6. Первые годы нового века 1901-1904

       Начало ХХ века стало временем «великих потрясений». На Кавказе опять все   стало  смутным. Усилились разбои, взрывы, уличные беспорядки, политические убийства. Все это исполняли банды полудиких турецких армян , организованные в виде  армянской националистической партии «Дашнакцутюн».
    Величко  В.Л.  печатает свои острые критические статьи и памфлеты, публицистические и политические статьи  по поводу ситуации за Кавказом. Он часто обращается к армянскому церковному вопросу и открыто заявляет, что  по   внешности  Эчмиадзин - это церковь, а по существу- особая форма полускрытого  национального учреждения  армян, объединенных главной задачей- создания армянского автономного царства в пределах русских владений. Он считает, что все армянские бесчинства осуществляются под непосредственным  руководством армянской церкви и призывает  принять  меры, чтобы церковники тратили средства на церковь, а не на политические цели.
  По словам Величко(7) , «экономическое завоевание края организованной армянской стачкой , дошедшей в своей наглости до террора ,  привело к политическому осложнению ситуации  на Кавказе». Его непримиримая позиция и острый тон газеты сразу же не понравилась  тем,  против кого она была направлена. Армяне  обвиняли  его в русском боевом  национализме  , ожесточенном армянофобстве ,   в нетерпимости к инородцам  ,  рассылали во все инстанции на него жалобы , пытаясь его оболгать и запачкать, повлиять на его семью,   скупали его векселя,   стремились лишить кредита и т.д. и т.п.  Они  настойчиво выживали его с Кавказского края,  угрожая   физической расправой.  Вскоре  стало ясно, что  армяне не остановятся и перед крайней мерой – убийством. 
   В связи с такой ситуацией  ночью 31 декабря 1899 года  Василий Львович, подвергая  опасности свою жизнь  , перевалил за  Кавказский хребет, оставив за собой возмущенное море людской неправды и увозя с собой в качестве единственного багажа  номера газеты » Кавказ». Он торопился в Петербург, чтобы спасти свое доброе имя. Имя было спасено, но какой ценой! 
  В  феврале  1901 года было предписано,  армян-переселенцев из Турции, немедленно   высылать  за пределы России, а  в ноябре 1901 года Главнокомандующий гражданской частью  на Кавказе генерал-адъютант  князь Голицын  издал  циркуляр, где предлагал  этим армянам вернуться в Турцию. При этом  он высказал мысль, что  нужно оставить только по одному  мужскому и женскому чучелу армян в Кавказском музее древностей  для назидания  будущим   поколениям. Можно представить себе, до какого состояния довели  эти бандитские вылазки армян,  если Начальник края публично  высказал такую негосударственную мысль !
   Этого  злопамятные армяне ему  не простили. 14 октября   1903 года среди белого дня  в Тифлисе на князя Голицына,  возвращавшегося  с  супругой в экипаже, напали трое армян и нанесли несколько кинжальных ран  в голову, лицо   и руки. Князь храбро отбивался палкой. Стража и казаки  подоспели на помощь и расстреляли этих  головорезов (7). Ответственность за нападение взял на себя Центральный комитет   партии »  Дашнакцутюн», а Закавказский Комитет армянской революционной федерации  предупредил , что такая же  участь постигнет следующих лиц:  Елисаветпольского вице-губернатора Андреева, уездного начальника Богуславского, полицейского Сахарова, приставов Джамгарова,  Шрамкевича  и др.  И  все эти угрозы  были приведены в исполнение.
   Наглость армян вызывала  протест у всех.  17 марта  1901 года  Комитет по постройке православного собора в Иривани дал воззвание (55): »Православные христиане! Уже более 70 лет прошло, как знамя русского царя водружено в стенах Иривани, бывшей персидской крепости. Благодаря гуманности и справедливому русскому управлению, этот незначительный крепостной персидский городок превратился в крупный для Закавказья промышленный и торговый пункт, но православный народ до сих пор не получил удовлетворения в религиозных потребностях. В то время, как армяне совершают свои богослужения в прекрасных храмах,  православные русские и единоверные им грузины имеют на окраине города единственный православный храм, приспособленный из мусульманской мечети. Благодаря доброму почину и заботе б Ириванского губернатора,   ныне помощника   Главноначальствующего  гражданской частью на Кавказе генерал- майора, немца  А.А. Фрезе , вопрос о постройке православного собора получил величайшее разрешение».  Комитет обращается ко всем со словами Св. Апостола:» не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». И этого не простили армяне.  13 августа 1903 года на улице  Александрополяс кинжалом   был убит православный протоиерей  Василов.    
