3. Первые пятьдесят лет 1819-1869

     Церковь и школьное дело  получили  активное развитие в Еленендорфе после 1840 года при пасторе Христиане Готлибе Роот (Roth). Он был родом из Вюртемберга, родился в 1802 году , в 1827 окончил Базельское миссионерское заведение, в 1831 году ординирован  в Лерахе  и  сразу же был  направлен  за  Кавказ . В 1836 году   женился на  Фани Рейш (1810 г. ).
     Главной  своей задачей  он считал школьное образование детей и  благодаря его усилиям в 1842 году  в Еленендорфе   было построено первое  специальное  здание школы.  Для педагогической деятельности  он сам подготовил двух молодых колонистов -  Христиана Коха и Генриха Вухрера.  Школьным делом продолжал  руководить Иоганн Краус, а затем,  в течение двадцати лет – Георг Генрих Гуммель. Также были приглашены из Швейцарии учителя, среди них А.Стаммене  из кантона Шафгаузен.
    Исполняющий  должность  оберпастора  Бонвич  вместе с  членами колонистского синода, разделяя мнение Розена, настойчиво предлагал новый вариант Устава. В  1841 году   наконец-то  состоялся  Первый Синод ( съезд) евангелическо-лютеранских общин, на котором был принят первый  Церковный  Устав (Kirchen  Ordnung) для всех общин Закавказья . На этот раз  за основу был взят Устав, утвержденный  Государем  в 1832 году с некоторыми  изъятиями, обусловленными своеобразием колонистов. Главное отличие его  состояло в особом  церковно-административном управлении, которое вместо консистории  осуществлял оберпастор,  а также  в периодическом проведении  синодов  вместе с четырьмя  пасторами общин и светскими депутатами.
    К другим особенностям  церковного устройства колонистских общин  относилось предоставленное  по уставу 1829 года  право, в случае отсутствия  пастора, избирать из своей среды духовного учителя. Будучи испытанным и введенным в должность оберпастором, он отправлял богослужения, совершал таинства крещения и причастия, совершал бракосочетания, разрешал  открытие   молитвенных собраний колонистов  и наблюдал за проповедованием  и толкованием Св.Писания. В Уставе было закреплено право колонистов приглашать пасторов из Базельского миссионерского общества,  но  МВД  при  его утверждении  , опять подчеркнуло, что это возможно только при условии принятия ими российского подданства. Этим Уставом колонистам было даровано  духовное право  и   возможность  давать духовенству и начальству лютеранской церкви   свой »наказ».
    Статский  советник  Михаил Иванович Позен, будущий Бакинский губернатор, в своем докладе о ревизии края  в 1841 году  указывал, что  «преобразования  не были согласованы  с понятиями  верования, обычаями и образом жизни населения». Эти несогласованности стали основанием для многих конфликтов и недоразумений  с местным населением  .
   С  октября  1842 по 1845  год Главноуправляющим Кавказа и Закавказского края   становится  опять немец , генерал от инфантерии Александр Иванович Нейдгарт.  26 мая  1843 года   «в благочестивое царствование Великого Государя    Императора Николaя  I « был установлен золотой нагрудный крест , которым награждались « пастыри, дающие пример пастве словом и житием».
   В 1842 году  в Ахалцихском уезде Кутаисской области поселилось десять немецких семей, но в связи с возникшим спором о земле, они были вынуждены обосноваться близ Мариенфельда, где и  образовали колонию Фройденталь.
   Городская  лютеранская община в Тифлисе в 1843 года  отделилась от колонистов и  приобрела полную самостоятельность. Это объяснялось желанием иметь в своем приходе  пасторов с университетским образованием и  возможностью приглашать их из заграницы. Была  утверждена должность городского пастора,  а  с 1844 – должность кистера,  работа  которого оплачивалась из  государственной казны.
    В 1845 году Церковный совет  Тифлисской общины подал ходатайство  о  выходе  из Закавказского колонистского синода с тем, чтобы  окончательно перейти в  подчинение Московской консистории Единой лютеранской церкви  России.  Ходатайство было удовлетворено 31 июля 1845 года. С этого времени в Тифлисе окончательно утвердились две отдельные лютеранские общины с раздельной церковной жизнью: городская и колонистская. Постепенно городская  община построила молитвенный дом со школой на отдельном городском участке.
