5. Жизнь и обычаи колонистов в конце ХIХ века
22 ноября 1890 года Император соизволил подчинить все без исключения лютеранские церковные школы со своим имуществом Министерству Народного Просвещения. Приказом правительства Еленендорфская церковная школа, в которой дети учились с 8 до 12 лет, была преобразована в двухклассное училище с обязательным преподаванием всех предметов на русском языке, кроме Закона Божьего. Право наблюдать за школьным и религиозным образованием, а также за воспитанием детей было оставлено за пастором. Несмотря на это преподавание в школе продолжалось вестись на немецком языке . Из пяти учителей четверо были немцами (Видершпан, Локк, Циммер, Керер ), пятый- еврей А.М.Рабинович. В этот период в школе было 277 учеников.
С 1891 по 1898 год место пастора в Анненфельде было опять вакантным . В школе учитель Флиге занимался с 31 мальчиком и 41 девочкой . Периодически туда приезжал пастор Мюллер. С 1894 года ему в этом помогал Иоганн Майер(Mayer). Он родился 05.08.1868 года в Екатериненфельде в семье колониста Фридриха и его жены Кристины, ур. Эйтер. В 1887 году окончил образование в Базельском миссионерском обществе, 29.06.1893 года был благословлен , а 9 июля - ординирован в г. Эбинген в Вюртенберге. Работал в Африке , а затем возвратился на родину . Женился на дочери купца и землевладельца Форера. С 1894 году он пастор -адъюнкт при оберпасторе в Анненфельде. В 1898 году был ординирован, как пастор Анненфельда и Георгсфельде,где работал до 1905 года. Затем вместе со своим тестем Форером выехал в Тифлис и занялся делами его фирмы. В 1921-23 году жил в Ели-саветполе в доме Фореров и активно занимался пасторской деятельностью. Этот трехэтажный дом чисто немецкого стиля с чердачными антресолями располагался по левую сторону моста реки Гянджинки. Когда Форер построил его в 1879 году, газета «Кавказ» 11 сентября 1880 года писала :« в этом видна немецкая сообразительность, так как на антресолях будут расположены де-шевые номера».
1892 год был тяжелым для Российской империи. Колонисты вместе со всеми переживали экономические трудности неурожая 1891 года и начавшуюся эпидемию холеры. В Еленендорфе скопился громадный запас вина прошлогоднего урожая, который не находил сбыта. Несмотря на это они обратились к начальству с просьбой разрешить взять на себя «прокормление» тридцати одной семьи немцев из голодающей России (42).
В мае 1892 года оберпастор Мюллер выехал в Баку для совершения важного и радостного события в жизни Бакинской Евангелическо-Лютеранской общины- бракосочетания и венчания пастора Рихарда Вернера Теодора, 29 лет , из Курляндии, сына Эрнста Циммермана и его жены Елизаветы, ур. Цеппевич. Его супругой стала девица Эмма-София, 32 лет, уроженка Санкт-Петербурга, дочь Георга-Теодора Ценфзена и его жены Марии, ур. Цохен .
22 октября 1893 года МВД запретило лютеранским пасторам совершать богослужения на открытом воздухе или в зданиях, не предназначенных для этого. Это дало возможность городской Евангелическо-Лютеранской церкви в Тифлисе в 1893 году начать строительство на углу Михайловского проспекта и Кирочной улицы новой лютеранской церкви. Она была возведена по проекту архитектора Леопольда Бильфельда в готическом стиле и на доброхотные пожертвования немцев, живущих в городе. 18 мая 1897 году ее освятил московский генерал- суперинтендент Павел фон Эверт (25). По проекту Бильфельда в 1892 года была построена православная церковь Михаила Архангела в Ленкорани(29).
В 1892 году в старой тифлисской кирхе Свв. Петра и Павла был установлен орган «E.E.Walker and Co « на 12 регистров (32). Второй орган на 12 регистров этой же фирмы был установлен в 1902 году в католической церкви Марии Himmelfarrtkirche .
За 30 лет существования фирма Бр.Сименс построила на Кедабекских рудниках гигантский завод по переработке руды. Там проживало 300 немцев- мастеровых, для которых была построена кирха. Но никаких сведений о работе там пасторов нами не обнаружено. Этот завод очень многие посещали, как достопримечательность Кавказа. В 1893 году газета «Кавказ « в № 252 писала, что « это внешний блеск знаменитого детища не менее знаменитых патронов, где преследуются только личные цели и не принимаются во внимание интересы чернорабочих. Завод , как ни странно, не имеет школы и 30 детей посещают одноклассную школу, где учителем является немец, не умеющий объясняться на туземном языке. Он получает за это до 200 рублей в месяц, но своих детей предпочитает воспитывать заграницей».
