Числа и идентичность. Глава 11

1. В прошлой главе в ходе разработки общей матричной модели экзистенциального общественного кризиса, которую можно в дальнейшем использовать для числового анализа динамики идентичности, мы обратились к переписке Бердяева и Гершензона накануне большевистской революции октября 1917 г.

2. В своей статье об отношениях Бердяева и Гершензона американский историк Брайан Горовиц (Горовиц 1992)щедро цитирует последнее неопубликованное письмо Гершензона, датированное 30 сентября 1917 г. Исследователь получил доступ к этому интереснейшему документу благодаря внучке писателя М.А. Чегодаевой. Ниже я воспроизвожу те из опубликованных в статье выдержек, которые содержат сделанный Гершензоном философский анализ российской политической ситуации, оставляя в стороне то, что касается подробностей личных взаимоотношений двух поссорившихся между собой друзей.

Я думаю,что лучшие люди России разделились на две партии: партию сердца и партию идеи,идеологии; одним больно за живого человека, за нуждающихся и обремененных, другим, тебе в том числе-не менее больно за ценности-за государственность, за целость и мощь России. Люди сердца тоже имеют свою идеологию-интернационализм и пр.и друг против друга восстали две идеологии, одна за счастье и свободу отдельного человека, другая за сохранение сверхличных ценностей. Это на той и на другой стороне-лучшие, самые духовные и искренние люди России; и к обоим лагерям примкнули корыстные, дурные: к Ленину жадные, ищущие урвать себе клочок "счастья", к Струве и тебе-ждущие вернуть раньше завоеванное "счастье", промышленники и землевладельцы. Рабочие и крестьяне грабят Россию во имя личности, Рябушинский и Львов губят во имя национальных ценностей! Повторяю: сердце, психология имеют свою идеологию и оттого ты должен был бы уважать их.Козловские мужики, грабя усадьбы, руководятся не одной мерзкой алчностью, как вы третьего дня за столом единогласно утверждали; в них говорит многовековая обида, очень принципиальная, дикая в своем выражении, но совершенно идеалистическая, я сказал бы, святая обида Спартака, за которой видна жажда выпрямиться, отстоять свое человеческое достоинство, попираемое жестоко столько веков. И "разным" рабочим нужны не шальные деньги: им нужно показать миру свою самоценность, показать, что они не только механические орудия, и они делают это по невежеству в диких формах. В итоге выходит так, что те, ради личности, губят высшие ценности,а вы ради ценности беспощадны к личности. Такова мне кажется теперь Россия. И вот я стою неопределенно, я всем сердцем с униженным, замученным народом, в котором так бурно пробивается чувство человеческой гордости, чести, достоинства личности; но разумом я знаю важность и красоту ценностей, их нужность не только самостоятельную, но между прочим как раз и для отдельной личности...Я не могу стать на одну сторону, как ты, и проклясть другую...Тот спор в целом естественен и благотворен; так должно быть: пусть личность и ценность борются и снова, как столько раз уже, найдут временный модус вивенди, на котором тогда временно успокоятся и пышно расцветут до нового столкновения. Но сейчас не время слишком обострять их борьбу; положение России так ужасно, что надо бы как-нибудь уступить друг другу и найти компромисс." (Цит. Горовиц 1992, 125-126,128)

3. Бесспорно что в этом по своему очень проницательном и глубоком анализе имеются элементы наивности: предположение что речь идет о разрыве между сердцем и разумом (излюбленная тема Гершензона), что большевики с их абстрактными построениями в этом столкновении представляют сердце, а их оппоненты, для большей части которых была как раз характерна внутренняя имманентная связь с устоями быта и традиции разум, идея того что большевизм с его принципиальным коллективизмом и образом идеального будущего, ради которого личность должна принести в жертву себя и
других, отстаивает личное начало, а его противники напротив вдохновляются сверхличными ценностями и принципами, а не эмоциональной сердечной привязанностью к традициям и образу жизни, который они впитали, так сказать с молоком матери (достаточно вспомнить хотя бы Шмелева с его романами).

