Достоевский. Свидригайлов

Перечитываю "Преступление и наказание". Со временем стал замечать, что несколько по другому стал смотреть на это произведение.  На Федора Михайловича в целом и на "наказание". Самую неприятные чувства вызывает  теперь у меня Катерина Ивановна именно, потому что Достоевский страстно желает вызвать к ней жалость или даже у него начинают звучать социалистические тона. Для меня эта "невинная" фигура стала совершенно антипатична, в  угоду своей страсти связавшая свою жизнь с человеком недостойным., она затем погубила достойного человека - Мармеладова, не только его, но его дочь от первого брака. Из-за ее гордыни гибнут и младшие дети. Отношение ее к Богу вполне ясно.
Второе совершенно очевидно, что не удался Достоевскому другой персонаж - Соня Мармеладова. Ему хотелось изобразить женщину, ради высоких чувств жертвующую своим телом. Но нелепость этой фантазии очевидна. Идея опять же почти социалистическая, отрицающая не только Бога, но начальника тьмы. Ясно, что девушка могла быть увлечена этой нелепой идеей, но согрешив она поняла бы, что, не работая для страсти, она оказалась бы совершенно неспособной к ремеслу. И более того эта страсть полностью бы поработила ее, более того скоро она бы уже не смогла бы существовать... Ей понадобились бы мужчины уже из любви к профессии, а не ради денег. Хороший пример   преподобная Мария Египетская, кторая описывает как работала ради страсти, а не ради денег.
С первого же прочтения "Преступления и наказания" у меня особый интерес вызывает персонаж А.И. Свидригайлова, человека про которого всякому хочется сочинять гадости, а он даже  и не собирается оправдываться. Личность сильная, но страстная. Можно было бы сказать, что это человек в высшей степени достойный, если бы не конец, который он себе избрал. Это не протест против Бога, а очевидно ему просто жить надоело. До безумия влюбился в сестру Раскольникова. – Я вас также люблю… Я вас бесконечно люблю. Дайте мне край вашего платья поцеловать, дайте! дайте! Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я все сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я все, все сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так! Знаете ли, что вы меня убиваете…" Мне кажется больше мужчине любить женщину невозможно. Он готов ради нее забыть все и рРодину, и веру. Такой своеобразный гоголевский Андрий.
А ведь он русский человек и любит Россию, хоть рассказывает о этой любви опять же с усмешкой. "За границу я прежде ездил, и всегда мне тошно бывало. Не то, чтоб а вот заря занимается, залив Неаполитанский, море, смотришь, и как-то грустно. Всего противнее, что ведь действительно о чем-то грустишь! Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем других винишь, а себя оправдываешь Я бы, может, теперь в экспедицию на Северный полюс поехал, потому " я в пьяном виде нехорош (франц.)", и пить мне противно, а кроме вина ничего больше не остается. Пробовал."
Интересно, что некоторые вещи явно списаны с самого Достоевского. Также Свидригайлова оклеветали из-за смерти родственницы Ресслих. На Достоевского самого также клеветал Страхов. Свидригайлов также, как и сам Достоевский изображен натурой страстной
Для всех прямо состовляет удовольствие подозревать Свидригайлова в разных мерзостях."– Не твой револьвер, а Марфы Петровны, которую ты убил, злодей! У тебя ничего не было своего в ее доме. Я взяла его, как стала подозревать, на что ты способен". Так при каких обстоятельств это сказано.... Что может не по наговорить женщина когда отбивается из последних сил. Тем более по роману ясно, что Марфа Петровна умерла от удара. Но по-моему и  Свидригайлову доставляет удовольствие , когда его подозревают в самых нелепых грехах. Я не духовник и не психолог, поэтому не могу сказать, какие личности любят чтобы их хулили и сочиняли по них гадости. Свидригайлову явно приятно, что его все считают злодеем.
И вспомним, что у Дуни в некоторой момент глазки все-таки блестели. И ясно, что если бы она хоть играючи ответила его страсть, рокового выстрела бы не было. Натура сложная, но на мой взгляд один из самых ярких и удавшихся персонажей у Достоевского. Интересно, что самое на мой взгляд ясное изложение сути романа Достоевский вложил в уста Свидригайлова.
– Дело длинное, Авдотья Романовна. Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел! Оно тоже, конечно, обидно для молодого человека с достоинствами и с самолюбием непомерным знать, что были бы, например, всего только тысячи три, и вся карьера, все будущее в его жизненной цели формируется иначе, а между тем нет этих трех тысяч. Прибавьте к этому раздражение от голода, от тесной квартиры, от рубища, от яркого сознания красоты своего социального положения, а вместе с тем положения сестры и матери. Пуще же всего тщеславие, гордость и тщеславие, а впрочем, бог его знает, может, и при хороших наклонностях… Я ведь его не виню, не думайте, пожалуйста; да и не мое дело. Тут была тоже одна собственная теорийка, – так себе теория, – по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу-то, сору-то. Ничего, так себе теорийка; une th?orie сommе une autre.[88] Наполеон его ужасно увлек, то есть собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию-то сочинить он умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный. Ну, а уж это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно…
– А угрызение совести? Вы отрицаете в нем, стало быть, всякое нравственное чувство? Да разве он таков?
– Ах, Авдотья Романовна, теперь все помутилось, то есть, впрочем, оно и никогда в порядке-то особенном не было. Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности. А помните, как много мы в этом же роде и на эту же тему переговорили с вами вдвоем, сидя по вечерам на террасе в саду, каждый раз после ужина. Еще вы меня именно этой широкостью укоряли. Кто знает, может в то же самое время и говорили, когда он здесь лежал да свое обдумывал. У нас в образованном обществе особенно священных преданий ведь нет, Авдотья Романовна: разве кто как-нибудь себе по книгам составит… али из летописей что-нибудь выведет. Но ведь это больше ученые и, знаете, в своем роде всё колпаки, так что даже и неприлично светскому человеку. Впрочем, мои мнения вообще вы знаете; я никого решительно не обвиняю. Сам я белоручка, этого и придерживаюсь. Да мы об этом уже не раз говорили. Я даже имел счастье интересовать вас моими суждениями… Вы очень бледны, Авдотья Романовна!
Любопытна параллель, которую проводит Свидригайлов между собой , широким человеком и  широким человеком Раскольниковым. И оба, так сказать, без гениальности. Известно какое впечатление на Раскольникова произвело известие о смерти Свидригайлова. ИМне любопытно, что испытала Авдотья Романовна, когда узнала о смерти этого ненавистного человека. Думаю сказала: "Собаке собачья смерть". Хотя мистически она в первую очередь была причиной самоубийства Свидригайлова., что видно из безумной сцены и то, что револьвер, из которого она хотела его застрелить оказался у Свидригайлова и именно из него был сделан роковой выстрел.
Николай Наседкин в Энциклопедии Достоевского приводит интересный анализ фамилии  героя: "Фамилия Свидригайлов отражает противоречивую, изворотливую сущность этого героя. Достоевский, интересуясь историей своего рода (имеющего литовские корни), обратил, вероятно, внимание на этимологический состав фамилии великого литовского князя  Швитригайло (Свидригайло): гайл (нем. geil) — похотливый, сладострастный. Кроме того, в одном из фельетонов журнала «Искра» (1861, № 26), который входил в круг чтения Достоевского, шла речь о некоем бесчинствующем в провинции Свидригайлове — личности «отталкивающей» и «омерзительной».

