8. Опыт рефлексий

 



Гораздо позднее я воспринял другую «любимую» цитату А. А. .Любищева, приведу её полностью из работы «Критерии реальности в таксономии»: "Прогресс науки был связан с оппозицией старому изречению “Философия науки есть служанка богословия”. И. Кант заметил, что есть два сорта служанок: одни, которые поддерживают шлейф госпожи, другие, которые несут факел, освещающий госпоже путь. Последняя роль вполне почтенна".
Без философии, без рефлексии («мысль о мысли») невозможно становление  человека;  вот  некоторые собственные рефлексии:
И не пересказать словами, только невидимый взгляд, и звуки, и шум внешнего говорят о непонятном и сладком единстве, где ты всюду…
8.07.2000
…освещение касается ветреной земли, пасмурное, касается всей земли, и быстры мысли, независимые от тебя, образуя…круг, и пронзаешь осознанием ты виденное: моя земля, я – необходим, я соединяю тебя, и только в мыслях
2.10.1976
В нас граница пролегает между словами и мыслями, граница огромная, страшная, а мы часто не чувствуем её, выступаем как одно. Границу мы преодолеваем по инерции;  между тем, тайна здесь: язык – история социальная, мысли – история вообще Разума
17.12.1977
Человек редчайший раз охватывает природу мысленно, большей же частью он забывается в (функциональных) направлениях, живёт инерцией их или  себя…
А как хотелось бы следовать дню, только в нём, только в  (неживой) природе (Земли) можно найти что-то своё, только в других (! В других людях) можно найти своё…
25.05.1978
Понять человека можно через природу, потому что слишком глубока связь у нас с нею, все наши чувственные основания – в ней
23.02.1980
Во «Временах года» я начал обожествлять (?) природу, для меня она «выступила» единым, непонятным, но единым вместе со мною
15.03.1980
Весна шире, видимо быстрее зимы: зима мгновенна
24.03.1981
По-прежнему считал пасмурную погоду лучшим своим временем… В пасмурные дни внутри нас беспокойство: обстановка почти уравновешивает что-то личное, конкретное, и у нас «незнакомый соперник»: мы не одни, пасмурному большому воздуху улицы и серым строениям мы словно отдаём часть себя, и теперь своё Я уже огромное, и пугаемся мы этой огромности…
17.?. 1981
Весна всегда просторнее зимы; это необычно, это зовёт нас, влечёт от некоего центра.. Весной пространство одно  вместе с нашим Я
6-7.04.1981
*                *                *
Описания природы стали «удовлетворять» меня, наверное, с 1969 г, но «держать» собственное состояние, при котором слова «находились» естественно, удавалось недолго, поэтому описания получались небольшими, этюдными: показателен в этом плане этюд от 11. 03.1984 г, когда я сделал вывод, который и сам я и, тем более, многие другие до меня,  делали тысячи раз о том, что этюд не может быть написан придуманными чувствами:
Утро ранней весной; весенний воздух солнечного утра настолько прозрачен, что приближает к домам, деревьям, уносит вдаль – ты сам над собой! Постоянно, однако, мы забываем, какой потрясающей красотой наделён мир…
Я знал, что на собственное «творческое» состояние нужно было буквально «наткнуться» – и я ждал такого состояния, при котором…находились «правильные» слова выражения оценки того, что виделось, слышалось, чувствовалось… И было внутреннее беспокойство,… но, может быть, это всё это  «состояние» провоцировалось извне… Не знаю…
Но с 1973 г этюды писались всё реже и реже, и только с 1985 года и далее я «вышел» на новую форму описаний, отталкиваясь уже более от памяти и представлений
А с середины 90-х годов я начал осознавать общий контур собственных рефлексий, хотя без несущих научных или философских опор вся конструкция не выстраивалась…
Так и «подошёл» я к огромной проблеме сознания
Процитирую уже напрямую И.Канта (но с подачи А.Любищева):
«…в неизвестной для нас основе природы механическая и телеологическая связи могли бы между тем быть соединены в едином принципе – только наш разум не был бы в состоянии дать форму этому принципу»
Причинность и свобода соединены природой в человеке.
Но как?


Рецензии