2а. Однако, если мы будем учитывать связь большевизма с соотношением между принципами социальной справедливости в верхнем левом контекстном поле общих принципов А и нуждами и запросами угнетенных масс в левом нижнем контекстном поле мира D,(прежде всего в рамках экономной парадигмы идентичности ADF связанной с идеями революционного возмездия эксплуататорам и политического переворота, на что указывает присутствие в этой парадигме среднего верхнего контекстного поля субьекта власти F и распорядительной линии DF в восходящем, а не нисходящем, как в эгономике CFD векторном прочтении), то мысль Гершензона о том, что большевизм представляет собой "партию сердца" становится более понятной.

3а. Ответ Бердяева на это письмо также очень значим, характерен и интересен и его критика позиции Гершензона весьма существенна для понимания позиции самого Бердяева. Ниже я цитирую этот отрывок из письма Бердяева.

"Партию сердца" я отвергаю по разным очень глубоким основаниям и между прочим потому, что она приводит к самым большим жестокостям, к злобному фанатизму и, в конце концов, к голоду. Накормить голодных не могут никакие революции, бунты и утопии. Накормить может лишь развитие промышленности и сельского хозяйства, лишь увеличение производительности труда и социальные реформы согласные с объективными ценностями. Источник зла, горя и страданий жизни совсем не в том, что существует кучка эксплуататоров, помещиков и капиталистов, а в радикальном зле человеческой природы и природы мира, в низком уровне культуры, в недостаточном овладении силами природы.

И неравенство было великим благом, источником творчества и культуры, оно давало максимум благосостояния. Чувство злобы и ненависти к господствующим классам я считаю нравственным извращением и оно недопустимо с религиозной точки зрения.

4. Короче в ряде пунктов Гершензоновская схема зависает в воздухе, но при этом все-таки и эти пункты, как мы увидим, вовсе не случайны, а имеют свое историческое объяснение. То, в чем можно было бы согласиться с Гершензоном, это факт противостояния двух различных смысловых парадигм, результат радикального и трагического смыслового разделения.

5. Для полноценной матричной реконструкции этого разделения одного размышления Гершензона будет конечно недостаточно, понадобятся многие другие свидетельства думающих современников, только сопоставляя их мы постепенно сможем восстановить эту внутреннюю мозаику трагического поворота русской истории. В этой книге, по существу своему не столько исторической, сколько философской я ограничусь лишь немногим, тем, что позволит обнаружить возможности числового варианта матричного анализа идентичности, его скрытый потенциал.

6. Начнем с постулируемого Гершензоном конфликта личности и ценности: как можно (пока конечно чисто гипотетически) представить себе этот конфликт в терминах матричного анализа? Контекстное поле ценностей/обьектов Н расположено в середине нижней репрезентационной горизонтали CD, проекция этого поля на верхнюю горизонталь АВ матрицы (общие принципы справедливости и истины А, совершенные и прекрасные жизненные формы В, т. е. духовные, надличные ценности в отказе от которых упрекает Гершензона Бердяев)может идти в трех основных направлениях, представленных центральной инструментальной диагональю HF и двумя боковыми полувертикальными диагоналями: правой (а от наблюдателя левой) дифференциальной диагональю НВ и левой референциальной диагональю НА. Все эти три направления входят в состав гипономики АНВ и ее двух основных частей: левой (от наблюдателя правой) регуланомики HAF и правой (а от наблюдателя левой) агономики НВF.

7. В прошлой главе я писал о регуланомной (нормативной) ориентации общественного сознания в России накануне и во время революции 1905-1906 гг. и о постепенном переходе к преимущественно формативной агономной ценностной ориентации в последующие предвоенные годы. Вместе с тем я там же указывал, что сохранение элементов авторитарного сословного иерархического общества (что явствует например из отсутствия в стране всеобщего равного избирательного права, соотношение количества депутатов и количества поданных за них голосов зависело от того, к какой социальной категории принадлежали избиратели)и крайнего экономического неравенства и властного произвола способствовало сохранению очагов регуланомной критики общественного устройства в виде радикальных левых партий и толстовского движения.

