6. Первые годы нового века 1901-1904
Величко В.Л. печатает свои острые критические статьи и памфлеты, публицистические и политические статьи по поводу ситуации за Кавказом. Он часто обращается к армянскому церковному вопросу и открыто заявляет, что по внешности Эчмиадзин - это церковь, а по существу- особая форма полускрытого национального учреждения армян, объединенных главной задачей- создания армянского автономного царства в пределах русских владений. Он считает, что все армянские бесчинства осуществляются под непосредственным руководством армянской церкви и призывает принять меры, чтобы церковники тратили средства на церковь, а не на политические цели.
По словам Величко(7) , «экономическое завоевание края организованной армянской стачкой , дошедшей в своей наглости до террора , привело к политическому осложнению ситуации на Кавказе». Его непримиримая позиция и острый тон газеты сразу же не понравилась тем, против кого она была направлена. Армяне обвиняли его в русском боевом национализме , ожесточенном армянофобстве , в нетерпимости к инородцам , рассылали во все инстанции на него жалобы , пытаясь его оболгать и запачкать, повлиять на его семью, скупали его векселя, стремились лишить кредита и т.д. и т.п. Они настойчиво выживали его с Кавказского края, угрожая физической расправой. Вскоре стало ясно, что армяне не остановятся и перед крайней мерой – убийством.
В связи с такой ситуацией ночью 31 декабря 1899 года Василий Львович, подвергая опасности свою жизнь , перевалил за Кавказский хребет, оставив за собой возмущенное море людской неправды и увозя с собой в качестве единственного багажа номера газеты » Кавказ». Он торопился в Петербург, чтобы спасти свое доброе имя. Имя было спасено, но какой ценой!
В феврале 1901 года было предписано, армян-переселенцев из Турции, немедленно высылать за пределы России, а в ноябре 1901 года Главнокомандующий гражданской частью на Кавказе генерал-адъютант князь Голицын издал циркуляр, где предлагал этим армянам вернуться в Турцию. При этом он высказал мысль, что нужно оставить только по одному мужскому и женскому чучелу армян в Кавказском музее древностей для назидания будущим поколениям. Можно представить себе, до какого состояния довели эти бандитские вылазки армян, если Начальник края публично высказал такую негосударственную мысль !
Этого злопамятные армяне ему не простили. 14 октября 1903 года среди белого дня в Тифлисе на князя Голицына, возвращавшегося с супругой в экипаже, напали трое армян и нанесли несколько кинжальных ран в голову, лицо и руки. Князь храбро отбивался палкой. Стража и казаки подоспели на помощь и расстреляли этих головорезов (7). Ответственность за нападение взял на себя Центральный комитет партии » Дашнакцутюн», а Закавказский Комитет армянской революционной федерации предупредил , что такая же участь постигнет следующих лиц: Елисаветпольского вице-губернатора Андреева, уездного начальника Богуславского, полицейского Сахарова, приставов Джамгарова, Шрамкевича и др. И все эти угрозы были приведены в исполнение.
Наглость армян вызывала протест у всех. 17 марта 1901 года Комитет по постройке православного собора в Иривани дал воззвание (55): »Православные христиане! Уже более 70 лет прошло, как знамя русского царя водружено в стенах Иривани, бывшей персидской крепости. Благодаря гуманности и справедливому русскому управлению, этот незначительный крепостной персидский городок превратился в крупный для Закавказья промышленный и торговый пункт, но православный народ до сих пор не получил удовлетворения в религиозных потребностях. В то время, как армяне совершают свои богослужения в прекрасных храмах, православные русские и единоверные им грузины имеют на окраине города единственный православный храм, приспособленный из мусульманской мечети. Благодаря доброму почину и заботе б Ириванского губернатора, ныне помощника Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе генерал- майора, немца А.А. Фрезе , вопрос о постройке православного собора получил величайшее разрешение». Комитет обращается ко всем со словами Св. Апостола:» не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». И этого не простили армяне. 13 августа 1903 года на улице Александрополяс кинжалом был убит православный протоиерей Василов.
Для всех было ясно, что террористические силы сосредоточены в руках Эчмиадзина. Именно через Церковь осуществлялось финансирование армян – террористов и она же служила главным складом оружия и взрывоопасных веществ. Тогда, Высочайшим повелением от 12 июня 1903 года, было принято решение о проведении ревизии Армяно-григорианской церкви и передаче армянских церковных имуществ ( включая церковные школы) в ведение гражданских властей. Это мера была не противорелигиозная и не противоцерковная. Средства церкви оставались неприкосновенными, но необходимо было осуществлять контроль за их расходованием, с тем, чтобы они не употреблялись на цели, не имеющие ничего общего с религией ( 56). Главой этой акции был назначен вице –губернатор Ириванской губернии Князь Михаил Александрович Накашидзе,которого тогда же армяне приговорили к смерти.
У колонистов всегда работала много временных работников. В Еленендорфе в 1903 году постоянно проживало 2108 немцев. Временно жили 102 лютеран, 479 армян, 311 русских (среди них только 49 православных) , 55 магометан . Кроме этого, 300 иностраноподданных персов, 7 турок, 11 прусско- и 5 австроподданных. К весне количество временных работников резко увеличивалось, в основном за счет персов – от 300 до 30000 человек(57).
