4. Сельское управление в колониях 1870-1890

  На основании закона от 13 июля 1870 года в Еленендорфе было учреждено Сельское управление. На сходе крестьян избирали сельских должностных лиц - сельского старшину, помощника и сельского  писаря. В школе появился  первый учитель со специальным педагогическим образованием  - Альберт Кирхгофер.
  К  1870 году лютеранские церкви на Кавказе были в Александердорфе  (количество прихожан =121 м. +118 ж.,  одна школа с 1 преподавателем  и 90 учеников), в Мариенфельде(264м.+267ж.,  одна школа с одним  преподавателем и 48 уч.) , в Екатериненфельде ( 376 м. +410ж.)  , в  Елизаветтале ( 434м. + 417ж. , одна школа с  одним  учителем и 172 уч . )  , в Тифлисе -приход Свв. Петра и Павла ( 236 м.+251 ж., одна  школа с двумя учителями  и 90 уч.), в  Еленендорфе( 105 м.+96 ж.). В Александершильфе  и Фройдентале были молитвенные дома.  Всего лютеран на Кавказе  в указанном году  было  3096 человек   (1536 м.+1559ж.).
    Мир изменился.  В 1871 году, объединив более двух десятков монархических государств,  образовалась Германская Империя. Это способствовало ее экономическому росту и национальному и государственному единству. Большая часть  немецких колонистов до этого времени  оставались подданными Вюртемберга и Баварии. Они  сохраняли  родственные  связи   со своей страной происхождения и  в изменившейся ситуации   автоматически становились  гражданами Германии.
   Несмотря на тесное переплетение немецких и российских династий , на европейском политическом театре сразу же  было отмечено острое соперничество между Россией и Германией,  которое продолжалось долгие годы и стало причиной   последующих трагедий в жизни двух  великих народов. Появление рядом с Россией  военизированной и вооруженной до зубов Германской  Империи, послужило толчком к отмене в 1871 году привилегий и прав, данных  » на вечные времена»  немцам-колонистам.  4 июня 1871 года все немецкие колонии,  согласно « Правил об устройстве поселян- собственников(б. колонистов) ,водворенных на казенные земли» , были подчинены общему крестьянскому  управлению.  Получив все права и обязанности граждан России, они  имели возможность свободно   покинуть  колонию, переехать в город , заниматься   любым ремеслом, а если что-то их не  устраивало,  то в течение 10 лет  могли покинуть Россию.
   Все колониальные органы упразднялись, делопроизводство переходило на русский язык. Во все времена  принудительное    применение  чужого языка  является открытым напоминанием другим народам, что они живут не на своей земле. Справедливости ради надо отметить, что по закону от 22 июля 1873 года, преподавание   в  первых четырех классах  во всех школьных  заведениях  велось на языке по желанию родителей. Еще  в 1867 году  в школах  законоучители преподавали не только Закон Божий на местном языке, но и  обучали  на нем же чтению и письму. Русификация практически не затронула  немцев - колонистов на Кавказе. Это было связано с тем, что окружающее их коренное население  не знало русского языка и на то время, не нуждалось в нем.
    Находясь далеко от своей исторической родины, колонисты жили крайне обособленно и  всегда  старались оставаться  немцами по вере, убеждениям, традициям, образу жизни. Они не хотели растворяться в среде  окружающего их населения, общение с которым  практически  сводилось к деловым или рабочим  взаимоотношениям. Им необходима была эта малая Родина.  Можно обвинить их и  в  национализме, но  это  был их выбор и их  право. Разве  в  перечень гарантированных  им   свобод это не входило?! Религия и язык у немцев всегда  выполняли  объединяющую  роль.
    На переселение  486 семей  за Кавказ из государственной казны было выделено 300 000 рублей серебром, при этом 194 семьи, расселившиеся  на земле Азербайджана, получили 109.177 рублей. К  1874 году  все субсидии, полученные колонистами  в  разное время от правительства, были полностью возвращены,кроме тех ,которые  были им предоставлены  в возмещение за  убытки, понесенные   во время нашествия персов в 1826 году и тех сумм, которые подлежали  возврату,если бы колонисты не пожелали  оставаться далее в Российской империи. Но тогда  они об этом не думали и считали, что  здесь еще не все  возможности были исчерпаны . 
    В 1874 году была введена всеобщая воинская повинность, которая коснулась и колонистов. Но эти действия не носили  антинемецкого характера, а являлись продолжением  реформирования Российского государства  Александром II.            