В образе Свидригайлова, в какой-то мере, запечатлён психологический облик одного из обитателей Омского острога — убийцы из дворян Аристова (в «Записках из Мёртвого дома» он выведен как А—в)". Думаю он прав не просто необычное звучание этой фамилии , но  и перевод6 страстный, очень хорошо характеризует героя.
Интересная особенность: самые мерзкие личности у Достоевского начинаются на букву "Л":  "Лебезятников, Лужин, Ламберт, Лямшин, Лебядкин, Лебедев..."
На букву "С" фамилий мало и всех этих людей объединяет конец: самоубийство. Свидригайлов, Ставрогин, Смердяков. Больше не могу вспомнить.
В целом можно сказать, что Аркадий Иванович достиг своей цели: все и критики и читатели, считают его личностью страстной и порочной, чего он добивался рассказывая свои истории, которые и являются основным материалом на него 9т.е. при общей уверенности нет никаких существенных фактов). За то есть многочисленные добрые дела Свидригайлова: он освобождает Дуню от рабства Лужину,помогает мармеладовым, неизвестной "невесте". Если бы он вел себя подобно Лужину, то вероятнее всего добился и Авдотьи Романовны, и числился благороднейшим человеком у большинства из знакомых. Но может быть в том и причина, что он не может быть Лужиным?  Может поэтому он и в стократ преувеличивает свою порочность, потому что не может и не хочет лгать. Не хочет быть ни либералом, ни фарисеем (от  того и рождается его замечательное рассуждение о вечности). Я давно, что этот герой Достоевского, которого никогда не существовала  представляется мне живым человеком. По-моему Свидригайлов - большой успех Федора Михайловича. Персонаж, который стал живым человеком и совершенно затмивший собой гораздо более бледную (политическую) фигуру Раскольникова.
То, что Аркадий Иванович достиг своей цели, максимально оклеветать себя, видно из сравнения критиками  его с неким Аристовым: http://www.fedordostoevsky.ru/around/Aristov_Pavel/ Для тех, кто внимательно читал Достоевского видно, что нет ни одной общей черты характера Свидригайлова и Аристова.
http://www.fedordostoevsky.ru/around/Aristov_Pavel/


Рецензии