Немцы-колонисты прекрасно понимали ситуацию, но в силу своей аполитичности,старались сохранять нейтралитет и продолжали свою обособленную жизнь.
Бейзицером (судьей) колонии был избран Готлиб Андрис, который принес присягу на верность служения обществу. В первом детском саду Еленендорфа, который с большим трудом и затратой времени открыл в 1901 году пастор Мюллер, работает его вторая дочь Иоганна. Она родилась в Швейцарии в 1882 году, окончила там же четырехклассную гимназию, а позже –фребелевские курсы. Ее сестра Елена в 1902 году не смогла получить разрешение на выезд заграницу, так как пастор Мюллер не приписался к обществу колонии Еленендорф. Почетным блюстителем двухклассного училища опять избрали Х.Х.Форера. В этом году в колонии был открыт лазарет, а на христианском кладбище выделено место для полковых чинов.
Существовавшая в колониях сложная система раздела земли приводила к тому, что часть колонистов, например, Х.Х.Форер, владел 600 десятинами, другие были безземельные и вынуждены арендовать ее у соседей - азербайджанцев или армян. Никифоров (38) , проведя анализ экономического состояния немцев-колонистов на Кавказе , считал, что безземелье закавказских колонистов и разделение их на зажиточных, достаточных и бедных , очень относительно . Бедных и нищих вообще не существовало, так как согласно колонистскому закону » здоровых надо принуждать посредством труда отыскивать себе пропитание, а престарелых и дряхлых должны содержать родственники.» Если такой возможности не было, то их содержали на общественном иждивении, на пожертвованные деньги. Туда же шли и деньги, получаемые в виде штрафа за провинности колонистов.
Постепенно сбыт винодельческой продукции переходил в руки фирм »Бр. Форер» и « Бр.Гуммель». В 1903 году , колонисты организуют свое сельскохозяйственное товарищество » Помощь». Постепенно исчезают мелкие кустарные ремесла и закладывается основа фабричной промышленности.
В 1901 году Д.Г. Шмидт открыл на земле Еленендорфа, в местности Молла-джалы, месторождение марганцевой руды. Газета « Каспий(1901, №26) сообщала ,что ее запасы обеспечат длительное существование предприятий по переработке.
3 января 1904 года оберпастор Маркус Мюллер принимал участие в праздновании 100-летия взятия Гянджи и переименования ее по предложению Князя Цицианова в честь супруги Императора Александра 1 - Елисаветы Алексеевны в Елисаветполь. Сам город в то время представлял собой зеленый сад со стройными тополями и чинарами. Газета «Каспий « так описывала это событие:» город утопал в цветах и флагах. Во всех церквях и мечетях шли богослужения. К 11 часам прибыли пехотный Шемахинский полк , 1-й Лабинский казачий полк и Асландузский резервный батальон. На празднике присутствовал Елисаветпольский губернатор генерал-майор Лутцау, городской голова Иван Осипович Когновицкий, все начальство губернии и представители духовенства всех вероисповеданий.
Известно, что последним владетелем Гянджинского ханства был Джавад-хан, сын Шахверди хана Зиад- оглу Каджара. Более месяца длилась осада крепости русским генералом Цициановым. Джавад-хан защищался геройски. Перед взятием крепости генерал написал хану, чтобы он доблестно сдался , так как у русских пушки длиной в один аршин , они возьмут крепость и тогда предадут его позорной смерти. На что хан ответил, что у него пушки в четыре аршина и что, по взятии крепости, генерал найдет его мертвым на крепостной стене. И он сдержал слово. 3 января 1804 года во время штурма он сидел с саблей в руках на пушке и защищался, пока не был изрублен капитаном Козловским, который тоже был убит. При взятии отличился штаб-капитан Котляревский. Его раненного вынес на руках тогда еще молодой поручик граф М.С.Воронцов, ставший позже Наместником Кавказа.
Генерал Цицианов, оценив храбрость Джават- Хана, приказал разыскать его тело и с подобающей честью похоронил его в мечети Шах-Аббаса II. Все имущество хана было конфисковано, но генерал с уважением отнесся к семье погибшего хана и к его потомкам, которые были »обласканы» новой властью. С этого времени вся его семья проживала под фамилией ханов Зиадхановых и владела фамильным склепом , где был предан земле сам Джават- хан и все умершие члены его семьи. В 1894 году пришедший в ветхость склеп был реставрирован Абульфат- ханом Зиадханом , который позже тоже был там похоронен. Перед губернаторской квартирой уцелела башня »Каджа-Кале», где был убит Джават-хан.
На празднике выступил с обращением к мусульманскому населению на азербайджанском языке прямой потомок Бакинский присяжный Адиль хан Зиадханов: » Мой предок, Джават- Хан дал присягу Шаху Персии и остался верным ему до конца, пав смертью храбрых с оружием в руках. Вот уже сто лет мы пре-бываем на лоне нашего нового отечества. Русское правительство дало нам культурные блага, никогда не препятствовало в исповедании нашей религии и не запрещало освященных временем наших обычаев. Мы все дали присягу верности Монарху и Отечеству и ,как мой предок, мы должны сохранить верность своей присяге!».
