7. Революционные смуты 1905-1914

    События 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге  были для колонистов далекими и непонятными. Современник, пастор Я. Штах (61)писал : » Революционное движение 1905 года не коснулось колонистов - они поступали трезво и рассудительно и стояли на стороне начальства. Помня, что всякая власть от Бога, они в целом сохраняли спокойствие, политикой не занимались и, думая об земельном устройстве , пассивно ожидали реформ «.
  Волнения на Кавказе вынудили государственные власти  срочно восстановить должность Наместника на Кавказе. Им стал  генерал – адъютант,  граф И.И.Воронцов –Дашков , который  сразу же  призвал всех «обывателей без различия веры  и национальности к содействию благополучного  устройства родной страны». Но призыв его  не оказал ожидаемого  воздействия.
   3 марта  1905 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД разослал (на основании Указа Правительствующего Сената от 12 декабря 1904 года) циркуляр  об отмене излишних ограничений в религиозном быту лиц евангелическо-лютеранского вероисповедания, которые были  приняты 30 декабря 1899 года. Но запрет на недозволенные сборы, предназначенные на распространение протестантских  вероучений в пределах России , «должно и на будущее время остаться в силе».  12 апреля 1905 года  Министерство Народного просвещения постановило, что по желанию общества  дети не православного     вероисповедания могут учить все предметы на родном для них языке.                Для содействия в благоустройстве и материальном благосостоянии Еленендорфского двухклассного училища образовали попечительство , членами которого  18 августа 1905 года были избраны Готлоб Гуммель, Христофор Форер,  Теодор Гуммель и пастор Мюллер. Они  постановили, что  временно- проживающие в колонии семейства различного вероисповедания должны платить за учебу 12 руб. в год .
   6 февраля 1905 года  в Баку возле армянской церкви  армяне убили азербайджанца Бабаева  из селения Сабунчи. Это спровоцировало тяжелые беспорядки  среди населения всего Кавказского края. С  июня 1905 года  в Елисаветпольской губернии ежедневно шли ужасающие слухи  о грабежах и всякого рода  насилиях.  Об обстановке в губернии можно судить по статистике  преступлений за этот год: смертоубийств -1607 (осуждено - 81 человек), насильственных смертей-3471(3), разбойных нападений- 961 (1), истребление чужого имущества- 476(1), грабежей-258( 14). Эти статистические данные во много раз  превзошли цифры  предшествуюших  лет(63). 
   Немцы-колонисты  стали вести еще более замкнутый образ жизни и ревниво оберегать свою национальную самобытность,  устраняясь по возможности от всякого соприкосновения с  окружающим населением(59). В связи с участившимся воровством , колонисты накрепко закрывали ворота и калитки. По распоряжению губернатора,для защиты скота от набегов жителей  ближайших сел и охраны полей ,им были выданы  винтовки и патроны.  Присутствие в колонии более десяти лет урядника со стражниками не гарантировало немцам безопасности,  а в некоторых случаях,  даже приводило  к глубоким конфликтам.
   В Елисаветпольской губернии активно работала партия «Дашнакцутюн», главным руководителем местного центра которой   в 1905-7 годах  был  архимандрит  Корюн, в миру Ваган Саакянц.  В то время считалось, что  каждый армянин начинен бомбами  или ,по крайней мере,  опасен в силу своего попустительства и укрывательства. Идея восстановить  Великую Армению от моря до моря  была  и остается до настоящего времени  главной в деятельности  армян  на Кавказе.  Призрак « Великой Армении  до Ростова- на - Дону» очень настораживал Россию. Все понимали, что армяне, представляя  сепаратистское движение, «бунтуют» не только против турков, но являют собой «фермент всемирной революции».   
   В Германии, так называемый «армянский   вопрос», был «непопулярным». Там считали, что армяне , с их вечным  национальным движением , просто прокладывают себе путь  к будущему захвату земель в Малой Азии. Еще в 1897 году Германия вмешалась в османские дела , в связи с чем  в Турции появилась немецкая миссия –«Германский союз помощи армянам» .
 По мнению армяно-григорианской церкви, главной целью  миссионеров среди армян  было отвратить их от национальной веры. «Германские  миссионеры  устраивали театрализованные представления , где Христос судит правых и виновных. При этом справа стояли в фраках с бритыми физиономиями протестантские пасторы, а слева- лица, костюмированные армянскими монахами и священниками. Во время этой сцены читаются горячие проповеди, зовущие поскорей перейти в лоно лютеранской церкви «.
    Протестантская же миссия на Ближнем Востоке ,строго ограничиваясь кругом религиозной пропаганды и благотворительной деятельностью ,тщательно оберегала себя от соприкосновения с какой-либо политикой. Она помогала отдельным армянам, но не армянскому народу, считая  это вопросом Османской  Империи.  Вильгельм II - »царственный Лоэнгрин, блуждающий рыцарь лебедя и  вождь пангерманизма « находился в хороших взаимоотношениях с султаном Абдул-Гамидом и не вникал во внешние вопросы. В 1902 году армяне даже нашли к нему через одного профессора доступ, но Вильгельм очень любезно сказал: »Еще не пришло время ставить армянский вопрос на политическую почву»(56).
