Северный путь к благодати часть 3 главы li-lv

  LI

Рассыпавшись вовне безумными садами,
Планеты окропив подвижностью своей,
Не разглядит удел открытыми глазами
Негибкий человек,* не видя суть вещей.

Куда забросит миф, там прорастёт забвенье,
Цивилизаций след былиной порастёт,
Рассеянье взойдёт как алчное хотенье,
Что правду говорит и в то же время лжёт.**


  В течение нескольких лет частицы Инойк-звезды находили людней во всех существующих пределах. В кого-то раньше, в кого-то позже входило инородное вещество, первое время не обнаруживавшее себя никоем образом. Даже подземцы, живущие в недрах планеты, и разработчики нефтяных каньонов на Fate-5 были отмечены даром удалённого и уже не существующего светила.
  Впрочем, первоначально у человечества не было времени на изучение этого явления, в период после реколонизации с 2155 года жители двух планет с энтузиазмом строили новую цивилизацию. Напомню, что большую часть населения к тому времени составляли новолюдни, в физическом отношении имеющие больший запас прочности при сохранении ментальных свойств людней ушедшей цивилизации.  Мир, воцарившийся на Земле, нуждался в кардинальной чистке после века разрушения биосферы. В такой же чистке нуждалась и сама идея человеческого присутствия во Вселенной. Открытие следующих планет земной группы положило начало рассеянию человечества по множеству других убежищ галактики.   
  Массово переходить в другие иноземельные наделы людни-два начали с уже открытых планет: Antigona-1,25, Kerogan-0,95. Последняя, как уже говорилось выше, являла собой оледенелые пространства, доходившие по земным меркам до тропических широт. На первом этапе туда переселилось более миллиона верующих в Оледенелого Христа. Мир, напоминающий Землю в Палеозойский ледниковый период, в большей степени соответствовал Эдемскому саду, согласно канонам веры адептов Христианского Оледенения. Несмотря на то, что Kerogan не является значимым для человечества в объёме переселенцев, даже сейчас там проживает не более одиннадцати миллионов новолюдней, он представляет из себя один из наделов, где человек каждый день испытывается на прочность.
  В свою очередь, Antigona в большей степени напоминала Венеру, описываемую писателями-фантастами середины XX века. Влажная и душная, кишащая паразитами и опасными микроорганизмами эта планета содержала небывалые по разведанным объёмам запасы полезных ископаемых, включая и редкоземельные (для Земли) элементы (Нидабхов, 2471). На  Antigona людни не прижились. Горнодобывающие консорциумы разрабатывали планетарные залежи вахтовым методом, бессменно там находились только трудолюбивые машины подземцев. Следует отметить, что на планете существовала вторая по величине миссия касты затенённых, которые обеспечивали регулярное открытие Шва мира для транспортировки добытого в иные пределы.
 
