о хорошем вкусе. заметки на полях
Однажды в разговоре со своим племянником, молодым человеком лет двадцати пяти, мне никак не удавалось доказать ему, что, если речь идет об искусстве, - о литературе, музыке, о кино, - то вкус, которым руководствуется человек, может быть хорошим, а может быть и плохим. Он запальчиво вопрошал меня, с чего это я и мне подобные присвоили право считать именно свой вкус хорошим. Горячась и путаясь в противоречиях, он чуть ли не кричал, что если фильм нравится огромному большинству людей, а мне не нравится, то с чего это я выдумал, что прав я, а не это большинство!
И мне не удавалось найти довод, который был бы достаточно убедительным. По-видимому, тут и в самом деле не все так ясно и очевидно. Я был уверен только в том, что «хороший вкус» - дело «наживное» и формируется с годами… Но четкого определения понятия я дать затруднялся. И своему собеседнику только сказал: «Хороший вкус – это, по-моему, способность распознать в человеческом творении присутствие или отсутствие таланта».
Мой оппонент и тут не сдался и, насмешливо улыбаясь, сказал:
- Талантливо … не талантливо, – передразнил он меня. – А кто это решает? Опять вы?
- В некоторых случаях различие между талантливым и бездарным бросается в глаза. Ты ведь не станешь отрицать, – возразил я – что вещь, сработанную хорошо, ты отличишь от сработанной бездарно и неумело? Вот, хотя бы эти щипцы …
Я взял в руки щипцы для колки орехов.
- Представь на их месте два грубо обработанных металлических стержня, сцепленных болтом. Тебе они так же понравятся, как и эти?
- Это не украшение! С чего это они должны мне нравиться! Если они так же колют орехи, как и эти, то я не вижу преимущества ….
- Эти щипцы удобнее держать в руке, и уже поэтому, – удобнее колоть орехи, т.е. использовать их по прямому назначению.
Он приготовился снова возражать, но я его перебил:
- И не станешь же ты утверждать, наконец, что разницы между плохим кино и хорошим нет никакой? Что нет разницы между хорошим стихотворением поэта и неумелыми строчками влюбленного подростка! Не городи чепухи!
Так мы ни до чего и не договорились …
Свидетельство о публикации №217031301155
Пошлость в мишурном блеске весьма обольстительна, и попробуйте доказать, что благородная сдержанность - это хорошо, а шик-блеск-красота - это вульгарно.
Бесполезно спорить с человеком, не имеющим специальных знаний, неразвитым, нетерпимым к чужому мнению, а главное, не умеющим критически мыслить.
Я так думаю...
С улыбкой, Галина
Нико Галина 22.03.2017 22:08 Заявить о нарушении
Есть у меня два-три соображения на этот счёт, но следует додумать.
Благодарю Вас, Галина!
Ив Жовайр 23.03.2017 14:01 Заявить о нарушении
Правда, даже и в искусстве не всегда то, что нравится человеку, следует из его художественного вкуса. Скажем, какая-то балетная сцена нравится обычному зрителю иначе, чем может понравиться зрителю, профессионально занимающимся балетом. Профессионал тут может испытывать удовлетворение, даже, удовольствие, которое, однако, может и не иметь своим источником его художественный вкус. И наоборот, это не означает, что и не профессионал в какой-то области искусства, не в состоянии разобраться в своем впечатлении и понять, благодаря каким именно деталям данное произведение понравилось ему… Хотя это и требует от него какой-то образованности.
Несколько особняком стоит понятие хорошего вкуса в одежде, в женском макияже, в прическе – во внешнем облике человека. Ведь нравится кому-то «со скрипом сапоги» или носочки в клетку… А также понятие моды, конкурирующей, в некотором смысле со вкусом.
Важной частью «хорошего вкуса» является чувство меры – понятие тоже сложное и требующее определения.
И наконец, - я не вполне уверен, но думаю, что, в отличие от «хорошего» вкуса, вкус массовый не меняется! Пышность празднеств во все времена импонировала «толпе». Вы говорить «шик-блеск-красота»… Постановщики таких шоу – профессионалы, разбирающиеся в массовом вкусе, умеющие угодить ему и, наверное, не обязательно разделяющие этот вкус.
Ив Жовайр 29.03.2017 17:15 Заявить о нарушении