  Аполитичность колонистов  и  их стремление  к стабильности (что сближало их с мусульманским населением),  вызывала  раздражение  армянских  террористических организаций, имевших  целью  ниспровержение государственного строя  и  располагавших огромным количеством  оружия и боевой техники.               
    Непорядочность армян, их скандальность  и  склонность к воровству (прежде всего, к конокрадству) вызывали недоброжелательное отношение  к ним  немцев-колонистов . Так,  армянин  Цатуров  захватил дом немца-колониста,   а  Тохиянц взял у шульца Фотеллера  на продажу  мясо , а денег не отдал.  Готлиб Форер доставил в управление жителя с. Барум Ованеса Тагарянца, который  зазывал в долину двух девочек и предлагал им деньги. Одну  восьмилетнюю девочку схватил за горло, расстегнул платье и пытался  ее изнасиловать. Другая  своим криком привлекла внимание Фотеллера и сыновей  Якова Гурра , которые помешали ему исполнить свое «гнусное  намерение». 
     Отношение  колонистов к   армянам, наиболее ярко  проявилось в период армяно-азербайджанских конфликтов. Здесь колонисты были открыто на стороне азербайджанцев.  13 июня 1905 года армянин Аршак Налбандян обратился с жалобой на колониста Фридриха Штрассера,  который стрелял из противоположного окна в него , когда тот   ночью  вышел из дома своего хозяина во двор по надобности. Первый раз Штрассер  попал в стену. На вопрос Аршака: »За что?», он опять выстрелил и только осечка  спасла Аршаку жизнь(60).
    Революционные события 1905 года заставили   Николая II   пересмотреть свое отношение к религии и  объявить   17 октября  Манифест о «гражданской свободе на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».  В разработке этого документа принимал участие Председатель Совета Министров немец Сергей Юльевич  Витте. Русский государственный деятель и политик  Витте  так комментировал эту проблему: » Вся ошибка нашей многолетней политики -это то, что мы до сих пор еще не осознали, что со времен Петра Великого и Екатерины Великой нет России, а есть Российская Империя. Когда около 35 процентов населения - инородцы, а русские разделяются на великороссов, малороссов и белороссов , невозможно в ХIХ и ХХ веках вести политику, игнорируя этот исторический,  капитальной важности факт, игнорируя национальные свойства других национальностей, вошедших в Российскую империю- их религию, их язык и прочее». Но предложение Витте было неоднозначно воспринято обществом. Многие считали, и не без основания,  что свобода приведет к анархии и как следствие, к развалу Империи.  Не был убежден в правильности этого шага  и  Николай II . Он очень долго  крутил свой  правый ус… , прежде чем подписать этот документ.  Манифестом  было  установлено, как  незыблемое правило, что  никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы.Теперь   руководство колоний обязано было представлять ежегодные  сведения о случаях перехода из христианской религии в другие.
    Провозглашенная «свобода» привела  к  буму  в создании различных национальных партий,  религиозных объединений,  обществ,  в том числе и  немецких союзов - ферайнов(от нем.- Verein). В Еленендорфе  был образован немецкий клуб-ферайн из 50 членов  и офицерский клуб. Но основной задачей колонистов продолжает  оставаться   поддержка немецких школ  и церквей,  попечение о родном немецком языке и пр.  Способствовал этому и Альберт Кирсхофен , который возглавил   в этот год   германское консульство  в Тифлисе ( 64).             
    18 ноября 1905 года в Елисаветполе прошли,  развязанные армянами, погромы. Как же  вели себя немцы в этой ситуации?   Вот что пишет по этому поводу армянин Алибеков И. в своей книге  » Елисаветпольские кровавые дни «,  изданной в Тифлисе в 1906 году : » В имении известного Форера, находящегося недалеко от Елисаветполя ,  работало 20 рабочих-армян.  Когда начались по-громы, немцы без сожаления  прогнали их, а у одного рабочего даже отобрали винтовку -  эту единственную его защиту! Не менее характерен для Фореров и другой факт.  Один армянин , который 5 лет прослужил  в другом его имении -Караэри, недалеко от ст. Алабашлы, прибежал к поместью Форера , находящегося около ст .Елисаветполь  близ завода солодкового корня  и встретился с управляющим.  Тот посоветовал ему куда-нибудь скрыться , но  денег на дорогу не дал.  Тогда некто  К. Амбарцумян из  партии Дашнакцутюн  пригрозил уничтожить сад Форера . Это вынудило управляющего дать 3 рубля». 
    Жертвами всех конфликтов во все времена  становятся  безвинные люди. Такой жертвой и  стал  оберпастор ,  один из самых любимых пасторов Еленендорфа,  Маркус Мюллер.  В тот злополучный день ,25 сентября 1905 года (65)  армянские террористы   в  разных частях Тифлиса  бросили  9 бомб. На улице Броссе в казармы саперного полка бросили четыре бомбы. Казаки погна-лись за злоумышленниками  и открыли огонь. Одна из пуль попала в фургон, где находился, возвращающийся с ежегодного синода лютеранских общин, пастор Мюллер. Авак  Аруманов  и другие армянские террористы  были задержаны  и осуждены.