  Остальные иноземелья открывались с помощью практики, изобретённой Загором и его сыно-дочерью И-Гхоа, когда затенённый манипулировал доверенным ему сознанием дальновидящего, засылая ментальную конструкцию к удалённым космическим объектам. Так было открыто ещё три подходящих для жизни мира: Daboo-1,09; Iloriyaz-0,97; Nagara-1,12. К этому времени население первого иноземелья – Fate-5, составляло два с половиной миллиарда человек, тогда как Земля постепенно восстановила людненское население до пяти миллиардов.
  Несмотря на то, что речь идёт не о заселении других планет, всё-таки уместно привести небольшую справку относительно заселения открытых наделов.
  Daboo-1,09 представлял из себя жаркий мир с двумя лунами, покров которого на большей части поверхности лесостепи и горные леса. Два спутника: Toxa-0,13 и Antrax-0,19 не способствовали устойчивому климату, меняющегося под воздействием лун от сезона дождей до продолжительных засух. Несмотря на это предгорные районы Daboo-1,09 имели достаточно мягкий климат, чтобы привлечь колонистов. Второе открытое иноземелье стало следующим после Fate-5 по численности – около трёх миллиардов человек населяло эти наделы к концу упомянутого периода. Естественное животноводство и земледелие  обеспечивало не только жителей, но и другие планеты, что в дальнейшем привело к специализации мира. Полезные ископаемые и тяжёлая промышленность существовали в минимальных размерах и, как правило, находились в огромных карстовых лакунах, полюбившихся подземцам. Они составляли самую большую диаспору за пределами Земли (около 10 процентов от всего населения). 
  Nagara-1,12 – бедная водой планета, одна из трёх спутников звезды третьего класса. Водные ресурсы, как правило, находились в скальных породах, где они были защищены от палящих лучей местного светила. С космической орбиты это иноземелье выглядело как огромная пустыня, разделённая высокими, до десяти километров, скалистыми хребтами с вкраплениями безжизненных солёных озёр. Вся жизнь на Nagara-1,12 строилась внутри огромных расщелин, где текли реки с чистой пресной водой. Самые крупные из них имели ширину около пятисот метров и составляли основу экосистемы планеты. Опоясывали пустынный мир двадцать скальных потоков, дарующих жизнь  на Nagara-1,12.
  И, наконец, Iloriyaz-0,97 был иноземельем, до удивления напоминающим родную планету по количеству воды. Открытый мир находился в периоде аналогичном Мезопротерозою, когда огромные пласты земной поверхности раскалывались на более мелкие континенты и архипелаги. Свободные пространства, наличие богатых ресурсов привлекали достаточное количество желающих осваивать новое иноземелье. Людней-два не пугала даже экстремальная геологическая активности на  Iloriyaz-0,97, и к концу XXIII века там проживало менее миллиарда жителей.
  Таким образом, к концу XXIII века человечество обосновалось на семи планетах, на каждой из них имелись все возможности для самодостаточного существования. Население заселяемых миров обрастало городами, обычаями и предрассудками, отличными от других иноземелий. Затенённые, по-прежнему, были единственными, кто обеспечивал передвижение между упомянутыми колониями. На каждой планете обитало некоторое количество людней этой касты. Но, в силу малочисленности обладающих подобным даром, открытие Швов мира для перемещения крупных физических объектов или большого количества народа оставалось исключительным деянием, требующим многочисленного участия затенённых, как это было во время Первого исхода. Шло время, и в течение века в каждом иноземелье оформились черты цивилизаций, отличных от других обществ людней-два. Так наступило время Рассеяния.

* Негибкий человек. У исследователей Цивилизации 1.3 существует несколько трактовок этого понятия в загоровских текстах. Первое значение относится к ментальным паттернам людней ушедшего социума. С точки зрения многих авторов (Кожедуб, 2379; Зимлянкх, 2391), говоря о «негибкости», Загор прежде всего имел в виду состояние человечества перед Всепланетной генетической революцией, которое характеризовалось абсолютно тоннельным видением и окружающего мира, и общества, основанного на примитивных экономических моделях Поздневековья, которое частично перекочевало в Цивилизацию 2.0. Другие учёные (Найолах, 2385; Аносмо, 2389) считают, что это образец предвидения Инойка, в котором он говорит об экстрацентристах, что, впрочем, не отменяет характеристик, приведённых выше.

** Подразумевается и необходимость рассеяния, и проблемы, возникающие в связи с колонизацией отличных от Земли миров. Говоря о лжи, Инойк предупреждает о выдаваемом желаемом за действительное. В кругах экстрацентристов нужность переселения в иноземелья уравнивалась с обязательностью закрытия осваиваемой планеты от влияния извне.   



  LII

В петлях тропинок, стиснутых тайгой,
Бежать, шагать, влачить… Нам всё одно,
Когда мы видим, что подать рукой
До стен Утопии, где рублено окно

В иное царство, в летоисчисленье,
Рождающее прошлого химеры,
Которые в припадке нетерпенья
Дают аллюзии на испытанье веры.