Все громче раздаются призывы об окончательном прекращении колонизации Кавказа иностранными выходцами и, в первую очередь, армянами из Турции. Газета «Каспий» в № 278 за 1894 год пишет: » русский элемент на Кавказе слаб и это не позволяет России создать более тесную связь с туземцами. Так, в Ириванской губернии из 700 000 человек, только 4 тыс. русских и около 400 000 армян, которые не являются аборигенами, а пришли сюда в конце 50-х годов из Турции. Нужно привлекать русских крестьян, которые трудолюбивее и культурнее армян. Что же касается немцев, то они пришли в чужое место, показали свою силу, свое право, энергию, настойчивость, и при этом вступили в дружеский договор и установили дружеские связи с туземцами».
20 октября 1894 г в своем дворце в 1 часа 15 минут пополудни, приняв утром в 10 часов Святые Христовы Тайны и находясь в полном сознании, тихо почил в Бозе Самодержец Всероссийский Александр Александрович III. Ему было всего 49 лет. Во всех церквях, независимо от вероисповедания, проходили заупокойные молитвы и панихиды по усопшем монархе. Глубокой скорби была поражена не только Россия, но и весь мир, так как в опочившем Государе признавали единственного хранителя мира в Европе.
В тот же день, в 5 вечера было объявлено о восшествии на престол Самодержца Всероссийского Николая II Александровича (1894-1917) и всеми была принесена присяга Государю Монарху и законному его наследнику Великому Князю Георгию Александровичу. Это обычное –« Король умер. Да здравствует король!». 23 октября прошло священное миропомазание над нареченной Царской Невестой, принцессой Алекс-Виктории-Елены-Луизы-Беатрисы, дочери Великого Герцога Гессенского Людвига IУ и его супруги Великой Герцогини Алисы. Она стала дочерью православной церкви и получила имя : Благоверная Великая Княжна Александра Федоровна. 29 октября был опубликован Высочайший манифест Государя Императора Николая II, согласно которому он прощал многим их долги государству, проводил амнистию среди осужденных и пр.14 ноября прошло бракосочетание Государя Императора Николая II с Александрой Федоровной и их коронование.
Колонисты интенсивно вели хозяйство и изо дня в день увеличивали свой материальный достаток, чем вызывали у многих зависть и раздражение. Все чаще появляются обвинения в неправильной политике при колонизации Кавказа. Газета «Каспий» за 1894 год, № 50 , рассматривая этот вопрос, считала, что : » все эти пришельцы( немцы, чехи, болгары и др.) - чужды русской государственной идее, они постоянно думают о личной выгоде и только русские поселенцы, несмотря на далеко не радушный их прием, оседают здесь».
В воскресенье 4 декабря 1894 года оберпастор М. Мюллер поехал в очередной раз в Баку. На этот раз он остановился у своего друга Романа Федоровича Баумгартена , управляющего на телефонной станции акционерного общества Густава Листа( по версии некоторых исследователей, предка известного журналиста Влада Листьева). По сообщению газеты "Каспий" в Баку 11-12 октября 1896 года "при шведско-немецкой лютеранской школе, в квартире пастора Циммермана проходило заседание, на котором разрешались разные религиозно-нравственные вопросы. Заседание состояло из шести пасторов, ко-торые съехались со всего Кавказа. Председательствовал Маркус Мюллер, оберпастор Закавказских немецких колоний. По окончании заседания участвовавшие в нем пошли смотреть заложенную на Телефонной улице лютеранскую церковь, которую предполагалось открыть к будущему году". На следующий день "лютеранские пасторы (Маркус Мюллер, Карл Циммер, Владимир Тумим, Эдуард Бергман, Рихард Циммерман и Зомельт) после осмотра школы и места вновь заложенной Лютеранской церкви, разъехались по своим приходам".
10 сентября 1896 года в Елисаветполе было достаточно ощутимое землетрясение, которое вызвало беспокойство у колонистов.
15 декабря 1896 года умер князь С.А.Шереметьев. На его должность 6 марта 1897 года был назначен генерал от инфантерии, князь Григорий Сергеевич Голицын. Его помощником стал генерал-лейтенант, немец А. А. Фрезе. 8 марта 1897 года было торжественное открытие самоуправления в Елисаветполе .
24 февраля 1897 года Госсовет Министерства Народного Просвещения, в очередной раз распорядился ввести в школах б. иностранных колонистов преподавание на русском языке. Это дало бы возможность немцам продолжать обучение в российских учебных заведениях, вплоть до университетов Империи. Но многие немцы продолжали воспринимать это, как давление на национальную школу.