   Это была большая потеря для колонистов   и , прежде всего , для  семьи Мюллера.  Его жене Сусанне, »поведения очень хорошего и безупречной нравственности», было 54 года. Несмотря на то, что в семье рождались только девочки - Мария(1878 г.) в замужестве Суккай,  Иоганна  - по мужу Ганнефельд  и девицы( по данным  1894 года ) Марта,  Елена,  София  и Юлия, их брак с пастором был счастливым. Богатства пастор не нажил, недвижимого имущества у него не было. А  движимое имущество, согласно описи, состояло из   пианино, фисгармонии , стола , двух  диванов , венских стульев, ковра ,  ванны  и никаких доходов не приносило(66).
  Пастор  Мюллер  имел постоянную регистрацию в Тифлисе, но свою вечную прописку получил в Еленендорфе.  План его могилы и  памятник  был разработан членом церковного совета  Финком. Церковный староста прихода Иоганн  Гуммель   заключил подряд  с жителем Дашкесана  на добычу мрамора  серого цвета.  8 плит разного размера на общую сумму в 145 р. были доставлены к 10 июня 1906 года, а памятник  установлен   1 августа 1907 года (67). Его жена Сусанна умерла в Тифлисе в 1940 году. 
   Через несколько недель после  смерти пастора Мюллера, благодаря его прижизненным  усилиям, возобновила работу закрытая ранее церковная  библиотека. Еще долго на имя пастора Мюллера шли  книги со всех концов  мира.
  На открытии библиотеки присутствовал и.д.оберпастора  Закавказского колонистского округа  Евангелическо-лютеранского синода  Оскар Георг Рудольф Вирен(Wiren). Он родился 13.2. 1866 г. в Архангельске, в семье учителя. Окончил гимназию и реальное Александровское училище  в Омске.  В  1886 - 1892 годах   обучался теологии в г. Дерпте.  21.11.1893 года- ординирован в Ревеле  и  направлен  проповедником— адъюнктом в Николаев.  Перед отъездом , 26.4.1894   женился  на Алисе- Матильде -Марие Саломон (1866-1931) . С 1894 года по 1900 год работает   пастором в Мариенфельде, в 1900-1906 годах - в Екатериненфельде , в 1907-1909 годах-  в Еленендорфе . В 1909 году ему предложили место   пастора немецкой лютеранской церкви Св. Катерины  в Санкт-Петербурге.  В 1918 стал директором немецкой  гимназии в г. Феллин, где одновременно служил пастором-викарием. В 1919-29 годах там учительствовал ,  в 1930-39 годы  вышел на пенсию , переехал  в Дерпт, а оттуда  в 1939  году выехал в Берлин-Шпандау , где 28.10.1950 года умер.
      1906 год не принес умиротворения. В Елисаветпольской губернии было объявлено военное положение.  Военным генерал-губернатором был назначен генерал-майор Генерального штаба  Такайшвили. Наместник на Кавказе объявил , что  в случае нападений одних селений на другие , виновные будут наказаны , вплоть до разгрома артиллерией, но  столкновения между селениями  продолжались.  Было дано указание о срочной  высылке на родину  армян, лезгин и персов.   
    В этом  году часть  жителей Александершильфа , Еленендорфа и Карса образовали  возле ст. Дзегам  селение Эйгенфельд (Петровка, в н.в. село Ирмашлы , а возле  г.Акстафы ,  жители Елисаветталя и Еленендорфа основали  селение Грюнфельд  ( Зеленое поле, в н.в.  пос. Самеда Вургуна) .
   22 февраля 1906 года  ввели »Временные правила о  преподавании Закона   Божьего  инославных  христианских исповеданий и  порядок наблюдения духовных лиц за  преподавателями сего предмета в учебных заведениях ведомства МНП », согласованные с Наместником  на Кавказе Воронцовым-Дашковым. Теперь во  всех  учебных заведениях, в уставах которых преподавание Закона Божьего не являлось обязательным, обучение стало факультативным и  могло вводиться только по желанию родителей детей. Язык обучения Закона Божьего   мог быть  родным и  определялся по письменному заявлению родителей. Если же учащиеся одного и того же верования имеют разные родные языки, обучение ведется на языке большинства , а затем, по мере возможности, и на других языках. Кроме этого, были даны указания, что родной  язык должен преподаваться на  этом же языке, желательно, носителями языка, а  не сводиться к простому его  переводу на русский язык.
   Преподавание Закона Божьего  проводилось по программам и учебникам ,одобренным надлежащим образом духовной властью соответствующего вероисповедания и допущенное МНП. Обучение  поручалось духовным лицам и , только при их отсутствии ,  учителям того же вероисповедания , получившим  разрешение духовной власти. Законоучитель участвовал  в заседаниях педсовета  и  имел  право голоса (62).
   В 1906  году должность оберпастора и пастора в Еленендорфе и Георгсфельде была вакантной. Пастор Вирен   продолжил школьные реформы в колонии и ввел общеобразовательные курсы для детей, окончивших училище.  Согласно существовавшего закона , все частные доходы  в первый год службы,  пастор Вирен отдавал вдове и семье пастора Мюллера.
