Музыкальные впечатления 1

Созидательная музыка Сергея Прокофьева утверждает новую жизнь.

Существует прямая музыкальная линия между Скрябиным и Николаем Рославцем, Николаем Мясковским, Сергеем Прокофьевым и Александром Мосоловым. Символизм и экспрессионизм их музыки постепенно перерождается в полнокровный реализм.

Людмила Васильевна Шапорина (жена композитора Юрия Шапорина) считает, что власть жестока, народ же – более жесток, чем власть. Возникает вопрос: не придерживается ли Дмитрий Шостакович этой идеи, когда пишет симфонии, посвящённые революции 1905 и 1917 годов? Не имеют ли эти симфонии двойной смысл – советский и антисоветский?

Дмитрию Шостаковичу, как представителю старшего поколения советских людей, характерна идейная раздвоенность. Он мыслит старыми и новыми категориями. Но в основе его мировоззрения лежит неприятие большевизма. В 20-40-х годах оно имеет антисталинскую направленность, в 50-70-х годах – антисоветскую. В иные времена Шостакович склоняется к принятию революционных ценностей. Так, он пишет Вторую и Третью симфонии, посвящённые Октябрю, Одиннадцатую и Двенадцатую симфонии, посвящённые революции 1905 и 1917 годов. Композитор мечется между советскими и антисоветскими убеждениями.

Артюр Оннегер пишет жизнеутверждающую музыку. В этом отношении он собрат Сергея Прокофьева.

Альбер Руссель – мастер изобразительно-колористической музыки.

Нельзя сказать, что советский композитор Николай Мясковский не испытывает влияние Скрябина. В Десятой симфонии написанной им в 1927 году явно присутствует скрябинская экспрессия.

Сюита «Молодая Америка» для хора и оркестра Гордона Гетти отличается весенней свежестью музыки.

Между «светлыми» композиторами Скрябиным и Прокофьевым стоят «тёмные» композиторы – Стравинский, Мясковский, Шимановский, между русскими творцами музыки – польские.

Сознание Дмитрия Шостаковича, как и Сергея Эйзенштейна, раздвоено: он принимает советскую власть и одновременно в глубине души отвергает её. Такова психология старшего поколения советских людей.

Педагоги – Балакирев в музыке, Чесноков в живописи, Ваганова в балете – двигают искусство вперёд не меньше, чем гениальные художники.

Наблюдается преемственность в сочинении кларнетовой музыки между Карлом Стамицем, Вольфгангом Моцартом и Карлом Вебером. Кларнет в их музыке яркий и блестящий.

345Если бы Рихард Вагнер писал множество романсов, он оказался бы замечательным мелодистом. Об этом свидетельствуют отдельные эпизоды его эпико-трагедийных опер.

Непосредственным предшественником Арнольда Шёнберга в разговорном пении является немецкий композитор Энгельберт Хумпердинк.

Музыка Валерия Кикты опирается на южнорусский мелос светлый, возвышенный, одухотворённый.

Валерий Кикта – южнорусский Садко, в отличие от северного Садко – Николая Римского-Корсакова.

Валерий Кикта - мастер пейзажных зарисовок: речного плёса, широкой украинской степи.

У Валерия Кикты светлое, южнорусское мироощущение, хотя композитор живёт и работает в Москве.

Русско-славянская музыка Валерия Кикты обладает духовной очистительной силой. Она просветляет душу и укрепляет дух.

В музыке Гражины Бацевич присутствует душевное смятение, вызванное борьбой различных чувств.

От музыки Скрипичного концерта Альбана Берга исходит скорбь и страдание, вызванные смертью юной девушки-ангела. Здесь музыка экспрессиониста Берга человечна.

Ранний Скрябин – светлый, одухотворённый романтик. Он ещё только обращается в сторону символизма.

В опере-оратории «Святитель Ермаген» Георгия Дмитриева больше помпезности, нежели истинного патриотизма. Похвально только то, что композитор продолжает оперные традиции Модеста Мусоргского.

Родион Щедрин умно и деликатно обращается с музыкальными стилизациями различных эпох.

Как бы не относиться к музыке Белы Бартока и Николая Мясковского на их произведениях лежит печать аморфности. В этом их таланты схожи.

Бела Барток – кудесник венгерской национальной музыки.

В иных случаях Арво Пярт сочиняет музыку в стиле экспрессионистского благозвучия или благозвучного экспрессионизма.

Арво Пярт творит музыку идиллических сновидений.

В примитивной минималистической музыке Арво Пярта пробивается наружу композиторская заумь.

Арво Пярт претендует на значительность и некий высший смысл. Композитору удаётся ввести в заблуждение несведущую публику в своей музыке.

Претенциозность симфонической музыки Галины Уствольской гипнотизирует публику.

В знаменателе музыки Галины Уствольской стоит примитивизм.

В музыке Нины Макаровой звучит сдержанная, благородная скорбь.

В опере-оратории Георгия Дмитриева «Святитель Ермаген» больше помпезности, нежели истинно патриотического чувства.

Нина Макарова создаёт музыку высокого женского благородства.

На музыке Белы Бартока и Николая Мясковского лежит печать аморфного экспрессионизма.

Арво Пярт творит музыку прекраснодушных снов.

Претенциозность симфонической музыки Галины Уствольской гипнотизирует публику.

В примитивной минималистической музыке Арво Пярт претендует на некий высший смысл.

Музыку Галины Уствольской и Арво Пярта объединяет примитивизм.


Рецензии