Марецкая

Великая русская актриса Вера Петровна Марецкая родилась 31 июля 1906 года в подмосковном селе Барвихе. (Тогда это название не звучало так громко, как теперь).

Ее отец Пётр Григорьевич Марецкий был мелким частным предпринимателем – содержал буфет при цирке. Он не был богачом, однако обеспечил всем своим четырем детям хорошее образование – два старших сына окончили Институт красной профессуры, Вера поступила в Московский университет на философский факультет, а младшая сестра Татьяна стала педагогом. К этому времени Вера довольно свободно изъяснялась на немецком и французском языках.

Проучившись год в университете, Вера однажды поняла, что в жизни ей нужен только театр, и тайком от родителей подала документы сразу в три театральные студии. Её приняли в две, а выбрала она популярную в те времена школу-студию при театре имени Вахтангова.

Девушка была талантливая, непосредственная, от природы умная и эрудированная, одним словом, очаровательная. И великолепный Завадский не устоял перед ее чарами. Он как раз подумывал о своем коллективе, и юная студентка оказалась как раз «ко двору».  После окончания в 1924 году школы-студии Вера Марецкая навсегда связала творческую судьбу с театром этого талантливого режиссера.

Да и не только творческую. Ее личная жизнь тоже была связана с ним долгие годы, хотя в официальном браке они прожили недолго. У этой замечательной пары в 1926 году родился мальчик, которого в честь Вахтангова назвали Евгением. По настоянию матери он поступил в ГИТИС, отдал всю жизнь театру отца и матери, но так и не вышел из их тени.

К тому моменту, когда Завадский оставил Марецкую, у нее на руках кроме маленького Жени был еще более маленький Шура, сын арестованного брата Дмитрия. Этого ребенка она вырастила как своего собственного. Оба брата-журналиста были расстреляны в один день в 1937 году. К чести Веры Петровны, она никогда не отрекалась от них, а, находясь постоянно под угрозой ареста как родственница врагов народа, всегда помогала им как могла.

Она уже стала знаменитой, любимой, титулованной актрисой. Ее творческая судьба была гораздо удачливее личной.

А самым первым фильмом, в котором играла В. Марецкая, был выпущенный в 1925 году «Закройщик из Торжка» Якова Протазанова. В этом фильме с юной очаровательной Верочкой играл Игорь Ильинский, уже признанный актер, хорошо отозвавшийся о работе напарницы.

Артистка огромного таланта, которой под силу были любые роли,  одинаково прекрасно, выше всяких похвал сыграла партизанку в фильме «Она сражалась за Родину», и роковую красотку – акушерку Змеюкину в «Свадьбе», и «простую русскую бабу» Александру Соколову в «Члене правительства».

Хотя в кино по нынешним меркам Вера Петровна снималась не очень много – всего-то в 25 фильмах. Однако это были настолько впечатляющие работы, что Марецкую-киноактрису знала и любила вся страна. Ее талант был такой мощи, что даже в агитационном фильме «Член правительства» она сделала свою героиню настолько живой женщиной, что ей до сих пор верят и ее любят многие поколения.

На подмостках сцены актриса с неизменным успехом переиграла все характерные роли, и в театр долго ходили «на Марецкую».

Ей по плечу были роли всех амплуа, она просто и естественно играла женщин любого сословия, любой национальности.
 
До войны Вера Марецкая снялась в 10 фильмах. Сказывалась и загруженность на подмостках сцены, и то, что студия Ю. А. Завадского была выслана в Ростов-на-Дону, якобы для поднятия периферийного театра. Уехала труппа в 1936-м, а вернулась в 1940 году.
 
В том же году Вера Петровна вышла замуж за артиста этого же театра Георгия Троицкого, через год у них родилась дочь Машенька. Георгий Петрович ушел на фронт добровольцем и погиб в 1943 году. О его смерти Марецкой не сообщали до конца съемки сцены, в которой великая В. П. (так звали ее в театре) играла с сыном («Она сражалась за Родину»). Этот фильм демонстрировали на всех фронтах Великой Отечественной войны – он пользовался невероятной популярностью. Посмотрев его, люди рвались в бой.

