ч. 283 Жертвы обещания

§283. Жертва обещания

   Различие обещания с ожиданием, возможно, состоит в том, что обещанное более отдалено и даже отвлечено, а в ряде случаев вообще не существует, в то время как ожидаемое, скорее всего, явно и реально.
Обещание чаще всего служит обольщением, как отдельных людей, так и целого народа.
Недаром эти слова столь созвучны: обольщение и обещание.

   Тем не менее, само слово «обещание» для нравственного человека звучит чисто и высоко, ибо корнем его служит всё тот же обет или по иному некий нравственный закон, то есть максима, сформулированная человеком.
Если Завет - закон Божий, то обет - человеческий. Обещание - предрешение или предуготование жертвы.

   Угроза - агрессивное обещание и в этом разе жертвой может явиться как угрожающий субъект, так и тот, кому грозят. Обещая невозможное, заведомо невыполнимое, человек становится жертвой.
Казалось бы, обещание сродни пассивной надежде отбирает у человека способность к действию, но это не совсем так. Оно побуждает хоть в какой-то мере разумную человеческую особь к самосовершенствованию.
Повышая готовность к принятию благ или даров, обещание подразумевает вознаграждение в отдалённом будущем, требуя жертвы в настоящем.
Иногда обещание способствует частичному облегчению участи, иногда наоборот, усугубляет судьбу.
И всё же обещание в отличие от надежды более плодотворно, хоть и не всегда благотворно.

   Ибо надежда надежде рознь. Упование на Всевышнего притягательно и преображающе с любой точки зрения. Впрочем, о роли надежды мы уже говорили в §110.
На протяжении едва ли не всей российской истории большая часть народа становилась жертвой обещаний вышестоящих деятелей.

   Особенно яркими и многозначными стали обещания советских руководителей.
В 1960-м году партийный лидер Хрущёв посулил, что к 1980-му году население державы будет жить при коммунизме. Этого не случилось, хотя по уровню социальных льгот и выплат социализм конца 20-го века действительно был развитым.
В 1986-м году Генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым было выдвинуто утверждение, что к 2000-му году каждая семья в стране будет жить в отдельной квартире или личном доме.
Ввиду развала государства этого не произошло, хотя к этому свершению и были активные предпосылки в виде образования ЖСК, МЖК, предоставления кредитов на жильё и т.д.
Обещания даются по-прежнему, несмотря на смену руководства.


Рецензии