Ч. 3 Восстание обречённых

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/03/13/1243

Никто в гетто не строил себе никаких иллюзий в отношении будущего. Польское правительство в изгнании, находившееся в Лондоне, запретило Армии Крайовой оказывать непосредственную поддержку восставшему гетто. Считали, что потеряют много бойцов, а результат будет один – восстание подавят.

Тем не менее, руководство Армии Крайовой оказало небольшую помощь оружием. В гетто передали ещё пятьдесят пистолетов и две винтовки. Агенты Еврейской боевой организации и Еврейского военного союза покупали оружие и боеприпасы, вели перговоры с доверенными людьми из Армии Крайовой и коммунистами из Гвардии Людовой, которые помогали им добывать оружие.

Немцы не совались в гетто, ожидая подкреплений.  Там, внутри, за стеной, шла работа по созданию убежищ, бункеров, потайных ходов, соединявших подвалы зданий и канализационной сетью. Боевикам удалось добыть порох и керосин для бутылок с зажигательной смесью.

Шло активное обучение молодых людей, готовившихся вступить в бой с эсэсовцами. Женщины, старики и дети помогали строить бункеры, запасались водой и продовольствием. Разбирали элктрические лампочки и заполняли стеклянные колбы концентрированной серной кислотой, чтобы швырять их в противника.

Люди перестали чувствовать себя беззащитными жертвами, в них проснулось чувство собственного достоинства. Все понимали, что впереди последний смертный бой. Поэтому не готовили путей к спасению, не рыли ходов, ведущих за пределы гетто.

Общее руководство восстанием возглавил Мордехай Анелевич. Он был одним из организаторов Антифашистского блока.  После поражения Польши бежал в Советский Союз, где его арестовали, но потом выпустили из тюрьмы. Он вернулся в Варшаву и проник в гетто, чтобы организовать сопротивление.
В начале апреля 1943 года организация состояла из двадцати двух групп молодёжи в возрасте от 19 до 25 лет. Каждая группа насчитывала 10 – 12 человек. Штаб-квартира восставших находилась на улице Mila, 18. Гетто разделили на три сектора обороны, которыми руководили, Израиль Канал, Элизер Геллер  и Марек Эдельман.
После первого боя к бойцам гетто примкнули все, кто мог носить оружие, социальные и политические разногласия были отброшены. Численность бойцов составила около 750 человек. У каждого было 10 - 15 патронов, а также четыре или пять ручных гранат, в основном собственного производства.  У немцев захватили 10 винтовок и два автомата с патронами.
19 апреля 1943 года гетто окружили кольцом немецкие войска и польская полиция. Немцы двинулись внутрь кварталов двумя колоннами. Против плохо вооружённых повстанцев фашистское командование направило около пяти тысяч человек с автоматами, пулемётами, полевыми и зенитными орудиями, миномётами, и 15 единицами бронетехники.

Немцы рассчитывали расправиться с гетто в течение макисмум трёх дней. В числе фашистских войск находились 337 карателей из литовских и латвийских войск, 335 солдат из учебного батальона украинских националистов, 367 польских полицейских и польская варшавская пожарная бригада.

Немецкие части состояли из жандармов, эсэсовцев, СД и гестапо, двух сапёрных батальонов, танковых гренадёров и эсэсовской кавалерийской части. Немцы приготовились использовать слезоточивый газ, дымовые шашки и огнемёты. Командовал этими войсками полковник Фердинанд фон Саммерн-Франкенег.

Первое столкновение оказалось новым неприятным сюрпризом для карателей. Впереди колонн, в качестве прикрытия, немцы выставили еврейских полицейских из числа тех, которые спаслись от восставших. Восставшие пропустили предателей, а когда немецкая колонна втянулась в улицу, забросали с балконов и из окон гранатами и открыли огонь из пистолетов и винтовок.

Послышались крики: «У евреев есть оружие!». Танк и два бронетранспортёра, на одном из них стояло зенитное орудие, восставшие подожгли. Автомобили и мотоциклы, на которых немцы собирались беспрепятственно въехать в гетто, забросали самодельными  гранатами и бутылками с зажигательной смесью.

Каратели поспешно отступили, оставив убитых, оружие которых подобрали восставшие. Подарка ко дню рождения Гитлера не получилось. Из Берлина прислали нового командующего, бригаденфюрера СС Штрупа.

 Этот эсэсовец стал действовать осторожнее. Он решил захватывать гетто небольшими частями. Меняли свою тактику и повстанцы.

За событиями в гетто внимательно следили руководители фашистской Германии. Геббельс записал в своём дневнике, что операция займёт несколько дней. То, что происходило в гетто, занимало их не меньше, чем события на фронтах.

Война, можно сказать, безоружных людей с вооружёнными до зубов карателями, многократно превосходившими их в численности, привлекла внимание всего мира. Не писали о ней только в нашей стране.

У меня на столе лежит современное немецкое издание, в котором описываются события войны день за днём, и в этой книге восстанию в гетто посвящено столько же места, сколько крупным сражениям. Гитлеровцев ожидала долгая и упорная борьба. Дважды они бежали из гетто.

Штруп приказал сжигать и взрывать подряд все дома. Стратегия самообороны восставших заключалась в том, чтобы избегать боёв на улицах и площадях. Бойцы гетто не могли там сравниться с немцами, ни оружием, ни боевым опытом, ни знанием методов ведения боя. Поэтому они сражались только внутри зданий.

Каждый дом немцы расстреливали из орудий, забрасывали дымовыми шашками и сжигали огнемётами. В обнаруженные ходы пускали слезоточивый газ. Небо над Варшавой было покрыто заревом пожаров, бушевавших в гетто.

8 мая погиб Анелевич и его соратники, но оставшиеся в живых продолжали сражаться. 16 мая фашисты взорвали последнее уцелевшее здание – Большую синагогу. После этого Штруп доложил в Берлин, что в Варшаве евреев не осталось.

Оставшихся в живых обитателей гетто уничтожили в лагерях смерти. Почти месяц сражались евреи, с которым фашисты собирались расправиться за один – три дня. Восстания в Югославии и в Варшавском гетто были самыми крупными выступлениями против фашистов в оккупированной Европе  с 1939 до 1944 года.

Мои заметки лишь беглый пересказ отдельных событий тех трагических дней.

На фотографии: вид гетто 16 мая 1943 года


Рецензии
Довелось как-то видеть книгу "Варшавское гетто в фотографиях" по- английски. Многие фотографии вполне обычные - дети в школе, работающие люди - если не знать, что было дальше.Иногда думаю -мы уйдем, кто будет помнить?

Елена Каллевиг   11.09.2020 10:13     Заявить о нарушении
Елена, нас тогда ничто не будет беспокоить.

Владимир Врубель   11.09.2020 10:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.