Мой Китеж

«Бывают правды маленькие как камешки. И бывают тоже большие как горы.
Есть правды как капельки и огромные как море. Правды растут как деревья.
 Дай мне листочек правды, мама. Если можешь и хочешь.
Если действительно хочешь. А если нет, не буду докучать.
 Я один. Тихо. Как когда то было?
Захочешь ли ты дать мне зернышко правды, чтобы оно взошло?»
Януш Корчак
Дети Библии   Моисей

       Мое первое воспоминание – это Небо. Голубое, с облаками  и Солнцем. Высокое и глубокое. Может быть,  поэтому я люблю всматриваться в глубину? И высота волнует меня особенно сильно, я до сих пор не решилась прыгнуть с парашютом. И облака люблю. Они легкие и быстрые, и всегда в движении. 
        Откуда берут начало мои поиски Смысла Жизни и Правды?  От любви ко мне мамы и папы. От отношения ко мне – ребенку – как к самому важному в их жизни. От папиных внимательных и мудрых глаз.  От маминой и папиной взаимной Любви и Дружбы, преданной и долгой – до самого  конца. Их  Любовь не кончилась с папиным уходом, а живет и согревает  меня и  моих детей.  От их разговоров про самое важное.
         С детства я точно знаю, Любовь – это Правда. И Человек -  самое интересное и важ-ное, что есть на Земле. Не игрушки и книжки, а Человек.
         Еще знаю, что у человека – даже самого маленького -  должен быть Друг.
         В раннем детстве у меня был друг –Димка, сосед  по нашей коммунальной квартире. Мы с ним осваивали двор, казавшийся огромным. Там были заборы, деревья, наши тайники. А в доме  жили сотрудники  научно-исследовательского институт, где работал папа. Они ходили через двор с портфелями, на лицах отображалась работа мысли. Я тоже хотела думать, совершать открытия необыкновенной важности. Чтобы для всех людей. Потому что Человек – это самое главное на Земле. 
          Димка был очень умный. Его папа был физик и с годовалого возраста объяснял сыну теорию относительности.  Димка был отличником и стал научным работником.
           У нас была настоящая дружба – без всяких интриг и сплетен, с играми, исследованиями, научными опытами, любимыми книгами.   
          Я думаю, что дружба – это источник особого вдохновения. Дружба вдохновляет на творчество, на помощь и сострадание, на действие и  развитие, дает бесконечную Радость Понимания.   
         

Закрываешь глаза, один. Открываешь глаза широко, думаешь и ждешь. Один.
Утром, вечером; когда лежишь, ожидая сна, ты один. Темнота говорит. Тишина гово-рит. Думаешь. Взыскуешь истины. Ждешь.
Януш Корчак
Дети Библии – Моисей

            Сколько раз так было у меня. В детстве помню – лежишь ночью, думаешь. Вста-нешь,  смотришь в окно. Яркая Звезда напротив. Папа говорил – Сириус. Свет идет сквозь время. И в свете этом мысли другие, не как днем, важные и торжественные. Все самые обычные события кажутся необыкновенно значительными. А есть ли в жизни детей незначительное?  Рядом с подушкой у меня всегда лежал блокнотик и ручка – записать самое важное. И не было какого-то особенного пейзажа за окном – перекресток,  трамвайная остановка, дом напротив…. А действовал этот пейзаж на меня – вдохновляюще.  Днем там ходило много людей, по разным важным и обыкновенным делам, а ночью – под этой яркой Звездой – дела человеческие осмысливались совсем иначе, чем днем.
         Я знала, что направо, если бы позволял обзор – лес, Река и Холмы за Рекой. Мы там гуляли с папой и разговаривали о вечном- о справедливости, о любви, об устройстве мира. Прямо – центр Города, моя Школа, там – друзья.   Все это представало перед моим мысленным взором. 
        Все время был во мне вопрос: Зачем я живу?               
        Я спрашивала про смысл жизни мою любимую учительницу музыки -  Евгению Гри-горьевну. А она говорила: «Не спеши, придет время – поймешь. Хорошо, что ты задаешь себе эти вопросы». Спустя уже много лет, тяжело больная, потерявшая единственного сына, и по-прежнему близкий мне человек, Евгения Григорьевна говорила: «А помнишь, ты спрашивала, зачем мы живем?  Я теперь понимаю, что не так я жила.»
А я знаю, что жила она – для учеников, любовь к настоящей Музыке у меня – благодаря ей. В ее глазах всегда был Живой Огонек.  Особенно, когда она вела хоровые занятия, пе-ла нам романсы, самые красивые арии из опер. Хотелось тоже, как она, уметь услышать и передать другим Голос своего Сердца. 
         Так где истоки учительского вдохновения?  Во всем живом и прекрасном – в Искус-стве, в Красоте Природы, в человеческом Сердце.   
         Когда человек слышит Голос своего Сердца?  -  Когда любит.
          