   Колонистов больше  всего волновал земельный вопрос, который практически не  решила прошедшая реформа. Число безземельных членов колоний принимало угрожающий характер. На  земле, купленной  с помощью всех колонистов, началось образование отселков,  т.н.  дочерних колоний. В  Тифлисском уезде    в разное время образовались селения Виссенталь, Блюменфельд , Вальдхайм, Георгсталь, Хоффнунгсталь, Грюнталь , Штейнфельд, Траубенберг и Марксхайм.  В самом Тифлисе количество лютеран  увеличилось к 1875 году до 2176  человек,  из них немцев 2005. В городе было две каменные лютеранские церкви, одна в колонии на Михайловской улице, другая - на  старой Почтовой улице в центре (30). 
   Раньше колонисты старались  все свои работы  выполнять силами своих семейств, но увеличение хозяйств вынуждало использовать наемный труд рабочих, которые временно, по разрешению общества,  проживали в колониях. Появились колонисты, которые вели хозяйство  только  за счет найма  местного населения. Благосостояние многих колонистов было такое, что позволяло не только содержать наемных работников, но и прислугу. Сама жизнь заставляла  немцев общаться с другими народностями. В большинстве случае это были рабочие взаимоотношения, которые требовали знания  азербайджанского  и  армянского языков. Что же касается личной дружбы или привязанностей,  то   свидетельства   об этом отсутствуют.
    Когда- то правоверные  лютеране, следуя Библии , считали грехом ростовщичество и богатство на земле. Но времена менялись и  некоторые братья по вере, с целью обогащения,  стали  отдавать в рост  и деньги, и землю.  Если раньше торговля  среди немцев была презираемым ремеслом, то теперь появляются те, кто начинает заниматься этим вплотную. Для того, чтобы вывозить свою продукцию  в город, пришлось  многим   учить русский язык.  Но женщины в колониях, в силу отсутствия такой необходимости, не  утруждали  себя изучением тех или иных языков.
   В Анненфельде  обязанность пастора исполнял до 1885 года  духовный учитель Яков Кох, в Еленендорфе - учитель Филипп Фоттелер.  В 1873 году в Еленендорфе появился  пастор  Иоанн Якоб  Штубер (Stuber). Он родился 18.08.1839 года в Ойшенбахе (Вюртемберг). Был сапожником. В 1859 году получил образование в Базеле. В 1864-65  годах   после ординирования  в Вюртенберге работал проповедником -викарием в немецких колонистских  общинах Тифлиса и Александершильфа , затем был  там же до 1872 года пастором . В эти годы он женился на Марии -Барбаре, сестре  пастора  Мартина Шренка   и с 1873 года работал пастором в Еленендорфе.
      Мартин Фридрих Шренк (Schrenk) родился 02.08.1833 года в Вюртемберге,01.10.1855 года окончил Базельское  миссионерское заведение и получил звание кандидата богословия.27.01.1861 года в г. Геппингене  он  был  ординирован  и получил должность  пастора в  колонии Елисаветталь. Там он в 1863 году  женился на дочери пастора Августе Софии Деннер,  которая умерла в Тифлисе в 1868 году . В 1869 году в Тифлисе он издал историю немецких колонистов » Geschichte der deutschen Colonien in Transkaukasien».  В 1870 году пастор Шренк женится на Софии Фредерике Хофер,  но  в 1873 году он  опять овдовел. С 1877 года-  пастор в Екатериненфельде.  В 1878 году  женится в третий раз на Марии Вильгельмине Грюнер  и в 1880 году переезжает в колонию Глюксталь  возле Херсона, где работает пастором. В 1893 году его опять постигает горе. Похоронив   жену , он ушел в отставку и  возвратился  в Вюртемберг,  где  умер  23.11.1911 года в Дитцингене.
    Пастор Штубер был талантливым  проповедником,  и  его проповеди многие слушали со слезами на глазах. Уделяя много внимания школе, они  вместе с  учителем Кирхгофером  решили, что начального образования, которое получают дети в колонии, уже недостаточно и разработали большую  программу по  повышению грамотности среди колонистов. С этой целью  они  организовали вечерние образовательные курсы, которые посещали все дети от 14 до 18 лет. Там читались лекции по  всемирной истории, истории церкви и пр. Они прилагали все усилия  для того, чтобы молодежь стремилась продолжить  учение. Благодаря их настойчивости  в число обязательных предметов  вошло изучение русского языка. С 1875 года колонисты стали посылать рекрутов  для армии .