8. Толстовцы, чьи книги, массовыми тиражами выпущенные издательством Посредник,расходились по всей России, выдвигали вперед индивидуальное нравственное самоусовершенствование и идеал свободных, основанных на взаимопомощи трудовых общин,они атаковали лицемерие и бездушие современной городской цивилизации, государственное насилие, экономическое и сословное неравенство. Вот характерная зарисовка (1895) повседневной реальности сословного общества из книги стихов и лирических размышлений одного из лидеров толстовского движения И.И.Горбунова Посадова (к этой книге нам еще придется вернуться в другой связи)

Мой путь лежал потом по Тверской.
   По улице около тротуара шла партия женщин-богомолок, отправлявшихся к Троице-Сергию.
   По тротуарам шли разряженные дамы, веселая молодежь, офицеры, кокотки... А эти крестьянки с подоткнутыми подолами, босые, с мешками за плечами, где были спрятаны с хлебом их сапоги, шли возле тротуара, не смея взойти на него, чтобы не запачкать чистую публику.
   Были старухи богомолки, были молодые, но все с одинаково сосредоточенным, углубленным в себя выражением обветренного лица. Каждая из этих женщин несла в себе свою большую драму жизни: тяжелую болезнь, тяжкую потерю, тяжкую нищету, разбитое семейное счастье, разбитую любовь, -- порою невыразимо тяжкое, огромное горе, изуродовавшее всю жизнь. Они несли все это туда, к "угод­нику", тщетно надеясь получить от этого мертвого мешка с костями исцеление своим ранам, своим телесным и душев­ным страданиям.
   В каждой из этих женщин шла большая трагедия человеческой жизни.
   И они, эти представительницы высшего, благороднейшего, великого крестьянского труда, они не смели вступить на тротуар, по которому шли разряженные бездельники брезгливо смотревшие на этих мужичек с грязными босым ногами.
   По Тверской проносились экипажи, обрызгивая богомолок грязью.

9. В регуланомике контекстное поле ценностей Н в середине нижней горизонтали CD
связано с контекстным полем общих принципов А через референциальную диагональ НА познания, грамотности и образования. Не случайно еще в 17 веке кардинал Ришелье выступал против того чтобы учить народ грамотности на том основании, что распространение грамотности и образования подрывает социальную иерархию: грамотный человек не будет довольствоваться уготованной ему по рождению ограниченной и подчиненной малоценной социальной ролью (конфликт между личностью и ценностью!).

10. В России начала 20 века успехи народного образования и распространение грамотности привели к возникновению массовой читательской аудитории, включавшей не только значительную часть городских рабочих, но и определенную часть крестьянства. Появились специально ориентированные на эту аудиторию газеты и журналы. Но помимо бульварной литературы среди этих читателей из народа были популярны и произведения классиков. Работницы на фабрике могли например прервать работу, чтобы слушать последний выпуск романа Толстого Воскресение. Среди нищих, приходивших к Льву Николаевичу в Ясную Поляну в последние десятилетия его жизни попадались люди, читавшие его романы. Буденный, выходец из простой крестьянской семьи живших на Дону иногородних, когда ему в старости задали вопрос о том, читал ли он Войну и Мир, ответил "еще при жизни автора".

11. Огромным успехом пользовались публичные лекции в том числе и на философские темы. Федор Степун например преподавал сотням московских рабочих философию на Пречистенских курсах. Россия была на одном из первых мест в мире по количеству публикуемых книг на душу населения. Конечно наряду с этим существовала и массовая неграмотность, в основном крестьянская страна серьезно отставала от Запада, где к началу 20 века неграмотных практически не было, по части начального образования, однако среднее и высшее образование в России той эпохи по количеству учащихся были примерно на западном уровне.

12. Многие люди из народа не получившие никакого систематического образования были всё же сравнительно хорошо начитаны. Максим Горький был уникален в силу своего писательского таланта, но его социальный и культурный тип был широко распространен. В стране жили миллионы много читавших и думавших людей, как их тогда называли "тружеников-полуинтеллигентов".

13. Большой популярностью пользовалось открытое для всех желающих заочное образование, о котором интересно рассказывает историк и кадетский политик Кизеветтер в своих воспоминаниях. Наконец не забудем и знаменитый (и также открытый для всех) университет Шанявского, где учился Есенин и куда после конфликта с министром просвещения Кассо в 1911 г. ушла значительная часть университетской профессуры.

