Сказка о том, как мужичок счастье искал

(На тему перестройки в пост-перестроечной России 1990х г.г.)


Жил- был один мужичок, да вот, под старость ему показалось, что жил он да, вроде, не было чего- то в его жизни: счастья, что- ли.... Думает: "Страна- то большая, может где- то его и встречу, это самое счастье. Ох, и заживу я тогда!".
Росточком мужичок- невысок, да и на внешность- невзрачный: обыкновенный самый. Подумал про себя: "Наверное, поэтому я и несчастлив, что ростом- маленький. Был бы я большой- оно бы меня, это самое счастье, само б тогда нашло". Собрал котомку с сухарями в дорогу- да и пошёл потихоньку, не попрощавшись с женой.
Шёл долго: и полем шёл, и лесом шёл.... Пришёл он в один город, проголодался очень: пока до города добирался- только сухариком и перекусил в дороге. Да, дорога слишком дальняя. Стал искать, куда б можно было зайти- подкрепиться с дороги. Увидел надпись на двери: "Столовая". Подошёл к двери, а она оказалась запертой. Пошёл другую столовую искать. А и вторая столовая оказалась закрытой. "Ну,- думает- пойду- ка я, лучше, в баню- попарюсь". Нашёл баню- а и она оказалась закрытой. Другую баню нашёл- да и та закрыта. И, так и прошёл почти через весь город- да, так и остался и голодным, и грязным.
Присел на скамейку, а на скамейке сидят двое детей: девочка и мальчик- оба плачут. Он им рассказал, как искал в их городе столовую и баню, чтобы поесть и искупаться- да, так и не нашёл. А они ему в ответ: "А Вы, дяденька, разве не знаете, что у нас в городе указ вышел: закрыть все предприятия и организации. Наша мама работала на фабрике. А, когда закрыли фабрику- она без работы осталась и есть в доме нечего стало. Она уже вторую неделю сидит на базаре: продаёт пальто своё старое. Если купит его кто- нибудь, то она хлеб принесёт нам. Все, кто на фабрике работали с ней- тоже сидят на базаре: продают товары. А школы сами позакрывались потому, что учителей не осталось: они ушли на жизнь себе зарабатывать. А учеников не стало в школах потому, что за обучение платить много надо". "Да,- думает мужичок- если дела обстоят так, то откуда ж здесь счастью быть: дети- то плачут. Пойду- ка я дальше". Отдал он детям свои сухари и пошёл из этого города.

Снова шёл долго: и лесом шёл, и полем шёл. То снег сыплет, то солнце печёт: страна- то большая. Вот, пришёл он в другой город. "Ну,- думает- тут- то, наверное, я своё счастье найду". Город вроде- красивый: дома- высокие, улицы- просторные...". И в столовую зашёл- наелся, и в баньке с веничком попарился. Хотел, уж, в городе этом остаться. Да, только видит: везде одни бабы да, что- то очень печальные: вот- вот расплачутся. Заговорил он с одной- стал выспрашивать. А она в ответ ему: "Так, мол, и так... Да, сколько ж можно жить так?! Каждый год в городе нашем вводят реформы всякие и стали мы вроде экспериментальных: то разрешат всё, то запретят всё, а то- и вовсе жизнь переиначут. У нас уже- полгода, как из мужиков один только управляющий и остался: пенсию да зарплату выдаёт нам, на кое- какое существование: цены- то немалые...Да, ещё есть три алкоголика, которые водкой торгуют: как ящик водки продадут- так сами с радости и напиваются. А, так, мужики наши все городские от реформ этих постриглись в монахи. А без своего мужика- какое ж это счастье?!".
"Да,- думает мужичок- туго бабам- то одним. Ну, уж если их мужики от реформ в монастыри попрятались, то и я тут, тогда, не останусь. В монастыре жить- какое ж это счастье?!". И пошёл себе дальше...

Снова шёл долго. А дороги в стране кривые, да, все в ухабах. Пока до другого города дошёл- устал. Заходит он в этот- третий- город, а там так красиво!
Весь город в цвету: и деревья цветут, и цветы на клумбах- разные. И фонтаны музыкальные в небо струёй бьют. И птицы диковинные летают- поют на лады всякие. В магазины заходит, а там- столько добра всякого, что аж глаза разбегаются! Ну, всё, чего только пожелаешь! Увидел он коробку с надписью: "Птичье молоко"- и думает: "Ну, раз уж здесь даже такое добывают- то и есть тут, наверное, моё счастье". Ходит по городу- не нарадуется. И в костюмчик даже новый приоделся- с галстучком, и одеколончиком его сбрызнули в парикмахерской. "Ну,- думает- вот, вот уже буду счастлив". И стал уже домик себе присматривать. Между делом- остановился он с одним встречным, тот нашего мужичка заморской цигаркой угощает, а сам что- то не очень разговорчив оказался: как- будто, думает о чём- то. Тут, наш мужичок спрашивает его:"Не болен ли ты? Что- то вид у тебя, как- будто, хвораешь". А тот ему отвечает: "Да, захвораешь, тут. Остались одни мы с бабкой под старость. И дочка была у нас, и сынок был... Да, вот, из другой губернии управляющий приезжает: всех непомерным налогом облагает. Деньгами да золотом не отдашь, кого- то из детей да молодых забирает. Вот, дочке нашей и пришлось уехать в другую губернию: отрабатывать. А ещё в другой губернии- война.А война, брат- сам, поди, догадываешься: наш сынок там.... Да, у нас в городе и детей- то уж не осталось: бабы рожать отказываются. Иметь ребёнка- не каждой семье по- карману. Да, пока маленький- эпидемии всякие уносят: то холера, то чума какая.... А ты, разве, не приметил, что у нас в городе пустые все садики
да игровые площадки в парках?! Ну, а если, кто выжил да подрос- за услуги образования миллионы платить надо, кроме того, что накормить, одеть, обуть.... А, если заболел- тоже миллион надо. Да, где взять- то его? А когда кто- то из детей до взрослого дорастает и сам начинает зарабатывать, то его таким налогом обкладывают, что он и жизни не рад уже...". Распрощался наш мужичок с местным встречным, да и призадумался.

И вспомнил он свой родной город. Снял пиджак с галстучком, сложил в котомку аккуратно, посидел- за воспоминаниями. Мечтать даже начал о том, как домой к себе вернётся. Сказал тихо себе: "Не хочу я больше никакого счастья. У меня, хоть, и не было счастья, да дети рядом живут, дома. И внучата тоже- рядом все. И подачки ждать не надо от управляющего: работёнка была и своей зарплаты и пенсии на всё хватало. А что в магазинах не всегда было всякое- так, обходились, ведь, без заморского пития и ещё чего- то там.... Да, и Бурёнка есть- хоть и старая, а молочко со сметанкой даёт нам...". Пока он обратной дорогой вспоминал да мечтал так- дома вскоре и оказался. Увидела жена его и говорит: "А я тебе, старый, свечку за упокой поставила: думала- на небесах ты!". А он ей отвечает: "На небесах..."- а у самого слеза в уголке глаза- от радости.


Рецензии