   Пастором- викарием  Анненфельда  в этот год стал  Анри  Харри Карл Людвиг Торчиани (Torchiani) . Он родился 12.3. 1872 года в Саратове  в семье провизора . Мать Мария была  дочерью пастора Христиана Готлиба Хегеле. Анри окончил гимназию в Курске и  в 1899 году теологический факультет в Дерпте. В 1901 году был ординирован в Москве и женился на Катарине. В 1901-05 годах он  пастор – адъюнкт в г. Норка возле Саратова, с 1906 года, в Елисабеттале , а    в  1908 году   вернулся в Дерпт.
   Немецкое население на Кавказе была достаточно лояльно по отношению к  местной прессе и , держась  в стороне от радикальных партий  и движений ,  занимало нейтральную позицию. В 1906  году на Кавказе появилась  региональная, ориентированная на локальные группы немецкого  населения , общественно политическая  еженедельная газета » Kaukasische Post”- К.Р. Основной  задачей  газеты  стало  выражение  национальных  интересов и настроений немцев-колонистов. В  редакционную коллегию вошли    Артур Лейст, ( с 1892 года проживал в Тифлисе),  Эрих Берштейн из Берлина,   Курт фон Кученбах  и др. 1 июля 1906 года в Тифлисе  вышел первый номер   газеты .   
   Колонисты  продолжали страдать  от  непорядочности   злоумышленников-армян , временно населявших  колонию.  За  конокрадство по приговору Еленендорфского  общества  в октябре 1906 года был выселен «человек  без занятий, неоднократно отбывающий наказания Степан Цатуркян». Но жена его брата , у которой срок аренды двора давно  истек , не хотела покидать колонию. »Укрощать» Степана, который устроил перестрелку, пришлось с полицией.  Известными в губернии  конокрадами были Арутюн Хачатурянц, Крикор Агаджанов, Леван Налбанов  и др. Содержателю пивной  Аветису Саакову, который  «устроил убежище ворам , подозрительным и шляющимся без дела людям» , было отказано в аренде.  Крикор  Газарянц украл  у Вильгельма Шурра носильное белье, трикотиновые  штаны, синюю рубашку, шерстяные носки , холщевый мешок с меткой  буквы Z ,  сапожную щетку ,12 револьверных гильз, бутылку с маслом, старые суконные штаны, старый ситцевый бешмет и кинжал. Много беспокойства колонистам  причиняло мошенничество Мадата Арутюнова, воровство  Акопа Налбандяна и Адгара Гохтянца. 28 марта 1906   года  в колонию в  форме уездного  пристава явился Михаил Тер-Мартиросов вместе с  Цатуровым.  Они вызвали из церкви шульца, который был в это время на причастии,  и потребовали дать им возможность сделать обыски ,  но не представили никаких полномочий от властей. Щульц отказал им,  на  что они пригрозили его избить. Армен Крикор  в арендуемом помещении открыл  харчевню, где постоянно являются разные подозрительные люди. Как сообщал в своем  заявлении Иоганн Ваккенгут, В. Есаян уговаривает всех бросить работу и вызвать забастовку (69). Многих  армян  изгнали из колонии, но  они  писали на бейзицеров  доносы и обвиняли их в вымогательствах. Иногда армяне подписывали  так называемую «успокоительную бумагу».
   После страшных событий, армянский викарный архимандрит  Корюн заселил   в 1906 году на  татарских развалинах селения Молла-Джалы армянских беженцев.  Им дали по 100 кв. сажень даровых земель  и назвали поселок «Корюнапатом». Теперь уже армяне поселка не давали покоя  немцам-колонистам.               
   20 августа 1907 года на сельском сходе Еленендорфа  обсуждался   трагический случай  - убийство Якова Гурра, который  занимал должность бейзицера колонии  и был  директором завода минеральных вод . Этот человек  славился  своей добротой и безукоризненным поведением , не имел врагов не только между колонистами, но и среди жителей других  национальностей.   За это лето он получил два письма от армянского комитета Елисаветпольской  партии.   Они требовали, чтобы он привез  в их центр, в качестве штрафа, 2500 рублей. Гурр об этом сообщил российским  властям и  руководству  колонии. Тогда   они увеличили сумму до 3000 рублей. 4 августа послали  ему  письмо с печатью  этой партии, ( на которой  изображен кинжал и гроб!), определили  срок в 3 дня  и , в случае невыполнения, приговорили  к смерти.  Вечером, когда  истек срок ,  армяне из-за ворот убили  Гурра. Несмотря на темноту , убийца тут же был схвачен . Это уже  был   не первый случай возмутительного поведения армян. В 1904 году убили  Готлиба Дигеля,  в  1905 – сына Якова Андриса, смертельно ранили   в  голову  Генриха Маурера ,  в 1906 - Готлоба Фрика. На местного помещика и виноторговца Форера   они наложили  от партии штраф в 30 тыс. руб.
