3. Первые пятьдесят лет 1819-1869
Главной своей задачей он считал школьное образование детей и благодаря его усилиям в 1842 году в Еленендорфе было построено первое специальное здание школы. Для педагогической деятельности он сам подготовил двух молодых колонистов - Христиана Коха и Генриха Вухрера. Школьным делом продолжал руководить Иоганн Краус, а затем, в течение двадцати лет – Георг Генрих Гуммель. Также были приглашены из Швейцарии учителя, среди них А.Стаммене из кантона Шафгаузен.
Исполняющий должность оберпастора Бонвич вместе с членами колонистского синода, разделяя мнение Розена, настойчиво предлагал новый вариант Устава. В 1841 году наконец-то состоялся Первый Синод ( съезд) евангелическо-лютеранских общин, на котором был принят первый Церковный Устав (Kirchen Ordnung) для всех общин Закавказья . На этот раз за основу был взят Устав, утвержденный Государем в 1832 году с некоторыми изъятиями, обусловленными своеобразием колонистов. Главное отличие его состояло в особом церковно-административном управлении, которое вместо консистории осуществлял оберпастор, а также в периодическом проведении синодов вместе с четырьмя пасторами общин и светскими депутатами.
К другим особенностям церковного устройства колонистских общин относилось предоставленное по уставу 1829 года право, в случае отсутствия пастора, избирать из своей среды духовного учителя. Будучи испытанным и введенным в должность оберпастором, он отправлял богослужения, совершал таинства крещения и причастия, совершал бракосочетания, разрешал открытие молитвенных собраний колонистов и наблюдал за проповедованием и толкованием Св.Писания. В Уставе было закреплено право колонистов приглашать пасторов из Базельского миссионерского общества, но МВД при его утверждении , опять подчеркнуло, что это возможно только при условии принятия ими российского подданства. Этим Уставом колонистам было даровано духовное право и возможность давать духовенству и начальству лютеранской церкви свой »наказ».
Статский советник Михаил Иванович Позен, будущий Бакинский губернатор, в своем докладе о ревизии края в 1841 году указывал, что «преобразования не были согласованы с понятиями верования, обычаями и образом жизни населения». Эти несогласованности стали основанием для многих конфликтов и недоразумений с местным населением .
С октября 1842 по 1845 год Главноуправляющим Кавказа и Закавказского края становится опять немец , генерал от инфантерии Александр Иванович Нейдгарт. 26 мая 1843 года «в благочестивое царствование Великого Государя Императора Николaя I « был установлен золотой нагрудный крест , которым награждались « пастыри, дающие пример пастве словом и житием».
В 1842 году в Ахалцихском уезде Кутаисской области поселилось десять немецких семей, но в связи с возникшим спором о земле, они были вынуждены обосноваться близ Мариенфельда, где и образовали колонию Фройденталь.
Городская лютеранская община в Тифлисе в 1843 года отделилась от колонистов и приобрела полную самостоятельность. Это объяснялось желанием иметь в своем приходе пасторов с университетским образованием и возможностью приглашать их из заграницы. Была утверждена должность городского пастора, а с 1844 – должность кистера, работа которого оплачивалась из государственной казны.
В 1845 году Церковный совет Тифлисской общины подал ходатайство о выходе из Закавказского колонистского синода с тем, чтобы окончательно перейти в подчинение Московской консистории Единой лютеранской церкви России. Ходатайство было удовлетворено 31 июля 1845 года. С этого времени в Тифлисе окончательно утвердились две отдельные лютеранские общины с раздельной церковной жизнью: городская и колонистская. Постепенно городская община построила молитвенный дом со школой на отдельном городском участке.
Тифлисские обыватели очень доброжелательно относились к немецким колонистам и были благодарны им за преобразование предместья Куки , где возникло много «красивеньких домов и правильных опрятных улиц». Большие удобства доставляли изготовленные колонистами штульвагены. Многие привыкли покупать у добрых колонисток сливки, чухонское масло, ветчину и свежее молоко.
