Воля
Воля, как и мышцы, развивается через усилие, а формироваться начинает после 6 - 8 месяцев, и развитие воли значительно влияет на характер. Это совпадает с активным развитием лобных долей мозга. Ребёнок уже сидит без поддержки и активно действует руками, развивается эмоциональная сфера, всё лучше и лучше сосредоточение.
Самое, пожалуй, страшное, что происходит из большой любви и родительской заботы при отсутствии знаний, из невежества – это подмена воли ребёнка волей взрослого. И происходит это буднично, обычно, поначалу совсем незаметно.
Кстати, чаще всего, если родитель решает что Монтессори-педагогика его ребёнку не подходит и перестает ходить на занятия, это случается из-за непонимания важности и не готовности признать необходимость свободы воли ребёнка. Одно из важнейших правил Монтессори-педагогики – твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Но свобода не означает вседозволенности.
К сожалению, для многих ребёнок до сих пор не является личностью, душой, уважаемым и полноправным гражданином мира. Скорее, его воспринимают, как "собственность", источник удовольствия, некий "пустой сосуд", который необходимо заполнять, "неумёху", которого ещё учить и учить, натаскивать, ставить в рамки общепринятых шаблонов, обтесывать, чтобы был "удобным" – сначала родителям, потом воспитателям, затем – учителям, начальникам и так далее.
Если собственная воля осталась неразвитой, так как её место занимает воля родителя, когда ребёнок подрастёт, это место займет чья-то другая воля, но никак не его собственная! Ребёнок по сформировавшимся следам-программам, подсознательно будет стремиться к тому, к чему успел привыкнуть до 3-х лет. Но тогда он не сможет проявить в этом мире то, с чем он в него пришёл – прекрасных даров души и богатого внутреннего мира. Не сможет быть собой, счастливым, насколько это возможно в этом материальном мире, и может не выти на путь духовного развития и достижения цели человеческой жизни.
Может кому-то это кажется громкими словами, но я говорю о самых простых обыденных вещах. Эта подмена воли уже происходит, когда мы выбираем за ребёнка и вкладываем ему игрушку в ручку, делая за ребёнка то, что он может сделать сам (так как решаем за него или просто спешим), помогаем при малейшем затруднении, контролируем и ограничиваем его позитивную деятельность в целом и вплоть до мелочей, надзираем, судим, сравниваем, исправляем и оцениваем, вкладываем в ребёнка свой опыт, не позволяя ему сделать малейшего волевого усилия и приобрести собственный, "оберегаем" от трудностей и ошибок.
Не смотря на то, что на обязательной вводной подготовке к занятиям в Монтессори-среде родителям, бабушкам и няням любой Монтессори-педагог (если, конечно, он таковым является) обязательно объясняет, что ребёнок выбирает занятие и берёт пособие сам, занимается чем и сколько хочет, что любую его позитивную деятельность мы – взрослые никак не ограничиваем, не комментируем и не исправляем, не "ведём", не "учим", это для сопровождающих взрослых является на практике самым трудным.
И взрослые сами от этого всего очень устают, а потом говорят – как трудно с детьми! А ведь нам достаточно просто показать "как это проще делать", "как это делают люди", быть рядом, радоваться вместе, вместе проживать эти моменты, наблюдать.
Ребёнку необходима свобода в деятельности и волевые усилия, необходимо самому делать выбор, начиная с самого простого – красный или синий шарик взять в ручки. Делая выбор и осуществляя его самостоятельно, ребёнок учится ответственности (что особенно важно для мальчиков).
Мы же – не мешаем, готовим окружающее пространство – развивающую среду (и дома тоже), поддерживаем её постоянство, порядок и предоставляем возможность выбора. Мы учимся наблюдать, учимся молчать во время действий, что очень трудно для многих женщин. Учимся эмоционально поддерживать успешность ребёнка, но при этом не хвалим его самого.
Уже при подготовке среды для новорожденного закладываются условия для нормального развития воли – и модуль у кроватки вешаем только один, и игрушка сначала только одна. Это помогает в дальнейшем в развитии воли, это подготовительный этап. И позже пособий и игрушек должно быть только самое необходимое количество.
Остановимся теперь на другой "стороне медали" – свобода не означает вседозволенности. Мария Монтессори называла вседозволенность и полное отсутствие границ предательством настоящей свободы.
Мы говорим только о свободе ребёнка в позитивной деятельности. Здесь он ведёт, мы следуем за ним. При этом стараемся быть на полшага впереди его развития и готовить всё необходимое по возрасту заранее – ведь малыши очень быстро растут!