    Тифлисские обыватели очень доброжелательно относились к немецким колонистам и были благодарны им за преобразование предместья Куки , где возникло много «красивеньких домов и правильных опрятных улиц». Большие удобства доставляли изготовленные колонистами штульвагены.  Многие привыкли покупать у добрых колонисток сливки, чухонское масло, ветчину и свежее  молоко.
    Сепаратистские  секты в Екатеринфельде,  Мариенфельде, Елисаветтале, Тифлисе и Александердорфе, несмотря на присутствие  в них двух пасторов, в этот период были  еще  достаточно сильными, а с осени 1842  года » настала блистательная эпоха сект».  И  опять среди сектантов  возникло беспокойство. В начале 1843 года  устами духовной руководительницы пророчицы  Шпон  было распространено известие о том, что Бог требует переселения их ,как избранных, в Святую землю . Она  называла себя невестой Христа и королевой будущего царства Мессии и пользовалась огромным влиянием среди верующих .  Некоторые  решили распродать имущество и  двинуться в путь. Фрау  Шпон была вызвана в Тифлис  к Главнокомандующему для увещевания и была предупреждена, что  действия  ее последователей  будут расценены, как бунт. Но сепаратисты   решили  «исполнить Божью волю» и отправились  в путь. 
   Тогда к ним  была направлена казачья команда во главе с полковником, храбрым офицером, награжденным золотой шпагой  в русско-персидской войне,  немцем П. Е. Коцебу (von Kotzebye). Два дня велись  бесполезные  переговоры с госпожой Шпон, которая изъяснялась на чистейшем швабском наречии и  этим   затрудняла понимание ее речей полковником. Процессию  пришлось остановить силой.  Шпон  арестовали, а остальных разбили на группы  и расселили по разным колониям.  За происходящим  с большим интересом наблюдали,   проживающие в  соседних селениях  азербайджанцы. Сепаратисты все таки послали трех делегатов- Якова Пальмера , Михаила Фихтнера  и Иоганна-Адама Генгинзера  в Иерусалим, но в вскоре они вернулись, принеся неутешительные  сведения.
    За  прошедшие 25 лет   большая часть сепаратистов обратилась к прежнему евангелическо-лютеранскому учению. 24 января 1844 года  практически  все сепаратисты присоединились к лютеранской церкви. С этого времени  терзания внутри общин пошли на убыль. Вырос и авторитет колонистов среди местного населения, которые стали « почитать их за трудолюбие, опрятность, познания и нравственность».       
   Николай  I  в 1844 году неожиданно  назначил Наместником Кавказа и Главнокомандующим кавказскими войсками 63-х летнего Михаила Семеновича Воронцова, оставив за ним и новороссийское генерал-губернаторство. Жизненной географией Михаила Семеновича были  дороги: военные, горные, степные. Покоя не предвиделось. Но был какой-то особый смысл в том, что теперь, совершенно седой, с недавно присвоенным титулом Светлейшего Князя, он снова направлялся в те края, куда ринулся под пули двадцатилетним  поручиком. Князь знал Кавказ и  путь к миру видел в первую очередь в веротерпимости, о чем писал  Николаю I: «То, как мусульмане мыслят и относятся к нам, зависит  от  нашего отношения к их вере...». В «замирение» края с помощью одной лишь военной силы он не верил и именно поэтому, в первые  же годы своего пребывания на Кавказе,  Воронцов дает «добро» на учреждение мусульманского   училища.
     В 1846 году в Тифлисе супругой Наместника Кавказского князя М.С. Воронцова - Елизаветой Ксаверьевной  было учреждено Женское благотворительное общество во имя Св. Равноапостольской Нины. Графиня Элиза (так звали ее в свете), ур. Браницкая - полька по отцу, русская по матери, родня Потемкину, в молодости обладала невероятно чарующим обаянием, которое заставляло всех видеть в ней красавицу. Ее брак с Михаилом Семеновичем  был удачным в  плане их взаимопонимания, но по жизни –тяжелым. Из шести детей они потеряли четверых. Возможно  поэтому были так отзывчивы на все , что касалось  детей.  Общество Св.Нины  стало  « серьезным рассадником просвещения среди местного населения и  сущим благодеянием для людей малого достатка». Княгиню Воронцову очень любили в крае,  который во многом был  обязан ей  своим благосостоянием . С  этого года в Тифлисе начала издаваться первая официальная газета» Кавказ».