8 июня 1904 года , по постановлению ЦК армянской партии, в селении Игдыр был убит уездный начальник полковник Богуславский и ранен стражник Ахмед- Гаджи. На суде армяне обвинили начальника в том, что » он окружил себя шпионами, следившими за армянами «. Это соответствовало действительности, так как с 1863 года все жандармские управления осуществляли надзор и ежегодно составляли отчеты о «движении армян, принадлежавших к тайному политическому обществу». В 1892 году было принято постановление «о наблюдении за армянами по поводу сношения их с турецкими единоплеменниками и об истребовании от уездных начальников списков лиц, принадлежащих к армянскому националистическому движению. В 1893 году, на основании письма вице-директора канцелярии Главнокомандующего на Кавказе » о стремлении армян к объединению», были даны указания местным властям о действиях, в связи с этим. В 1894 году был составлен отчет об агитационной деятельности армян на Кавказе, направленной» к возбуждению национального движения в Персии» . В 1896 году- о появлении в продаже армянских календарей и карт Великой Армении и т. д.
10 июня 1904 года на своей вилле в Аджикенте был убит армянами б.управляющий Елизаветпольской губернии , вице- губернатор Андрей Филимонович Андреев. Похоронная процессия проходила через Еленендорф. Покойника занесли в Кирху, где оберпастор Маркус Мюллер» держал глубоко прочувственное слово». Погруженный в грустные мысли, он говорил о недопус-тимости всех этих террористических действий, которые забирают жизнь неповинных людей. Генерал-майор, немец Флейшер, который исполнял должность Елисаветпольского губернатора, выразил благодарность оберпастору и колонистам за неподдельное и искреннее сочувствие к трагическому событию и за торжественную встречу похоронной процессии , а немецкому военному пастору А.Кеслеру –за порядок при следовании через Еленендорф (59).
Появились первые жертвы армянской террористической партии среди немцев-колонистов. В своем саду был убит молодой человек Дигель, а в повозке прямо на улице - Фриц Вольмер. На поле были расстреляны Фридрих Рейтенбах и четверо его работников. В этой ситуации оставил память о себе малоросс, пристав Иван Илларионович Лакатош, который, как мог, защищал немцев от армян(58). Немцы, как пришельцы на этой земле, не могли открыто выражать свои эмоции, но в душе у них уже давно созрела ненависть к этим бандитам.
Неожиданно начавшаяся русско-японская война в 1904-1905 годах повергла Россию в новые внешние испытания. Колонисты постоянно отправляли через общество Красного Креста для действующей армии на Дальнем Востоке бочки с вином.
В эту тяжкую годину 30 июля 1904 года Бог даровал Царю Николаю 11 сына, нареченного при крещении Алексеем. Еще в 1902 году малоземельные и безземельные жители Елисаветталя и Екатериненфельда начали ходатайствовать об образовании нового селения на речке Гасан-су близ Акстафы. В 1904 году это немецкое селение, в котором проживало 116 мужчин и 146 женщин, в честь Цесаревича Алексея, получило название Алексеевки ( Алексфельд), после Октябрьской революции его называли Алек-солькой. В настоящее время это сел. Гасан-Су, Казахского района Азербайджана.
Елисаветпольский губернатор Лутцау 4 ноября 1904 года дал секретное предписание(60): »Расследование по делам происходящего ныне армянского революционно- национального движения , указывает, что в этом движении и связанным с ним преступлениях ( например в покушениях на жизнь разных лиц) особую роль играют персидские и турецкие армяне, иногда снабженные видами на жительство, а чаще всего, не имеющих их . При этом, по разным причинам , коренное население иногда является предержателями и укрывателями этих злоумышленников, даже не без ведома светских должностных лиц. В связи с этим, устанавливается строгое наблюдение за не коренным населением , проведение проверки документов всех проживающих в колонии и в случае обнаружения проживания армян без видов, они подлежат выселению, при этом хозяева подвергаются штрафу» .
В этом же году пастор Мюллер возбудил перед обществом вопрос о проведении ремонта церкви и о сборе денег с каждого семейства для этих целей. Вскоре состоялся очередной ежегодный колонистский евангелическо-лютеранский синод, в работе которого принял участие от Еленендорфа светский депутат Иоганнес Эстерле, избранный и утвержденный Тифлисским губернатором .
1 января 1905 года Император удовлетворил ходатайство князя Голицына и после восьмилетнего напряженного труда на Кавказе, отстранил его от занимаемой должности. Колонисты под руководством А.Я.Цайзера из Еленендорфа окончили строительство православной церкви в селении Голицыно, названного в честь князя. В Еленендорфе прошли новые выборы. Шульцем , вместо умершего Я.Г.Сейделя, стал Теодор Гуммель, бейзицерами - Фридрих Шмидт и Иоганнес Брейтмайер.
Тамара Гумбатова. Жизнь -немцев колонистов за Кавказом.Баку.2005 год
Свидетельство о публикации №217031301564