В жизни титулованная знаменитая Вера Петровна, была абсолютно не кичлива, не заносчива, не устанавливала дистанций между собой и людьми, но абсолютно четко знала себе цену. И эту цену знали все – ее никогда не трогали власти, даже несмотря на то, что после войны была арестована ее младшая сестра Татьяна. И опять Вера Петровна слала посылки и поддерживающие письма, бегала по инстанциям, и наконец добилась освобождения сестры, правда, без права проживания в столицах. Соединились они только в 60-х годах.

И снова потекла счастливая насыщенная творческая жизнь. Вера Петровна очень много гастролировала, в том числе и за границей, снималась в кино, работала в театре, а вот в личной жизни опять не было гармонии.

После смерти жены Ростислав Плятт делает предложение Вере Петровне, но она отказывает, сославшись на возраст, хотя по-прежнему выглядит прекрасно. Умная, острая на язык, обворожительная Вера Марецкая всегда нравилась мужчинам. А уж если кто обращал внимание Марецкой на себя, тот рано или поздно всегда падал к ее ногам. Ей приписывают романы с мужчинами много младше ее. Но главное, что это они добивались ее внимания, а не она бегала за молодыми мужчинами. Марецкая была царицей.

Послевоенные роли в кино в фильмах «Мать», «Сельская учительница», «У них есть Родина» выводят ее на олимп величайших актрис современности. Была после войны и прекрасная комедийная роль в кино, никак не уступающая Змеюкиной – Василиса Сергеевна в «Легкой жизни» (1960).
 
В театре дела тоже прекрасно – Завадский ставил почти все спектакли с расчетом на нее. А ещё Вера Петровна была лицом советского кинематографа, принимала у себя зарубежных гостей – Жан Маре, следящий за фигурой, как-то объелся у нее блинов с икрой и семгой.

Сама же Вера Петровна считала, что реализовала себя в творчестве лишь на 30%. Это говорит о скромности великой актрисы. Фильм «Мать» (1955 год) сделал ее не просто знаменитой – ее боготворили, Ниловна вошла в каждый дом. Юрий Завадский был потрясен, хотя раньше никогда не поощрял съемок в кино.
 
Последним фильмом Веры Петровны был «Ночной звонок», снятый в 1969 году. Она уже была больна, но изо всех сил скрывала это. В жизни опять было не все хорошо. Внезапно трагически оборвался счастливый брак дочери – повесился зять - молодой, подающий надежды ученый.

Машенька плохо перенесла случившееся и попала в больницу с сильным нервным расстройством. Дети жили с Марецкой в ее прекрасной квартире на улице Немировича-Данченко.

Все трудности предыдущей личной жизни и это событие не могли не сказаться на здоровье Веры Петровны – сильные головные боли стали постоянными. Однажды врачи констатировали опухоль мозга.
 
Однако Вера Марецкая не ушла из театра. Последней ролью, сыгранной ею на сцене любимого театра Моссовета, была странная миссис Сэвидж в одноименном спектакле.

Театральная Москва валила на эту постановку с ее участием (играла она эту роль в очередь с Любовью Орловой и Фаиной Раневской). Рассказывали, что на последнем спектакле плакал зал, плакала сама Вера Марецкая, рыдал за кулисами Юрий Завадский.

О силе характера этой женщины, о преданности ее любимому делу говорит тот факт, что, будучи даже тяжело больной, она читала любимые стихи русских поэтов, а сын Евгений записывал их на пленку.

Это происходило в Кунцевской больнице, в которой вскоре по воле судьбы оказался и Юрий Завадский.  По старой привычке они с Верой Петровной обменивались рисунками и приветами. Умер Юрий Александрович в 1977 году, и первой об этом сообщили Марецкой. Спустя год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла Вера Петровна…

14 марта 2017 г.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.