   Для предупреждения в будущем подобных преступлений, решили обратиться за помощью к Временному Елисаветпольскому генерал-губернатору Флейшеру  и  начали более жесткое выселение армян из колонии.  Но самую действенную защиту им обеспечивали , нанятые братьями Форер ,  азербайджанские «гочу»  или как их тогда называли » Дали Али». И армяне,  безусловно зная об этом,  видели в немцах своих недругов. Об этом интересно рассказывает в своих воспоминаниях Теодор Гуммель(58). В связи с участившимся воровством, пристав запретил посторонним лицам  проходить через дворы колонистов с целью сокращения пути, считая,  что  » этот обычай, основанный  на общем доверии друг к другу , хорош, но применим только в однородной среде людей, которые уважают чужую собственность…» .         
    Русские и немцы  были  признаны культур-трегерами губернии за 1907 год. У русских были  лучшие поля и  упряжки для перевозки грузов (молоканские фургоны) , у немцев- лучшие сады, виноградники, пивоварни. Виноделие  у них  достигло  высокой степени развития и составляло главный источник их богатства. Особое внимание немцы уделяли выращиванию солодкового корня,  из которого вываривался  экстракт лакрицы,  употребляемой  в огромном количестве  в Америке и Англии для подщелачивания  жевачки – табака » Чок». Солодковый  корень до  сих пор  приме-няют в медицины  при легочных заболеваниях.
      Немцев считали самым покойный и , трудолюбивым элементом.  По внешнему благоустройству и благосостоянию, немецкие колонии живут лучше других, в том числе и лучше русских, что зависит частью от их культурности .Но главное , это  от тех привилегий и затрат , которые правительством были им дарованы. Прошло почти 90 лет пребывания немцев в  Закавказье, они сохранили свои хорошие качества и вредные предрассудки,  но до сих пор они обособленны  и  удаленны  от сближения с другими народами». Армяне же темны, невежественны, соблюдают  много языческих обрядов, поверий  и обычаев «(71) .
     Годы  меняли   колонистов    и  их внутриобщинные  взаимоотношения.  Становились ощутимее социальные различия в  их среде. Многодетность в одних семьях, брак по расчету в других, отсутствие земли  и передача земельной
собственности не всем детям, опекунство, болезни , смерти  стали важными  факторами , которые изменяли колонистов и их отношения между собой. Мысли о богатстве стали больше занимать умы колонистов, чем о Боге. Появились   богатые фирмы »Бр. Форер» и «Бр. Гуммель»,годовой оборот которых перед первой мировой войной  был  в миллион рублей.
     Мировой посредник, полковник Елисаветпольского уезда (68), обеспокоенный этим обстоятельством, 26 февраля  1907 году обращается  к Еленендорфскому обществу  и, с  неподдельной грустью ,пишет об изменении нравственности в колонии, приводя некоторые примеры:» Один из бейзицеров взял из общественной кассы значительную сумму денег для покупки хлеб, но  не  положил в денежный ящик надлежащей расписки.  Канцелярия  сельского  приказа, где хранятся денежные суммы и ценные документы, не охраняется сторожем. Это приводит к тому, что приезжающее чиновничество и жалобщики вынуждены  разыскивать  по колонии  часто  отсутствующего   шульца.   В комнате гостиницы  можно замерз-нуть и заразиться  от тюфяка,  залитого нечистотами, хотя закон требует содержать эти помещения в опрятном виде.  Помещение сельского приказа также содержится неопрятно.Писарь  Пинникерт  часто  бывает в нетрезвом поведении».
    «Все чаще   в  колонисткой семье возникает  желчная, небывалая прежде, вражда» - с беспокойством замечает полковник  и  считает  своим долгом напомнить колонистам, «что все они переплелись родственными связями и начавшаяся без различия пола и возраста  вражда может перейти в семейные отношения колонии, в которой  издавна царила  тишина , покой  и взаимная поддержка в труде».   
   С каждым годом  усложняются отношения России  с Германией. Это все отражается  на «своих» немцах, ведь они были рядом. Их  начали   обвинять в планомерном завоевании России. Газета »Каспий» в 1907 году  (70) обращает внимание на то, что немцы,  якобы получив успокоительный ответ  от германского правительства на вопрос :» Возможно ли в России принудительное отчуждение?  возобновили скупку земель. Сотрудник газеты  Олендский А.Ю., под псевдонимом «Ажио» , обвиняет крестьян колонистов-немцев в отрицательном отношении к освободительному движению : » Немцам-колонистам всегда у нас жилось лучше, чем всем остальным подданным русских государей, живущим земледельческим трудом. Их встретили привилегиями, им  отвели землю по их вкусу, им дали полную возможность  применить к девственной земле те знания, которые уже были в то время обычными  для Германии и совершенно незнакомы в  России. Они составили особую, вполне замкнутую касту, из которой редко выходили и в которую никогда никого не впускали.  Русское правительство сделало все, вплоть до освобождения их от воинской повинности, чтобы колонисты  не заразились русским духом.  Языка русского им знать  было не нужно, русской жизни тоже.  Они  готовы служить русскому правительству, но верить ему не хотят. Немец  вообще недоверчив . Все их интересы всегда были в Германии.  Поэтому и считают на земле единственной властью  Kaiser,a   и скупают земли, чтобы потом продать их по проекту Столыпина в Крестьянский  банк с наваром».