С каждым годом колонисты, ощущая нехватку земли, стремились к расширению своих хозяйств. Согласно закону, по смерти хозяина земельный надел передавался только младшему сыну (позже, и старшему), т.е. бытовала так называемая система минората. Остальное имущество делилось поровну между всеми наследниками. Двор с хозяйственным инвентарем доставался наследнику земельного надела. Но он выплачивал всем остальным причитающуюся им часть стоимости двора и инвентаря.
Многие колонисты арендовали или покупали сады у азербайджанцев и армян. Горячность, которую они проявляли при покупке земель, не только поднимала цену на землю, но вызывала раздражение. Для обработки земли и садов они нанимали временных наемных работников. В Еленендорфе 1898 года временно по разрешению руководства колонии проживало 30 армян, 10 татарских и 5 русских семей. В связи с этим, уже к 1894 году были построены небольшие молитвенные дома для русских и армян . В русском молитвенном доме богослужения проводились только во время пребывания 1-го Лабинского Закавказского полка, а в армяно-григорианском молитвенном доме - два раза в году: на крещение и пасху . Выполнять требы у русских вообще было некому и поэтому русским и армянам волею-неволею приходилось посещать немецкую кирху, слушать богослужения на непонятном для них языке и несогласно с обрядами их церквей.
Асландузский резервный батальон также имел отдельное помещение, где нижние чины лютеранского исповедания проводили обряд говения. Позже была построена полковая церковь.
В декабре 1898 года Съезд инженеров-гидравликов на Кавказе удовлетворил ходатайство колонистов об устройстве в Еленендорфе водопровода из родника » Ханбулах».
Император Николай 11 внимательно относился к религиозной жизни своего государства и предпринял достаточно жесткие меры к наведению порядка в этой области. Так, была признана вредной секта штундистов и запрещены их молитвенные собрания. МВД 30 декабря 1899 года запретило миссионерские празднества, сборища и «недозволенные сборы, предназначенные на распространение протестантских вероучений(43). Это, в какой-то степени ограничило религиозную деятельность и колонистов. Организованная пастором Мюллером обширная церковная библиотека была в 1899 году закрыта, так как на нее не было ранее получено разрешение.
Надо отметить, что чем больше в Романовых было немецкой крови, тем больше они становились «славянофилами» и «народниками», а значит, тем более » русскими». Это наиболее проявилось в Николае II и его немецкой супруге, всем сердцем принявшем православие. Известно, что канонизация Преподобного Серафима Саровского (1754-1833) состоялась, прежде всего, по настоянию Царя и Царицы.
За Кавказом в это время проживало 25 тысяч немцев-колонистов, для которых единственным источником пропитания и благоустройства, оставался виноград. Зажиточность закавказских колонистов явно бросалась в глаза на каждом шагу и вызывала зависть. В бытовом и культурном отношении колонии представляли государство в государстве. Это был совершенно особый и самодовлеющий мир, резко отличавшийся от окружающих их народностей по религии, языку, по характеру построек, по одежде, по всему житейскому строю и типу людей (44). На сильную замкнутость и националистическую гордость указывает в 1900 году Басихин (18) . По его мнению: »они свою родную фа-терлянд и жизнь, с незначительными изменениями, перенесли на русскую почву. Вследствие чрезмерно развитой любви ко всему своему, национальному, колонисты весьма нетерпимы по отношению к другим национальностям». Его поддерживает В.Л.Величко, редактор в 1896-1899 годах официальной газеты «Кавказ» (7 ). Он считает, что » переселение немцев не оправдало надежды правительства , так как колонии немецкие, создав свое благополучие на счет казны и туземных соседей , этим последним ничего доброго не привили, а местами лишь сделали из них обельных холопов своих».
По словам его современника публициста Я.Абрамова , немцы » никакого культурного влияния на окружающее население не оказали. Самодовольные, сомнительные, надутые, они смотрят с пренебрежением на представителей других национальностей, как на какие-то низшие существа, не входят с ними ни в какие общения, кроме самых необходимых »(45) . Но насколько эти упреки объективны?! К сожалению, никто не обращает внимания на то, что такое поведение колонистов соответствовало требованиям их устава (закона!). Так, ст. 414 гласила ,что колонистов надо «приучать, чтобы , сообразуясь с обычаем тех мест, отколе они выехали в Россию, в каменных строениях сохраняли тот же образ, какой там употребляется; чтобы в расположенных в колониях домах наблюдался должный порядок; без дозволения местного начальства , вновь домов самим собою не строить!»
