2. Киноклуб Сигма выходит на орбиту

НА СНИМКЕ: Академик Михаил Алексеевич Лаврентьев


Становление киноклуба «Сигма» в 1965 году было ещё одним крупным шагом в превращении Академгородка в крупный центр культуры страны.

Вот, что пишет о преобразовании КДК «Сигма» в киноклуб «Сигма» Л.А. Боярский:
«В 1965 году по линии Бюро пропаганды киноискусства у нас гостил светлой памяти Иммануил Лазаревич Сосновский. Он-то нам и посоветовал организоваться в киноклуб и зарегистрироваться в «Советском экране» у Людмилы Ивановны Пажитновой.

А чтобы мы получили возможность смотреть картины, которых быть в местной конторе не могло, тот же Сосновский помог нам договориться с Владимиром Юрьевичем Дмитриевым. Таким вот образом мы стали получать дважды в месяц ленты из Госфильмофонда».

Таким образом, киноклуб «Сигма» фактически вышел на всесоюзную орбиту. Когда Владимир Иванович Немировский пришел ко мне с предложением преобразовать Клуб Друзей Кино (в это время они уже сменили название киносовет на КДК) в Киноклуб «Сигма», он объяснил желательность такого, в общем-то, формального, но крупного шага несколькими причинами, и они показались мне убедительными.

Я знал, что при оргкомитете Союза Кинематографистов СССР (оргкомитет существовал уже лет 7-8, а Союз был создан в том же году, но в декабре месяце, а его первым председателем был избран Лев Кулиджанов) работает Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства. Мне, разумеется, его деятельность не была видна, но открытки с фотографиями знаменитых артистов, изданных этим бюро, уже появились в киосках Союзпечати.

Владимир Иванович Немировский рассказал мне, что киновед и писатель И.Л. Сосновский, у которого через год вышла книга «Вия Артмане (диалог с актрисой)», один из деятелей этого бюро, был недавно в Академгородке и встречался с руководителями КДК. Он-то и посоветовал им подняться в своей деятельности на другой уровень, завязать отношения с центральными (московскими) организациями.

Конечно, это было заманчиво. Мы понимали, что мы будем смотреть замечательные старые фильмы, уже давно сошедшие с экрана, и что к нам будут приезжать режиссеры с новыми, еще не выпущенными на экраны фильмами.

Но фактически КДК, поднявшись на всесоюзный уровень, в известной мере выходил из-под влияния ДК.

Одна из сотрудниц ДК «Академия» Леония Мундециемс, занимала ставку зам директора ДК, но фактически всё время у неё уходило на дела КДК. При катастрофической нехватке работников в ДК такое положение противоречило здравому смыслу. Поэтому я спросил, не дадут ли они нам 1-2 штатные единицы, если будет создан такой Киноклуб.

– Вряд ли, - сказал Владимир Иванович. Это общественная организация.

– Какая же общественная, если они издают открытки и зарабатывают деньги? Хорошо, а что мы должны предпринять?

– Зарегистрироваться в журнале «Советский экран» и договориться с Госфильмофондом. Тогда он будет посылать фильмы из своих запасников.

– Ты, разумеется, договорился с КДК, чтобы он по-прежнему отбирал фильмы в облкинопрокате для показа в Академгородке? – полуутвердительно-полувопросительно сказал я.

– Да, они сами это предложили.

Я сам готовил письмо в Госфильмофонд за подписью академика М.А. Лаврентьева и ходил к нему подписывать его. Он его внимательно прочитал. Пробурчав что-то, вроде того, что кино больше двух часов не идет, он спросил:

– А что это очень нужно?

– Можно будет смотреть старые фильмы – шедевры кино.

Потом я добавил:

– Кино любят многие, а хороших фильмов мало. Мы делаем шаг, важный для всех – и молодых научных сотрудников, и академиков.

– А что и академики ходят туда?

– Ходят.

Я хорошо знал, что в разговоре с Михаилом Алексеевичем нельзя ему давать лишнюю информацию. Она может только возбудить подозрительность. Лаврентьев одобрит только то, что сам считает полезным для науки (или считает полезным Вера Евгеньевна, а в вопросах культуры именно её мнение было для Михаила Алексеевича решающим).

Кино, театр, спорт, по его мнению, только отвлекали научных работников от решения задач, которые они должны решать не только на работе, но и в свободное время.

Видимо, отвлечение научного сотрудника на два часа, чтобы посмотреть кино, он посчитал возможным.

Михаил Алексеевич подписал письмо в Госфильмофонд.

КДК стал киноклубом «Сигма», и его первый руководитель Виктор Хандрос стал весьма популярным человеком в Академгородке. Не менее деятельным был и второй председатель – Леонид Боярский, который сменил Хандроса.

В правлении клуба было четыре думающие «головы»: Виктор Хандрос, Леонид Боярский, Наташа Притвиц и Леония Мундециемс. Хотя Леония была штатным работником ДК, но её всегда привлекала деятельность, связанная с киноискусством. Видимо, в Риге, откуда она приехала, её учеба или работа была связана с кино.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/13/489


Рецензии