спортзале.  Еще бы, гимнастикой начинают заниматься с раннего возраста, а не в 17 лет.  Это было его отмщение за тот инцидент на волейбольной площадке. Новому физруку подсказали опытные товарищи, что он не прав, но вот единственная четверка по физкультуре за все годы учебы в школе у меня появилась.

Это физрук всего полгода проработал в школе.  Он бросил жену и ребенка и уехал из поселка с другой нашей учительницей, которая полгода обучала меня и других одноклассников бальным танцам.  Но через 3 или 4 года мы случайно встретились с этим физруком. У нас, студентов медицинского института, были занятия по туберкулезу. И когда мы вместе с преподавателем делали обход палат, в одной из них кто-то назвал меня по имени и фамилии. Оказался, это тот наш физрук попал в противотуберкулезный диспансер с туберкулезом.  После окончания занятий в подошел к нему и мы немного поговорили.

Теперь, с высоты прожитых лет, понимаю, что никаких особенных талантов к занятию спортом у меня не было. Так, возможно чуть выше средних способности. И если я до старости сохранил неплохую физическую форму и работоспособность,  то благодаря   упорству на тренировках, зачастую через не могу, которому я приучал себя еще с ранних детских лет.

Увы, в те школьные годы фотографий со спортивных соревнований было мало. И сами фотографии не всегда были хорошего качества. Но все равно это память о школьных соревнованиях, первых победах и поражениях. Кто-то потом продолжал заниматься спортом долгие годы, а для кого-то это был лишь эпизод из школьной жизни. Но спорт по любому делал нас крепче,  организованней, здоровее телом и духом.  Дружите со спортом, друзья!


Рецензии