Время. Отступаем и ждём

У нас есть такое выражение - "мы отступаем и ждём". О чём собственно речь?

Взрослые живут в своём ритме, а скорее даже не в своём, а в социумном. Та суета и суматоха городской жизни, которую большинство считают нормальной, даже для взрослых - не нормальна, не естественна. Мы загнали себя в это и продолжаем загонять подрастающих детей (сразу возникает образ белки в колесе). Мы не даём времени себе, чтобы жить, чувствтвать. И детям своим не даём быть здесь и сейчас, быть оптимально расслабленным, никуда не спешить, хотя изначально это их естественное нормальное состояние.

У ребёнка вообще другая скорость внутренних процессов, она гораздо медленнее.
При том, что когда он рождается, его развитие идёт с непостижимой скоростью, клетки делятся - миллиарды в секунду, процесс познания феноменален, например, следить за движущимися объектами новорожденный вообще не может, не успевает.
Подрос, пошёл - мама что то объясняет и показывает, а малыш не в состоянии успеть одновременно и слушать, и смотреть - не хватает "скорости" процессов, нет умения  распределять внимание сразу на одно и на другое. Он учится очень быстро, но всё же постепенно. Поэтому, мы сразу называем то, что собираемся делать, потом замолкаем и показываем молча и медленно, тогда ребёнок лучше воспринимает. Это важно.

Конечно, есть ориентиры - когда у ребёнка какая возможность и способность появляется, примерно в каком возрасте. Большая помощь взрослым - знание сензитивных периодов развития. То есть мы знаем, когда ребёнок физически, физиологически и психологически нуждается и готов к определенному виду деятельности. Мы знаем в целом его потребности, как человеческого существа. Но ведь всё так индивидуально!

Попробовали что-то предложить, показали, вроде уже по возрасту, а он - ноль внимания. И вот тут мы спокойно отступаем и ждём. За ребёнка не нужно хотеть, выбирать, жить. Нет никакой необходимости настаивать, удерживать, "организовывать", подталкивать вперёд, навязывать деятельность, занятие. Захочет - возьмёт сам. Поэтому так важно, чтобы различные занятия по возрасту были в доступе ребёнка, но чтобы выбирал чем, когда и сколько заниматься он сам. А мы в него верим и никуда не торопимся. Мы не делаем за ребёнка, не делаем его руками (если руки взрослого сверху - это уже контроль), просто продолжаем рядом делать это сами, тем самым показывая,  если это так важно.

Очень важно так же давать ребёнку время на  наблюдение. На улице во время прогулки, когда ребёнок надолго застывает над муравейником. И когда на занятиях он вроде бы "ничего не делает", сидит и просто смотрит. Наблюдение - важный "труд"! Зеркальные нейроны работают без устали - малыш, наблюдая за движениями, действиями ребёнка чуть постарше, прекрасно всё усваивает и учится таким образом.  Когда  почувствует уверенность в себе и желание - попробует сделать уже сам. Сразу, разумеется,  может  и не  получиться - бросит, уйдёт, рассердится... Просто принимаем эмоции и ждём, ни в коем случае не начинаем помогать, если мы действительно хотим его успешности. Самое  важное  формируется внутри. И воля тоже. У маленьких детей нет ориентации на внешний результат.
Отступаем и ждём. Через совсем непродолжительное время ребёнок снова попытается сделать то, что у него не получилось. И снова, и снова... Его жажда познания и развития, внутренняя жизненная сила  ведёт его. А нам важно не мешать. И вот, получилось! Ребёнок  в восторге, смотрит на нас, сияя. Всё что  от нас  в этот момент требуется - эмоционально поддержать его успех: "Как здорово! У тебя  получилось!" Или: "Какая красота! Как ярко.", "Как интересно у тебя вышло, необычно.", "Как хорошо ты справился!", "Какая прекрасная башня получилась, такая высокая!"...
Можно и себя  мысленно  поблагодарить за терпение и за то, что не исправлял, не поучал, не "помогал", не говорил через каждую минуту "молодец", но  при всём этом был  "вместе".

 


Рецензии