14. Сословный строй и связанное с ним иерархическое общество с его идеей природной уготованной Богом судьбы, раз и навсегда определенной социальным происхождением и культурной традицией, можно отобразить в матрице с помощью морфономики ВDH (которая задана нисходящим формативным вектором ВD "судьбы"/традиции с одной стороны и нисходящим дифференциальным вектором  статусной лестницы ВН с другой. Морфономное общество еще имело официальную поддержку и покровительство, но в начале 20 века связанные с ними нормы поведения постоянно нарушались альтернативными горизонтально-эгалитарными нормами поведения, связанными как с рынком и рыночным равенством покупателей(дианомика CDEG), так и с образованием/грамотностью (периномика GBAE).

15. Отсюда постоянный конфликт и борьба масс за положение равных, за по-новому осознанную личную честь и достоинство о которой упоминает Гершензон в цитированном выше тексте. Такой конфликт между этими новыми эгалитарно настроенными массами и носителями морфономики с их принципом замкнутых социальных групп и барьеров ("знай свое место мужик!")в начале 20 века был широко распространенным повседневным явлением. Он особенно ярко проявлялся в армии, где представители разных социо-культурных групп и альтернативных типов поведения должны были сосуществовать друг с другом в тесном постоянном общении.

16. Вот характерный пример из повести Вишневского Война где описана такая сцена. Во время погрузки в отправляющийся на фронт эшелон на перроне поручик пляшет русскую. Вокруг него группа солдат. "Хорошо пляшет сукин сын!" вдруг раздается голос одного из них. "Кто это сказал?" спрашивает поручик. Вперед выходит один солдат. Его пришли провожать жена и маленький сын. Солдат на вытяжку стоит перед поручиком, который снимает перчатку и наотмашь бьет солдата по лицу. Сын солдата плачет и грозит поручику кулачком. Вполне возможно, что эта сцена списана "с натуры". Всеволод Вишневский (кстати говоря происходивший из семьи потомственных дворян) 14 летним гимназистом пятого класса сбежал на фронт, был удостоен двух боевых наград.

17. Буденный, окончивший военную школу до войны мечтал о том, чтобы стать независимым предпринимателем коннозаводчиком (горизонтальная дианомная ориентация). Для этого он копил деньги и давал их товарищам под проценты. Однако во время войны за храбрость он скоро получил свой первый Георгиевский крест. Но этой награды его лишили, когда у него возник конфликт с вахмистром и тот по праву начальника ударил подчиненного по лицу. Буденный не удержался и ответным ударом сбил вахмистра с ног. Несмотря на потерю награды Буденный всё же успел стать полным Георгиевским кавалером за последующие военные отличия.

18. Во время Гражданской войны регуланомное HAF сознание с его принципами равенства и социальной справедливости привело Вишневского в Красную армию, он был пулеметчиком на Волжской флотилии. А массовые расправы солдат над офицерами в 1917 г. не были бы возможны вне этой истории социокультурных конфликтов, которым неудачная война придала особую остроту.

19. Итак в общих чертах можно наметить (в матричных терминах) два основных типа смыслового разделения: с одной стороны авторитарные и инструментальные вертикали против эгалитарных горизонталей, с другой стороны правосторонние парадигмы агономики HBF, проксимономики ВНС (патриархальной домашности) и морфономики BDH против левосторонних парадигм, таких как аллономика HDA (парадигма восходящей социальной мобильности социальных "чужих", аутсайдеров), смежная с ней регуланомика HAF (особенно выделявшаяся в толстовстве парадигма критики экономического неравенства и социальной несправедливости и идеальной общечеловеческой солидарности на основе истины и справедливости)и культивировавшаяся в большевизме экзономика DAF парадигма насильственного захвата власти и социального возмездия (о ней см. относящиеся к России/ СССР главы первого тома моей книги Время смыслов).


Примечания

2. Текст цитируется по статье Брайан Горовиц, От "Вех" к русской революции: два философа- Н.А. Бердяев и М.О. Гершензон, Вестник РХД 166 (3, 1992)89-132.

8. И. И. Горбунов Посадов, Песни братства и свободы (1913/1928) доступна в сети на сайте lib.ru.


Рецензии