  Прошло около десятка лет с момента вещего сна Кали Удойга. Энтузиазм строителей новой цивилизации и технические возможности подземцев ускорили ход истории в несколько раз. Многие историки и археофилы сравнивали темпы строительства новолюдненского мира с  периодом индустриализации Сатарского государства, которое за короткий срок перекроило дряхлеющее царство в страну, имеющую влияние на всех континентах.
  Те, кто знали лично Инойка Загора, постепенно уходили. Кали Удойга, яростная женщина и великая провидящая, в день, который никто не мог назвать точно, покинула ангойянский орден, чтобы раствориться в бескрайней среднеполярской тундре. Последние, кто видел великую охотницу, были пастухи из рода Ынавхов.* Согласно их рассказу они увидели седую женщину, которая, словно влюблённая девушка, легко бежала в сторону осеннего Солнца. Её попытались догнать, беспокоясь о жизни невесть откуда взявшейся лыжницы. Но, естественно, попытки не увенчались успехом, а старый Иннокентий Ынавх, когда ему описали бегущую, сразу признал в ней Удойгу и заявил: «Её ребёнок вырос, её дети (очевидно имея в виду «детей Ангойяны») ходят сами, однако Кали решила найти Инойка». И действительно, после того, как молодые заполярцы не смогли угнаться за Старшей сестрой, они заметили, что великая охотница проскользнула в нечто, напоминающее колеблющуюся расщелину, возникшую посреди северной равнины – Путь между мирами, Путь к Ангойяне. Какое-то время пастухи наблюдали бег Кали, с удивлением отмечая, как бегущая становится прозрачной, словно осенний лёд на реке, пока она не растворилась в нездешнем мире.
Несмотря на возраст, Прасковья Ленин автоматически стала Первой сестрой, взяв на себя управления орденом в Западных и Восточных пределах. Изначальная цель «Детей Ангойяны»: очеловечивание части людно-насекомых и борьба с остальными, утратила свою необходимость. Дух общества сохранялся в обязательных боевых практиках и заполярском образе жизни, с течением времени определяя новые цели и задачи.
  Рассеяние новолюдней по нескольким планетам резко вырисовывало новую проблему, связанную с идентификацией человечества как единого целого. Уже дети первых колонистов начинали формировать социум, отличный от обществ иных миров, упорно и сознательно трансформируя законы, суеверия,  традиции и другие социальные практики (Генобраз 2417). Доходило до того, что некоторые поселения налагали запрет на раскрытие в своих границах Швов мира и отказывались принимать у себя затенённых.** 
  В этом аспекте противостояние   научных школ экстрацентристов и ангойянцев выродилось уже не столько в конфликт сторонников упомянутых течений, сколько в противостояние социумов, приверженных изоляционизму, и тех обществ, где связь со всем человечеством полагали залогом выживания новолюдней. Как часто бывает, идеологический водораздел учёных споров распространился и на рассеяние, приживаясь и пуская корни в различных обществах. Никто и предположить не мог, что по истечении незначительного срока человечество то ли устав от самого себя, то ли превысив определённую критическую массу, начнёт рассыпаться по галактике, словно шарики ртути из разбившегося архаического термометра. 
  В это же время множились ангоянское и экстрацентристские секты, пленяя жителей иноземелий  перспективами спасения души. Однако, несмотря на мало существенные различия внутри этих течений, всё же в большей мере они существовали как родственные друг другу объединения. С другой стороны мировоззрение ангойянцев и экстрацентриков строилось на базовых отличиях друг от друга.
  Как упоминалось выше, ангойянская доктрина процесс спасения души трактовала как  Путь, который необходимо пройти единичному сознанию от присутствия в телесной оболочки до энергетической структуры в теле Ангойяны. Моральные аспекты интересовали последователей Пути, как правило, с точки зрения сохранения достаточной силы для дальнейших метаморфоз энергетического характера. Но интересно то, что заполярцы, большая часть из которых являлась адептами Ангойяны, в быту являли собой пример высокоморальных людней (Заехк 2084). Однако такой образ жизни правильнее соотносить с определёнными энергетическими практиками, нежели чем усматривать в этом какую-либо генеалогию морали. Заполярские народы находились по иную сторону добра и зла с точки зрения юнохару (южан).
  В свою очередь, последователи экстрацентристской доктрины придавали основное значение социальным практикам верующих новолюдней. Согласно их точки зрения человек, будучи разделённым на духовную и телесную субстанции, находится в противоречии с духовно истинной сущностью. Проживая в тварной оболочке вне прямой связи с Богом, людни-два имеют главное предназначение – по окончании земной жизни воссоединится с экстравселенским Центром (Богом). В свою очередь такое деяние является следование прямому замыслу Бога, который, расширяя себя за счёт человеческих душ, способствует гармонизации Универсума. А возможность участвовать в божественном плане даётся при адекватном проживании в телесной оболочке, что подразумевает соблюдение моральных и этических норм, данных Центром в качестве врождённых свойств человека.

