Ч. 2 Восстание обречённых
Обитатели гетто не знали, куда везут, но ничего хорошего не ожидали, поэтому не торопились к пункту отправки. Тогда немецкие власти установили еврейским полицейским норму доставки людей к месту сбора, при невыполнении которой отправляли их семьи.
Полицейские вызывали лютую ненависть в гетто, они лезли из кожи, чтобы выполнить приказ, но собрать нужное количество людей не удавалось. К тому времени разведка польской подпольной военной организации Армии Крайовой установила, что все эшелоны идут в Треблинку, а оттуда возвращаются наполненные одеждой, обувью.
Кроме того, площадь концлагеря не позволяла разместить в нём такое количество людей, какое доставляли эшелоны. Значит, это был лагерь уничтожения. Поляки сообщили об этом в гетто. Там одни этому верили, другие нет. Тогда немцы пообещали тем, кто придёт к месту сбора, три килограмма хлеба и полкило мармелада.
Обезумевшие от голода люди, не внимая голосу рассудка, потянулись за хлебом на площадь, где их собирали перед отправкой. Никакого хлеба они, конечно, не получили.
С 22 июля по 12 сентября 1942 года фашисты отправили из Варшавского гетто в лагерь смерти Треблинка 265 тысяч евреев, и 11 580 человек в другие концлагеря. За этот же период эсэсовцы и польские полицейские убили свыше 10 000 человек.
Немцы отправили в Треблинку и 2500 еврейских полицейских. Напрасно те рассчитывали на милосердие хозяев. Точная цифра людей оставшихся в гетто неизвестна.
По немецким сведениям оставалось ещё 35 тысяч человек, для контроля за которыми они оставили 250 еврейских полицейских. Предположительно ещё около 20 тысяч человек находились в гетто по разным причинам на нелегальном положении.
Наступило короткое затишье. Немцы не входили в гетто, но все евреи, оставшиеся в нём, знали, что следующими в лагерь смерти отправят их. Это привело людей к пониманию необходимости объединиться, и к мысли, что лучше погибнуть в бою, чем в газовой камере.
Иногда читаешь написанное с осуждением, что, мол, евреи шли безропотно, как скот на убой. Сохранилось немало документальных лент военной кинохроники, в том числе и немецкой. Немецкие операторы в первый год войны снимали нескончаемые ленты колонн советских военнопленных, которых вели редкие конвоиры.
Пленные могли расправиться с этими конвоирами голыми руками, но они так не делали, потому что для этого требовалась поддержка товарищей. Люди были морально раздавлены и разобщены, каждый думал только о себе, было много предателей, которые выдавали коммунистов, командиров, политработников и военнослужащих-евреев, дрались даже за гнилую картофелину.
А что же тогда говорить о необученных, сугубо гражданских людях, женщинах, стариках и детях!
Первыми предложили объединиться в Варшавском гетто коммунисты. Когда Совестский Союз и гитлеровская Германия подписали в 1939 году пакт Риббентропа-Молотова, польскую коммунистическую партию ликвидировали, а заодно и компартии Западной Украины и Западной Белоруссии.
Руководство польской компартии во главе с Юлианом Ленским в Советском Союзе расстреляли ещё раньше, в 1937 году, наверно, в благодарность за то, что те поддерживали Совестский Союз во время советско-польской войны.
В числе многих расстрелянных польских коммунистов был и замечательный писатель Бруно Ясенский, его эпиграф о равнодушных очень любят сейчас цитировать, к месту и не к месту.
Коммунисты в гетто именовали себя членами Польской рабочей партии, или просто левыми. Договориться представителям разных политических течений даже перед лицом смерти оказалось непросто.
Но, тем не менее, 28 июля была создана Zydowska Organizacja Bojowa, еврейская боевая организация. В польском языке слово «жид» означает «еврей», в русском языке это слово носит уничижительный, оскорбительный характер.
