Женский монастырь в Фурке, Франция. 1951 год
(Православная Русь. № 15-16 за 1951 г.)
День свв. Апостолов Петра и Павла…
Наконец-то осуществилось давно проектированное богомолье в ЛЕСНЯНСКО-ХОПОВСКИЙ монастырь, только одиннадцать месяцев тому назад прибывший во Францию из Югославии.
Выехали из Медона автомобилем в четверть девятого. Утро свежее, солнце ещё не слишком сильно греет. Дорога через Севр, Сан-Клу, Сан-Жермен (прекрасно утрамбованная автострада) очень живописна. Небольшие виллы-домики чередуются со старинными богатыми особняками, с огромными, часто в километр длиною, парками. Рядом нарядные, свежевыкрашенные в яркие цвета, автопомпы, для снабжения автомобилистов горючим, напоминают о том, что живём мы во второй половине ХХ-го века.
Вот Марлийский лес. Вчерашний сильный ливень чисто вымыл листву, и она поблескивает на солнце, точно лакированная. Дышится легко, будто и самый воздух чисто-начисто вымыт.
А вот и перекрёсток: другая дорога ведёт в Буживаль, где работал и жил с семьёй Виардо наш И.С. Тургенев.
Приехали к 10-ти часам. Остановились у трёхэтажного дома за высокой стеной, бывшей католической семинарии. Поднимаемся несколько ступеней, входим в переднюю. Направо дверь, ведущая в католическую часовню (еще не оборудованную для православных богослужений), рядом дверь в покои Владыки, состоящие из двух маленьких комнат, затем лестница, ведущая в верхние этажи; на втором - общая палата для монахинь с келлией для игуменьи, а в третьем - несколько горниц для приезжающих гостей. Налево - дверь в приёмную-гостинную, скромно меблированную мягкою мебелью, которую нашли на чердаке семинарии в изношенном виде и изломанную. С разрешения хозяев её поправили, подлатали лоскутьями, отполировали собственными средствами наши монахини.
Прямо - дверь в трапезную, а из неё ведёт дверь в обширный зал, приспособленный для церковных служб. Зал украшен небольшим иконостасом в итальянском стиле, только что привезённым из Швейцарии преосв. еп. Леонтием. Иконостас этот был пожертвован Государем Императором Николаем II до войны 1914 г. в предполагаемую строиться санаторию и церковь при ней для туберкулёзных русских в Давосе, в Швейцарии. Напрестольный образ Божией Матери «Умиление» писан в Старом Дивееве, а на иконе преп. Серафима Саровского висят четки, по которым молился сам святой угодник. Стена за Престолом и с правой стороны зала украшены многочисленными древними иконами. Направо от царских врат стоит аналой, над которым установлена чудотворная икона Леснянской Божией Матери, гравированная на камне, особо и глубоко чтимая монахинями. На другом аналое ковчежец со святыми мощами. Между ними подсвечник. Тут же стоит сама игуменья. Приложившись к святыням, подходим под её благословение.
Церковь почти полна. Кроме 32 монахинь, есть уже живущие в недавно открытой маленькой монастырской гостиннице и мы, приезжие богомольцы. По воскресениям бывает довольно много народу, а во время устраиваемых молодёжью специальных паломничеств (их было уже три), число богомольцев далеко превышать сотню человек.
Только что окончились часы. Служат два священника: о. Никандр и о. Тимолай. Стройно, проникновенно, старинными напевами поёт монастырский хор. Во время пения «Иже Херувимы» очень низкий голос оттенял песнопение. Чей это голос? Обладательницей его оказалась сама матушка игуменья. Чувствовался подъём духа, напоминающий трепет Пасхальной заутрени.
Вместо проповеди о. Никандр со сложенными кистями рук, размеренным голосом бесхитростного рассказчика изложил житие свв. Апостолов. По окончании молебна, мы приложились к кресту, после монахинь, и снова подошли под благословение матушки игуменьи.
По выходе из церкви монахини оказали нам самое радушное гостеприимство. Многих из них мы лично знали. Познакомились мы во время пребывания у нас в Медоне Чудотворного образа Леснянской Божией Матери прошлой осенью, другие приезжали читать псалтирь по старинному православному обычаю по усопшим.
Угостили нас горячим кофе с козьим молоком и с козьим сыром собственного производства. Пять коз дают 7 литров молока в день. А теперь, во время Петровского поста, удалось собрать впрок немного сыру. Козы эти частью дареные, частью куплены на собранные по подписке специально на этот предмет, деньги.
Затем показали нам огород, величиной больше гектара, обслуживаемый монахинями с помощью соседей-французов, которые очень благожелательно относятся к своим соседкам, и приезжими русскими, и осенью он будет служить подспорьем для питания. Несколько кур, уток и 4 улья – всё дареное (отроились ещё три улья), так что под непосредственным наблюдением самой матушки игуменьи имеется уже семь ульев — всё это приносит свою долю в деле пропитания сестер.
На мой вопрос матушке игуменье о финансовом положении обители, она ответила:
- Теперь, летом, как-то «выкарабкиваемся», благодаря приезжим богомольцам, но зима меня очень озабачивает.
Трудно сестрам, хотя трудоспособные неустанно работают в иконописной и швейной мастерских и на огороде, трудно потому, что часть сестер очень преклонного возраста, вывезены ещё из Лесны, а расходы по найму помещения, отопления, уплаты налогов и проч. очень велики.
К тому же упадок влечения к церкви среди полуофранцуженной старо-эмигрантской молодёжи тяжело отзывается на всяком истинно православно-русском предприятии. Огромное большинство даже не знает о существовании во Франции такого, хотя и скромного, но очень ценного очага правильной церковной жизни. Матушки не только не рекламируют себя, а наоборот, из деликатности и по чисто христианскому смирению, молча переносят тяжкие лишения. Ведь ещё очень недавно не хватало у них денег на покупку даже только нормального пайка хлеба. А зимой они очень страдали от недостатка топлива.
А ведь не надо забывать, какое огромное церковно-культурное дело удалась матушкам провести в только что покинутой ими Югославии. Там не существовало ни одного женского монастыря, а за время своего пребывания Леснинским монахиням удалось основать тридцать женских общин, во главе многих из них стоят теперь оставшиеся там инокини Леснинско-Хоповского монастыря.
Может быть, по народному выражению, «с их лёгкой руки» и здесь, во Франции, возгорится угасающий правильный церковный дух.
Подпись: ЛИД. С.
Свидетельство о публикации №217031200083