Белёные холсты

Давным-давно это было. В деревушке одной семья жила: муж Родион, да жена Матрена. Было у них семеро детушек: пять девчаток, да двое ребяток.
Как рассветет за окошком, Матрена детушек будить начинает, звонкой песенкой:
- Вы вставайте, мои детушки, вы вставайте, мои милые. Все дела у нас не деланы, все работы не работаны.
Детушки и рады помочь отцу да матери: кто избу метет, кто дрова несет, кто кашу мешает, кто как помогает.
Девчушки все у Матрены с ранних лет рукоделию обучены: и ткать, и прясть, и вязать, и вышивать – все умеют. Отец, такое дело завидя, льна вдвое больше сеять начал, да новые кросны справил. С поздней осени до весны кросны без дела не стояли, все по очереди на них ткали. Наткали холстов целую гору, пришла пора их белить.
Вышла Матрена с дочками на пригорочек, стали по вешнему снегу холсты расстилать. Весь пригорок застелили, сами на лавочку сели, отдыхают.

Тут видят, соседка Ульянка с дочками идет – баба вредная да завистливая и дочки ей под стать.
- Ох, и много у вас холстов, - Ульянка говорит. – Когда только успели столько наткать?
- С поздней осени до весны ткали, - Матрена ей отвечает. – Если мне некогда, дочки ткут, одна устанет – другая продолжит.
Ульянка губы надула, на дочек Матрениных зыркнула, да и дальше пошла.
А Матренины дочки сказку запросили:
- Матушка, расскажи что-нибудь, пока сидим отдыхаем.
- А что ж вам рассказать? – Матрена спрашивает.
- Что-нибудь расскажи, хоть сказку, хоть про житье-бытье прежнее.
- Я, когда маленькой девочкой была, - начала свой сказ Матренушка, – мы с бабушкой на этом пригорке так же холсты белили и сказывала она мне, что случались во времена давние чудеса небывалые. Бывало, оставят на ночь холсты, и если по ним Весна-красна пройдет, то по утру холсты не узнать: на белой холстинке узоры причудливые проявлялись, цветы весенние, листики зеленые, птички разные да солнечные крапушки. А краски-то какие, не передать. Такие только у Весны и бывают.
- Матушка, - девчонки шепчут. – Вот бы и по нашим холстам Весна-Красна ночью прошла. Мы бы тогда сарафанов ярких нашили.
- Сказки все это, - смеется Матренушка. – Сколь лет холсты белю, ни разу такого не видела.
Посидели они еще немного на лавочке, поговорили о том да о сём и домой пошли. Дома дела ждут, а холстам на вешнем снегу день лежать да ночь ночевать.

Все бы хорошо у них было, если бы не соседка Ульянка. Ульянку ту зависть так и заела. Сама завидует, злится, так еще и дочек своих настрополяет.
- Ишь, - говорит, - наткали они холстов, весь пригорок застелили. Нашьют теперь себе всего, будут ходить важничать.
- Ага, - дочки матери вторят. – Нос задерут, будут по деревне с задратым носом хаживать.
- Надо таких проучивать, - Ульянка дочкам говорит. – Мы с вами вот что сделаем: как стемнеет на улице, на пригорок пойдете, все холсты Матренкины дегтем перепачкаете, чтоб не повадно ей было важничать, да и дочкам ее наука – носы задирать не будут.

Так они и сделали. Лишь стемнело на улице, пошли Ульянкины дочки на пригорок, принялись Матренины холсты дегтем мазать. Дегтем мажут, ногами со всей злости топчут. Все холсты истоптали, измазали, собрались было домой идти, смотрят, стоит перед ними красавица в сарафане красном, по подолу цветы яркие да листья зеленые, на голове венок из первоцветов. Ночь темна-темнехонька, а от красавицы свет идет да тепло.
Испугались сначала Ульянкины дочки, а потом осмелели, да и спрашивают:
- Ты кто такая и чего тут делаешь? Уж точно ты не из нашей деревни, не местная.
Засмеялась красавица, да и говорит:
- Зовут меня Весна-Красна. Каждый год в вашу деревню захожу, свои дела вершу: траву поднимаю, луга украшаю, птиц зазываю, холсты белить помогаю. И вас я не первый год знаю. Сами не пряли, не ткали, всю зиму семечки щелкали.
- Ну щелкали, - Ульянкины дочки отвечают. – Что ж тут такого? Запрещено что ли?

Весна-Красна над ними смеется, потешается, а Ульянкины дочки не унимаются. Тут одна из них старый бабкин сказ вспомнила, да и говорит:
- А уж коль ты и вправду Весна-Красна, исполни наше желание!
- И какое у вас желание? – Весна-Красна спрашивает.
- А хотим мы по сарафану как у тебя! – одна из сестер говорит.
- Нет, - вторая ее перебивает. – По пять сарафанов.
- И по сундуку с приданым! – третья кричит.
- По пять сундуков, - четвертая третью толкает.
А первая всем по лбу кулаком:
- По десять сундуков приданого, и по пять ларцов с золотом, и по пять ларцов с дорогими каменьями, чтоб ни у одной царицы таких не было. И сарафаны такие, чтоб все увидали да ахнули.

Засмеялась Весна-Красна, закружилась: сарафан ее волной пошел, смех звонкий над пригорком полетел.
Смотрят Ульянкины дочки, глазам своим не верят. Лишь остановилась Весна-Красна, появилось перед каждой девчонкой по десять сундуков приданого, да по пять ларцов с золотом, да по пять ларцов с дорогими каменьями.
- Как желали, - Весна-Красна говорит. – Что успеете до утра в избу внести, то вам и останется.

Принялись Ульянкины дочки сундуки да ларцы двигать. Только куда им: сундуки дубовые, ларцы тяжелые. Одна смекнула, что надо сундуки открыть да содержимое частями в избу таскать. Началось тут, сарафаны да юбки из сундуков летят, из ларцов каменья самоцветные, да золотые слиточки. Нагребет одна целую охапку, сколь унести может, в избу бежит, за ней вторая, третья да четвертая. В избу заскочат, на порог кинут, бегом назад на пригорок.

Бегали они так бегали, все в избу себе перетащили, сами прям на гору этого добра упали, да и уснули.
По утру Ульянка проснулась, смотрит: спят дочки ее на горе тряпья ветхого, вокруг них льдинки разбросаны, а сами дочки дегтем так перепачканы, что попробуй теперь отмойся.
Закричала Ульянка, затопала. Дочки подскочили, завопили громче матери.

А Матренушка по утру проснулась, будит детушек звонкой песенкой:
- Вы вставайте, мои детушки, вы вставайте, мои милые. Все дела у нас не деланы, все работы не работаны.
Детушки проснулись и просят:
- Матушка, пойдем на пригорок, холсты посмотрим.

Вышли они на пригорок, глядят, глазам не верят: лежат холсты белехоньки, а по ним цветы красные да синие, листики зеленые, да солнечные крапушки. Обрадовались Матренины дочки, от холста к холсту бегают, красоту такую рассматривают, любуются. А Матренушка на холсты смотрит, на небо голубое, на солнышко теплое, да и говорит:
- Спасибо тебе Весна-Красна, за тепло, за заботу, за радость нашу!

Иллюстрация: Н. Гончарова "Лен",


Рецензии
Хорошая сказка, теплая, как весна. Удачи.

Александр Аввакумов   18.03.2017 07:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.