У поляков существует антисемитизм, но в их языке нет оскорбительного слова, обозначающего «еврей». Наш русский язык гораздо богаче: жиды, хохлы, кацапы, чурки, чёрные….
Впрочем, в Советском Союзе, даже при наличии Еврейской автономной области, произнести слово «еврей» было равносильно совершению неприличного поступка в достойном обществе.
В Еврейскую боевую организацию вошли молодые люди из Антифшистского блока, социалисты, сионисты, коммунисты. Ещё одну боевую группу создали евреи, служившие в Войске Польском. Она называлась Zydowski Zwi;zek Wojskowy, еврейский военный союз.
Большинство членов организации сопротивления, кроме бывших военных, не умели владеть оружием, а самое главное – они его не имели. Обратились за помощью к Армии Крайовой, но от неё получили десять старых пистолетов и те без патронов.
Пришлось полагаться лишь на себя. На чёрном рынке в Варшаве можно было купить всё, что угодно, в том числе оружие и патроны. Деньги и драгоценности для приобретения оружия отобрали у богатых евреев. Но была ещё одна проблема: на чёрный рынок могли попасть только люди, не имевшие ярко выраженных еврейских черт лица и акцента.
Нашли и таких евреев с «арийской» внешностью. Однако столкнулись с новым препятствием. Около стены днём и ночью дежурили поляки из числа тех людей, которые всплывают на поверхность во время войн и народных потрясений.
Среди евреев тоже имелись уголовники и предатели, хотя бы те же полицейские и чиновники юденрата, работники похоронных бюро, наживавшиеся на своих соплеменниках даже перед лицом общей гибели.
Поляки подстерегали нелегально выбиравшихся через стену людей, отбирали у них деньги и драгоценности, угрожая выдать гестапо. Иногда пойманных убивали на месте. А если у человека не было ничего ценного, то выдавали в гестапо, где за каждого выданного еврея выплачивали награду деньгами или продуктами.
Охота на евреев распространилась по всей стране. Остудило пыл охотников решение командования Армии Крайовой выносить смертные приговоры этим людям. Ликвидировали несколько сот «охотников», что отбило желание заработать деньги таким способом у остальных.
Подлость и благородство на войне всегда соседствуют. Свыше пяти тысяч поляков расстреляли нацисты за спасение евреев, а всего считается, что в спасении евреев приняли участие по разным оценкам от 350 тысяч до миллиона поляков. Например, Ирена Сендлер и её товарищи спасли из гетто около двух с половиной тысяч детей.
Получив первое оружие, члены подпольной организации совершили покушение на начальника еврейской полиции, а затем уничтожили его заместителя. Всех еврейских полицейских обезоружили, самых ненавистных расстреляли.
Отношения с Армией Крайовой постепенно налаживались, от неё получили ещё партию оружия. Тайно готовили бутылки с зажигательной смесью, изготавливали гранаты, половина которых, правда, потом не взорвались.
Ко дню рождения Гитлера Гиммлер приказал «освободить» Варшаву от евреев. 18 января 1943 года по количеству появившихся вблизи гетто эсэсовцев обитатели гетто поняли, что готовится акция ликвидации.
Вот тогда гитлеровцы получили первый отпор. Завязался бой между эсэсовцами и группой боевиков. Из боевиков спаслись три – четыре человека, но немцы впервые не выполнили свою норму, им удалось захватить только около пяти тысяч евреев.
В бою были убиты 14 эсэсовцев. Погибли около 1100 евреев. Молодые люди бросались на солдат с ножами и даже с голыми руками. Для немцев это сопротивление оказалось полной неожиданностью.
Потери были несоизмеримы, но фашисты впервые в Европе встретили организованное сопротивление и были вынуждены приостановить вывоз евреев в Треблинку. Обе стороны стали готовиться к решающему бою.
Продолжение http://www.proza.ru/2017/03/14/1450.
Свидетельство о публикации №217031301243