    В январе 1879 ода пастор Штубер похоронил на Еленендорфском  кладбище свою жену. Вскоре  в Тифлисе он женится вторично  на Катарине Веллер из Вюртемберга  и  в  1881 году переезжает   ближе к своему шурину, пастору Шренку в колонию Фройденталь, возле Херсона . В  1884 году работает пастором в Брюнентале (Самара),  где 26.06 1906 году  скончался.
    Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов   в домах колонистов было размещено много раненых. На нужды войны отдавались одежда, лошади, продукты, за что  русское правительство выразило им глубокую признательность. Надо отметить, что во время этой войны Германия , внешне выражая дружескую политику к России, упорно хранила молчание, что отражалось на отношении к немцам.
   В газетах  появляются статьи о жизни немцев и их поступках. «Здешние немцы - по мнению газеты «Кавказ» от 24 июня 1880 года - народ зажиточный, имеющий деньги.  Они  занимаются виноделием в обширных размерах и разного рода ремеслами» .  Газета  «Кавказ» в августе  1880 года № 219,  с удивлением сообщает о «диких инстинктах» немцев-колонистов Еленендорфа:  «Колонист Мануэль Фрик, возвращаясь с возом сена, переехал татарского мальчика 10 лет, который от рождения был глух, что было всем известно,  в том числе и Фрику. В результате он получил переломы ног и ребер. Мать ребенка пришла к немцу с просьбой о помощи,  но Фрик стал бить ее. Вся избитая она упала на колени с мольбой о пощаде, но тиран стал таскать ее за волосы по двору, сопровождая это потоком ругани на татарском языке. Генерал Новрузов, вышедший на балкон, прекратил это неистовство и сообщил Елисаветпольскому прокурору. Второй случай. Два татарина, жители села Кары–Яглы, нанялись к немцу скосить погост за 6 дней  за условленную сумму. Когда же косцы, желая выиграть время, дорогое в страду, напряглись и окончили работу раньше срока, то немец остался недоволен ошибкой в расчетах и предложил им подрядиться на новую работу. Затем  хозяин  рассказал своим соседям вымышленную историю о похищении татарами 25 рублей серебром и подговорил их принять участие в разоблачении кражи. Иоганес Шмидт, Якоб Кригер, Генрих Шмидт и  Христиан Вацек схватили их и секли розгами до рубцов и крови.  Они  пытали их, прикладывая раскаленное железо к заду, рукам  и груди. Командир драгунского полка Жандемир  Жанбеков прекратил эти бесчинства, оказал медицинскую помощь,  освидетельствовал  и передал 01 июня  дело за №55 в прокуратуру. Родственники татар забили живого барана  чтобы, по местным понятиям знахарей  теплой  кожей обернуть пораненные части и облегчить их страдания.» Это сообщение прошло по многим газетам, в том числе и  в  Санкт- Петербургской «Неделе» за  1880 год в  № 31.
   По мнению Дзюбенко (37), «немцы внушают ненависть к себе армян и татар. Нередко между ними возникают зверства.  За кисть винограда могут убить человека. Так  был убит солдат 46 драгунского полка , а богатый немец Форер в колонии Еленендорф  убил татарина. Наш немец довольно груб, не общителен и не пользуется симпатиями окружающих их туземцев. В этом смысле выше стоят молокане,  и даже духоборы. Туземец, привыкший видеть постоянное снисхождение  к колонисту, его же эксплуатирующего, видя его свободы от разных повинностей, враждебно относиться к нему». Дзюбенко выражает свое согласие с мнением  Ермолова, высказанное по этому поводу еще в  1826 году.
    Статья  393 Устава о колониях иностранцев в Империи от 1857 года обязывала  «всех поселян обходиться с соседями ласково и дружески», а головы и шульцы  должны  смотреть за этим  прилежно. Но  в  жизни случалось всякое.
   Указы 1880 года  об ограничении иностранного землевладения не коснулись Закавказья.  Но процесс русификации касался всех. 22 января 1880 года были введены новые «Правила для школ иностранных поселений,  находящихся в городах, местечках, в немецких и чешских колониях».  Школы, причисленные  к разряду церковно-приходских и находящиеся  в ведении духовенства ( подго-тавливающие  лютеранское юношество к конфирмации) , в  обязательном порядке  должны были  обучать русскому языку, а  все учителя  обязаны быть русскоподанными.  В это время в  Еленендорфе было 302 ученика (156 мальчиков и 147 девочек) , которых обучал  А.Киргхофер,  Ян Керер  и Яков  Лампартер.