Описание жизни и быта немцев-колонистов в эти годы оставил нам учитель Еленендорфского училища Фердинанд Август Циммер (46) и другие.» Еленендорф интенсивно застраивался. Из 224 домов, 15 были двухэтажными. Стены домов оштукатурены и раскрашены, преимущественно масляной голубой краской. Не-редко их украшали художественной росписью. Каждый год к Троице все это подновлялось, а зачастую и перекрашивалось. Между домами не было никаких заборов. Все участки условно отделены друг от друга кустами цветов или декоративными растениями. При входе в жилище немцев всегда ощущалась зажи-точность и любовь к порядку. Стены оклеены обоями. Полы накрашены и безукоризненно чисты. Гостиная обставлена мебелью самой изящной отделки . На стенах картинки духовного содержания, тексты из Библии или портреты Государя и Государыни. Колонисты любили пестрое убранство комнат, что создавало уют. В лучшей комнате стояла высокая кровать с массой подушек и высоко взбитой периной».
По данным Никифорова (38) : «Красивый вид немецких колоний очень бросался в глаза по сравнению с грузинскими и татарскими деревнями, с их глиняным подобием жилья под плоскими земляными крышами и кривыми узкими переулками». Это подтверждает Басихин (18): « Благосостояние колонистов поразительно и резко бросается в глаза. В туземных селениях , ближайших к колониям, неприглядная бедность, нищета, жалкие полуразвалившиеся сакли, без окон и дверей землянки, в которых вместе со скотом живут люди. Все это плохо гармонирует с весенним видом колоний и еще более оттеняет их видимое благополучие».
Можно попытаться эти различия объяснить тем, что согласно ст. 413 Устава, хозяин-колонист обязан содержать свой дом, гумно, конюшню, хлев и огороды в надлежащей исправности, опрятности и чистоте. Перед другими такие требования никто не выставлял и никто «прилежно не присматривал...
Некогда пустая долина реки Гянджинки и всякое место вокруг упорным трудом немецких колонистов, превратились в сплошной виноградник либо рощу. Разрослись заложенные колонистами « манджурские» сады. Улицы Еленендорфа утопали в зелени итальянских тополей , чинар , лип и акаций . Учитывая , что в немецкой геральдике груша является символом плодородия , добропорядочности и честной службы , в колонии существовал культ грушевых деревьев.
Летом улицы были оживленными. Дилижансы и фаэтоны настолько часто курсировали из Елисаветполя через Еленендорф в дачное место Аджикенд, которое было летней резиденцией губернатора и его учреждений , что пришлось вынести приговор о запрещении фаэтонщикам быстрой езды по улицам колонии.
В колониях всегда царила музыка . У колонистов было около сорока фисгармоний и более десяти роялей . Пение было любимым развлечением. По вечерам или по праздничным дням в семьях кто-нибудь играл мотив , а остальные пели, в основном церковные песни. Обычно это происходило в семейном кругу. Праздников практически не было. Даже в гости друг к другу ходили редко. Увеселительные игры также были запрещены. Хороводов с песнями не водили. Такое поведение колонистов тоже определялось законом и входило в их обязанности . Согласно ст. 395 Устава:»роскошь или мотовство должно истребляться». При этом, под мотовством подразумевались »неумеренные расходы в своем доме, частые сборища гостей , карточные игры на деньги и вещи, пьянство или удовлетворение других страстей». Ну, какому русскому поселянину можно было бы предъявить такие требования к жизни?!
В 1900 году в колонии выписывали около 100 экземпляров немецких периодических изданий, получаемых из России и из заграницы. Несмотря на политику русификации колоний, русскому языку уделялось мало внимания и поэтому старшее поколение практически его не знало, но молодежь владела разговорной речью.Немцы-колонисты говорили на швабском диалекте, который сильно отличался от литературного языка. Этому наречию чужды слова, выражающие нежные чувства. Вместо weinen употребляется heulen, ziehen- schleppen, sitzen- hocken, laufen- springen, rufen-schreien и т.п.
С течением времени при усердном попечении администрации и заботами лютеранских пасторов почти все сектанты приняли лютеранство. Они очень строго придерживались церковных обрядов. Как только раздавался перезвон колоколов, все направлялись в кирху. Только один человек из всей семьи оставался дома. Церковь по воскресеньям была переполнена. На богослужениях колонисты сидели раздельно- мужчины занимали левую сторону, женщины- правую. Каждый возраст также имел свое место в соответствующем ряду. Игра органа сопровождалась общим пением. Это придавало гармоничную полноту и силу звучания исполняемым хоралам .
По воскресным дням после главного богослужения молодежь от 14 до 18 лет собиралась в двухклассном училище, почетным блюстителем которого был Х.Х.Форер. Вместе с пастором они повторяли пройденные в школе занятия по Закону Божьему, затем возвращались в кирху, где пастор с 2-х до 3-х часов проводил с ними катехизацию по основным положениям вероучения. Одновременно в школе несколько взрослых девушек проводили такие же занятия с детьми младшего возраста . Иногда по воскресеньям , а зимой по четвергам, бывали вечерние молебствия. В этом они отличались от традиций официальной церкви.