Сепаратистские секты в Екатеринфельде, Мариенфельде, Елисаветтале, Тифлисе и Александердорфе, несмотря на присутствие в них двух пасторов, в этот период были еще достаточно сильными, а с осени 1842 года » настала блистательная эпоха сект». И опять среди сектантов возникло беспокойство. В начале 1843 года устами духовной руководительницы пророчицы Шпон было распространено известие о том, что Бог требует переселения их ,как избранных, в Святую землю . Она называла себя невестой Христа и королевой будущего царства Мессии и пользовалась огромным влиянием среди верующих . Некоторые решили распродать имущество и двинуться в путь. Фрау Шпон была вызвана в Тифлис к Главнокомандующему для увещевания и была предупреждена, что действия ее последователей будут расценены, как бунт. Но сепаратисты решили «исполнить Божью волю» и отправились в путь.
Тогда к ним была направлена казачья команда во главе с полковником, храбрым офицером, награжденным золотой шпагой в русско-персидской войне, немцем П. Е. Коцебу (von Kotzebye). Два дня велись бесполезные переговоры с госпожой Шпон, которая изъяснялась на чистейшем швабском наречии и этим затрудняла понимание ее речей полковником. Процессию пришлось остановить силой. Шпон арестовали, а остальных разбили на группы и расселили по разным колониям. За происходящим с большим интересом наблюдали, проживающие в соседних селениях азербайджанцы. Сепаратисты все таки послали трех делегатов- Якова Пальмера , Михаила Фихтнера и Иоганна-Адама Генгинзера в Иерусалим, но в вскоре они вернулись, принеся неутешительные сведения.
За прошедшие 25 лет большая часть сепаратистов обратилась к прежнему евангелическо-лютеранскому учению. 24 января 1844 года практически все сепаратисты присоединились к лютеранской церкви. С этого времени терзания внутри общин пошли на убыль. Вырос и авторитет колонистов среди местного населения, которые стали « почитать их за трудолюбие, опрятность, познания и нравственность».
Николай I в 1844 году неожиданно назначил Наместником Кавказа и Главнокомандующим кавказскими войсками 63-х летнего Михаила Семеновича Воронцова, оставив за ним и новороссийское генерал-губернаторство. Жизненной географией Михаила Семеновича были дороги: военные, горные, степные. Покоя не предвиделось. Но был какой-то особый смысл в том, что теперь, совершенно седой, с недавно присвоенным титулом Светлейшего Князя, он снова направлялся в те края, куда ринулся под пули двадцатилетним поручиком. Князь знал Кавказ и путь к миру видел в первую очередь в веротерпимости, о чем писал Николаю I: «То, как мусульмане мыслят и относятся к нам, зависит от нашего отношения к их вере...». В «замирение» края с помощью одной лишь военной силы он не верил и именно поэтому, в первые же годы своего пребывания на Кавказе, Воронцов дает «добро» на учреждение мусульманского училища.
В 1846 году в Тифлисе супругой Наместника Кавказского князя М.С. Воронцова - Елизаветой Ксаверьевной было учреждено Женское благотворительное общество во имя Св. Равноапостольской Нины. Графиня Элиза (так звали ее в свете), ур. Браницкая - полька по отцу, русская по матери, родня Потемкину, в молодости обладала невероятно чарующим обаянием, которое заставляло всех видеть в ней красавицу. Ее брак с Михаилом Семеновичем был удачным в плане их взаимопонимания, но по жизни –тяжелым. Из шести детей они потеряли четверых. Возможно поэтому были так отзывчивы на все , что касалось детей. Общество Св.Нины стало « серьезным рассадником просвещения среди местного населения и сущим благодеянием для людей малого достатка». Княгиню Воронцову очень любили в крае, который во многом был обязан ей своим благосостоянием . С этого года в Тифлисе начала издаваться первая официальная газета» Кавказ».
29 ноября 1854 года в связи с болезнью ушел в отставку М.С. Воронцов. 6 ноября 1856 года он скончался. За заслуги перед Отечеством и в ознаменование 25-летней деятельности на Кавказе, Светлейшему Князю в 1867 году был установлен памятник в Тифлисе. На торжественную церемонию открытия прибыли немцы , болгары, представители мусульманского населения ,духовенство христианских и не христианских конфессий и много других.