  29 ноября 1854 года   в связи с болезнью  ушел в  отставку М.С. Воронцов. 6 ноября 1856 года он скончался. За заслуги перед Отечеством и в ознаменование 25-летней деятельности на Кавказе, Светлейшему Князю  в   1867 году был установлен  памятник  в Тифлисе. На торжественную церемонию открытия прибыли немцы , болгары, представители мусульманского населения ,духовенство христианских  и не христианских конфессий и много других.
  В 1845-47 годах главным пастором  Евангелическо-лютеранских колониальных обществ и пастором Тифлисского колонистского и Александердорфского приходов, стал  Иоганн  Гуппенбауэр (Huppenbauer). Он родился 09.05.1816 года в Унтер-Тюркхайме, возле Штутгарта.  Был садовником. В 1841 году  окончил Базельское миссионерское общество. 02 .10. 1841 года  был ординирован, а 3 октября  женился  на Марие -Доротее -Салате(1816г. ). В 1842 году  , как миссионер , был направлен на  Кавказ, работал в  Карасе,  а в 1845-51 годах стал пастором колонистской общины Тифлиса и  оберпастором. В 1849 году после смерти жены вторично женился  в Сарепте на Генриетте  Каролине Глитч (1827г.) из Силезии. С 1853 по 1880 год работал в Осиновке, рядом с Самарой. Ушел в отставку по собственному желанию.
   Пастором  в Елисаветтальском приходе работал  Карл Генрих Томас,  а после него,  с  1852 года- духовный учитель Готлиб Фрик. В Мариенфельде  и Петерсдорфе служил Фридрих Детлинг,  в Екатериненфельде  - Иоанн Генке, которого в 1852 году сменил духовный учитель Иоганн Эберле. 
    В 1852-63 годах обер-пастором немецких колониальных общин в Закавказском крае, пастором колоний в Тифлисе  и Александердорфе  был  Христиан Готлиб Роот . В 1852 году он опять принял приглашение на должность пастора в   Еленендорф , Анненфельд  и Елисаветполь. В это время в Тифлисе количество колонистов увеличилось с 362 человек (1843 год)  до 473, а число лютеран  и реформаторов составило  506 человек. Немцев- переселенцев  к этому времени на Кавказе было 486 семей ( 2625 человек, из них 1355 мужчин и 1270 женщин). Ремесло и специальность имели только 241 человек. 
   9 ноября 1854 года Николай  I  незадолго до смерти  изменил свое,  продемонстрированное в 1838 году  благосклонное отношение к немецким колонистам  и отменил отпуск государственных средств  на содержание  лютеранской  церкви.
  В 1855 году после кончины Николая  I на Российский   престол взошел  его  старший сын, достойный  потомок Петра  I  –Александр II (1855-1881). Его женой стала Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария, принцесса Гессен-Дармштадская,  нареченная  Марией Александровной. По этому случаю во всех церквях жители были приведены к присяге на верность  новому Государю.  Наместником на Кавказе был назначен генерал-адъютант Николай Николаевич Муравьев. В июне 1856 года его сменил на этой должности генерал-лейтенант князь Александр Иванович Барятинский.
   В 1857 год в своем «Уставе о  колониях  иностранцев в Российской империи» Александр II , подтвердив прежние указы, ограничил предоставление бесплатных наделов, предлагая их «покупать» за свой кошт. Согласно  Уставу, поселенные на казенных землях иностранцы в Закавказском крае  образовали Колонию  вюртембергских  поселенцев. В Уставе были четко прописаны  права ( на имущество,  владение казенной землей, наследство и раздел имущества,  прекращение их гражданского состояния и пр.)  и обязательства  колонистов. Установлены  правила поведения колонистов,как внутри общин, так и в отношениях с соседями. Пасторам  вменялось в обязанность вести в колониях метрические книги о родившихся, сочетавшихся браком, умерших  и представлять копии начальству каждые полгода. Щульцы колоний должны были присылать списки ежегодно к 1 января. В этом они существенно отличались от положения остального населения России. 
    10 марта 1857 года в Еленендорфе  пастором Роот была освящена Евангелическо-Лютеранская церковь Св. Иоанна. Освящение места для строительства и  первый камень  церкви  был заложен 24 апреля 1854 года. В нем хранится история общины и коллекция русских монет  разного достоинства. Выросшая на Церковной площади красавица- кирха, построенная «в обширных размерах  из прелестного краснобурого камня», по мнению пастора Шренка , была  одной из лучших в Азербайджане . Колокольня церкви возвышалась над всем селением. На башне  красовались  часы с четырьмя циферблатами  по разным ее сторонам. Внутри на хорах  была  фисгармония. В 1875 году установили, привезенный из Германии орган фирмы «E.F.Walker» из 8 регистров . В присутствии многочисленных гостей из других колоний,  полковник казачьего  полка дал салют в пять пулеметных выстрелов.
