В Куантико
Небольшой городок Куантико (Quantico) в штате Вирджиния был до 70-х годов прошлого века мало известен. Всемирную славу ему принесло открытие здесь в 1972 г. комплекса зданий Академии ФБР США. С одной стороны весь мир знал, что именно в этом городке находится Академия ФБР (FBI), а с другой это было настолько режимное учреждение, что его всегда окутывала завеса тайны. Временами, в каком-нибудь американском детективе могло проскочить: «Это крутой парень – он окончил академию ФБР в Куантико (FBI Quantico)» Других сведений об этом заведении в открытой прессе не просачивалось. Это и понятно. Нога гражданина СССР не должна была ступать на землю США ближе, чем пятьдесят миль. Исключений не делали даже для сотрудников дипломатических представительств. Георгий Пенкин и его коллеги были первыми гражданами России, для кого было сделано исключение.
До создания академии подготовка сотрудников для ФБР и Агентства по контролю над наркотиками и т.д., - велась на курсах, располагавшихся вблизи Вашингтона. Однако спец службы сочли, что противодействие со стороны организованной преступности растёт, а холодная война с СССР набирает всё большие обороты и с этим надо что-то делать. Тем более, что на ФБР возложили руководство всей контрразведывательной деятельностью и профилактику утечки государственных секретов. В целях обеспечения сохранности секретов учреждения, обеспечивающего безопасность бизнеса и граждан США, следовало отдалить от столицы и крупных городов. Опыт такой работы у США уже был, когда они работали над созданием атомной бомбы. Поэтому вскоре возник целый новый учебный городок, на окраине Куантико, а по площади и количеству людей с ним сопоставимый.
За год академию оканчивает 1000 граждан США и до 120 слушателей из других, прежде всего латиноамериканских, государств, подготовка которых ведется в рамках международного сотрудничества ФБР. Так во всяком случае было до недавнего времени поскольку латиноамериканские государства – это место произрастания и возделывания наркосодержащих растений. Население в них в значительном количестве проживает за чертой бедности и является хорошим потенциалом для пополнения бандитских и террористических формирований. В настоящее время, когда экстремистские организации мусульманского толка все больше становятся на тропу войны, наверняка будет уделено внимание и этой группе в Академии ФБР.
Обучение в академии считается весьма престижным.
Говорят. что сейчас учебный курс длится всего 14 недель, так как абитуриенты должны уже иметь высшее образование. Тогда, в далеком уже 1994 году, обучение офицеров Академии ФБР было рассчитано на два года.
Слушатели различных годов обучения отличались даже внешне по цвету форменных рубашек. Такого типа носят игроки в поло или гольф. Первокурсники были одеты все в рубашки ярко-зеленого цвета, второй курс щеголял в красных рубашках. Русской делегации сразу объяснили, что на территории академии существует ряд правил, нарушать которые не рекомендуется.
Нельзя заходить в аудитории и лаборатории, кроме обозначенных и только в сопровождении офицера-куратора Академии.
Русских разместили в общежитии Академии всех на одном этаже. Каждому предоставили отдельную комнату, скорее однокомнатную квартиру – Других там не было. Обустройство простое и уютное: кровать, встроенный шкаф для одежды, стол с настольной лампой, стул, тумбочка, книжная полка на стене, санузел с душем, одно окно, выходящее во двор.
В гости друг к другу ходить не рекомендуется. Если же это почему-либо произошло, то дверь в коридор должна быть открыта настежь. Это правило касается всех вне зависимости от пола, звания и гражданства.
На первом этаже есть бар, где можно выпить кофе, чаю или пива, съесть выпечку и пообщаться за столиком с коллегами.
Руководство Академии представилось, сообщило эти нехитрые правила, поблагодарило полицейских за сопровождение русских коллег и попросило их покинуть стены Академии, посторонние в ней находиться не могут. Их русские коллеги были зачислены на краткосрочные курсы и пять дней должны были обучаться и жить в стенах учебного центра в Куантико. По истечении этого срока полицейских просили приехать и забрать своих друзей из учебного центра.
Начались занятия по американскому образцу. Естественно, что лекции читались русским отдельно от остальных слушателей, поскольку шли они через переводчика, а обычные слушатели все владеют английским безупречно- это одно из правил поступления в Академию ФБР. Лекции были, что называется общего плана. Никто тонкости оперативной работы преподавать не собирался, хотя у некоторых преподавателей был определенный интерес к такой необычной группе, появившейся в Куантико впервые. Поскольку в связи с перестройкой границу приоткрыли ФБР уже имело некоторый опыт столкновения с российским криминалом. Сейчас уже много фильмов наснимали в Голливуде, где главные мировые преступники это плохие парни из России. Причём с намёком, что вообще все русские имеют отношение к криминалу, только одни маскируются, а другие этого не скрывают.