В 1845-47 годах главным пастором Евангелическо-лютеранских колониальных обществ и пастором Тифлисского колонистского и Александердорфского приходов, стал Иоганн Гуппенбауэр (Huppenbauer). Он родился 09.05.1816 года в Унтер-Тюркхайме, возле Штутгарта. Был садовником. В 1841 году окончил Базельское миссионерское общество. 02 .10. 1841 года был ординирован, а 3 октября женился на Марие -Доротее -Салате(1816г. ). В 1842 году , как миссионер , был направлен на Кавказ, работал в Карасе, а в 1845-51 годах стал пастором колонистской общины Тифлиса и оберпастором. В 1849 году после смерти жены вторично женился в Сарепте на Генриетте Каролине Глитч (1827г.) из Силезии. С 1853 по 1880 год работал в Осиновке, рядом с Самарой. Ушел в отставку по собственному желанию.
Пастором в Елисаветтальском приходе работал Карл Генрих Томас, а после него, с 1852 года- духовный учитель Готлиб Фрик. В Мариенфельде и Петерсдорфе служил Фридрих Детлинг, в Екатериненфельде - Иоанн Генке, которого в 1852 году сменил духовный учитель Иоганн Эберле.
В 1852-63 годах обер-пастором немецких колониальных общин в Закавказском крае, пастором колоний в Тифлисе и Александердорфе был Христиан Готлиб Роот . В 1852 году он опять принял приглашение на должность пастора в Еленендорф , Анненфельд и Елисаветполь. В это время в Тифлисе количество колонистов увеличилось с 362 человек (1843 год) до 473, а число лютеран и реформаторов составило 506 человек. Немцев- переселенцев к этому времени на Кавказе было 486 семей ( 2625 человек, из них 1355 мужчин и 1270 женщин). Ремесло и специальность имели только 241 человек.
9 ноября 1854 года Николай I незадолго до смерти изменил свое, продемонстрированное в 1838 году благосклонное отношение к немецким колонистам и отменил отпуск государственных средств на содержание лютеранской церкви.
В 1855 году после кончины Николая I на Российский престол взошел его старший сын, достойный потомок Петра I –Александр II (1855-1881). Его женой стала Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария, принцесса Гессен-Дармштадская, нареченная Марией Александровной. По этому случаю во всех церквях жители были приведены к присяге на верность новому Государю. Наместником на Кавказе был назначен генерал-адъютант Николай Николаевич Муравьев. В июне 1856 года его сменил на этой должности генерал-лейтенант князь Александр Иванович Барятинский.
В 1857 год в своем «Уставе о колониях иностранцев в Российской империи» Александр II , подтвердив прежние указы, ограничил предоставление бесплатных наделов, предлагая их «покупать» за свой кошт. Согласно Уставу, поселенные на казенных землях иностранцы в Закавказском крае образовали Колонию вюртембергских поселенцев. В Уставе были четко прописаны права ( на имущество, владение казенной землей, наследство и раздел имущества, прекращение их гражданского состояния и пр.) и обязательства колонистов. Установлены правила поведения колонистов,как внутри общин, так и в отношениях с соседями. Пасторам вменялось в обязанность вести в колониях метрические книги о родившихся, сочетавшихся браком, умерших и представлять копии начальству каждые полгода. Щульцы колоний должны были присылать списки ежегодно к 1 января. В этом они существенно отличались от положения остального населения России.
10 марта 1857 года в Еленендорфе пастором Роот была освящена Евангелическо-Лютеранская церковь Св. Иоанна. Освящение места для строительства и первый камень церкви был заложен 24 апреля 1854 года. В нем хранится история общины и коллекция русских монет разного достоинства. Выросшая на Церковной площади красавица- кирха, построенная «в обширных размерах из прелестного краснобурого камня», по мнению пастора Шренка , была одной из лучших в Азербайджане . Колокольня церкви возвышалась над всем селением. На башне красовались часы с четырьмя циферблатами по разным ее сторонам. Внутри на хорах была фисгармония. В 1875 году установили, привезенный из Германии орган фирмы «E.F.Walker» из 8 регистров . В присутствии многочисленных гостей из других колоний, полковник казачьего полка дал салют в пять пулеметных выстрелов.