     В 1930 году проводилась геодезическая съемка, при которой,  географические координаты Еленендорфа  были определены относительно  шпиля здания церкви. Они составили : «северная широта 40.35.22.436, долгота от Гринвича –63. 58. 59.159 , высота от уровня Черного моря-712.15 м.».
    Здание церкви и  в наше время  служит украшением  города, но ни церковь, ни часы, к сожалению, не работают. В 1941 году помещение церкви было отдано под спортивный зал. В 2004 году Чрезвычайный и Полномочный посол ФРГ в Азербайджане Клаус Греблих  выступил с инициативой  реставрировать ее и организовать  краеведческий музей. Его инициатива была поддержана  Правительством Азербайджана и сейчас там  расположился музей.
   В 1857 году  в честь Наместника на Кавказе Барятинского, который разрешил 38 безземельным семьям колонистов из Елисаветталя Елисаветпольской губернии  переселиться  в урочище реки Цалка, была основана колония Александершильф. Там  построили  молитвенный дом, а в 1891 году был рассмотрен вопрос о постройке новой церкви.  Эта колония прославилась изготовлением  «швейцарского сыра, который производился с  присущей немцам чистоплотностью  и аккуратностью».  Позже  барон А. фон Кученбах организовал  швейцарские сыроварни на всем  Кавказе. Производимый сыр  имел « высокие достоинства» и был премирован на Всемирной Парижской и Всероссийской Московской выставках. 
   Государь Александр  II поддерживал  развитие лютеранства в России. В  1858 году  было увеличено жалование пасторам немецких колоний и подтверждено  право колонистов на приглашение  пасторов из-за границы. Огромную роль в поддержке  лютеранских приходов  сыграли созданные в этот период в  большом количестве  благотворительные организации.   
    18 сентября 1858 года в Тифлис прибыли Великие Князья Михаил  Николаевич и Николай Николаевич. Последний был женат на Принцессе Ольденбургской  Александре Петровне, которая всем  сердцем  приняв православие, основала Киевский Покровский монастырь и в конце жизни  сама приняла  монашество под именем Анастасия. Они посетили тифлисскую немецкую колонию, которая уже с 1852 года  в виду близкого расположения  подчинялась городу. При въезде была  устроена прекрасная арка из зелени и цветов. Дети усыпали всю колонистскую улицу цветами .С хлебом и солью встречали  Их Высочества старшина колонии Шульц и почетные колонисты . У самой ограды Кирхы  их приветствовал короткими речами пастор Роот с другими пасторами  и учителями. Хор мальчиков исполнил  «Боже, царя храни!».
    Александр  II был поистине необыкновенным Монархом. Он  без сожаления прощался со многим, что еще недавно казалось незыблемым. Великая крестьянская реформа, проведенная им  в 1861 году против воли дворянства и упразднившая  крепостное право, косвенно оказала влияние и на немецких колонистов.                Тифлисских колонистов  окончательно приписали к сословию моколаков (т.е. горожан)  и  им было даровано право  полной собственности на их участки земли. Теперь колонисты приобрели свое место в процессе  капиталистического развития государства
  В тифлисской городской консисториальной  общине в 1862 году  пастором и дивизионным  проповедником  служил коллежский асессор К.А. Гейнрих Фердинанд фон  Лезедов (Lesedow). Сын прусского майора, он родился 29.09. 1802 года в Валдау (Эстония), в 1822-25 годах учился в Дерпте, в 1826 году  ординирован. С  1826  по 1839 год  работал пастором в Сарате, а затем учителем в кадетском корпусе Санкт-Петербурга. Начиная с  1852 года -дивизионный проповедник  в Тифлисе и учитель в гимназии. Умер в 1879 году.               
    В  Еленендорфе  в конце 1858 года  пастора Роота сменил Людвиг Целлер (Zeller),  о деятельности которого нет никаких сведений . Он родился  в 1819 году  в Вюртемберге. Был студентом  теологического факультета в Тюбингене. Работал регентом. В 1851 году  ординирован, но продолжал до 1858 года работать регентом в разных церквях Германии.  В 1859 году женился на Марии Юль(1821-1896) и выехал в Еленендорф, где работал до 1864 года. В 1865-67 годах -  пастор  в Вормс-Роорбахе, с 1867 года- в Нойе-Штутгарте .В 1874 году  переехал  в г. Альт-Эльфте (Бердянск), где 27.07.1885 года скончался.