Что тут сказать? Дыма без огня не бывает. Конечно, не все наши соотечественники едут за океан с преступной целью. Однако не успели наши там появиться, как заявили о себе достаточно громко. Начался передел криминального бизнеса и территорий. Русские пускали в ход не только локти и кулаки. Кроме того, полицейские и ФБР отмечали одну особенность русских бандитов – применять оружие вместо того, чтобы поднимать руки, когда полицейский отдал такое приказание. Фильмы о работе американской полиции все, наверное, видели. В них полицейскому стоит произнести: «Полиция! Руки вверх!» или, как вариант: «Лицом в землю», как всё это быстро и беспрекословно исполняется. Русские стреляют уже на первом слове. В Америке – это редкий случай, а тут такое неуважение к представителям власти, воспитанное в родной стране.
Занятия проходили легко, можно сказать, интересно. Да и какие трудности, если экзаменов сдавать не надо. Для начала объясняли, что такое ФБР, отличие от полиции и другие тонкости.
В США существует две системы законодательства и уровня борьбы с криминалом:
- Местная - ей занимается полиция.
- Федеральная - ей занимается ФБР.
Отношения ФБР и Полиции довольно своеобразны. Это значит следующее:
1. ФБР не имеет право работать по региональным делам.
2. Полиция имеет право задержать сотрудника ФБР при нарушении регионального законодательства.
3. ФБР имеет право задержать сотрудника Полиции Департамента при нарушении федерального законодательства.
4. Полиция обязана передавать дела с федеральными нарушениями ФБР.
Наряду с традиционными направлениями подготовки следователей и оперативных сотрудников, с недавних пор в академии готовятся "переговорщики" для участия в контртеррористических операциях, связанных с захватами заложников, и в целом специалисты по антитеррористическим действиям и борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Поступить в Академию ФБР весьма сложно.
Агенты ФБР должны иметь степень бакалавра или магистра и иметь от 2 до 3 лет соответствующего опыта работы. Чаще всего это работа в полицейских подразделениях. Многие агенты ФБР имеют юридическое образование или другие профессиональные сертификаты. Для своих задач ФБР ищет кандидатов бакалавров или магистров в области науки, техники, бухгалтерский учета, финансов, иностранных языков, или уголовной ответственности. ФБР в настоящее время выбирает кандидатов по одному из следующих критериев:
1. 2 года работы с бухгалтерским учетом или в области финансов, или быть полицейским.
2. Опыт работы в области компьютерных наук и информационных технологий.
3. инженерный опыт.
4. Знание иностранных языков (арабский, фарси, урду, пушту, китайском, корейском, японском, испанском, вьетнамском и русском языках) даёт преимущество.
5. Опыт работы в следственных и правоохранительных органах.
6. Правовой опыт (адвокат).
7. Военный опыт.
8. Опыт работы в области химии, физики и биологии.
Непременные Условия для поступления в академию ФБР:
1. Возраст от 23 до 37 лет включительно.
2. Не иметь уголовных судимостей.
3. Быть гражданином США.
По окончанию курса Академии стажер сдает экзамены по стрельбе (из всех видов оружия, каждые шесть недель он подтверждает его), знанию законов США и устава ФБР, ориентирование на местности). Окончившим Академию, присваивается звание младшего агента. После этого, два года сотрудник ФБР работает в одном из региональных (полевых) офисов (притирается к коллегам учиться на их опыте). После этого его могут повысить либо перевести в другой офисы или отдел.
Полицейские также могут получить «неожиданный перевод» в ФБР при условии, что они окончили Полицейскую академию и чем-либо заинтересовали ФБР.
В 70-х годах прошлого столетия и до середины 80-х годов существовала некоторая разобщенность в действиях ФБР и полиции, соперничество, а иногда и антагонизм. Если полицейские считали ФеБеэРовцев «белоперчаточниками» и снобами, то те в свою очередь полагали, что регионалы – парни недалёкие, которые раньше нажимают на курок, а потом думают. Разобщенности так же способствовало усиление борьбы с коррупцией в полицейских рядах, которую возложили на ФБР. Положение сложилось явно нездоровое и с этим нужно было что-то делать. Тогда в Академию ФБР стали принимать 90% стажеров из полицейских подразделений, имевших безупречную послужную биографию, награды и сдавших экзамены. В фильмах о борьбе с преступностью стали показывать героев-полицейских и агентов ФБР, сражающихся с мафией рука об руку. Это возымело своё действие и подняло общий престиж ФБР.
В основной комплекс Академии входят три общежития, столовая, библиотека, учебный корпус, научный и тренировочный центр, аудитория на 1000 мест, церковь, административные офисы, большой спортивный зал и стадион.