    Безусловно, немцы были  более крепкими  в экономическом отношении и преуспевали в процессах капитализации деревень, но это не могло служить основанием для всяческих обвинений и  их  притеснения.Страсть к свободе и независимости немцев-колонистов  отложила  отпечаток на  их  жизнь в общинах.   
    К 1908 году жизнь понемногу налаживалась. В   колониях  запретили  ношение  оружия и  убой скота на улице. Только  на праздник  Св. Пасхи, ( а  временно проживающим  в колониях мусульманам - на  Курбан-Байрам), это  можно было делать  возле дома и  только для  собственного употребления  мяса. Достроили второй этаж Еленендорфского училища. В 1908 году было создано Товарищество Еленендорфских виноградарей «Конкордия». Начали перестройку полковой церкви. Готовились к выборам  уполномоченного от  немцев   в  Государственную думу.
   В Анненфельде весь 1907 год место пастора было  вакантным  и  только 1 мая 1908 года туда назначается  эстонец  Эдуард Фридрих Аксим (Aksim). Он  родился 28.01. 1876 в Таммезе, возле Киля. В 1896-1900 году учился в лютеранской  проповедческой  семинарии   Шлезвига.  Ординирован в 1900 г. в Канаде, затем работал  пастором  немецкой общины в Онтарио.  Являлся слушателем Дерптского университета. В 1906 году был  направлен  на стажи-ровку в Тифлис.  В 1909 году женился в Дерпте  на Марии Елизабет Вальдман.  В   1910 году переезжает  во Владикавказ, где живет до 1920 года,  а затем  избирает себе гражданство Эстонии. В 1921-23 годах - пастор Балтийского порта. Затем выезжает в Канаду, где работает как учитель в теологическом учебном заведении. Умер 12.10.1930 г. в Онтарио.
    Бандита  Корюна осудили на восемь лет и  сослали на каторжные работы, а поселок переименовали в  «Церковный» и присоединили к Елисаветполю. В 1912 году армяне обратились к Елисаветпольскому губернатору  Ковалеву с просьбой переименовать его в «Ковалевку»  и отделить от города, на что получили его согласие.         
    В 1909 году в Еленендорфе  в 289 домах проживало 2280 немцев (1130 мужчин и 1150 женщин). Шульцем, вместо Я. Рейтенбаха, был избран Ф.Шмидт, которому и передали общественное имущество колонии, книги и дела приказов. На должность общественного врача  был назначен доктор медицины Ф.Фореус. Уволились учителя Рабинович и Кириленко. В этом году образовалось Евангелическо-лютеранское женское благотворительное общество.
   В 1909 году вышло только два номера »Kaukasische Post», а в  июле газета была закрыта   из-за отсутствия средств.  Издателем стал Александр Мослер из Берлина, который   в  сложных финансовых условиях   сумел еще на два с   половиной года продлить ее издание.   
     В   начале 1909  года пастор Вирен сообщил о своем желании  перейти на работу в другое место. 3 декабря 1909 года Церковный конвент Еленендорфского  прихода сообщил в Евангелическо-Лютеранскую  консисторию Самары о  том,  что « не имеет  препятствий к добровольному уходу пастора Вирена»(72).
   На вакантное место проповедника в Еленендорфский   приход поступило  много запросов   из  других регионов. Так,  2 февраля 1909 года из  Полтавы  от   известного  по работе в Баку  пастора  Гуго Штамма ,  из  Шидлова   - от  пастора  В. Руста .  Предлагалась  кандидатура   Гейнриха  Хейнцельмана.    
    Преимущество было отдано  пастору Самарского прихода Московской Евангелическо-лютеранской  консистории  барону  фон Энгельгардту. Вольдемар  фон Энгельгардт (Engelhardt)- сын оберлейтенанта, полицмейстера Риги  барона Фридриха и его законной супруги Юлианы Вильгельмины,  ур. Кюзель, родился  27.05.1872 года в Динабурге. Окончив Александровскую гимназию  в Риге, он  имел  хорошую перспективу сделать военную карьеру, но  в 1890  году   поступил на  теологический  факультет Дерптского университета.  22.02.1899 Вольдемар был  ординирован  в Риге и начал работать пастором- викарием в Вендау (Литва) . 21.04.1899 года  он женится на Эрике Юргенс (1875г)  и в 1900 году  назначается  пастором –викарием в дивизион  Тифлиса  и Петровска (Махачкала). 7 декабря  1903 года  переезжает в Самару, где  работает викарием, а затем пастором. Он принял приглашение в Еленендорф, так как  надеялся, что климат позволит поправить здоровье его жены.  Но 12.12.1909 года она умерла. Пастор Энгельгардт  не изменил своего решения о работе  за  Кавказом .4  июня 1910 года Елисаветпольский губернатор утвердил решение Еленендорфского сельского совета  о   назначении  его  пастором .  Барон фон  Энгельгард   27.10 1910 г. женился на младшей сестре жены - Эллен  Юргенс (1879г) , а  22 ноября  дал телеграмму шульцу  колонии Рейтенбаху о своем выезде.  В декабре  1910 года он  приступил к работе  пастором в  Еленендорфе.      