Согласно ст. 424 Устава колонистов от 1857 года, религиозная жизнь также регламентировалась. Так, если « кто-то будет удаляться от христианских обязанностей (не посещать в праздничные и воскресные дни храм Божий и не приобщатся Святым Тайнам), то первые два раза - увещевать, а потом - взыскивать по три копейки . Если же в течение года виновные были три раза подвергнуты этому взысканию, то увеличить пенью вдвое и по целому дню употреблять в общественную работу». Не удивительно, что некоторые колонисты »церковь скорее посещают по привычке, чем из религиозного рвения». Дзюбенко еще в 1880 году отмечал (37) : «на задних скамейках кирхы здоровые молодые парни просто спят». Но это, наверное, от усталости, ведь все они были трудоголиками. Да и неоправданные расходы ни к чему…
Браки заключались только между немцами. Смешанных браков с представителями других народностей и исповеданий в колониях не было. По этому поводу существовал негласный запрет, так как, это был единственный путь сохранить национальную идентичность. В большинстве случаев материальный интерес являлся решающим фактором не только со стороны родителей, но и со стороны вступающих в брак. Это не исключало » влечения сердец» . Несчастливых браков практически не было.
Свадьбы проходили поздней осенью, приуроченные к празднику Урожая (Erntedankfest) или зимой после Рождества (Weihnachtsfest). Ей обычно предшествовали пение товарищами жениха под окнами невесты и помолвка. Помолвки проходили на Троицу, которую праздновали в течение трех дней. Затем следовало оглашение в церкви три воскресенья подряд , торжественное обручение пастором в присутствии двух свидетелей и собственно свадьба. Венчальным днем считался вторник. Невесту провожали в церковь две подружки, жениха – два дружка. У невесты на голове был венок из искусственных белых цветов (без фаты), у жениха - на груди белая лента. Свадебное шествие обязательно сопровождалось перезвоном колоколов.
Эти правила не соблюдались только в случае нарушения целомудрия с обеих сторон, о чем пастору становилось известно еще при обручении. В этом случае, венчание проходило по средам и без перезвона колоколов. Тот, кто был грешен, не имел права надевать свадебный наряд. Вступавшие в брак не обменивались кольцами, а только подавали друг другу руку. Затем гости направлялись в дом родителей невесты. За длинными столами размещались гости, при этом женщины садились отдельно. Это сближало их в традициях с местным мусульманским населением . Свадьба состояла из еды и питья. Танцы запрещались церковным обрядом, » презирающим всякое земное удовольствие «. Разрешено только напевание религиозных песен, которые сменялись заздравным « ура» молодой чете.
На всех свадьбах роль современного тамады исполнял пастор, который руководил пением и провозглашал тост за новобрачных. Несмотря на обильные возлияния, привыкшие к вину колонисты, оставались трезвыми.
Свадебный обед начинался в 4 часа дня и состоял из супа с макаронами и мяса. На ужин около 8 часов вечера подавали традиционные блюда азербайджанцев - плов с большим количеством изюма и чай. На столе присутствовали разные закуски - сыр, рыба, икра и пр. На свадьбу шло около 12 пудов мяса, 4 пуда риса и 15 ведер вина.
Крещение детей происходило, как правило, в церкви после богослужения. Обряд состоял из трехкратного окропления головы младенца водой и произношения молитвы. Он получал имя и становился членом евангелическо-лютеранской церкви. На крестины приглашались только родственники, которых набиралось не менее 50 человек. Расходы на этот праздник доходили до 30 рублей (при цене 1 фунта говядины- 0,9 коп, баранины -1руб.20 коп).
Одной из особенностей лютеранства является конфирмация т.е. первое причастие и сознательное подтверждение обетов, данных при крещении. Она проходила два раза в год - в первое воскресенье после Богоявления (январь м-ц) и в первое воскресенье после Пасхи. Перед конфирмацией устраивалась проверка знаний христианского вероучения. Это происходило в общине, где конфирманты отвечали на вопросы пастора. Во время церемонии дети были одеты в белые до пят одежды.
«Стоит нам силой в трудный час,
Не устоять в напасти .
Но ратует в борьбе за нас
Избранник божьей власти»
Этот гимн Мартина Лютера - «Господь, наш меч! Оплот и щит!» (который, по словам Фридриха Энгельса,стал «Марсельезой 16 века» ) пели конфирманты, выражая свое доверие основоположнику и совершителю Веры , Спасителю Иисусу Христу ! После окончания конфирмации гостей приглашали на кофе, а виновни-кам торжества вручали подарки.