   Александр II   крепко держал бразды верховного правления  26 лет. В результате очередного покушения  01(13) марта  1881 года он был убит   народовольцами . На престол взошел его второй сын из восьмерых детей , рожденных для России венценосной супругой  Марией Александровной – Александр    III ( 1881-1894). Его женой стала Мария-София-Фредерика- Дагмара, дочь Датского короля Христиана IХ и его супруги Королевы  Луизы, дочери ландграфа Вильгельма Гессен-Кассельского.  После принятия православия  ,   Императрица получила  имя Марии Федоровны.
    27 мая 1881 года оставил пост Наместника на Кавказе Светлейший князь Михаил Николаевич. С 1 января 1882 года  Главноначальствующим  на Кавказе и Командующим войсками Кавказского Военного округа стал генерал-адмирал князь А.М.Дондуков-Корсаков. На должность чиновника особых поручений VI класса был приглашен бывший сослуживец Князя и будущий Бакинский губернатор, православный  немец, дворянин Владимир Петрович Рогге.
   Во время правления Александра III  , который  не скрывал свою ненависть  ко всему немецкому,  естественно   возросли антинемецкие настроения и в русских правительственных кругах. В Российской Империи  началась  развиваться идея государственной державности, национализма и  военного величия. Русификация всей Империи  стала одним из  главных  направлений в политике государства.
     В Европе постепенно  складывались  два враждебных военно-политических блока, где Россия и Германия оказались по разным сторонам барьера. Противостояние этих блоков и привели в итоге  к первой мировой войне.
     Главным событием 1883 года, сыгравшим огромное значение в дальнейшем экономическом развитии  немецких колоний, было открытие Закавказской железной дороги. В ночь с 8 на 9 мая из Тифлиса пошел  первый пассажирский поезд на Баку.
   В этом  году  Елисаветпольская губерния,  в которой  на то время проживали:   « адербайджанские  татары, курды, гапутлинцы, татары, армяне, русские, немцы, кюринцы, евреи,  удины, грузины, персы, чеченцы, кабардинцы,  турки-османцы, англичане,  французы   и  поляки» , отпраздновала   25 –летие. 
Пастором в Еленендорф  был назначен гражданин Швейцарии Маркус Мюллер (Muller). Он родился 24.06.1847 года в семье каменщика   в г. Фразадингене, кантон Шафхаузен в Швейцарии . Имел специальность  кровельщика. В 1868 году завершил обучение  в Базельском  миссионерском обществе и 24 .08. 1874 года был ординирован  в Штутгарте.  03.09. 1874 года он женился на Сусанне (1852 г) , дочери миссионера Иоганна Якоба Губера и 22 сентября отправился в  долгое  путешествие в Тифлис.  С  1874 го-да работал пастором в Мариенфельде, а  в 1884 году был избран оберпастором округа Закавказского колонистского синода и пастором Еленендорфа (von Oberpastor der Deutscher Kolonie in Trans-kaukasien).  Несмотря на  требования  Устава  местом жительства он избрал не Тифлис, где был приписан вместе с семьей, а  Еленендорф. Там ему была предоставлена квартира  и  более высокая  зарплата, которая составляла 1200 руб. в год. Кроме этого, он имел виноградный сад, который  давал доход   в 1250 рублей.
    Дав  присягу на подданство России, пастор Мюллер проработал в Еленендорфе  почти 23 года.  На  период  его  служения припадает  взлет духовного и школьного развития в колонии.  Неутомимым трудом и полным пониманием нужд населения, он снискал себе доверие  и любовь  прихожан. Пастор Мюллер обладал большим духовным влиянием на людей. В нем была простота, мягкость и благожелательность. В его обязанности, кроме регистрации  браков   и новорожденных,  отпевания усопших  и пр. , входила   выдача письменных характеристик на членов колонии. И он был в этом судья справедливый и достойный.   
    Благодаря  пастору Мюллеру  начали проводить богослужения для детей от 5 до 10 лет, на которых он рассказывал детям  библейские и  нравоучительные истории. Дети проходили обычно конфирмацию в 14 лет, но занятость в хозяйстве  и необходимость обучения ремеслу, не давали возможность многим  детям колони-стов подготовиться к этому важному событию в жизни любого лютеранина. Тогда пастор Мюллер, на свою ответственность, ввел  конфирмацию и после 14  лет.  В  1883 году он   организовал  празднование  400-летия  Реформации  (1483-1883). В память об этом событии возле  кирхи  был посажен  чинар  с надписью на металлической таблице. Во время  первой мировой войны табличка была сорвана «варварской рукой». Чинар  сохранился до сих пор. В этом же году пастор  организовал Общественное собрание колонии Еленендорф, которое также занималось просветительской работой. В 1884 году он открыл при школе два дополнительных класса, где вел уроки совместно с учителями .