В 1930 году проводилась геодезическая съемка, при которой, географические координаты Еленендорфа были определены относительно шпиля здания церкви. Они составили : «северная широта 40.35.22.436, долгота от Гринвича –63. 58. 59.159 , высота от уровня Черного моря-712.15 м.».
Здание церкви и в наше время служит украшением города, но ни церковь, ни часы, к сожалению, не работают. В 1941 году помещение церкви было отдано под спортивный зал. В 2004 году Чрезвычайный и Полномочный посол ФРГ в Азербайджане Клаус Греблих выступил с инициативой реставрировать ее и организовать краеведческий музей. Его инициатива была поддержана Правительством Азербайджана и сейчас там расположился музей.
В 1857 году в честь Наместника на Кавказе Барятинского, который разрешил 38 безземельным семьям колонистов из Елисаветталя Елисаветпольской губернии переселиться в урочище реки Цалка, была основана колония Александершильф. Там построили молитвенный дом, а в 1891 году был рассмотрен вопрос о постройке новой церкви. Эта колония прославилась изготовлением «швейцарского сыра, который производился с присущей немцам чистоплотностью и аккуратностью». Позже барон А. фон Кученбах организовал швейцарские сыроварни на всем Кавказе. Производимый сыр имел « высокие достоинства» и был премирован на Всемирной Парижской и Всероссийской Московской выставках.
Государь Александр II поддерживал развитие лютеранства в России. В 1858 году было увеличено жалование пасторам немецких колоний и подтверждено право колонистов на приглашение пасторов из-за границы. Огромную роль в поддержке лютеранских приходов сыграли созданные в этот период в большом количестве благотворительные организации.
18 сентября 1858 года в Тифлис прибыли Великие Князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич. Последний был женат на Принцессе Ольденбургской Александре Петровне, которая всем сердцем приняв православие, основала Киевский Покровский монастырь и в конце жизни сама приняла монашество под именем Анастасия. Они посетили тифлисскую немецкую колонию, которая уже с 1852 года в виду близкого расположения подчинялась городу. При въезде была устроена прекрасная арка из зелени и цветов. Дети усыпали всю колонистскую улицу цветами .С хлебом и солью встречали Их Высочества старшина колонии Шульц и почетные колонисты . У самой ограды Кирхы их приветствовал короткими речами пастор Роот с другими пасторами и учителями. Хор мальчиков исполнил «Боже, царя храни!».
Александр II был поистине необыкновенным Монархом. Он без сожаления прощался со многим, что еще недавно казалось незыблемым. Великая крестьянская реформа, проведенная им в 1861 году против воли дворянства и упразднившая крепостное право, косвенно оказала влияние и на немецких колонистов. Тифлисских колонистов окончательно приписали к сословию моколаков (т.е. горожан) и им было даровано право полной собственности на их участки земли. Теперь колонисты приобрели свое место в процессе капиталистического развития государства
В тифлисской городской консисториальной общине в 1862 году пастором и дивизионным проповедником служил коллежский асессор К.А. Гейнрих Фердинанд фон Лезедов (Lesedow). Сын прусского майора, он родился 29.09. 1802 года в Валдау (Эстония), в 1822-25 годах учился в Дерпте, в 1826 году ординирован. С 1826 по 1839 год работал пастором в Сарате, а затем учителем в кадетском корпусе Санкт-Петербурга. Начиная с 1852 года -дивизионный проповедник в Тифлисе и учитель в гимназии. Умер в 1879 году.
В Еленендорфе в конце 1858 года пастора Роота сменил Людвиг Целлер (Zeller), о деятельности которого нет никаких сведений . Он родился в 1819 году в Вюртемберге. Был студентом теологического факультета в Тюбингене. Работал регентом. В 1851 году ординирован, но продолжал до 1858 года работать регентом в разных церквях Германии. В 1859 году женился на Марии Юль(1821-1896) и выехал в Еленендорф, где работал до 1864 года. В 1865-67 годах - пастор в Вормс-Роорбахе, с 1867 года- в Нойе-Штутгарте .В 1874 году переехал в г. Альт-Эльфте (Бердянск), где 27.07.1885 года скончался.