Были свои особенности и в похоронах. Лютеранское погребение проходит очень скромно. С религиозной точки зрения смерть— благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подго-товить душу к последнему уходу. В свое время спокойное отношение лютеран к смерти близких поразило эмоционального генерала Ермолова. Тютчев так описывает этот процесс: »Пастор произносил пристойную, но достаточно абстрактную проповедь. Гроб опускают в могилу. Толпа вокруг «различно занята». Поминаний нет. Только раз в году, в третье воскресенье октября, проходит поминальный день. Тогда вспоминают обо всех ушедших в мир иной.
«Кто б ни был ты, покойный лютеранин,
тебя легко и просто хоронили.
Был взор слезой приличной затуманен,
сдержанно колокола звонили».
Все требы у лютеран были платными: крещение- 25 копеек, бракосочетание- 1-2 руб., отпевание -25-50 копеек, конфирмация- 2 рубля. Если пастор осуществлял эти таинства на дому, полученные деньги были его личным доходом.
Внутренняя жизнь немцев в колонии была строга. Вокруг тишина и порядок, оберегаемый своей полицией, которая в обращении была достаточно сурова. Общество ответственно за каждого члена. Главой семьи считался отец или старший , которому подчинялось все семейство. Строгость и уважение к старшим по возрасту была очень заметна.
Ко всякому несчастию относились с чрезвычайным участием, но трезво, считая, что «терпение и труд все перетрут».
Пили и ели хорошо. «Немецкая семья не сядет за стол без 2-3-х перемен сытных мясных кушаний». Главную каждодневную пищу составляло мясо, которое подавали не менее двух раз в день с макаронами и рисом .Часто делали »азиатский шашлык». Любимым блюдом считались лепешки из муки, приправленные свиным салом. Мясной ужин запивали чаем. Очень любили овечий сыр, который покупали у местного населения. Позже организовали производство своего сыра. В отличие от азербайджанской патоки из винограда (бекмес) , они разработали свой рецепт : в виноградное сусло добавляли углекислую известь для уничтожения кислот и в течение 10 часов варили в котле. Под конец добавляли разные фрукты - айву, сливы и т.п. Это варенье, вместе с орехами и хлебом было не только лакомством, но и питательной пищей.
Утром и после обеда, особенно у женщин, обязательная чашка кофе. Вдова Штрассера стала жертвой этой традиции. Утром она вывесила во двор для проветривания пуховый матрас, одеяла и подушки (это тоже было обязательным в жизни немцев ) и отлучилась на минутку выпить чашку кофе. Этого времени было достаточно, чтобы все украли (47).
Вино являлось неразлучным спутником всегда и везде. Его пили столько, сколько захочется. При этом, не только члены семьи, но и прислуга или работники, которые к тому времени были у колонистов. В колонии строго каралось пьянство, поэтому оно еще долгие годы было незнакомым явлением в колонии.
Колонисты стали очень редко болеть. Старики сохраняют недюжинную физическую силу и занимаются полевой работой почти до самой смерти»(38).Во время сбора винограда в доме оставались только больные. Школы закрывались , так как все были в садах. Немецкие колонисты целый день за работой ,то в поле, то у себя дома. В будни работали до 18 часов в сутки, в праздники и воскресенье отдыхали.
Сама жизнь в колонии для окружающего местного населения имела какой-то гнетущий характер . Возможно , в этом и было их главное отличие от «окружающего населения , которое не смогло воспринять опыт немецких колонистов». Малиновский очень колоритно пишет об этом устами русского крестьянина (48) : « У немца свой порядок есть, а у нас начальство, как хочет, так и велит. Он - по часам живет, а мы - по солнышку «.
Интересное описание жизни немцев дает русский житель Тифлиса(49) , переселившийся в деревню для устройства пасеки: « Семьдесят дворов немецкой колонии , которой всего десять лет, вырабатывают на кооперативных началах 30 000 ведер белого кахетинского вина. Дома основательны, приземисты. Широкие дворы, скотина, хлеб на скирдах, амбары и все прочее. Пропасть свиней, которые обжираются арбузами. Лица у немцев свежие, румяные, хохот здоровый, добродушно-немецкий. Ни одного русского слова не знают. В доме просторные комнаты с глиняным полом, чисто выбелены. Мебель крашеная, самодельная. В углу кровать саркофагом. Около печи колыбелька, прочные скамьи и столы. Кое-где цитра или фисгармония. Книг нигде нет. Выписывают только газеты. Сытые , довольные и живут только духовной жизнью. Я завидую немцам, но поселиться с ними, жить их интересами, даже вот так трудиться, как они- ни за что не соглашусь! Вот если бы к практичности и трезвости немцев, привить нашу идейность…».