   Газета «Кавказ» от 29 января  1859 года, рассказывая о народностях, населяющих Елисаветпольскую губернию, писала: « Елисаветполь представляет  собой беспорядочный хаос развалин, раскинувшихся  на огромном пространстве, утопающем в целом море садов. Над массой растительной зелени величественно возвышаются вековые  исполины-чинары,  представляя обширный сад. Река Гянджа разделила город на две части. В одной части в  Килисиякенте  живут армяне, которые держат в своих руках всю торговлю. В быту армян царствует патриархальная лень и закоснелая  дикость. Вторую часть – Норашен  населяют коренные мусульмане. У них отмечается хозяйственное устройство и трудолюбие.  В этом участке есть колонисты, но за сорок лет своего  пребывания, несмотря на правильное хозяйство, чистоту и  опрятность,  они так и  не смогли увлечь своим  примером коренных жителей и до сих пор не имеют  последователей. Хотя и нельзя сказать, чтобы быт колонистов им не нравится. Напротив, трудолюбию и  довольству немцев они завидуют, но тем не менее остаются при прежних условиях сельского своего быта» .
     Это одни из первых отзывов о немцах –колонистах  в периодической печати. Действительно, колонисты  жили со строгим распределением образа жизни и занятий, но при этом  были очень обособлены и чуждались сближения с окружающими их народами. 
     6 декабря  1862  года   Наместником на Кавказе становиться  Его Императорское Высочество  Великий Князь, генерал- адъютант Михаил Николаевич, женой которого была  Великая княгиня Ольга Федоровна, принцесса  Баденская - Цецилия.  В это время с ним  работает будущий  вице-губернатор Баку, немец, надворный советник , барон Александр Юлианович фон дер Брюгген.
     В 1863-64 годах в Тифлисе, кроме грузин, татар и армян, проживали 709 немцев-колонистов, 200 французов, 120 итальянцев, поляки, чехи, и др. Количество лютеран составляло 1019 зимой и 1113 человек летом
    В 1864 году России  удалось покончить с войной на Кавказе и   окончательно присоединить его к Империи. Теперь стояла задача справиться с полученным  огромным пространством. 10 февраля 1864 года был издан Указ о вступлении иностранцев в российское подданство. Некоторые немецкие  колонисты, принявшие российское подданство, приравнивались к российским крестьянам, но продолжали выплачивать государству определенную земельную подать за отведенные им наделы.
   Пастор Роот в 1864 году покинул  Закавказский край. Он  возвратился  в Вюртемберг,  где 25.04.1872 года скончался. Место обер-пастора Закавказских общин  и пастора  Еленендорфа   с 1863 по 1865 год    занимал  миссионер Рудольф  Фердинанд Хохенакер (Hohenacker) .Он родился  10.07.1798 года   в  Цюрихе , Швейцария.  Окончил  Базельское миссионерское заведение и в 1822-23 годах работал  на Волге  в Астрахани. Умер 14.11. 1874 года в Кирххайме, Вюртемберг. Этот человек  оставил о себе память  не как религиозный деятель, а как известный ботаник, который   первым составил обширный гербарий растительного царства Закавказского края и в 1866 году подарил его Кавказскому музею. Издав свои »центурии», он  предоставил ученому миру интереснейший материал в виде различных трудов в области растениеводства  на  Кавказе .
    Пастору Лезедову в Тифлисе  помогал в 1865-70 годы  пастор-адъюнкт(помощник) Густав Фридрих  Xюземан (Husemann). Он родился в Санкт-Петербурге в 1837 году, окончил Петришуле в 1853 году,  а в 1858 - Дерпский университет. Ординирован  в 1865 г. в Москве , в 1870-73 годах  - пастор в Мариенфельде, к которому были присоединены колония Фройденталь и Петерсдорф.  В  1873-76 годах он опять работает пастором- адъюнктом в Тифлисе,  а с  1876 года - дивизионным проповедником  в  Закавказском крае. Умер в Тифлисе в 1887 году.