* Род Ынавх – один из семи наиболее древних заполярских родов. (Другие семьи – Ыдовх, Ызухай, Ылайям, Ыныбы, Ыхгуан и Иротх). Родословная начинается от небесных Учителей, спустившихся с Седьмого неба, и людней-ведмедей, с которыми и породнились верхние жители. Представители упомянутых кланов составляют элиту среднеполярского общества. Около семидесяти процентов Учителей являются выходцами из этих семейств (Апостолофф, 2311).   

** Насколько мне известно, законодательно ограничение на раскрытие Шва мира существует только на Nagara-1,12, где затенённые могут раскрывать транспространственные переходы только с согласия губернского круга. На некоторых планетах, в зависимости от распространения влияния экстрацентристской идеологии, затенённые могли создавать свои представительства в ограниченных пределах и информировать существующие властные институты относительно характера любого перемещения через Шов мира. 


  LIII

Гербарий удивлений странных
Рукою опытной эпоха собирала.
Не жизнь, но формы без изъяна,
Рассеянье во тьме искало.

Листы без влаги, ломки стебли,
Над ними размышлять упрямо
Пристало сухарям учёным, что внемлют
Букварю,* не видя Ангойяну.
   
  Борьба ангоянцев и экстрацентриков за влияние в обществе не вылилась в подобие религиозных войн Средневековья, но в идеологическом плане была достаточно острой и бескомпромиссной. Когда оцениваешь подобные трения со столетнего расстояния, понимаешь, что конфликт двух устоявшихся мировоззрений защитил рассеяние от гораздо большей беды. Новые миры принимали колонистов, включая их в свою жизненную систему, навязывая законы, приемлемые для местных, но необычные для родной планеты. Так в удалённых от Земли поселениях рождалась новая мифология, верования и традиции. В свою очередь две доктрины, несмотря на определённую трансформацию от иноземелья к иноземелью, уберегли основные постулаты веры, что давало возможность обитателям различных миров находить общий язык без культурного диссонанса. 
  Даже экстрацентрики, которые поддерживали обособление различных планетарных цивилизаций, по сути, говорили на одном языке с оппонентами. Экстрацентрические проповедники очень скоро отказались от прямого навязывания идеи божественной власти, заменив институт священнослужителей кастой психосуппортеров. Как явствует из названия – это были определённые группы людней-два, которые ставили своей целью содействовать адаптации колонистов к тем или иным планетарным особенностям. Помимо обычных практик сторонники экстрацентричности настраивали ментальность жителей того или иного мира на резонанс с геомагнитной активностью планеты. Такой подход действительно способствовал лучшей адаптации в иноземелье, но колонисты теряли способность к приспособлению в иных землях. Более того, освоившись в новом пространстве, новолюдни, участвующие в адаптивных ритуалах  психосуппортеров, начинали негативно относится к гостям иноземелья и весьма болезненно переносили расставание со своим иноземельем. 
  Сторонники Пути Агойяны верили в необходимость иного подхода к рассеянию. «Если рассеяние стало данностью, то возможно это одно из состояний человечества, которое сменится другим состоянием людней-два», – полагали ангойянцы. Проникновение звёздного вещества в человечество, замеченного впервые Кали Удойга, серьёзно воспринималось «Детьми «Ангойяны», которые, во-первых, считали необходимым сохранять Цивилизацию людней как единую общность, а во-вторых, рассматривать текущее состояние человеческого мира в виде части процесса, то есть с точки зрения ангойянского концепта Пути. Как следствие этого и родилась практика, называемая «Ритуалом испрашивания светила». В основу ритуальных действий легло индивидуальное ментальное конструирование понимания общности со звёздами как фактор любой жизни во Вселенной.
  Фактически речь идёт о переосмыслении многовековых традиций заполярских народов. Но если tchook tchii обращались к напрямую к Солнцу один раз в год перед началом суровой зимы, то ангоянские мистики** сделали практику обращения к звёздам, во-первых, ежедневной, а во-вторых, «привязанной» к светилу, в систему которого входила колонизируемая планета. Сам ритуал, таким образом, имел фундаментальное объединяющее свойство и в то же время ориентировался на конкретное иноземелье. Так, в отличие от экстраценрической концепции, следование Пути Ангойяны давало возможность быть частью новолюдненского мира, где бы не находился его конкретный представитель.    