Безусловно, национальный фактор в данной ситуации был очень важным. Но не последнюю роль имели и законы лютеранского вероисповедания . Мартин Лютер в своих знаменитых 95 тезисах, прибитых на дверях католической церкви в качестве протеста против католических догматов (отсюда и пошло слово- протестантизм), требовал отменить все праздничные дни и церковные юбилеи, кроме воскресенья. Он впервые в средневековой Европе нравственно возвысил труд и категорически осудил праздность. Считая почетным любой труд, Лютер требовал работы от всех, кто может работать, видя при этом в лени внешнюю примету безверия и «неблагодатности» . Благодаря реформации Лютера у немцев в результате длительного протестантско-пиетического воспитания были выработаны новые черты национального характера - деловитость, трезвость, прилежание, пунктуальность и , по словам Достоевского(50) ,« умение подойти к своему делу и овладеть им вполне».
Отдых тоже соответствовал их религиозным воззрениям. Весной все выходили на прогулку в степь. Родители с детьми - отдельно, разные полы и возрасты тоже отдельно. Брать с собой вино или закуски не позволялось. Запрещалась в эти дни колесная и верховая езда . Парни с девушками открыто не могли общаться и устраивать развлечений. За обнаруженную совместную прогулку «обоих полов», виновные привлекались к ответственности. Жаль, что не сообщается, как же этих бедных наказывали?! В ночь на первое мая парни проводили уличные веселья. На Церковной площади устанавливалось майское дерево. У домов любимых девушек расставлялись зеленные ветки, у других - чучело из тряпок. «Изредка проводились гулянья, танцевальные и музыкальные вечера в общественных садах, где играл свой оркестр. Позволяют себе попить и попеть, но все это « в пределах приличий» (18)
По окончанию молотьбы в конце июля везде проходили гулянья. Взяв с собой запас вина и съестного , семейства отправлялись в горы, где оставались от 2 до 5 дней. Парни гуляли до 10 и более дней и устраивали охоту на зверя или птицу. Одним из любимых мест был Аджикенд, где чудесный воздух и прекрасный родник. В нижнем Аджикенде была гостиница и дом Х.Х. Форера ,построенный в 1892 году по проекту студента Санкт-Петербургского института гражданских инженеров, сына городского головы Елисаветполя Павла Ивановича Когновицкого. Он построил и прекрасную двухэтажную (со двора -трехэтажная) дачу Густава Вильгельма Рихарда Зорге , отца будущего советского разведчика Рихарда Зорге. Это было истинно барское здание , состоящее из семи комнат с улицы и трех со двора. С крытой галереи открывался прекрасный вид на окрестности. Во флигеле, бок -о- бок с главным зданием, расположились прачечная и кухня . В доме был подвал и водопровод . Справа располагался лес, куда , прямо с дачи со стороны заднего фасада, вел спуск . Перед домом разбит прекрасный цветник. Есть ротонда( мезонин) . Близость гор и леса делала дачу очень комфортабельной. Ее площадь позволяла отдыхать одновременно до 40 человек. Эту дачу Зорге, перед отъездом в 1898 году в Берлин, временно уступил Бакинской Мариинской женской гимназии под летнюю колонию.
В Аджикенте на казенных дачах отдыхало все губернское начальство. Для удовлетворения религиозных потребностей православного населения, проживающего в летние месяцы там, Экзарх Грузии Архиепископ Палладий, дал благословение на сооружение русской православной церкви. Инициатором постройки стала Вера Константиновна, супруга вице –губернатора Елисаветпольской губернии д.с.с. Якобсона . Среди жертвователей были М.А. и А.Д. Накашидзе, Е.П. и И.О Когновицкие Р.Р. Спенеман (германский консул в Баку) и др. Закладка церкви состоялась 7 мая 1893 года и к концу года уже были возведены стены. Она была построена из местного тесаного камня и вместе с причтом и сторожкой обошлась в 6 тыс. рублей .
Циммер дает описание внешности колонистов. Это были люди среднего роста, довольно крепкого сложения , со здоровым на вид лицом, как у мужчин, так и у женщин. Такого же мнения и Никифоров (38):»колонисты народ здоровый ,крепкий и способный к полевым работам до глубокой старости». Мужчины все коротко стрижены . Отращивание бороды считалось чуть ли не грехом и поэтому старики брили лицо начисто. Молодые же бриться не любили и многие из них имели усы, такие привычные для местного населения. Цвет волос темно-русый или черный. У многих плохое состояние зубов. При исследовании влияния малярии на колонизацию края Пантюхов (51), также указывает на хорошее физическое развитие колонистов, но отмечает некоторую умственную вялость, несообразительность, отсутствие предприимчивости и даже тупость среди колонистов. Вполне возможно, что уже начинал сказываться результат кровнородственных браков. Газета «Каспий» (52) в августе 1895 года сообщала о загадочной болезни немецких девушек , » похожей на падучую и со-провождающуюся длительными, сильными судорогами, бессонницей, отниманием языка» . Единственный местный врач чувствовал себя бессильным в борьбе с этим недугом и немцы вынуждены были обращаться к знахарям-азербайджанцам. Среди колонистов была распространена тяжелая болезнь, которая имела название » злокачественный чирь-годовик». Надо отметить, что Вера в Бога не мешала колонистам верить в колдовство и гадания. По данным основателя краеведческого музея в Еленендорфе Якоба Гуммеля, немцы были очень суеверны, носили мусульманские амулеты и обращались к мусульманам за снятием «джады»(53).