Газета «Кавказ» от 29 января 1859 года, рассказывая о народностях, населяющих Елисаветпольскую губернию, писала: « Елисаветполь представляет собой беспорядочный хаос развалин, раскинувшихся на огромном пространстве, утопающем в целом море садов. Над массой растительной зелени величественно возвышаются вековые исполины-чинары, представляя обширный сад. Река Гянджа разделила город на две части. В одной части в Килисиякенте живут армяне, которые держат в своих руках всю торговлю. В быту армян царствует патриархальная лень и закоснелая дикость. Вторую часть – Норашен населяют коренные мусульмане. У них отмечается хозяйственное устройство и трудолюбие. В этом участке есть колонисты, но за сорок лет своего пребывания, несмотря на правильное хозяйство, чистоту и опрятность, они так и не смогли увлечь своим примером коренных жителей и до сих пор не имеют последователей. Хотя и нельзя сказать, чтобы быт колонистов им не нравится. Напротив, трудолюбию и довольству немцев они завидуют, но тем не менее остаются при прежних условиях сельского своего быта» .
Это одни из первых отзывов о немцах –колонистах в периодической печати. Действительно, колонисты жили со строгим распределением образа жизни и занятий, но при этом были очень обособлены и чуждались сближения с окружающими их народами.
6 декабря 1862 года Наместником на Кавказе становиться Его Императорское Высочество Великий Князь, генерал- адъютант Михаил Николаевич, женой которого была Великая княгиня Ольга Федоровна, принцесса Баденская - Цецилия. В это время с ним работает будущий вице-губернатор Баку, немец, надворный советник , барон Александр Юлианович фон дер Брюгген.
В 1863-64 годах в Тифлисе, кроме грузин, татар и армян, проживали 709 немцев-колонистов, 200 французов, 120 итальянцев, поляки, чехи, и др. Количество лютеран составляло 1019 зимой и 1113 человек летом
В 1864 году России удалось покончить с войной на Кавказе и окончательно присоединить его к Империи. Теперь стояла задача справиться с полученным огромным пространством. 10 февраля 1864 года был издан Указ о вступлении иностранцев в российское подданство. Некоторые немецкие колонисты, принявшие российское подданство, приравнивались к российским крестьянам, но продолжали выплачивать государству определенную земельную подать за отведенные им наделы.
Пастор Роот в 1864 году покинул Закавказский край. Он возвратился в Вюртемберг, где 25.04.1872 года скончался. Место обер-пастора Закавказских общин и пастора Еленендорфа с 1863 по 1865 год занимал миссионер Рудольф Фердинанд Хохенакер (Hohenacker) .Он родился 10.07.1798 года в Цюрихе , Швейцария. Окончил Базельское миссионерское заведение и в 1822-23 годах работал на Волге в Астрахани. Умер 14.11. 1874 года в Кирххайме, Вюртемберг. Этот человек оставил о себе память не как религиозный деятель, а как известный ботаник, который первым составил обширный гербарий растительного царства Закавказского края и в 1866 году подарил его Кавказскому музею. Издав свои »центурии», он предоставил ученому миру интереснейший материал в виде различных трудов в области растениеводства на Кавказе .
Пастору Лезедову в Тифлисе помогал в 1865-70 годы пастор-адъюнкт(помощник) Густав Фридрих Xюземан (Husemann). Он родился в Санкт-Петербурге в 1837 году, окончил Петришуле в 1853 году, а в 1858 - Дерпский университет. Ординирован в 1865 г. в Москве , в 1870-73 годах - пастор в Мариенфельде, к которому были присоединены колония Фройденталь и Петерсдорф. В 1873-76 годах он опять работает пастором- адъюнктом в Тифлисе, а с 1876 года - дивизионным проповедником в Закавказском крае. Умер в Тифлисе в 1887 году.
Новый пастор Людвиг Добберт(Dobbert), который появился в колонии Еленендорф в 1866 году, был первым, кто имел высшее университетское образование. Он родился 12.10.1842 года в Санкт-Петербурге, окончил рижскую гимназию, а в 1864 году теологический факультет в Дерпте , ректором которого в то время был граф Кейзерлинг. В 1866 году Добберт был ординирован в Риге и, женившись в этом же году на Марии- Доротее- Елизабет Грузевской (1845 г.), приехал в Еленендорф . С 1873 года Добберт служил пастором и в колонии Анненфельд, но основную духовную работу там до 1884 года проводил учитель школы Якоб Кох.