* Под Букварём Инойк Загор подразумевал любой текст религиозного характера, который использовался адептами любого течения как набор инструкций, отвлечённых от жизни в её холистическом процессуальном понимании. 

** Ангоянские мистики – неологизм, предложенный автором. Сами Учителя и последователи шаманской традиции себя так не называли. Современные исследователи заполярского шаманизма (например: Радной, 2459) не пытались проводить параллели ни с современным ангойянизмом, ни с эвропейскими мистическими традициями.  Тем не менее, преемственность заполярских практик очевидна, а природа ангойянских ритуалов как в прошлом, так и в настоящем безусловно  мистическая.   

 
LIV

Слова невнятны, когда мысли в ссоре
С блистающей реальностью, где втуне
Ваш глас, как крик посередине моря
Несчастного пловца, заброшенного бурей.

Как будто в океан безбрежный
Шлюп с двумя мачтами спустили,
Лилея полную безумия надежду,
Достичь того, что вы не оценили.

  Несмотря на различное видение мироздания, представители ангоянской и экстрацентристской традиций попытались договориться относительно будущего человеческой цивилизации. Тотальное рассеяние было вредно для людненского мира как распад самого человека на виды, приспосабливающиеся к специфике конкретных иноземелий, чем-то напоминая в этом жуткое сновидение из прошлого – челосектов. Несомненно, что подобную беду видели и ангойянцы, и экстрацентристы.
  Неудивительно, что в 2254 году состоялся тайный Вселенский собор, на котором было принято, как тогда казалось, эпохальное решение: учение о троичности людней Ангойяны, людней Экстрацентра и всего иномирья. Закрепление такого рода связей явило весьма искусственное создание с точки зрения доктринальной логики, но было неизбежно для предотвращения центробежных тенденций.
  Естественно, что тайное иногда становится явным. Не так часто, как многим кажется. Возможно, устроители Собора планировали определённую утечку информации. Первой об этом заговорила Прасковья Ленин, что косвенно подтверждает, желание устроителей придать дело огласке – Прасковья была достаточно стара, чтобы не боятся осуждения или ответственности. Бывшая Старшая сестра* годилась для организации «случайного раскрытия тайны» наилучшим образом.
  В своих воспоминаниях, изданных уже после ухода Ленин, она вспоминала встречу представителей упоминаемых доктрин без особой теплоты: «Экстрацентристы, многие из которых представляли Церковь Оледенелого Христа, восседали, агрессивно выпятив нижние челюсти. Их физиономии были красными, словно рубленные бифштексы, они готовились воевать. Сторонники некоего удалённого Центра начали с обвинений в мой адрес, очевидно, помятуя мою причастность к Оледенелому Христианству в прошлом…». **   
  В этом случае необходимо признать то, что и Прасковья грешила против истины. Во-первых, в состав делегации экстрацентристов входили не только оледенельцы, но и Церковь дожуткан, экстраолимпики, Орден нимф и сатиров верхнего уровня и много других менее распространённых течений. Во-вторых, адепты Христианского Оледенения смогли обуздать свои чувства, и пара-доктринальное соглашение было достигнуто за неделю консультаций и согласований.

* В 2253 году Прасковья Ленин добровольно сложила с себя полномочия Старшей сестры, предварительно реформировав институт управления общества «Детей Ангойяны».  И по сей день орден управляется Советом сестёр всех миров, который в своём кругу раз в пять лет выбирает главного иерарха общества – Сестру-хозяйку. Прасковья до самой смерти оставалась на посту как тайнорекомендатель Совета.

** Ленин, Прасковья «Воспоминания ребёнка Великой смуты». 



LV

Наместники вчерашних дней,
Пресытившись добычей бранной,
Ждут помутнения очей,
Зовут круговорот престранный.

Они не могут видеть свет,
Зияющий над бездной смысла:
К прозрению резона нет,
Когда пророчество зависло.

