Книги, в которых животные разговаривают

Это очень важная тема. В Монтессори подходе не используются книги, сказки, изображения, мультфильмы и подобное, где животные в одежде, где животные и предметы разговаривают. Это касается детей в возрасте до трёх — четырёх лет, пока не произошёл переход в осознанность.
Если говорить о книгах и мультфильмах, фильмах с отрицательными выдуманными пугающими персонажами, которые можно отнести к "ужасам", то эти и вообще не приветствуются.

Оказывается, в нашем информационно перегруженном, напичканном агрессивной рекламой городском мире, для сохранения границ нормы психического развития ребёнка, важно, чтобы в книгах, которые мы читаем и показываем детям, животные и предметы, герои были реальными, картинки натуралистичными, а не мультяшными стилизациями. То же касается записей, которые мы слушаем. Это же относится к мультфильмам - к сожалению, многие дают детям смотреть их до 3-х лет, к игрушкам — винксы, шреки, монстры, роботы и т.д., то есть к любым доступным для ребёнка источникам информации и стимулам к развитию.

Дело в том, что маленький ребёнок не отличает что действительно, а что фантазия. До трёх лет его разум бессознательный, и то что в жизни, и то, что в книгах он воспринимает одинаково, как действительность, как реальность жизни. Это становится для него нормальным и сохраняется в подсознании, как обычное, действительно существующее. Таким образом, границы психической нормы расширяются и психика становится неустойчивой — возможны страхи, более серьёзные фобии, нездоровые фантазии уводящие от жизни, расстройства вплоть до психических заболеваний.

Даже когда мы просто рассказываем о животных, важно обращать внимание на то, что корова не "говорит мууу", а мычит "мууу". Собака не "говорит гав", а лает "гав" или гавкает.

Многие возмутятся — а как же сказки! Ведь мы в детстве читали про тараканище, про Мойдодыра и про Федорино горе. А вы точно помните, что это было до 3-х лет? Наша "взрослая" память появляется вместе с осознанностью, то есть после трёх лет.
И даже десять — пятнадцать лет назад ещё не было такого мощного информационного прессинга, рекламы, столько ужасов и насилия в фильмах, в СМИ, да и моды на раннее развитие (Монтессори педагогика даёт возможность естественного и своевременного развития, а не раннего).

Ребёнок не может экранироваться от потока информации, так как его задача (разум впитывающий) до шести лет обратная — впитывать всю жизнь целиком, без разбора, оценки, анализа, сравнения, критики и т.п. Именно за счёт этой особенности человек за первые пять — шесть лет жизни узнает и осваивает по объёму столько всего, сколько уже не сможет узнать до последних дней этой жизни. Его психика и так постоянно испытывает перегрузки, даже если дома вообще нет телевизора — ведь телевизоры есть у соседей! Звук — волна, а для неё нет преград. Она проходит и через жидкое, и через твёрдое, и через газообразное.

И ещё — постоянно в своей практике встречаю людей, которые рассказывают о том, как они боялись (и продолжают испытывать неприятные ощущения) тараканища, Мойдодыра, злых ведьм, крокодила, который солнце проглотил, и подобных персонажей. А кому-то и "Вия" "посчастливилось" вместе с родителями посмотреть! Не проработанные сразу же детские страхи обрастают другими подобными наслоениями, перерастают в фобии, в отклонения, могут стать основой — корневым эпизодом какого-нибудь заболевания.

О сказках. Если говорить о народных сказках — это кладезь премудрости, народное достояние, мудрость веков, знания о жизни. Но они никуда не денутся лет до трёх — четырёх, если они действительно позитивные, добрые, светлые, радостные и мудрые.
Я не о сказках Гауфа, Андерсена, Синей бороде и подобных им. Сказала бы, что они для взрослых и, вообще, на любителя. Мы же стараемся дать ребёнку до шести самое лучшее, красивое, любимое, доброе, светлое, что только есть. Чтобы он "строил" себя из этого, а не из страха, печали, тоски и уныния, пусть даже и гениальных! Если видели и помните, в старом фильме-сказке "Королевство кривых зеркал" "злые" персонажи ребёнку читали про "чудовище вида ужасного", которое мучило "ребёнка несчастного" — испытанный приём.
Однако, каждый выбирает по себе, конечно же. Это тоже решает родитель, это его ответственность.

