Продолжение следует... Неприличный человек

Неприличный человек.

Сижу, листаю воспоминания Герцена. Кстати, молодой поросли рекомендую этого автора, только начать надо с его романа «Кто виноват?» Поучительная вещица: не потерявшаяся во времени, как говорит одна моя знакомая, кстати, с недавнего времени уже с московской пропиской. Тут уместно будет вспомнить, что когда-то я называл её «готкой» и она моталась по жизни с огромной бас-гитарой в чехле за спиной. Представьте теперь всё это ещё и на каблуках. И вот эта сторожевая «башня времён средневековья» решила для себя, что счастье – это, когда она будет просыпаться по утрам на моей территории под звуки российского гимна. Ну, молодёжь!
Так вот, сижу, листаю Герцена. И всё, что не прочту у него, не сговариваясь, плюхается в тему и так мне от этого хорошо-то: и слова понятные, и по душе, вывернутой наизнанку, будто балерина на носочках прохаживается. И вдруг, цитата Байрона, мол, приличный человек дольше тридцати пяти лет не должен жить. Выходит, что я уже лет эдак… как неприличный. О, ужас! Нет, это не радость так из меня выплеснулась, а страх запоздалый себя обнаружил за меня такого «правильного». Собственно, я никогда этим «правильным» и не был. И вообще с этим понятием моя биография никак не рифмуется: нарубил дров… всяких. Жалею ли я об этом? Ничуть. Во-первых, я, наверное, повторюсь, но все остались живы в моём Прошлом после этой рубки. Во-вторых, пока на свободе, а значит, все претензии из-за срока давности уже неактуальны. И, в-третьих, с кем не бывает? Со мной, к примеру, до сих пор происходят всякие метаморфозы. Тут я чуть-чуть смахиваю на Бельветова из романа А. И. Герцена «Кто виноват?» Почему только чуть-чуть? Ну, не в моих правилах заигрывать с замужними особями, а особенно с теми, кто по жизни ходит, а справочку о своём состоянии здоровья в кармане жакетки под подкладкой таит. Он же этот Бельветов наоборот по этой части ещё тот наглец: и семью хорошую разбил, и вообще, путаник какой-то. Так-то его размышления мне близки и понятны отчасти,  только вот образование у меня так себе, а его сам учёный швейцарец обучал, а не какая-то тётя Дуся, кое-как освоившая профессию учителя. Это в былые времена женщин и на пушечный выстрел не подпускали к учебному процессу, а сегодня они по всем углам натыканы. Вот и результат: растёт подрастающее поколение и ничего толком не знает про того же самого А. И. Герцена. Начнёшь их просвещать, а у них в глазах пустота окаменелая и ни одного намёка на шум волны познания. Вот подивился бы Бельветов всему подобному, оказавшись в наших реалиях: скукотища и непролазная скорбь по светлым умам прошлого.
И кого в этом винить? Правильно: систему. При ней голубушке совсем другие ценности оказались во главе угла, и тут становится понятным: что до Герцена ли сегодня подрастающему поколению? Ну, а зачем будить в сознании людей противление? Подумаешь: законы не работают. Значит, время для них ещё не пришло. И потом, Москва не сразу строилась. К чему сюда столицу нашу приплёл? Если вдуматься, то от неё заразы такой вся гниль и ползёт по России. Поначалу всё по указке сверху происходило: этого взять, этого расстрелять, этому орденок на рубашечку приладить, а этого и вовсе придать забвению и на лесоповал. Идеология… Ну, теперь-то секреты придали гласности. Нет, кое-что приберегли для десерта, да народ и так от рук отбился: сегодня каждый за себя и точка. Когда сам за себя, коллектив никакой получается и всё, что ещё держит всех в одной связке – это деньги. Их можно или заработать, или украсть. На Руси с последним никогда проблем не было и надо признать, что и трудились до кровяных мозолей, но только тогда, когда страх брал верх над разумом. Сегодня страх тоже присутствует, но это уже другой страх и у каждого живущего сегодня он разный, но пахнет одинаково.
Вот такой примерный расклад и в нём я завяз по самое брюхо. И как во всём этом мне быть-то приличным? Ещё сны такие снятся, что по утрам просыпаюсь в холодном поту. Нет, о них в следующий раз, а то боюсь, не уложусь до отбоя. Ага, у меня же режим и я ему следую неукоснительно. Так-то я стараюсь в своих фантазиях за буйки не заплывать не во сне, не наяву. А вот хочу соответствовать, и только иногда меня накрывает что-то необъятное с головой и тогда жалкое подобие страха начинает со мной вальсировать, а руки что-то делают совсем непристойное и мне стыдно вдогонку всему этому.
Может Байрон был прав насчёт приличных людей? А как проверить? У меня сосед в тридцать лет по пьяной лавочке с жизнью расстался. Выходит, что по Байрону он приличный, а я вот не употребляющий эту гадость и… Я, наверное, знаю, почему так: он этот мой сосед просто не успел наломать столько дров, которые за мной уже числятся. Ну, пил он, дебоширил, а в основном был улыбчивым типом и постоянно рубли клянчил на поправку своего здоровья. Кстати, и ушёл из жизни как-то незаметно. Ага, шагнул однажды из квартиры и пропал. Когда нашли, сразу же опознали и закопали без всякого попа.
Или вот другой пример: у моей одной знакомой дочери вот-вот стукнет тридцатник. Казалось бы, ей только жить да жить, да что-то стала чахнуть. Сейчас с иконами разговаривает, да на зажжённые свечи смотрит по вечерам. Я-то знаю, что осталось ей немного – мать рассказала, мол, кавалеры заразили и теперь она просто ждёт, когда всё закончится. Понятное дело, что её родительница на месте не сидит – зачастила в церковь и там молит о спасении её души. А недавно мне призналась, что поставила заодно свечи всем её бывшим ухажёрам за упокой и что-то там заказала, чтобы при жизни этих иродов отпел батюшка. И что мы имеем? Ага, эта приличная, если бог её приберёт, а я опять непонятно кто.
Нет у меня никаких претензий, и вообще, я такой неприличный, а продолжаю жить и ещё мечтаю о будущем. А как по-другому, если мой страх такой малюсенький, да и тот где-то затерялся в моём Прошлом. И потом, силы во мне ещё хватает – буду карабкаться, а суждено сорваться, то упаду красиво и даже что-нибудь крикну напоследок. Что именно? Если честно, пока не решил. У меня же вон и дела выстроились в затылочек и вообще со временем конкретный напряг.
Вчера опять издательство нарисовалось, мол, давайте уважаемый… сотрудничать. Да знаю я их: начнут рисовать заманчивые пейзажи, и я без штанов окажусь от их усердия меня раскрутить. Я так рассудил, что меня и так читают: и хвалят, и ругают. А без этого никак… Так я же весь как на ладони. Опять же, вдруг мне удастся доказать, что Байрон был не прав? Ну, что можно оставаться приличным человеком и после тридцати пяти? Я же ничем не рискую. Или я что-то путаю?


Рецензии