Я один. Глаза широко открываю, удивленный. Тишина говорит, моя мысль тоже
 говорит в этой тишине. Восходящее Солнце говорит. И земля говорит и звезды.
И дерево, и жук. Камень шепчет тихо. А я слушаю.
Януш Корчак
Дети Библии – Моисей

          Восход первый раз я увидела на озере Светлояр, где по Легенде скрыт сокровенный Град Китеж. Наверное, смотрела я на Восход и раньше, в других местах, но УВИДЕЛА только там.
           «Вдруг встает ежедневное Солнце, ошарашивая. Потрясая» - так сказал Роберт Рождественский.
            Не о Восходе говорил поэт, о Любви. Я помню, как на Восходе  – Солнце родилось у меня внутри. Сияющее, теплое, бесконечное. Впервые и навсегда. Теперь я могу дарить  его. Самым главным в жизни людям -  детям. 
            Дары детей нам, взрослым, переоценить нельзя. Эти Дары  - Радость, бесконечная Доброта и безусловная Любовь.
           Где же  истоки учительского вдохновения?  В детях,  в их  радостных и задумчивых глазах, в их вопросах, переживаниях, открытиях. В идущем от сердца желании  помочь каждому Ребенку в его Пути к Истине.   

            
         
         
            Скажут тебе так:
Бог устрояет. Бог хочет так. Бог отпускает вины и прощает.
 Бог гневается и предостерегает. Награждает. Благословляет. Бог помогает.
 И карает. Одна единая правда. Один ответ на все. Бог.
Одна правда и один короткий ответ на все.
 Один ответ быстрый и легкий на все вопросы.
 Вправду ли ты хочешь ответа легкого и быстрого, ответа готового,
 ищешь ли трудный и долгий, хочешь ли старого, нового ли, который сам себе найдешь?

Януш Корчак
Дети Библии – Моисей

       Я  не знаю, какого ответа я хочу. Разные вопросы бывают, есть ли один ответ на все?
Есть ли новые ответы на старые вопросы? Может, все уже давно известно?
У каждого свой Путь. Мой – не прямой и короткий. Это и тропинка в чаще, и дорога в степи, и солнечная дорожка по воде прямо к Солнцу.
        Иногда идешь один, иногда – с попутчиком до поворота, бывает, долго – с верным Другом.
                У нас есть ансамбль «Гармония», где дети и взрослые вместе поют классиче-скую и духовную музыку. Впервые, единение в общем Деле я почувствовала именно здесь. Когда мы – единая сила, и маленькие – не слабее больших.
         Иногда концерт – это Праздник, а иногда – битва за Правду. И каждый – воин. За-щитник Красоты и Истины. Бывало, концерт в какой-нибудь школе, подростки  хихикают, а мы поем «Аве Марию» и  «Свете тихий». И дети наши- как стойкие оловянные солдатики, и голоса их звенят и взлетают ввысь. Все дети – Ангелы.
          Однажды, на озере Светлояр, в праздник Ивана Купалы зрителей – две тысячи человек, шумная, веселая толпа. Мы выходим на сцену под крики: «Мурку давай!». А мы поем «Гимн Солнцу» Бортнянского, «Покаяние», «Прекрасное далеко». Какая должна была быть сила Правды в нас – всех вместе! Через некоторое время атмосфера поменялась, «Прекрасное Далеко» уже пели вместе со зрителями, а  в конце была звенящая тишина, когда мы пели «Богородице, Дево, радуйся». А потом все две тысячи человек со свечами обходили Озеро с общей молитвой. Мы чувствовали себя победителями  в очень трудной битве, в том числе и с собой – трудно было не осудить людей, на разозлиться.
         Самые маленькие – Женя и Даша, им было по 10 лет, солисты «Прекрасного Далека» потом плакали от пережитого напряжения. Но они выстояли. И стали сильнее.
         Иногда можно пройти самые трудные отрезки Пути только всем вместе. И каждый – важен одинаково.
          На самом деле, только кажется, что ты один. Всегда есть те, которые идут тем же Путем.
          Так где истоки нашего вдохновения? 
- В сотрудничестве, в совместных поисках Истины, во взаимопомощи и взаимопонимании. В Любви друг к другу.


Рецензии