Игорь Карлов. О малой прозе Якова Шафрана

Кого страшнее встретить в глухой чащобе: дикого зверя или человека? В рассказе Якова Шафрана «Случай в лесу» навстречу двум случайно сошедшимся мужчинам выходит кабан. И, оказывается, порой легче установить контакт с животным, в его глазах увидеть дружество и равенство перед Создателем. А вот че- ловек человеку... Кто он? Волк? Друг и товарищ? Брат во Христе? Это один из тех «вечных», «проклятых» вопросов, которыми задавались наши предки, над которыми будут биться наши потомки, которые и нам не дают покоя. Ответы на этот вопрос, данные русской классической литературой, стали благодатной почвой для рассказов и эссе Якова Шафрана. В его «Самом главном» читаешь: «Все вокруг — это ты, а ты — это все окружающее». Здесь надо остановиться (да и вообще Шафрана следует читать неспешно), провести параллели, вспомнить об аллюзиях и реминисценциях... «Все вокруг — это ты, а ты — это все окружающее». В этой фразе явственно слышны отзвуки пантеизма Толстого, в ней отразились размышления над тютчевской и фетовской философией природы. Между тем, произведения Якова Шафрана остро злободневны, а его персонажи — наши современники, соотечественники, задерганные изматывающей городской спешкой, подчас изнывающие под гнетом циничного материализма, подчас сами не поправимо калечащие себя духовно и телесно. Кто они нам, эти безвольные или нахальные, эти непросвещенные или изолгавшиеся люди? Враги? Посторонние? 
Должны ли мы с презрением отвернуться от них? Или все же и они — ближние, те, кого следует возлюбить, как самого себя? Яков Шафран идет навстречу своим героям (даже самым отталкивающим), он идет навстречу своим читателям, старается показать им, как красив Божий мир, напомнить, что ни для одного из нас не заказан путь спасения, что душа в каждом живет, готова воскреснуть под впечатлением от созерцания природы или общения с себе подобными. Борис из рассказа «Другая жизнь» вышел из этического оцепенения после одной запомнившейся встречи. Оказав помощь попавшим в беду детям, Борис в итоге меняет и свою опостылевшую жизнь. В этом простом сюжете глубокий смысл: именно действенная, активная и бескорыстная, самозабвенная помощь другим делает нас людьми; именно «затрачивая» себя мы становимся богаче. Наше избавление не в экономности, а в душевной щедрости. Но нынешнему вечно чем-то утомленному горожанину, напротив, кажется, что нужно тщательно, придирчиво сберегать все: деньги, воду, электричество, сердечное тепло... А потому ни к чему расходовать силы, чтобы поднять упавшего, вступиться за беззащитного, спорить с подлюкой начальником, конфликтовать с соседями-негодяями... Так и барахтаемся на мелководье премудрыми пескарями в надежде сохранить себя для... сами не знаем для чего. Хорошо, коли найдется писатель, который напомнит: жить можно и нужно по-другому! Чтобы изменить свое существование, иногда достаточно малости — вспомнить в себе ребенка, как сделал это Антон, главный герой рассказа «Волшебная флейта». Что может быть проще: стряхнуть пыль с любимого музыкального инструмента и оживить дивные, почти отлетевшие в небытие звуки. Не смутиться, когда окружающие крутят пальцем у виска (взрослый дядька дудит в дудку!), не испугаться язвительных насмешек сослуживцев, не сдаться под напором их издевательств уже сложнее, но и важнее. Вот если не отступишь, не предашь в себе детскую наивность и чистоту, если сохранишь верность возвышающей музыке, то не только сам станешь чуточку лучше, но и поможешь другим измениться. Так и произошло с коллегами Антона, в чьих сердцах от задушевной мелодии флейты проснулась (не сразу, далеко не сразу!) человеческая сущность, загнанная в подполье эпохой конкуренции и меркантилизма. Вот так — передавая от человека к человеку правду о живой душе — пред-
стоит нам строить свое общество, свободное от зависти, злобы, либерального тоталитаризма и диктатуры рынка. Долго, чрезвычайно долго будет созидаться этот новый социум. Нет гарантии, что он прославится долговечностью и богатством. Однако это единственный достойный человека путь, путь к надежной и значимой цели. Надо только верить, надо быть готовыми к жертвенности, нельзя отчаиваться и опускать руки. Ведь удалось же первым христианам созиждить великую цивилизацию! И, может быть, для возрождения человечества не потребуется многомиллионная армия спасателей? Может быть, по народной пословице, довольно будет одного праведника? Надежда на это слышна в пронзительном рассказе «Жалостливая». Его героиня, растоптанная нынешней российской действительностью, обращенная в рабыню агрессивной алчностью, изнасилованная торжествующей безнравственностью, находит в себе силы простить своих обидчиков, пожалеть (и тем самым победить) их. Вслед за автором мы приходим к убеждению: в прощении проявляется величие. И вспоминаются боговдохновенные строки А. С. Хомякова: «Подвиг есть и в сраженьи, подвиг есть и в борьбе. Высший подвиг — в прощеньи, любви и мольбе». Человек передает человеку весточку: «Все же мы — люди». Поведением своим, обликом своим, делом, а порой одним только взглядом человек напутствует ближнего: «Держись! Не теряй себя!» Сегодня нет ничего важнее, чем помнить, что мы — люди. Не потребители, не избиратели — люди. И благо, что есть в нашей литературе авторы, способные без надрыва, но уверенно напомнить о том, без чего невозможно выжить душе: «...твои хорошие мысли, чувства, работа, которую делаешь с душой, совершенно незнакомые тебе люди, о которых хорошо подумал, посочувствовал, к которым проявил милосердие, или которые проявили это все по отношению к тебе, посаженное тобой деревце, читатели, понимающие тебя, города, реки, горы и леса — все, что способно охватить твое любящее сердце...» (Я. Шафран. «Родина»). Так продолжается традиция отечественной словесности. Измученный наш современник, житель мегаполиса, утомленный офисными склоками, ищет Бога и Человека. Давайте поможем ему!
Игорь Карлов,
Лауреат всероссийской литературной премии
«Левша» им. Н.С. Лескова.


Рецензии