Сергей Кириенко-первая попытка

Случилось это  в  1992 году, когда я, будучи членом Верховного Совета,  привез в Нижний Новгород  группу американцев, которые по нашему замыслу должны были учить нижегородских предпринимателей бизнесу. (На практике все свелось к многочасовым рассуждениям на общие темы, от которых наши люди ничего не получили.)
Удивило меня выступление Сергея на званом ужине в честь высоких гостей. Они тогда были чуть ли не первые американцы в городе. Не надо забывать, что в советские времена Горький был закрытым, и иностранцы были еще в диковинку.  Поэтому встреча проводилась на самом высоком уровне.
Кириенко на тот момент был уже предпринимателем.  В 90-м его избрали  депутатом областного совета, а параллельно 2-м секретарем Обкома ВЛКСМ. Когда же после путча 91 года вся партийно-комсомольская система рухнула, он подался в бизнес. Если вспомнить, что, например, Ходорковский – бывший заместитель секретаря студенческой молодежной организации МХТИ,  ничего в этом удивительного нет. Я по старой памяти  пригласил Кириенко на эту встречу. 
Встреча происходила в Доме архитектора, собралась вся властная верхушка области. Был недавно назначенный губернатором Немцов, а также недавно избранный Председатель областного  Совета Крестьянинов. Прошло всего лишь несколько месяцев после ГКЧП  и состав  областных руководителей,  как и во всей стране, сильно поменялся. Было много тостов, речей, Кириенко пытался продать американцам хохломские игрушки, что выглядело, мягко говоря, не солидно и  странновато,  но еще более странной была  его  застольная речь.
Он объявил о том, что реформы в России напоминают реформы в Германии после второй мировой войны, но есть одна особенность. «К сожалению,- сказал он, -  в России нет американских оккупационных войск!»
 Так прямо  и сказал!  Поэтому меня не удивляет, что он впоследствии возглавлял  список  «Правого дела» на выборах в Государственную Думу, был своим для Чубайса и его компании. Потому что, по моему глубокому убеждению, наши российские либералы объединены вовсе не по идейным соображениям, а каким-то  патологическим холуйством перед западными хозяевами. Прямо, то самое «племя бенц», о котором я  говорил выше.
 Впрочем,  может быть, это была с его стороны лишь дань времени. А времена меняются, например, несколько лет назад, я читал его очень толковое интервью в газете «Завтра».
Как бы то ни было, не удивительно, что он потом вошел в немцовское окружение и получил должность  руководителя банка «Гарантия»; через который прокачивались пенсионные деньги и, учитывая страшную инфляцию того времени, банк получал солидные куши. Затем он стал директором  ОАО «Норси Ойл» (Кстовского нефтеперерабатывающего завода), а через несколько месяцев в 1997 году вместе с Немцовым, приглашенным в Правительство на должность   вице премьера,  уехал в Москву.
После клуба «Выбор» жизнь нас не часто баловала встречами. Как то в 1993 году Кириенко, будучи в Москве, позвонил мне  и попросил выписать пропуск в Белый Дом. Я пообещал, но тут на меня обрушилась какая-то новость, потребовавшая срочных действий (не упомню какая), и я забыл  про его просьбу.  Через несколько часов Сергей, видимо найдя другие возможности,  зашел  и ко мне, чтобы пообщаться. Мне было нестерпимо стыдно за свою забывчивость. 

 
 Впрочем, он мне ответил тем же сполна.  Когда его начали протаскивать  в апреле 1998 года в премьеры через Государственную Думу, а удалось это сделать   лишь с 3-го раза,  я решил на него выйти, чтобы протащить кое какие полезные идеи. (Кириенко хотя и неисправимый  либерал, но надо отдать ему должное, на общем фоне выглядит неплохим менеджером и, как мне казалось, разумные вещи может воспринимать,  руководствуясь не идеологическими, а практическими соображениями). Сделал я это достаточно грамотно, через верного человека в Государственной Думе  передал ему во время встреч с фракциями политических партий бумагу с предложениями, а потом, когда проходило заседание, рассматривающее вопрос о его назначении ( 3-е, когда все и произошло), пришел в Думу и встал в коридоре как раз напротив дверей, откуда он предположительно должен был выйти.  Я угадал и, когда он вышел из зала, первый, с кем он встретился, был я. Ничего не понимающие фотокорреспонденты начали фотографировать, как мы здороваемся и он, пожимая мне руку, сказал, что читал мою записку, рад встрече, что надо обязательно переговорить и просил позвонить.
Я потом честно, используя, в том числе и телефоны правительственной связи, пытался до него дозвониться, но так и не смог получить доступ к телу.  Впрочем, до больших начальников всегда сложно добраться, на то они и начальники, так что, как говориться,  Бог с ним, с телом.
 Мне бы, в  довершение  портрета Кириенко,  хотелось  высказать свою, может быть не бесспорную, но на мой взгляд очень правдоподобную версию неожиданного взлета Сергея Владиленовича,  малоизвестного до того зам. министра топлива и энергетики, на 2-ой по значимости пост в государстве. Министром топлива и энергетики был тогда по совместительству Первый вице- премьер Немцов. Злые языки говорят о том, что кто- то в окружении Чубайса опасливо заметил  об опрометчивости передачи Немцову такого поста, на что Анатолий Борисович,  якобы, ответил: «Не бойтесь, этот оболтус  все равно делать ничего не будет». Не знаю, насколько это правда, за что купил за то и продаю, но зато знаю точно,  что версия рекомендации  Кириенко в премьеры Немцовым не выдерживает никакой критики.  Надо просто совсем не знать Бориса Ефимовича, чтобы такое предположить. Борис просто физически не мог кого - то из своего окружения предложить в начальники над собой, это чистейшая фантастика!
Мне кажется, что  решение  с Кириенко было первым неудавшимся маневром по подготовке «Семьей»  замены престарелого Ельцина! Идея была в том, чтобы заменить  его абсолютно своим, абсолютно послушным, никак себя не запятнавшим какими либо скандалами, малоизвестным человеком. Именно таким и был Сергей Кириенко, и именно его готовили на эту роль.   Потом события дефолта,  слишком явная либеральность, да, что греха таить, и национальность Владиленовича, не позволили это сделать, и следующей  попыткой стало выдвижение Путина, по тем же критериям.
Но с послушностью они ошиблись и, по-видимому, уже тогда понимали это и хотели подстраховаться.
«Каким образом?- спросите вы. А вот каким. В период первой избирательной кампании Путина по Москве всюду висели огромные щиты бигборды: «Путин Президент. Кириенко премьер!»  Но, что-то не сработало.
А вот во времена выборов 90- года не то, что бигборды, а даже самостоятельно напечатанные  листовки не разрешались.


Рецензии