Многие родители видят, что дети очень "глубоки", понимающи и духовны по своей природе. Они считают — мой ребёнок одарённый, особенный! Некоторые читают младенцам фантастические произведения Льюиса Кэрролла, Джона Толкина...
Да, маленький ребёнок един со всем миром, его психические возможности в самом раннем возрасте, при всей физической беспомощности, практически безграничны. Постепенно ребёнок входит во всё большие ограничения — скажем, он уже впитывает, как родной материнский, именно русский язык, а не любой другой. Он уже начал свою жизнь и впитывает нормы, стиль и особенности общения, культуры, социального склада, вероисповедания именно этой семьи, а не другой.
Первые три года главной задачей является формирование функций (а не их развитие), физическое формирование, независимость на физическом уровне. Ребёнку нужно развивать свое тело, мозг, чувства, эмоции, волю. Постепенно всё становится более конкретным и определенным. Он пришёл жить сюда, в этот материальный мир. И именно его ему важно изучить, стать его частью, "заземлиться", выстроить себя, чтобы быть здесь счастливым и полноценно реализоваться. А не быть как воздушный шарик, зависший под потолком.
Если мы преждевременно даем ему прикоснуться к миру фантазий, даже если это добрый мир, это может помешать ребенку войти в нашу материальность полностью.

Потому стоит задуматься — ребёнок же всё своим способом понимает, стоит ли смотреть телевизор, читать ему всё подряд, вешать на стены что попало? Всё это идёт в подсознание.

По опыту могу сказать, что дети, имеющие доступ к телевизорам, компьютерам и айподам в раннем возрасте, слушающие сложные, часто печальные, фантастические сказки, особенно до трёх лет, так и выглядят и ведут себя, как не от мира сего — большей своей частью витающие где угодно, только не находящиеся здесь и сейчас на Земле, могут иметь отклонения и значительную задержку в развитии, большие трудности в общении, признаки аутизации.
На мой взгляд, это далеко от нормального полноценного проживания именно своей жизни, так как в Монтессори подходе нормой является быть счастливым, собой полноценно, что так и называется - "нормализация".

Есть ещё один важный момент. Мы говорили о городских детях, живущих в скученности и напряжении городской жизни, где жить у парка уже большое облегчение. Но сейчас уже есть семьи, переехавшие жить на свою землю, на Природу. И это уже совсем другая жизнь — более спокойная и размеренная, более естественная и позитивная, экологичная, более здоровая и гармоничная. Мария Монтессори придавала огромное значение общению ребёнка с Природой — такого изобилия естественных стимулов для развития, как на Природе, искусственно не создать. Даже если не заниматься этим специально, у ребёнка и в более старшем возрасте сохраняются многие его способности и возможности, которые есть до трёх лет.

Ещё важно "как и чем" живут родители. Передать другому человеку, в том числе ребёнку, можно то, что сам знаешь хорошо и чем живёшь, то есть знания практичные, жизненные. Теоретики передать могут только информацию. Практики передают с силой реализации искорку опыта — это возможно только вживую, от человека к человеку. (Именно поэтому кпд видеоуроков, скайп-семинаров только около 10%.)

Исходя из этого, если родители — люди живущие на Природе, бережно к ней относящиеся, тонко её чувствующие, общающиеся с Природой, слышащие и понимающие деревья, водоёмы, горы, Землю-Матушку, они могут это передать своему ребёнку. Они могут показать "как", помочь научиться позитивно взаимодействовать с Природой и удержат границы безопасности, защитят, если потребуется. И это не будет уже пустой выдумкой, а будет частью их реальной жизни. И ребёнок будет знать что делать, что он видит и слышит, различать, сможет общаться с силами Природы, дружить с добрыми духами Природы, дать отпор любому негативу. Для него это будет нормально. Многие ли это могут, особенно городские жители?
Отчасти, именно поэтому раньше сказки про силы Природы были былью и рассказывались детям сызмальства. Это было частью культуры, естественным для жизни того времени.
Сейчас многие народные традиции возрождаются, люди восстанавливают народные культурные ценности, подлинные Знания. Но всему своё время.

Жить здесь и сейчас, любить эту жизнь, чувствовать полно, получать свой собственный опыт, познать и понять самого себя прежде всего, разве не этого мы хотим?
Если конечно же мы, взрослые, сами задумываемся - а зачем мы сюда приходим, зачем мы живем.


Рецензии