В отношениях же ведёт взрослый и только взрослый устанавливает границы дозволенного. И всю ответственность за отношения и за ситуацию с ребёнком берёт на себя взрослый (даже если вам помогает с малышом старший ребенок).
Мы не говорим постоянно "нельзя" и "нет", мы спокойно говорим – "стоп", "да, я понимаю, что ты это очень хочешь, но это опасно и я не могу тебе этого дать, я очень тебя люблю, возьми это или это". Мы обязательно даём малышу время ответить, но решения не меняем. Речь идёт о ребёнке около 1,5 лет. Но начинать устанавливать границы необходимо раньше, когда малышу еще около 9 месяцев.
Он уже активно ползает, хорошо сидит, в нём пробуждается любопытство. Ребёнок сам может показать "наши трудные места" – например, добраться до чего-нибудь "не того". Но его кратковременная детская память ещё очень нестойкая и мы, воспользовавшись этим обстоятельством, пока сможем безболезненно заменить это "не то" чем-то более приемлемым.
После года и трёх месяцев у ребёнка уже формируется концепция "постоянства объектов" и переключить внимание и сделать то же самое будет очень трудно. Внутренний процесс развития воли и самодисциплины – труд ребёнка, в это мы не вмешиваемся. Мы организуем внешний порядок и постоянство, что очень важно, устанавливаем границы и держим их – например, кушаем мы только на кухне, рисуем мы только в фартучке, с водой занимаемся только в ванной, пересыпаем рис только постелив клеёнку, спрашиваем разрешения, если хотим взять то, что нам не принадлежит и так далее.
К полутора годам сенситивный период порядка входит в фазу наибольшей активности и это самый удачный момент для установления границ. Уже к году и трём месяцам родители замечают, что ребёнок стал более волевым, меньше слушается, знает, чего хочет – его мозг созревает.
Это также связано с развитием речи. Как взрослый ребёнок ещё не понимает, но ему обязательно надо объяснять "почему", он понимает иначе.
Очень важно в любой ситуации сохранять равновесие, говорить ровным голосом, уважительно, без напора, без призыва к противоборству. Мы помним, что именно мы – взрослые ведём в отношениях!
Иногда ситуация внешне похожа на ситуацию выбора, но в интересах ребёнка мы действуем решительно, так, как сами считаем нужным. Если необходимо, например, уже уходить с прогулки домой, а ребёнок устал, капризничает и не хочет идти ни при каких уговорах. Мы можем взять его на руки и продолжать объяснять по ходу, повторяя те же фразы – не надо мучиться, придумывая всё новые и новые объяснения на его "почему", ребёнку это не нужно. На самом деле, он уже хочет спать, а не гулять. А ещё – проверяет наши границы.
Даже если он сердится, а то и вырывается, говорит – "ты плохая", пытается драться, мы не отвечаем тем же, не кричим и не шлёпаем, сохраняем спокойствие и действуем, увещевая – а я тебя люблю, понимаю что пора кушать и отдыхать, и мне неприятно, что ты дерёшься.
Мы принимаем, что это есть и проживаем это вместе с ним. Да, он проявляет волю, но мы действуем в интересах ребёнка в границах позитива. Главное в такой ситуации наше спокойствие и благожелательный посыл, интонация.
Послушание ребёнка всё время меняется.
С годика ребёнок в основном уже понимает, чего от него хотят, но не всегда может это выполнить.
С полутора лет он всё понимает, может слушаться, но иногда ему в этом ещё нужна помощь взрослого.
С трёх лет ребёнок уже всё прекрасно понимает, может слушаться и выполнять просьбы, но не всегда хочет.
Именно в возрасте 2-3 лет мозг и воля ребёнка уже достаточно развиты, постепенно появляется аккуратность, он начинает подражать деятельности взрослых. Ребёнок любит все "настоящее", ему важно предоставить возможность заниматься упражнениями практической жизни. Насыщенная деятельность по интересу и выбор из двух вариантов помогают увлечь, а так же снять протесты периода отрицания.
Малыш с удовольствием может накрывать на стол, мыть руки, нести кувшин с водой, поднос, намазывать масло на хлеб, вытирать пол, сметать крошки, нарезать варёные овощи и многое другое. Ребёнок использует метод проб и ошибок, развивается внутренняя самодисциплина.
Вот так мы от свободы в рамках позитива незаметно переходим к самодисциплине. "Я сам, просто покажи мне как".
Пусть наша Любовь будет мудрой и гармонично проявляется.
Свидетельство о публикации №217031301451