      Его сестра баронесса  Катарина- Мария (родилась в 1866 году в Новгороде)  в 1894 году вышла в Риге замуж за пастора  еврея  Владимира Тумима , который был направлен на работу в Баку и Шемаху  для работы в армянском  евангелическо-лютеранском   приходе. В 1907 году Катарина  умерла и была похоронена в Баку. Тумим  в 1908 году женился на второй сестре Вольдемара - баронессе   Софии-Виктории, которая родилась в 1863 году в Царском селе.
    Конечно, каждый пастор,  как человек, представлял собой неповторимую личность: сильную или слабую, энергичную или инертную, положительную или отрицательную с нравственной точки зрения. Фон Энгельгардт  был  высокообразованным, дальновидным, очень активным с сильным характером человек. По этой причине и отношение к нему было разным. « Он писал звание  » пастор» всегда позади фамилии, а впереди обязательно ставил свой  титул  барона –фон.» Об этом   раздраженно  говорили в тридцатые годы на допросах в НКВД некоторые колонисты. Справедливости ради надо сказать, что это было не так. Он  подписывался на немецком языке -  Pastor W. von Еngelgardt,  на русском-   пастор В. фон Энгельгардт.
   С 1910 года по 1915 годы оберпастором  закавказских коло-ний и председателем синода становиться Генрих Xейнцельман (Heinzelmann). Он родился в 1865 году. Окончил теологическую семинарию в США. 27.09.1891 году  ординирован. В 1902-04 годах   был  пастором  в Александершильфе, в 1904-06 годах в Елисабеттале, в 1906-10 годах в  Екатериненфельде. 
   Образование детей  остается заботой пасторов.  Пастор фон Енгельгардт приобщал детей к немецкой  национальной культуре,  уделяя при этом  внимание не только духовному развитию колонистов,  но и их  культуре и образованию.  В Еленендорфском  2х-классном народном училище  учится уже  412 учеников- 185 мальчиков и 227 девочек. Будучи пять лет  в Самаре  преподавателем  в училище и торговой школе , где одновременно служил пастором-викарием, он хорошо   знал цену образованию и поэтому  »с самого начала вел пропаганду за переименование школы на более подходящее к практическим потребностям  колонистов»(63). Из существовавших тогда типов школ, он считал наиболее подходящей «торговую школу» .
   При поддержке Окружного инспектора в Тифлисе  немца  М.О. Фишера, он уговорил Еленендорфское общество к открытию такой  школы.  10 мая 1911 года  при частном Центральном училище ( Handelsschule) была  учреждена для  мальчиков и девочек колонии трехклассная  Еленендорфская торговая  школа.  Кроме общеобразовательных предметов, там  изучали коммерческую географию России, бухгалтерию,  коммерцию и коммерческую корреспонденцию. Учителями были Г.Зейдель, госпожа Э.К. Гольдберг и др.  Секретарем –членом педагогического комитета был уроженец Телави Георгий Бурчуладзе, который написал работу  «Колония немцев в Закавказье»,  выпущенную в Тифлисе в 1911 году.
    За свою работу в этой школе пастор Энгельгардт  платы не получал. Школа работала на скудные пожертвования, так как » богатые фирмы с миллионным оборотом не были приучены жертвовать на образовательные цели «. Об этом пастор  указывал  в своих письмах, имея в виду, по всей вероятности,  фирмы Бр. Гуммель и Бр.Форер.
    Первый выпуск школы состоялся в 1914 году. Окончившие торговую школу имели льготы по военной повинности. На основании постановления от 10 июня 1900 года, после  пятилетней службы в торговом или промышленном учреждении в должности конторщиков,  приказчиков  или бухгалтеров,  при наличии от хозяев или от управляющих надлежаще оформленных удостоверений,  им  предоставлялось право на получение  звания  личного  почетного гражданина. Кроме этого,  они приобретали право на производство в первый классный чин без испытаний и право поступления в число  аптекарских  учеников, при условии знания латинского языка (73).
   В 1911 году вышло только три номера газеты »К.Р.»  Тогда был создан  новый редакционный комитет, который возглавил пастор–адъюнкт Тифлиса  Иоганн Шлейнинг. Редактором стал Карл Август Фишер,который работал с марта 1912 до октября 1913 года. Корреспондентами  газеты были:  в Баку- миссионер Швальбе, в Еленендофе - учитель И. Рейтенбах, в Анненфельде - учитель С. Блиох, в Георгиевске - учитель И.Гейх, в Николаевке  возле Хасавюрта -  Г. Леве, в Анапе - Д.Буш .  Были  представители газеты в  Мариенфельде,  Елисаветтале,  Екатериненфельде, Тифлисе,  Риге  и Берлине.   Помощь в выпуске газеты оказывали Теодор Гуммель из Еленендорфа, Имануэль Валкер,  Эрнст Альмендингер, Рудольф  Дик , Пауль Бюль и др. 