   В январе 1884 года колонистские лютеранские общины, расположенные вокруг Тифлиса,  также  подали заявление о выходе из Закавказского синода и подчинении их Московской консистории. К 1890 году  только лютеранские  общины  с центром в Еленендорфе  самостоятельно продолжили свою жизнь в виде Закав-казского округа немецких евангелическо-лютеранских общин и независимо от Евангелическо-Лютеранской Церкви Российской Империи.
   Все отчетливее  стало намечаться  разделение колонистов на богатых и бедных.  Крупный хозяин, имея финансовые и технические возможности, приобретал все новые участки земли и становился  богаче.  Безземельный и безденежный  колонист  становился еще  беднее.
   Еще в 1866 году Еленендорф получил дополнительный  общественный  надел   земли   на  берегу реки Шамкир . Земля  была  куплена  казной у Гаджи  Сейфаллы  и передана колонистам  в бесплатное пользование. Это был долг государства, так как вместо положенных 60  дес. земли на каждую семью, они получили  при поселении  только по 30. В ноябре этого же года  Еленендорф ус-тупил участок безземельным членам своей колонии, но руководство оставил за собой. 8 ноября 1883 года общество Еленендорф вынесло приговор о насаждении  на Сейфаллинской даче виноградных лоз. Тогда же был утвержден список колонистов, изъявивших желание переселиться на постоянное место жительство,  и  составлен приговор относительно условий их переселения.  В 1885 году был образован отселок.  И только  в феврале 1896 года, после переселения туда 107 семей из Еленендорфа,  он стал самостоятельным селением( а не колонией) и был передан в ведение Закавказских  сельских общин. Это селение  по разрешению Елисаветпольского губернатора от 13 ноября  1897 года   было названо «Георгсфельд»  в честь  брата  императора Николая II ,  Великого Князя и Наследника  Георгия Александровича . В 1902 году  в Георгсфельде  проживало 792 человека (440 м.  и 352 ж. ), было  построено 104 дома,  молитвенный дом и одноклассное училище.
      В 1885-86 годах  пастором в Георгсфельде и Анненфельде был Гейнрих Фердинанд  Грегориус (Gregorius). Он родился 22.06.1858 года в Вене. С 1883 года   прошел подготовку в миссионерских организациях Вены, Гессена и Америки. 31.07.1882 года  ординирован. В 1886-90 годах он пастор   Елисабетталя, в  1891- 99 годах - пастор- адъюнкт в Гогхейме  ,  с 1899 по 1906 год  - пастор в Фройдентале, в 1906-1914 годах  – опять в Закавказье,  в  колонии Ейгенфельд. В 1916-19 годах Грегориус становиться  проповедником  в немецкой диаспоре Славгорода,  в   1919-23 годах - пастор   в  Ставрополе, где  и похоронил свою жену Жозефи-ну.  С  1923 года работает пастором  в Луганске. Умер  там же 14.07. 1927  года.
     В 1886 году, по данным Никифорова(38) , в семи закавказских колониях проживало  4943 немцев : в Анненфельде- ( 164+192) , в Еленендорфе - (640+628), в Екатериненфельде-(520+576), в Александершильфе-(141+145) , в Елизаветтале-(534+509), в Александердорфе-( 189+176 , в Мариенфельде- (158+142) , в Фройдентале-( 40+42) , в Петерсдорфе-(65+70) мужчин и женщин, соответственно.  Приходские школы работали по сокращенному курсу западных школ. Мальчики и девочки учились вместе, но русский язык изучали только мальчики и знали его плоховато, «зато соседнего туземца немец понимает хорошо,  отлично изучив его язык и веря в пользу его для сношений»(37). Из статистических данных за 1887 год известно , что русский язык из 735    немцев  в  Еленендорфе  знали 268 человек , в Анненфельде  -из 437 немцев-236 (39), но  при этом все колонисты говорили на азербайджанском языке не хуже, чем на родном ( 4,10, 19 , 30). Согласно сведениям «Кавказского календаря» на 1886 год, в Закавказском  крае  работало  6 колонистских церквей и 2 молитвенных дома, включая Баку и Шемаху . 
