Пламя гнева

    Село наше Большие горки разбросано по площади квадрата со стороной около километра. В центре квадрата – пустырь. Здесь обосновалась кузница. Всюду валяется поломанная техника под конную тягу: плуги, бороны, сеялки . . .
    Стояла осень 41 года. Все разговоры – только о войне. Я учился в первом классе. Моя тропинка в школу начинается на окраине села и пролегает через пустырь. Сегодня я бегу в школу пораньше, чтобы посмотреть военные учения. Они идут на пустыре рано утром. Учениями руководит старший брат моего отца -  мой дядя Лёва. Он служил командиром еще в Первой Мировой. Любитель кулачных боев. Очень похож на литературный образ Василия Ивановича Чапаева.
    В подразделении 15 бойцов. Все бойцы вооружены лутошками. (Лутошкой у нас называют липовую палку без коры). Одеты по-зимнему. Одежда  самая разная: фуфайка, тужурка, полушубок … Зато на ногах униформа – лапти мордовского фасона (где вы, благословенные мои лапотки?!). Ветерок потягивает северный. Одетого налегке и с пустым желудком такой ветерок пробирает до костей. Идет строевая подготовка. Раздаются команды: «Стройся…, Смирно…, Кругом…, На плечо…, К ноге…». Команды выполняются невпопад. А потом то и дело раздаётся команда: «Отставить!». От строевой переходят к преодолению препятствий – рва и барьера. Здесь деревенские мужики показывают примеры высокого мастерства. Следующее упражнение – поражение врага штыком. Стоит виселица. На ней висит длинный мешок, набитый соломой. Боец становится на исходную позицию – метров пять от виселицы. Подаётся команда: «Коли!». Боец набегает на мешок, припадает на колено и тычет мешок лутошкой.
Но самое для меня диковинное – последнее упражнение. Боец с расстояния 15 метров бросает бутылку в плуг. Бутылка – вдребезги! Плуг горит! Вот уж чудо из чудес! Tак и смотрел бы целый день. Но доносится звон школьного колокольчика, и я бегу на урок. Четыре урока тянутся медленно. Мне быстрее хочется узнать, откуда на плуге появляется огонь.
    Смеркалось, когда я пришел к дяде. Он со своим старшим сыном Колькой пилил дрова. Колька ходил в пятый класс и для меня был недосягаем. Он уже умел курить и материться. Я всего этого побаивался. Из избы доносился галдёж, детский плач. У дяди Лёвы было 12 детей.  Жену себе – тётю Шуру – он нашёл на Первой Мировой. Она полька.  И сбежала с молодым русским командиром от своих родителей, когда ей было 16 лет.
    Пилка закончилась. Я объяснил цель своего визита. Дядя сел на чурбак и стал закуривать. Достал кисет с махоркой, обрывок газеты, инструменты для добывания огня: кремень, обломок рашпиля, ружейную гильзу, в которой бережно хранился обрывок хлопчатобумажной веревки с обожжённым концом. Закурил… Наконец, он произнёс: « Ты, вот, говоришь про огонь … Это не огонь… Это – пламя гнева!»
    Дядя Лёва «геройски погиб» в декабре 41 года. Награждён Орденом Красной Звезды. Посмертно. Вечная ему Память! И вечная Слава!


Рецензии