Большинство молодых девушек имели » красивые личика , но после выхода замуж красота их скоро исчезала». Женщины заплетали волосы и укладывали их на голове. Молодые девушки очень любили наряжаться и «по затейливости причесок не уступали модным городским дамам». Характерной чертой здешних немок являлось трудолюбие и искусство, в особенности разного рода рукоделие. О степени способности их к ручному труду можно судить по тому, что курсы кройки и шитья, которые здесь преподавала специально приехавшая на лето госпожа Б. Монкевич (52), они заканчивали за две недели. Женщины трудятся неустанно наравне с мужьями. По улице они не ходят, а скорее бегают, не смея даже смотреть по сторонам . В колонии женщины достаточно равноправны , но в общественной жизни участия не принимали, за исключением посещения общественных собраний в случае отсутствия мужа.
Надо отметить, что именины и дни рождения начали отмечать лишь в начале 20 века, при этом, только с 50-тилетней круглой даты. Праздник устраивали не в дату рождения, а как было принято у немцев, в первое воскресенье после.
Уже с 80-х годов ХIХ века ,типичный швабский костюм( короткая, синего цвета суконная куртка с двумя рядами белых роговых или стеклянных пуговиц, длинная жилетка такой же материи и с такими же белыми пуговицами , короткие широкие брюки и фуражка с большим козырьком) уступил место обыкновенной европейской одежде. Женщины носили темносиние, а по праздникам цветные юбки, передники, белые рубашки и кофты, преимущественно темных цветов. Старые женщины продолжали сохранять кое- что из прежней одежды - черное, плотно прилегающее к талии цельное платье с передником такого же цвета и обязательно черный шелковый платок. Обычай носить платок на голове сохранился и у молодых, но при этом он был белый или бледно-желтый и очень маленький. На ногах во время работы – чусты (от нем. Schuh). В праздничные дни все были одеты по- городскому ,на мужчинах шляпы самого лучшего качества !
Семьи были многодетными, 10 детей считалось нормальным явлением. В 1900 году умерла одна фрау, которая оставила потомство в 204 душ! С детьми обращались строго, справедливо, без жестокости. Дети «не по-детски серьезны и неподвижны»(18). При этом очень даже часто рождались дети вне брака, но во всех случаях отцы признавали их и даже учитывали при определении наследства.
В жизни колонистов, как в жизни всех людей, случалось всякое. Так, приехавший в гости художник Санкт-Петербургский академии А.Штрин предпринял попытку самоубийства ,чем причинил беспокойство хозяевам. Нижние чины 1-го Лабинского полка позволяли вести себя безобразно и недостойно в быту, что вызывало напряжение в их отношениях с колонистами. Случались драки и между колонистами. Маурер В.Ф. побил печника Иоганесса Кремера за нарушение словесного договора. В результате «свободной любви» Ф.Э.Крауса, посадная собственница из Самарской губернии Елизавета Шпет родила ему сына Мартина Генриха Шпета. С согласия жены Христианы Яковлевны Краус, он был усыновлен отцом и внесен в посемейный список.
В связи с частыми родственными браками иногда рождались дети с физическими отклонениями, но и они не оставались без внимания и получали доступное им образование. Ничто человеческое им не было чуждо…
1900, последний год столетия, оказался очень трудным . У лютеран он начался с потерь. 27 января в Кедабеке неожиданно от разрыва сердца , скончался директор Кедабекского медеплавильного завода Бр.Сименс Вильям Ричардович Больтон , о чем извещали жена, дети и зять. Из-за чрезвычайной сырости, немцы-колонисты потеряли в этом году, практически,весь урожай, что сказалось на их экономическом положении (54).
20 век, начавшийся провозглашением величайших идей свободы, равенства и братства, закончился тревогой о сохранении мира на земле. Длительные экономические, социальные и политические процессы получили на рубеже веков толчок к бурному развитию. Национальный вопрос стал одним из дестабилизирующих и угрожающих для сохранения единства и неделимости Российской Империи.
Тамара Гумбатова. Жизнь -немцев колонистов за Кавказом.Баку.2005 год
Свидетельство о публикации №217031202411