Сон

Современная жизнь в городе, к сожалению, сейчас очень далека от природного ритма смены активности и отдыха. Особенно от этого страдают дети, так как они растут и развиваются, учатся, строят себя из того, что есть вокруг. Психика и нервная система, а следом и всё остальное, не успевают восстанавливаться и гармонизироваться, если ребёнок недосыпает и систематически ложится позже естественного для этого времени.

К тому же, родители, даже если и пытаются уложить детей пораньше, сами редко ложатся спать хотя бы в 22 часа. А значит, активность в доме продолжается. Поэтому так много конфликтов на этой почве - границы ведь "не работают" - если им следовать, то уж всем! То, что наши дети "городские" и "современные" не отменяет естественную физиологию их развития. И если ребёнок отказывается идти спать до 22 часов, вовсе не значит, что он высыпается и спать не хочет. Психическая утомлённость накапливается.
Компьютеры и телевизоры, электромагнитные поля приборов - отдельный разговор.

О качестве и количества сна.
Ещё в первые 6-8 недель жизни ребёнок сонастраивается с естественным ритмом смены дня и ночи, с солнцем и луной. Специально приучать ребёнка не нужно, он приспособится сам. Но маме важно  соблюдать режим. Собственно, вся Природа живет ритмично. И это нормально и естественно.

Если говорить о количестве сна, то ребёнок после полугода и до трёх лет нормально высыпается и восстанавливается, если ночной сон составляет около 11 часов. Днём ребёнок от полугода до годика спит два раза и это составляет по времени 3-4,5 часа. Далее до 6-7 лет дети могут спать один раз днём. Полуторагодовалые могут спать днем 2-3 часа, двухлетки около 1,5-2,5 часов, дети от трёх лет и до семи 1-2 часа. Ночной сон детей 3-7 лет составляет в норме около 10 часов. Многие дети уже после полутора лет, к сожалению, не хотят спать днём по различным причинам, но им это необходимо. Отдохнув днём, ребёнок бодр, энергичен, деятелен и весел вплоть до ночного сна.

Конечно, все индивидуально. Если ребёнок весел, здоров, активен, нормально спит ночью и продолжает спать два раза днём после годика - бывает что и до двух лет, то в этом нет большой проблемы.
Но если ребёнок, скажем, старше двух лет недосыпает ночью, он может проспать днем 4 и более часов. При этом, поднимается всё равно не отдохнувшим, капризным, нервным. Это говорит как раз о том, что он поздно ложится вечером и страдает качество ночного сна. Давайте вспомним, что ребёнок находится в этом возрасте в периоде отрицания, что его воля и эмоциональная сфера активно развиваются - диапазон эмоций очень широк и перед ребёнком стоит задача соотнесения происходящего со своими чувствами, обозначение чувств при помощи взрослого, чтобы  научиться контролировать свои порывы. Можно себе представить как ему трудно. А поэтому, если мы ему не помогаем жить в естественном природном ритме, как мы можем ожидать, что нам с ним будет легко?

Последнее время заниматься в Монтессори среду к 10 часам с малышами приходят единицы. "Вы что, мы только к 12 часам встаем!" - частый ответ. Конечно, если мама до середины ночи "в интернете", ей в 7 не встать. Да что там, ей и в 9 не встать. Она даже подсознательно может влиять на режим ребёнка, так как не хочет сама рано вставать.
Есть случаи, когда двухлетние дети постоянно ложатся спать вместе с родителями около трёх часов ночи. Без боли в сердце на них невозможно смотреть - это якобы здоровые дети, но они как маленькие сомнамбулы: сонные, заторможенные, пассивные, недоразвитые. А родители? Родители занимаются "своей жизнью".

Если ребёнок занят днём позитивной деятельностью по возрасту, "насыщается" спонтанным движением, много работает руками, достаточно гуляет и дышит свежим воздухом, достаточно общается с другими детьми, он сам засыпает естественным образом после 20 часов и просыпается в хорошем настроении - жизнерадостный и готовый к новым открытиям и экспериментам. Самый необходимый и качественный сон примерно с 20 до 3-4 часов. И качество не заменяется количеством, увы.

В каком возрасте лучше всего ребёнку начать спать в своей кроватке?
Сейчас стало распространённым мнение, что  вместе с детьми  спать хорошо так долго, как они  того хотят. Но это с какой стороны посмотреть, есть ведь мнение и других членов семьи. И жизненные ситуации бывают разные.
Можно шутить на эту тему, но были реальные случаи, когда старший ребёнок спал с родителями до 14 лет, средний 8-летний и младший 2-летний тоже. И ладно бы всех это устраивало, так нет, родители уже не знали что предпринять, так устали!

В Монтессори подходе рекомендуется маме спать вместе с малышом только первые  сорок дней - два месяца его  жизни, пока это действительно необхоимо для ребёнка. 
Далее детская кроватка может быть плотно придвинута к маминой, бортик опущен, так, чтобы маме не приходилось вставать ночью для кормления и реагируя на сигналы малыша. Тесный контакт будет сохраняться, ребёнок будет в поле матери, но все таки спать в своей собственной кровати. Для него в дальнейшем это будет нормальным и само собой разумеющимся. Постепенно, с учётом уменьшения ночных кормлений, кроватку можно будет отодвинуть или переставить в детскую комнату, или, если мама спала в детской с малышом, маме перейти на ночь в свою спальню.

Необходимо учитывать, что даже на небольшом отдалении от тела матери ребёнку будет уже не так тепло, поэтому он должен быть достаточно хорошо укрыт. Часто младенцы просыпаются и плачут, так как им недостаточно тепло ночью и во время дневного сна, а не оттого, что он спит не в постели с матерью.

Хорошо, если установится какой-то позитивный ритуал перед засыпанием - мягкая спокойная музыка, приглушенный свет - симпатичный ночничок, чтение на ночь (часто одна и та же книжка), любимая мягкая игрушка, одна и та же мамина колыбельная песенка. Это помогает настроиться на отдых.

Даже если ребёнок приболел, не стоит его перекладывать в свою постель, так можно способствовать развитию психосоматики, манипуляций и неблагоприятных привычек. Такую привычку будет сложно преодолеть. И чем дальше, тем сложнее.

Потребность быть вместе на физическом уровне - постоянно около мамы, на руках, спать вместе, всё делать только вместе, может быть компенсацией недостаточного чувства доверия и привязанности. Когда ребёнок чувствует психологическую близость и защищенность родителем, такой необходимости нет, и отделение идёт своевременно и легко.
У ребёнка обязательно должны быть свои: столик, стульчик, кроватка, место для игр и занятий, место для одежды и других личных вещей. Это важно для своевременного отделения и полноценного развития. Психологически это означает - у меня есть своё место в этой жизни, я имею право занимать своё место, я не менее достоин этого, чем другие люди.

В моей практике был случай, когда смышленый, очень хорошо развитый ребёнок буквально не видел, что есть свободные стульчики и садился на занятые, прямо на других детей. Выяснилось, что у него дома нет своего столика и стульчика. Если он сидел, то  большей частью на руках у кого то из родителей. Как только дома у него появилась своя мебель, ситуация наладилась.

Хочется отметить, что  это не формальный вопрос, как и многие другие, касающиеся детей. Качество общения, любящие уважительные отношения, душевное тепло, доверие, нежность, уверенность в отношениях просто количеством проведенного  рядом времени не заменяется.


Рецензии