В дополнение к основному комплексу на территории построен мини-город «Хоганс Элли» (Hogan`s Alley), имитирующий типичный американский городок и созданный для отработки действий сотрудников в различных оперативных ситуациях. При входе или въезде на его территорию посетителя встречает большой щит с надписью: «Добро пожаловать в Хоганс-Элли, собственный американский городишко ФБР» (Welcome to Hogan's Alley, the FBI's very own small-town U.S.A.) Первоначально это была по замыслу Хогана, одного из руководителей учебного центра, именно аллея с несколькими специально построенными зданиями и их имитацией. Постепенно с годами, добавлялись новые здания и в результате получился целый городок. Здания «Хоганс Элли» используются для тренировок начинающих сотрудников. В некоторых из них для экономии средств, часть помещений используется для административных и хозяйственных помещений. Неподалеку от «Хоганс Элли» располагается тренировочная трасса, протяженностью около двух километров. Для обучения стрельбе и обращению с огнестрельным оружием оборудованы восемь стрельбищ и закрытый тир, а также стрельбище для обучения стрельбе по летающим целям.
Русским милиционерам было чрезвычайно интересно увидеть – каким образом происходит практическая отработка навыков по освобождению заложников, использованию снайперов, отработки вождения автомашин на симуляторах с программным обеспечением. Даже простой тир, в котором им дали возможность пострелять из имеющегося оружия, был оборудован нехитрыми приспособлениями, которые могли бы быть и у них. В России, почему-то не было. Всего-то, скажем, сделать, чтобы мишень подъезжала к стрелку, а не ходить за 50 метров к ней, чтобы посмотреть результат. Сколько бы времени было сэкономлено, которое можно потратить на тренировку.
Конечно, тогда не было ни денег, ни программатуры для специального комплекса, который изумил Пенкина.
Испытуемый выбирает билет с номером задания. Экзаменатор включает соответствующую программу. В зависимости от нее это различные ситуации, которые могут возникнуть: ограбление женщины на улице, убийство на ваших глазах со стрельбой из автомобиля, вооруженный грабёж в магазине, захват заложников в банке, теракт и др.
Стажер выбирает оружие (с электронной начинкой) и ему начинают демонстрировать настоящий фильм на экране от пола до потолка, который натянут на расстоянии 10 метров. Вокруг тебя ходят люди, ездят машины и т.д. Создаются полная иллюзия, что ты идёшь сам по улице города, скверам, поднимаешься по лестницам и, вдруг, происходит криминальное событие. Пенкину выпала честь первому попробовать этот тренажер. Ему досталось вооруженное ограбление гражданина на улице.
Грабитель-негр убегал по вечернему городу от полицейских и отстреливался, один из полицейских был ранен или убит и остался лежать без движения. Грабитель заскочил в какую-то подворотню и Георгий чуть не нарвался на пулю бандита при попытке его зажать в углу. Вспышка света в глаза и грохот выстрела его ошеломили, умерив азарт погони. Что было интересно при перестрелке: на месте попадания пули на экране вспыхивала зеленая точка, которую было хорошо видно. При попадании пули в противника точка вспыхивала красного цвета. В Пенкина пуля не попала. У других его коллег при испытании, когда они получали пулю от бандита, на экране возникала надпись: «Вы ранены в руку (ногу, голову), а то и – «Вы убиты».
Дальше было еще хуже. При обследовании двора Жора увидел, как человек выскочил из-за штабеля пивных ящиков и бросился бежать. Пенкин всадил в него три пули. На экране появилась надпись: «Подросток убит. Пройдите к прокурору». В комнате вспыхнул свет. Коллеги похлопывали Пенкина по плечу, подтрунивая над ним. Замполит улыбаясь спросил: «Ну, что, мазила, созрел для Нижнего Тагила?». Каждый милиционер знает, что в Нижнем Тагиле находится зона строгого режима для осужденных сотрудников правоохранительных органов и прокуроров. Георгий с трудом сдержался, чтобы не заткнуть ему рот кулаком. «Беретту» он сдал инструктору и долго не мог прийти в себя – слишком реалистична была картина: от его пуль навзничь падает подросток. Инструктор разбирал с каждым его действия. Разбор слышала вся группа. Георгий так и запомнил: «Вы не за дичью охотитесь, а преследуете человека, даже совершившего криминальный поступок. Вы не Господь Бог, чтобы решать-жить ему или нет, если он убегает». Всё это было настолько интересно и необычно, что Пенкин с удовольствием сидел бы не только шесть, а все девять часов на этих занятиях и тренажёрах.
Всё когда-нибудь кончается. Закончилось для русских и пятидневное обучение в Куантико. Директор Академии выдал каждому сертификат об окончании курсов в Академии ФБР США. Вечером в буфете было что-то вроде прощального вечера. Многие стажёры подходили к милиционерам, разглядывали форму и награды, менялись предметами обмундирования. Георгий предусмотрительно захватил с собой и нарукавных нашивок различных служб МВД и погон. Всё это легко обменивалось на нарукавные нашивки полицейских разных штатов. Эти весьма красочные знаки принадлежности к полицейским службам были отличным сувениром. Два десятка таких эмблем до сих пор хранится у Пенкина в альбоме.
Свидетельство о публикации №217031202457