Несмотря на то, что к этому времени во всех колониях работали школы, отмечается отсутствие у колонистов стремления к знаниям и повышению уровня образования. Положение с духовным и школьным развитием в Еленендорфе не улучшилось и при пасторе Добберте. Пасторы Целлер и Добберт не оставили о себе доступных воспоминаний, хотя в созданном в 1930-х годах Яковом Гуммелем краеведческом музее Еленендорфа имелись портреты и архивные материалы, касающиеся их деятельности. С 1874 года Добберт работал домашним учителем в Курляндии , затем был переведен пастором в Могилев , а с 1888 года работал пастором в Каунасе ,где и умер 14.07.1922 года.
Оберпастором немецких колоний в Закавказском крае с 1865 до 1884 года был Карл Рудольф Рооз (Roos). Он родился 02.07.1825 года в Ревеле в семье чиновника .В 1835-47 годах учился там же в гимназии. В 1847 -52 годах- студент теологического факультета Дерптского университета. 24.02.1854 года ординирован в Ревеле , а 15.04. 1854 года женился на Ненси Теодоре Катарине Маркузен (1835-1897). В 1857 году приехал пастором в Екатериненфельд. В 1865 -1884 годах - оберпастор немецких колоний в Закавказском крае, проповедник в Тифлисской колониальной церкви Свв. Петра и Павла и в Александердорфе. В 1884-1901 пастор работает во Франке, в 1888-92- пропст поволжских немецких общин. Умер 18.07 1910 года в Пернау.В эти годы в Елизаветтале работает пастор Шренк, в Екатериненфельде- пастор Лем , в Александершильфе - пастор Штубер .
В 1864 году немецкая фирма «Бр. Сименс» приобрела в Елисаветпольском уезде Кедабекские месторождения медной руды. Они были открыты в 1849 году греками Георгием Меховым и Христофором Кирьяковым в селе Славянка, на диком и пустынном берегу незначительной речки. В 1855 году прусскоподданому Вальтеру Фердинанду фон Сименсу была предоставлена десятилетняя льгота на строительство заводов, а в 1865 году он приобрел пай и уже добывал кобальт. Второй его брат - Отто Федорович Сименс с 1863 года был прусским консулом на Кавказе и проживал в Тифлисе. После смерти Вальтера в апреле 1868 года, поссесорами завода стали его братья: Отто, Карл и Вернер.
19 февраля 1868 года была образована Елисаветпольская губерния. От самого Елисаветполя ожидали прекрасную будущность и иногда называли «Надежда-полем».
22 апреля 1869 года в присутствии многих гостей Еленендорф празднично отметил свое пятидесятилетие. Колония экономически процветала. В результате долгих и упорных трудов пустынная степь была превращена в цветущие виноградники и хлебное поле. Маленькая кучка переселенцев стала крупной организованной общиной. Кроме виноградарства и земледелия, развивались ремесла и промыслы.
02 ноября 1872 года Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета присудило колонии Еленендорф бронзовую медаль за производство качественной кукурузы. Торговля была нетипичным для немцев занятием, но постепенно они стали открывать лавки и , тем самым , составили конкуренцию для коренного населения. Колонисты наладили изготовление разнообразных колбас и окороков из мяса свиней и успешно сбывали в разных местностях Закавказья, в том числе и в Баку .
В Александершильфе, где были хорошие пастбища, начали разводить скот и выделывать сыр. С этой целью на 5 лет был выписан швейцарец Чабольт, который выстроил там здание с подвалом. Это дело оказалось успешным, и в 1875 году было продано 334 пудов сыра по 12 рублей. Их сыр не уступал «кученбаховскому» и скупался Тифлисскими гастрономическими магазинами в большом количестве.
Тамара Гумбатова. Жизнь -немцев колонистов за Кавказом.Баку.2005 год
Свидетельство о публикации №217031201658