   Для всех было ясно,  что  террористические силы сосредоточены в руках Эчмиадзина. Именно через Церковь  осуществлялось финансирование армян – террористов  и она же служила главным складом оружия и взрывоопасных веществ. Тогда, Высочайшим повелением  от 12 июня 1903 года,  было принято решение о проведении ревизии Армяно-григорианской церкви и передаче армянских церковных имуществ ( включая церковные школы) в ведение гражданских  властей. Это мера была не противорелигиозная и  не противоцерковная. Средства церкви оставались неприкосновенными, но необходимо было осуществлять контроль за их расходованием,  с тем, чтобы они не употреблялись на цели,  не имеющие ничего общего с религией ( 56). Главой этой акции был назначен вице –губернатор Ириванской губернии Князь Михаил Александрович Накашидзе,которого тогда же   армяне приговорили к смерти. 
   У колонистов   всегда работала много временных работников. В Еленендорфе в 1903 году постоянно проживало 2108 немцев. Временно жили 102 лютеран, 479  армян, 311 русских (среди них только 49 православных) , 55  магометан .  Кроме этого, 300 иностраноподданных  персов, 7 турок,  11 прусско- и 5 австроподданных.  К весне  количество временных  работников резко увеличивалось, в основном  за счет персов – от 300 до 30000 человек(57). 
   Немцы-колонисты прекрасно понимали ситуацию,  но  в  силу своей аполитичности,старались сохранять нейтралитет и продолжали свою  обособленную жизнь.
   Бейзицером (судьей) колонии был избран Готлиб Андрис, который  принес присягу на верность служения обществу. В  первом детском саду Еленендорфа, который  с большим трудом и затратой времени открыл в 1901 году  пастор Мюллер, работает его вторая дочь Иоганна. Она родилась в Швейцарии в 1882 году, окончила  там же четырехклассную гимназию, а позже –фребелевские курсы. Ее сестра Елена в 1902 году не смогла получить разрешение на выезд заграницу, так как пастор Мюллер  не приписался к обществу колонии Еленендорф. Почетным блюстителем двухклассного училища опять  избрали Х.Х.Форера. В этом году в колонии был открыт лазарет, а на христианском кладбище  выделено место для полковых чинов.
   Существовавшая  в колониях  сложная система раздела земли приводила к тому, что часть колонистов, например, Х.Х.Форер,  владел  600 десятинами, другие были безземельные и вынуждены арендовать ее у соседей - азербайджанцев или армян. Никифоров (38) , проведя анализ экономического состояния немцев-колонистов на Кавказе ,  считал,   что  безземелье закавказских колонистов и  разделение их  на зажиточных, достаточных и  бедных ,  очень относительно . Бедных и нищих вообще не существовало, так  как согласно колонистскому закону » здоровых надо принуждать посредством труда отыскивать себе пропитание, а престарелых и дряхлых должны содержать родственники.» Если такой возможности не было, то их содержали  на общественном иждивении, на пожертвованные деньги. Туда же шли и деньги, получаемые  в виде штрафа за провинности колонистов.
  Постепенно  сбыт винодельческой продукции   переходил в руки  фирм »Бр. Форер» и « Бр.Гуммель». В 1903 году ,  колонисты организуют свое  сельскохозяйственное товарищество » Помощь». Постепенно исчезают  мелкие кустарные   ремесла  и   закладывается основа   фабричной промышленности.
 В 1901 году Д.Г. Шмидт  открыл на земле Еленендорфа, в местности Молла-джалы,  месторождение марганцевой руды. Газета « Каспий(1901, №26) сообщала ,что ее  запасы  обеспечат длительное существование предприятий по переработке.