  Мир переживал очередную трансформацию. Новолюдненская цивилизация, несмотря на рассеяние, оставалась единой. Рассеяние, в свою очередь, явилось для человечества благом в том смысле, что людни-два, занятые обустройством иноземелий,  оставили на неведомый срок войны, уносившие миллионы жизней тех, кто в большинстве своём и не помышлял о военных победах. 
  Цивилизация 2.0 приобрела очертания, которые позднее исследователи (Арност, 2421; Загост, 2427) назвали «ризомной цивилизацией». Человечество не имело ни центра, ни переферии. Сплетения путей миграции новолюдней с трудом поддавались систематизации, а жители различных планет воспринимали Землю как некий миф, существующий реально, но малозначимый для них. Экстрацентризм и Ангойянизм остались единственными общими системами координат для разрозненной цивилизации.
  В этих условиях каста затенённых начала обретать маргинальные черты. Жители большинства планетарных систем довольствовались пребыванием в своих мирах, а сам термин иноземелье использовался ими в отношение любых других планет, в том числе и Земли. Как правило, к описываемым временам все планетарные суб-цивилизации обеспечивали себя всем необходимым. Многие города-государства под воздействием идей экстрацентризма прямо запрещали деятельность затенённых в своих пределах. Другие разнопланетные поселения законодательно ограничивали деятельность по открытию Швов мира, мотивируя это возможным заражением, вторжением неблагонадёжных элементов и контрабандой ряда товаров. Вспоминались даже челосекты, призраки которых ещё вызывали страх у новолюдней. 
  В свою очередь затенённые стали оправдывать подозрения большинства инопланетников. Каста сохранила избранность, последователи Загора отыскивали наделённых этим даром, но, как не удивительно, человечество утратило интерес к транспространственным переходам. Кто-то из современников* ядовито подчеркнул, что Швы мира сейчас больше напоминают тёмные, затянутые паутиной чуланы, в которые, словно маленькие дети, людни-два боятся заглянуть хоть одним глазком.
  Словом, затенённые превратились в некий оксюморон – уважаемых изгоев. История ещё хранила память об спасение мира людней в период воцарения Челосекта, о том, что открытие всех заселённых миров является непосредственной заслугой наделённых великим даром, но, на тот момент каста стала лишним звеном практически во всех разноземельях. Для выживания каста действительно не брезговала контрабандными операциями, организацией коридоров для тех, кто хотел сменить планету или подвергался гонениям в своих мирах. Всё это накладывало отпечаток на отношение к уникальным людням. И если про затенённых упоминали в положительном ключе то только тогда, когда дело касалось их детей – дальновидящих-гермафродитов.
  Как уже было сказано выше, Цивилизация 2.0 рассыпалась по землеподобным планетам, образуя на каждой из них свой идеал человеческой общности.  Можно сказать, что все субцивилизации в разноземельях устраивали свою жизнь абсолютно самостоятельно от иных миров, заселённых люднями-два. Единственное объединяющее начало – вера в надматериальные практики в форме ангойянской и экстрацентричной традиций, напоминало человечеству о том, что их объединяет главное – жизнь, соотносимая с целями, превышающими планы и хотения единичной особи. Но видение цивилизации как проекта, выходящего за границы разноземельных субстратов, нуждалось в прочных связующих звеньях. Такими цивилизационными скрепами и стали неприкаянные отпрыски затенённых. 
  Дальновидящие в период рассеяния оказались более востребованными, чем их родители. Естественно, что миры, разделённые немыслимыми состояниями в несколько световых лет, периодически нуждались в сообщении. Гермафродиты приняли на себя обязанности по установлению коммуникаций между новолюдненскими разноземельями.
  Первоначально дальновидящие обеспечивали связь двух религиозных течений, активно действующих по всему рассеянию. Ангойянские стойбища и экстрацентрические монастыри обеспечивали детей затенённых и кровом, и средствами к существованию, и защитой.
  Следует отметить, что диковинные существа не имели такого консолидированного сообщества, как это можно было наблюдать у затенённых. Термин «каста» относился к общности гермафродитов весьма условно. Конечно, в среде двуполых существ были значимые и авторитетные личности типа И-Гхоа, Нибу-Дуу и других, но они не являлись руководителями каких-либо групп или иных социальных образований. В отличие от затенённых их дети в большей степени привязывались к определённой местности, стойбищу или району города, словно кошки.   

* Скорее всего, имеется в виду Заиб Дубробский – сторонник ангойянского возрождения на Daboo-1,09.


Рецензии