Интонационный диалог и речевое развитие

Задержка речевого развития, к сожалению, у деток сейчас заметна больше всего.
Любимые дети, с которыми занимаются дома, тем не менее в год ещё иногда не начинают говорить. И даже позже.
Во многом это связано с тем информационным полем, в котором мы живём. Если телевизора нет дома, то он есть у соседей. Звук — это волна, которая проходит через твёрдое, жидкое и газообразное. Таким образом, практически невозможно в городе экранироваться от звукового информационного и вибрационного поля окружающей среды. О его качестве говорить не буду. И не все могут так сразу поменять эту среду. Надо хотя бы чаще выезжать с детьми на Природу, а летом уезжать из города.

Дома можно слушать свою музыку. Дети с рождения могут иметь предпочтения. Но в целом мы предлагаем гармоничную позитивную музыку достаточно высокую по вибрациям — духовную, классическую, народную, звуки природы, пение птиц, мелодичные песни с позитивным смыслом, колокольный звон. Включаем не громко, можно на время фоном, но не всё время. Должны быть и периоды тишины.

Но это другая тема. А что можно сделать, чтобы всё-таки помочь малышу заговорить?
Прежде всего, ребёнку необходимо предоставить возможность удовлетворения потребности в развитии — много двигаться, много работать руками, развивать волю через собственные усилия, заниматься рядом с детьми чуть постарше, которые уже говорят.
Если ребёнок смотрит на нас, когда мы говорим — замедляться и продолжать говорить выразительно, чтобы было видно как работает речевой аппарат и мимика.

Иногда у деток, которые только начинают ходить на занятия в Монтессори среду, случается великое открытие, что их, оказывается, слышат!
Например, "годовасик" забирается усердно на лестницу и что-то себе тихонько под нос бубнит, а ты рядом в ответ начинаешь издавать похожие по интонации звуки. Ребёнок оборачивается с восторгом на лице и смотрит изумлённо. Он узнал в ответе свои интонации - о, значит меня слышат! Да, именно так. Даже двухлетние почти не говорящие дети иногда изумляются, когда в ответ слышат те же звуки, что издают сами.  Бывает, спрашиваешь родителей: "Как вы общаетесь с ребёнком, как разговариваете?" Иногда отвечают: "А как с ним общаться, как разговаривать, если он ещё совсем не говорит?"
- Читаете?
- Ну дааа... Иногда. Ему ещё не интересно.
- А сами читаете книги?
- А зачем? Есть же интернет.
Ну и как ребёнку научиться?

В человеческой речи помимо содержания, которое передаётся посредством смысла слов, есть ещё интонационная составляющая. Интонация приобретает самостоятельное выразительно-смысловое значение, выявляя эмоциональный подтекст и придавая определенный смысл. Она очень важна для формирования образа, творчества при помощи речи.
Вообще, образы, которые создаются нами когда мы думаем, говорим, пишем, влияют на нашу жизнь. А если речь о женщине, уже ожидающей малыша, её образы воспринимаются ребёнком ещё во внутриутробном периоде развития! Если мы уделяем этому внимание, создаём образы положительные, мы тем самым помогаем ребёнку сформировать позитивное отношение к жизни, позитивную программу на будущее. Можно даже помогать ребёнку подготовиться к рождению, к принятию жизни и окружения, в которое он скоро придёт, намеренно  посылая ему, как фото по почте, образы — это наш дом, это твой папа, это твой старший братик, а это наша дача на озере...

У младенцев после двух месяцев, когда миелинизация* (о том, как важна миелинизация хорошо показано в фильме "Масло Лоренцо") доходит до уровня шеи, уже есть естественная здоровая возможность держать голову и менять интонацию издаваемых звуков. Человеческий голос очень музыкален и богат интонациями, несущими самостоятельный смысл. И это прекрасная возможность эмоционального общения для детей и ценное, стимулирующее развитие речи дополнение к общению с детьми, которые ещё не могут говорить. Чувства свои мы выражаем не столько словами, сколько интонацией. Эмоциональная окрашенность происходящего способствует запоминанию.
Наряду с обычным диалогом, мы повторяем за малышом его интонации — доброжелательно, начиная уже с двух месяцев, чтобы он чувствовал и понимал, что его слышат. Это радует младенца и мотивирует развивать речь.

Надо отметить, что интонационный диалог не имеет ничего общего с передразниванием. И мы не повторяем за детьми словечки их детского языка, типа "кака", "биби" и тому подобные, когда у них идёт уже речевой период. Мы стараемся говорить красиво и правильно, давая детям лучший образец разговорной речи, на какой только способны.

Интонация важна и в общении с детьми старшего возраста. Можно даже сказать, что внутренний посыл речи для ребёнка важнее её формы. Дети прежде всего ориентированы на внутренний посыл. Например, мать, сдерживая негодование, говорит ребёнку что-то строго и очень тихо, а он спрашивает — ты на меня кричишь?

Мария Монтессори уделяла внимание развитию артистической и художественной речи детей. Этими занятиями и художественным чтением для детей 3-6 лет и старше, занимались специально обученные педагоги.

* Миелин — белое жировое вещество, покрывающее нервные волокна и служащее "изоляцией", как в электрических проводах. Без миелиновой оболочки нервный импульс не может нормально проводиться.

Фото из интернета


Рецензии