   3 января  1904 года  оберпастор Маркус Мюллер принимал участие в  праздновании 100-летия   взятия Гянджи  и переименования ее по предложению Князя Цицианова в честь супруги Императора Александра 1 - Елисаветы Алексеевны  в Елисаветполь. Сам  город  в то время представлял собой зеленый сад со стройными тополями и чинарами. Газета «Каспий «  так  описывала это событие:» город утопал в цветах и флагах. Во всех церквях и мечетях шли богослужения. К 11 часам прибыли пехотный Шемахинский полк , 1-й Лабинский казачий полк и Асландузский резервный батальон. На празднике присутствовал Елисаветпольский  губернатор генерал-майор  Лутцау, городской голова Иван Осипович Когновицкий, все начальство  губернии и  представители духовенства всех вероисповеданий. 
   Известно,  что последним владетелем  Гянджинского ханства был Джавад-хан,  сын  Шахверди хана  Зиад- оглу Каджара.  Более месяца длилась осада крепости   русским  генералом   Цициановым.  Джавад-хан защищался геройски. Перед  взятием   крепости   генерал  написал  хану, чтобы он доблестно сдался , так как у   русских пушки длиной в  один аршин ,  они возьмут крепость и тогда предадут его позорной смерти. На что хан   ответил, что у него пушки в четыре аршина и что, по   взятии крепости, генерал найдет   его  мертвым на крепостной стене. И он сдержал  слово. 3 января 1804 года во время  штурма  он сидел с саблей в руках на пушке и  защищался,  пока не был  изрублен  капитаном   Козловским,  который тоже был  убит. При взятии отличился штаб-капитан  Котляревский.  Его раненного вынес на руках  тогда еще молодой поручик граф М.С.Воронцов, ставший   позже Наместником Кавказа.
   Генерал Цицианов, оценив храбрость Джават- Хана, приказал разыскать его тело и с  подобающей честью  похоронил его  в  мечети  Шах-Аббаса II.  Все имущество хана было конфисковано,  но генерал  с уважением отнесся к семье погибшего хана и к его потомкам, которые были »обласканы» новой властью. С этого времени вся его семья проживала под фамилией ханов Зиадхановых и владела фамильным склепом , где был предан земле сам Джават- хан и все умершие члены его семьи. В 1894 году пришедший в ветхость склеп был реставрирован Абульфат- ханом  Зиадханом , который позже тоже был там похоронен. Перед губернаторской квартирой уцелела башня »Каджа-Кале», где был убит Джават-хан.
    На празднике выступил с обращением к мусульманскому населению  на азербайджанском языке прямой потомок  Бакинский присяжный   Адиль хан Зиадханов: » Мой предок, Джават- Хан дал присягу Шаху Персии и остался верным ему до конца, пав смертью храбрых с оружием в руках. Вот уже сто лет мы пре-бываем на лоне нашего нового отечества. Русское правительство дало нам культурные блага, никогда не препятствовало в исповедании нашей религии и не запрещало освященных временем наших обычаев. Мы все дали присягу верности  Монарху и Отечеству  и ,как мой предок, мы должны сохранить верность своей присяге!». 
   8 июня 1904 года , по постановлению ЦК армянской партии, в селении  Игдыр  был убит  уездный начальник полковник Богуславский и ранен  стражник  Ахмед- Гаджи. На суде   армяне обвинили начальника в том, что » он окружил себя шпионами, следившими за армянами «.  Это  соответствовало действительности, так как с 1863 года  все жандармские управления осуществляли надзор и ежегодно составляли отчеты о «движении армян, принадлежавших к тайному политическому обществу». В 1892 году было принято постановление «о  наблюдении за армянами по поводу сношения их с турецкими единоплеменниками и об истребовании от уездных начальников списков лиц, принадлежащих к армянскому националистическому движению. В 1893 году, на основании письма вице-директора канцелярии Главнокомандующего на Кавказе »  о стремлении армян к объединению», были даны  указания местным властям  о  действиях,  в связи с этим. В 1894 году  был составлен отчет  об агитационной деятельности армян на Кавказе, направленной»  к возбуждению национального движения в Персии» . В 1896 году-  о появлении в продаже армянских календарей и карт Великой Армении и т. д.