     Разрастался и благоустраивался Анненфельд. В  1911 году  в центре колонии заложили  красивый сад с реликтовыми деревьями, прудами и бассейнами с хрустальной водой и диковинными рыбами. Город сиял чистотой.  15 декабря 1910 г. со стороны Анненфельдского общества поступило прошение Иоганнеса  Беппле и Иоганна Бека о постройке церкви. Все плотницкие работы выполнил тифлисский гражданин Александр Михайлович Кананадзе (74). 05 июня 1911 года   лютеранская церковь Св.Троицы  была освящена. В этом же году  там был установлен, привезенный из Германии  орган фирмы» E.E.Walker and Co»  на   10 регистров , который в 1950 году за бесценок продан в Грузию( 75) . Имя архитектора этой церкви нам  установить не удалось. В эти годы там работал кистером-учителем  С.Блиох , а  церковным старостой - В. Бриль. Церковные книги с 1870 года  сохранились в Государственном Историческом архиве АР.
   Колонистам становилось все теснее. В 1912 году выходцы из Еленендорфа  образовали  на речке Акстафинка,  возле Тауза   новое селение- Траубенфельд (60 мужчин  и 63 женщины)  и  дочернее селение возле Грюнфельда – Елисаветдорф (Елисаветинка), названное в  честь, прославившейся своей благотворительной деятельностью, Великой Княгини  Елисаветы  Федоровны, сестры Императрицы  и  вдовы  Великого Князя , б. Московского губернатора Сергея Александровича, убитого в январе 1905 года.
      Шульц  Еленендорфа  Ф. Шмидт передал все дела вновь избранному на эту должность Х.Цайзеру.  25 апреля 1912 года впервые  в Еленендорфе  Кавказское отделение общества борьбы с туберкулезом провело  акцию » Белый цветок» . Такие   акции , начиная с 1911 года , проходили по всей Российской Империи. Они позволяли  привлечь внимание к проблеме  туберкулеза  и собрать в пользу больных  десятки тысяч рублей,  взамен символической «белой ромашки». 13 мая в лютеранской церкви Св. Ионна пастор Энгельгардт провел сбор пожертвований в пользу слепых и отправил  деньги  оберпастору  немецких колоний Закавказского края Генриху Xейнцельману (76).
     20 декабря 1912 года Управление духовных дел  МВД утвердило устав » Еленендорфского Евангелического общества молодых людей». Согласно параграфу 14, оно  имело право   при соответствующем разрешении   организовывать  публичные концерты, спектакли , лекции, семейные вечера, базары ,экскурсии. Председателем  общества был избран Готлиб Рейтенбах,  членами совета -  Яков Цайзер и Андреас Бек . В конце 1913 года   общество впервые устроило кинематограф для демонстрации картин в праздничные дни. Вырученные деньги поступили в пользу общества.
    В 1913 году пастором в Анненфельд  был приглашен Самуэль Иоанн Вухрер (Wucherer). Он родился 04.12.1887 года в Екатериненфельде. Окончил гимназию в Елисаветполе и в 1907 году  поступил на физико- математический факультет Дерптского университета, но в 1909 году перешел на теологический факультет. В 1913 году был ординирован. С этого времени  работал   пастором-адъюктом  одновременно в Эйгенфельде  и Екатериненфельде.  В этом же  году он  женился на Анне Владимировне  Клюдт. Имел двоих детей -  дочь Анну,1915 г рождения и сына Рудольфа, 1917 г.
  В Еленендорфе  в 1913 году  проживало 2290 немцев(1073 м. +1201 ж.). Временно проживало 75  православных  русских  (40 м. +35ж.) , 22 поляка (12+10 ), 428 магометан (203+225), 320 армян и др.(73).В Алексеевке жило 262 немца, в Анненфельде-876, в Эйгенфельде-100, Елисаветинке -50, Георгсфельде- 811, Грюнфельде -345 и Траубенфельде- 123 (77). В Кедабеке   в это время  работало  церковно-приходское училище, которым руководила  Юлия Арчиловна  Бараташвили. Германским консулом в Тифлисе до 1914 года был фон Шуленбург.
    Газета »Закавказье» в июне 1913 году  отмечает,  что в Елисаветполе русские мусульмане неожиданно шагнули значительно вперед. » Тьма, опутывающая их столько  лет,  спала и они с жаром стали наверстывать потерянное время. Появилась огромная потребность в образовании. Начали широко развиваться русско-мусульманские школы, библиотеки и читальни . Отрадно видеть достаточно большое количество  мусульман   в русских средних и высших учебных заведениях  ».
    Жизнь  и деятельность колонистов привлекала внимание общественности.  6 сентября 1913 года немецкие колонии на Кавказе, в том числе  Еленендорф,  посетила сельскохозяйственная делегация Германии  во главе с профессором Аухагеном.
    Немцы-  колонисты очень ревностно  и четко исполнялись все законы  Империи. Так, 8-9 апреля 1914 года   в дни Всероссийского дня трезвости   были  закрыты все питейные заведения крепких напитков, о чем заблаговременно   содержателей  духанов  заставили дать расписки(76).   


Рецензии