    Новый пастор Людвиг Добберт(Dobbert), который появился в колонии Еленендорф  в 1866 году, был первым, кто имел высшее университетское образование. Он родился 12.10.1842 года в Санкт-Петербурге, окончил рижскую гимназию, а в 1864 году теологический факультет в Дерпте , ректором которого в то время был граф Кейзерлинг. В 1866 году Добберт  был ординирован  в Риге  и, женившись в этом же году  на  Марии- Доротее- Елизабет  Грузевской (1845 г.), приехал в Еленендорф . С 1873 года Добберт служил пастором и в колонии Анненфельд, но основную духовную работу  там до 1884 года  проводил  учитель школы  Якоб Кох.
    Несмотря на то, что  к этому времени во всех колониях работали  школы, отмечается  отсутствие  у колонистов стремления к знаниям и повышению уровня образования. Положение с духовным и школьным развитием в Еленендорфе не улучшилось  и при пасторе Добберте.  Пасторы Целлер и Добберт   не оставили  о себе  доступных воспоминаний, хотя в созданном  в 1930-х годах   Яковом Гуммелем  краеведческом музее Еленендорфа  имелись  портреты  и архивные материалы, касающиеся их деятельности. С  1874 года Добберт  работал домашним учителем  в Курляндии , затем  был  переведен пастором в Могилев , а с 1888 года  работал пастором в Каунасе ,где и умер 14.07.1922 года.
   Оберпастором немецких колоний в Закавказском крае  с 1865 до 1884 года был Карл Рудольф Рооз (Roos). Он родился 02.07.1825 года в Ревеле в семье чиновника .В  1835-47 годах учился там же в гимназии. В 1847 -52  годах- студент теологического факультета Дерптского университета. 24.02.1854 года  ординирован в Ревеле , а 15.04. 1854 года женился на Ненси Теодоре  Катарине  Маркузен (1835-1897). В 1857 году приехал  пастором  в Екатериненфельд.  В 1865 -1884 годах  - оберпастор немецких колоний  в Закавказском крае, проповедник в Тифлисской колониальной  церкви Свв. Петра и Павла и в Александердорфе. В 1884-1901 пастор работает  во Франке, в 1888-92- пропст  поволжских немецких общин.  Умер 18.07 1910 года в Пернау.В эти годы в Елизаветтале работает пастор Шренк, в Екатериненфельде-  пастор Лем ,  в Александершильфе  - пастор Штубер .
     В  1864 году немецкая фирма  «Бр. Сименс» приобрела    в Елисаветпольском уезде Кедабекские  месторождения медной  руды.  Они были открыты в 1849 году греками Георгием Меховым и Христофором Кирьяковым  в селе Славянка,  на диком и пустынном берегу незначительной речки.  В 1855 году  прусскоподданому  Вальтеру Фердинанду  фон Сименсу была предоставлена десятилетняя льгота  на строительство заводов, а в  1865 году он   приобрел пай и уже  добывал кобальт. Второй  его брат  - Отто Федорович Сименс с 1863 года  был  прусским  консулом на Кавказе  и  проживал в Тифлисе. После смерти  Вальтера в апреле 1868 года, поссесорами завода стали его братья: Отто, Карл и Вернер.
    19 февраля   1868 года  была   образована  Елисаветпольская  губерния. От самого  Елисаветполя ожидали прекрасную будущность и иногда называли  «Надежда-полем».
    22 апреля 1869 года  в присутствии многих гостей  Еленендорф празднично отметил свое пятидесятилетие. Колония экономически процветала. В результате  долгих и  упорных трудов пустынная степь была превращена в цветущие виноградники и хлебное поле. Маленькая кучка переселенцев  стала крупной организованной общиной.  Кроме виноградарства и земледелия,   развивались  ремесла и промыслы.
   02 ноября 1872 года Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета присудило колонии Еленендорф  бронзовую медаль за производство качественной кукурузы. Торговля  была  нетипичным для немцев занятием, но  постепенно они  стали  открывать  лавки и , тем самым , составили конкуренцию для коренного населения. Колонисты наладили изготовление разнообразных колбас и окороков из мяса свиней и  успешно сбывали в разных местностях Закавказья, в том числе и в Баку .
    В  Александершильфе, где были  хорошие пастбища, начали разводить  скот и выделывать сыр. С этой целью на  5 лет  был выписан швейцарец Чабольт, который выстроил там здание с подвалом. Это дело  оказалось  успешным,  и    в  1875 году было продано 334 пудов сыра по 12 рублей. Их сыр не уступал «кученбаховскому» и скупался Тифлисскими   гастрономическими магазинами в большом количестве.


Рецензии