   Осенью  1888 года Император Александр III вместе с венценосной супругой Марией Федоровной, 20- летним Наследником Цесаревичем  Николаем  и  19- летним Великим  Князем Георгием Александровичем  путешествовали по Кавказу и , посетив Ростов -на - Дону, Минводы, Владикавказ, Новороссийск, Батуми,  28 сентября прибыли в Тифлис. В церемониях встреч с августейшей семьей принимал участие и оберпастор Закавказского округа евангелическо-лютеранских общин  Маркус Мюллер . 30 сентября вечером во Дворце, построенном в 1817 году при генерале Ермолове и перестроенном в 1864-65 годах при Князе Михаиле Николае-виче, был дан праздничный обед, на который получили приглашение 212 человек.  Их Величества заняли места посредине стола, vis-a-vis занял место экзарх Грузии Палладий, рядом с ним представители всех вероисповеданий: православные епископы Александр и Виссарион, Шейх уль-ислам и закавказский муфтий,  оберпастор  Мюллер, католический  прелат Орловский и пр. (40).После этого, Царская семья выехала в Баку.
    По пути был Елисаветполь. В проекте рассматривались разные варианты встречи Царской семьи. Предполагали даже посещение Е.И.В. Еленендорфа.  Все было подготовлено к охоте на турачи и куропаток, если вдруг появиться такое пожелание. Станция Елисаветполя была убрана зеленью и цветами. На перроне  была устроена выставка кустарной промышленности и павильон для встречи с царской семьей. Поезд прибыл  6 октября  и  остановился на 15 минут. После официальной встречи было оглашено "в ознаменование этого события"  награждение жителя колонии Еленендорф 2-й гильдии купца Христофора Форера золотой медалью на Аннинской ленте и такой же, но  серебренной медалью «за усердие» землевладельца Насиба бека Султанова. Тогда же Государь Император Всемилостивейше соизволил пожаловать подарки Карабахской Ханше Уцмиевой( брошь), а  Шараф  Докучан -бегуме, вдове дворянина Хидаят ага Джеванширского- браслет с тремя изумрудами и 12 бриллиантами . 8 октября  Царская семья прибыла в Баку ,где  был заложен новый православный  Александро –Невский собор.
    С  1888 года на вакантное место пастора  в Анненфельде был приглашен Якоб  Штах (Stach) .Он  родился 23.09 1865 г. в Грюнау в семье переселенца, окончил школу и был учителем начальных классов.  В 1883 году  получил образование в  Базельском миссионерском обществе , 10.05.1888 года  ординирован и направлен на работу в Аннельфельд, Георгсфельд  и  Тифлис.  23.09.1889 года женился на Алиде Марии Нельсон (1867 г). С 1891 года работал в Гохгейме,  Фройдентале, с 1916 по 1921 годы - в г. Славгороде.  Во время Чернодольского восстания  алтайского крестьянства против  Колчака,  сектанский проповедник Якоб Вагнер  объявил о создании в Славгороде  Крестьянской Республики, чем   привлек на свою сторону огромное количество лютеран. При этом, пастор Штах  был занесен  в список »смертников». С большим трудом он бежал в Семипалатинск , а затем в Москву.  В 1922 году   эмигрировал  в Берлин. Свои воспоминания и исторические сведения  о работе он опубликовал  во многих изданиях,  в том числе  на русском языке (41) .  Умер в 1944 году в Катценеленбогене.
    В 1889 году, благодаря горячему содействию Президента Общества сельского хозяйства  Наместника  Кавказа А.М.Дондукова – Корсакова прошла восьмая Кавказская  выставка предметов сельского хозяйства и промышленности. Барон  А. фон Кученбах в своем павильоне  представил продукты  молочного  хозяйства  и швейцарских сыроварен на Кавказе   : швейцарский сыр,  ромаду, гуда , топленое и сливочное масло. В Борчалинском уезде  он разводил домашний скот,  где все коровы были «выхолены» . Кроме того, барон занимался коневодством  и имел большой стекольный завод. На выставке Князь Михаил Николаевич предпочел сыр Кученбаха, настоящему швейцарскому сыру и вручил ему  золотую медаль за долголетнюю деятельность по развитию швейцарского  сыроварения на Кавказе.
     Тамара Гумбатова.  Жизнь -немцев колонистов за Кавказом.Баку.2005 год 
               


Рецензии