Йоль

Особенная ночь. Самая темная в году.
Детей не выпускают из дома, окна закрывают рано, стоит только последним лучам солнца скрыться за верхушками деревьев. Только собаки брешут, пытаясь отогнать от ворот злых духов. Даже самые буйные пьяницы сидят по домам, обнимаясь с чаркой горячего вина.
Страшная ночь.
Ветер завывает, словно расшалившийся призрак. А дети в люльках плачут, еще не осознавая, не понимая, почему взрослые всю ночь не гасят свет.
Из поколения в поколение в семьях передается сказание о чудовищных размеров коте, который спускается в эту ночь с самой высокой горы и идет по улицам городов и деревень, заглядывая в окна, присматриваясь к тем, кто не приносит жертвы богам. По обычаям на порог каждого дома нужно выставить две миски: одну с молоком, вторую со свежим мясом. И горе тому, кто поскупится в эту ночь!
Особо отважные выходят из домов, чтобы отогнать чудовище от своего жилища. Но не боится ничего кот, идет себе по улицам, в окна заглядывает, там, где свеча не горит, зайти может и ребенка из кроватки забрать. Любит это чудовище самое свежее мясо, молодое.

Йенсен в эту ночь спать не собирался. Его деревню уже который год не жаловали боги, хоть им оставляли в жертву самое лучшее. У детей еду отнимали, но богам приносили. Но нет... Вот уже третий год подряд - неурожай, засуха, скот болеет и не плодится. Мальчик укрыл одеялом больную мать и оставил на столе свечу - чтобы кот и не вздумал заглянуть в их дом, полакомиться косточками его близких.
- Я найду его. И заставлю вернуть удачу.
Маленькая сестра Йенсена смотрела на него из кроватки своими спокойными серыми глазами и хватала брата за руку, не отпуская от себя до самой темноты. Плач ребенка мог привлечь кота и мальчик успокаивал ее до тех пор, пока она не уснула. К подвигу все было готово: большой мешок и веревка для Йоля. А как же еще поймать кошку?
Он крадучись вышел из дома и по белому, свежему снегу, и пошел к старому сараю, что стоял на окраине деревни. В нем обычно оставляли животных, но не в эту ночь. Вся скотина, от мала до велика, сидела у печи под присмотром хозяев. Йенсен не взял с собой даже кусочка мяса - последнее ушло на подношение Йолю.
Ветер завывал так, что становилось жутко даже от самых простых звуков. Мальчишка замерз уже через час и пытался хоть как-то отогреть пальцы теплым дыханием. И пусть вся деревня погрузилась в беспокойное бдение, Йенсен знал, что сейчас он один. Кто видел этого кота? Все слухи ходили и только. Мол, большой он такой, что размером с амбар, что усы у него что твоя метла, что когти такие острые, как косы. Было дело, находили по утру и следы огромного кота и где хвостом мел, где мордой об косяк дома обтирался.
И ведь не страшно же, кот и кот, ходит себе, молоко пьет, мясо ест, потом у всех тишина и спокойствие в доме. И спускается он всего лишь раз в год. Только вот не только о добром Йоле легенды рассказывают. Ходят слухи и том, что если не понравилось божеству угощение, то свое он все равно получит. В эту ночь, как бы не защищали матери своих детей, но если свежего мяса в миску не положили, то ждать беды.
у Йенсена семья была не из богатых, отца давно земля забрала, а мать болеет в последнее время. Нечего было им на стол для божества поставить. Лучшее из того, что было это молоко. Да и то уже скисло, а мясо пропало. Не пошел бы иначе мальчишка во двор в эту ночь, чтобы с котором договариваться.
Захрустел снег от тяжелой поступи, а Йенсен вжался в стену старого амбара, просматривая через щель, кто идет. Поступь мягкая, но уверенная, словно хозяин идет и знает, куда идет. Мальчишка прикрыл рот рукой, чтобы облачко пара не выдавало того места, где он спрятался.
Если верить сказке, то в полнолуние, ровно на несколько минут, когда луна выглянет из-за пика Сломанного зуба, станет Йоль обычным котом, которого можно в мешок посадить. Тот, кому удастся это провернуть, может просить у божества чего угодно!
Йенсен весь год кошек учился ловить и сейчас сидел в засаде - вот-вот луна покажется.
Тяжелая поступь сменилась более легкой и к ногам парнишки выскочил уже не огромный зверь, а самый обычный кот. Черный, что твоя ночь, только глаза светятся в лунном свете. Йенсен ждал, хоть и времени было немного, а кот принюхивался, водил мордочкой по сторонами, словно знал, где мальчишка прячется.
Йенсен вознес молитву всем богам, упросил их помочь ему избежать участи тех неудачников, которые не успели кота в мешок запрятать и были съедены в тот миг, и выскочил из амбара, кидаясь на ошарашенного такой наглостью кота. Казалось, что тот удивлен и даже плечами пожал, обратив свой взор к горе. Оставалось лишь несколько секунд, а Йенсен промахнулся. Йоль выгнул спину и прошелся рядом с мальчиком, предвкушая легкую добычу. Мальчишка схватил кота за лапы и дернул к себе. Кот зашипел и оскалился на глупого человека, который вздумал его трогать.
Секунды текли так быстро, вот уже и глаза у Йоля стали больше и сам он потихоньку вырастал...
Йенсен с трудом справился с божеством, запихнув его в мешок. Острые когти оставили множество кровоточащих ран на руках и лице мальчишки.
- Не убежишь теперь, - приговаривал он, заматывая мешок веревкой. Кот метался в нем, пытаясь разодрать оковы, но увы... Даже боги имеют слабости, а Йолю было не совладать с самым обычным льном.
- Что-о ты хо-оче-ешь?
- Дай матери моей здоровья!
- Подуумай, ма-альчик...
- Вылечи мою маму!
- Хорошо, - кот легко согласился. - Выпусти меня.
- Выпущу на утро, когда первые лучи солнца погонят тебя обратно на твою гору, - в Йенсене было столько отваги, сколько он и сам в себе не ожидал услышать.
- Если я не успею уйти, то не смогу помочь, - кот заметил резонно и перестал вырываться. - Отнеси меня домой. Отпусти к матери на колени, вылечу ее.
Йенсен сомневался. Он помнил, что нельзя с божествами шутить, но кот же обещал? Йоль должен сдержать свое слово!
Мальчишка взвалил на плечо мешок и пошел к своему дому. Успел он в тот момент, когда свеча уже догорала. Но и не страшна им эта ночь, он самого Йоля в мешок усадил! Йенсен развезал мешок и отпустил кота. Тот важно прошелся по комнате, взопрыгнул на кровать и посмотрел на стол, где догорала свеча, заговоренная в церкви.
- Вы-ыле-ечу-у, - мурлыкнул кот.
Он тронул лапкой лицо матери, что металась в бреду и женщина проснулась от горячки, успела увидеть сына и странного черного кота, прежде, чем свеча потухла.
Вся деревня слушала, как кричит женщина, словно ее черти на кусочки рвут, как кричит ребенок, как безуспешно Йенсен пытается усадить огромного кота в мешок.
Кровью окрасилась луна в эту ночь, а на утро нашли лишь истерзанное тело женщины, разодранное когтями до неузнаваемости. Да седого мальчишку, который ни слова сказать не мог.
А вот ребенка в люльке и след простыл. Говорят, видели в эту ночью кота, который уносил в зубах бездыханное тело.


Рецензии