    10 июня 1904 года на своей вилле в Аджикенте был убит армянами б.управляющий  Елизаветпольской губернии , вице- губернатор  Андрей Филимонович Андреев. Похоронная процессия проходила через Еленендорф.   Покойника занесли  в Кирху, где оберпастор Маркус Мюллер» держал глубоко прочувственное  слово». Погруженный в грустные мысли, он говорил о  недопус-тимости всех этих террористических действий, которые забирают жизнь неповинных людей. Генерал-майор, немец Флейшер, который исполнял должность Елисаветпольского губернатора, выразил благодарность оберпастору  и  колонистам за неподдельное и искреннее сочувствие к трагическому событию и за торжественную встречу похоронной процессии , а  немецкому  военному  пастору А.Кеслеру  –за  порядок при следовании   через Еленендорф (59).
    Появились первые жертвы  армянской террористической партии среди немцев-колонистов. В своем саду был убит молодой человек Дигель, а в повозке прямо на улице - Фриц Вольмер. На поле были расстреляны Фридрих Рейтенбах и четверо  его  работников. В этой ситуации оставил память о себе малоросс, пристав Иван Илларионович Лакатош,  который, как  мог, защищал немцев  от армян(58).   Немцы, как пришельцы на этой земле, не могли  открыто выражать свои эмоции, но  в душе  у  них  уже давно   созрела  ненависть к этим бандитам.
  Неожиданно начавшаяся русско-японская война в 1904-1905 годах повергла Россию в новые  внешние испытания.  Колонисты постоянно отправляли через общество Красного Креста  для действующей армии на Дальнем Востоке бочки с вином.
     В эту  тяжкую годину  30 июля 1904 года  Бог даровал Царю Николаю 11 сына,  нареченного при крещении Алексеем. Еще в 1902  году  малоземельные и безземельные  жители Елисаветталя  и Екатериненфельда начали ходатайствовать  об образовании  нового селения на речке Гасан-су близ Акстафы. В 1904 году это  немецкое селение, в котором проживало 116 мужчин и 146 женщин, в честь Цесаревича Алексея, получило название  Алексеевки ( Алексфельд),  после Октябрьской революции его называли Алек-солькой.  В настоящее время это сел. Гасан-Су, Казахского района Азербайджана.
    Елисаветпольский  губернатор   Лутцау  4 ноября 1904 года дал секретное предписание(60): »Расследование по делам происходящего ныне армянского революционно- национального движения , указывает, что в этом движении и связанным с ним преступлениях ( например в покушениях на жизнь разных лиц) особую роль играют персидские и турецкие армяне, иногда снабженные видами на жительство, а чаще всего,  не имеющих их . При этом,  по разным причинам , коренное население иногда является предержателями и укрывателями этих злоумышленников,  даже не без ведома  светских должностных лиц. В связи с этим,  устанавливается строгое наблюдение за не коренным населением , проведение проверки документов всех проживающих в колонии и в случае обнаружения проживания армян без видов, они  подлежат выселению, при этом хозяева подвергаются  штрафу» .
   В этом же году пастор Мюллер  возбудил перед обществом вопрос о проведении ремонта  церкви и о сборе денег с каждого семейства для этих целей. Вскоре  состоялся очередной  ежегодный  колонистский евангелическо-лютеранский синод, в работе которого принял участие от Еленендорфа светский депутат  Иоганнес Эстерле, избранный и утвержденный Тифлисским губернатором  .
  1 января  1905 года  Император  удовлетворил ходатайство князя Голицына  и    после восьмилетнего напряженного труда на Кавказе,  отстранил его  от занимаемой должности. Колонисты  под руководством А.Я.Цайзера из Еленендорфа    окончили  строительство православной церкви в селении Голицыно, названного в честь князя. В Еленендорфе прошли новые выборы.  Шульцем ,  вместо умершего Я.Г.Сейделя,  стал  Теодор Гуммель,   бейзицерами - Фридрих Шмидт и Иоганнес Брейтмайер.
        Тамара Гумбатова.  Жизнь -немцев колонистов за Кавказом.Баку.2005 год      

      


Рецензии