Студенчество. Глава 3. Воронежский политех

                На фотографии: наше с Ольгой бракосочетание   
               
                Получив согласие ректора ВПИ профессора Постникова В.С. на мой перевод из ОмПИ на 3 курс радиотехнического факультета, где деканом в ту пору был доцент Ефанин Н.Е., я отправил его по почте отцу. Отцу стоило немалых трудов, чтобы убедить декана Осмоловского оформить мой перевод. В принципе он и не возражал, хотя сказал, что ему жаль отпускать хорошего студента, но обиделся на то, что я сам не предстал перед ним. Однако, отцу удалось убедить декана, что это невозможно - ибо я уже нахожусь в Воронеже.

   В сентябре 3 курс ВПИ находился на сельхозработах в области, поэтому мне предоставилась возможность поработать в учебном отделе ВУЗа под руководством заместителя начальника отдела Новака А.А. Я помогал разобраться с делами, но главной моей задачей было начертить график прохождения учебных программ. Попутно я досдал курсовую работу по Технологии заготовительных цехов, которой в ОмПИ не было.

   И тогда же я решил вопрос с определением на военную кафедру. Мне сильно повезло из-за того, что в Омске военная подготовка начиналась с первого курса, а в Воронеже со второго семестра второго курса. И когда я представил начальнику военной кафедры ВПИ полковнику Кулику А.Н. выписку из программы прохождения военной подготовки, где у меня значилось даже шесть часов по вождению танка, он чуть было не присвистнул и тут же дал команду зачислить меня в списки учебного взвода. Хотя я потом досдавал полковнику Павлюченко Д.Д. "Организацию подразделений вероятного противника".

   К этому времени я нашёл себе жильё - помог Новак Алексей Антонович.  На пару с ещё одним студентом второго курса специальности "Автоматика и телемеханика" мы сняли комнату в доме 52/3 по улице Кольцовской. Фактически это была двухэтажная пристройка к "сталинке" на пересечении Плехановской и Кольцовской.

   Как и "путь к сердцу мужчины лежит через желудок", так и наша дружба с Лёшкой началась с совместных ужинов. Днём мы пропадали в институте, а вечером искали, где можно перекусить. Прежде всего, это был небольшой буфет в магазине "Океан", который находился на противоположной стороне перекрёстка улиц Плехановской и Кольцовской. Если не удавалось по какой-то причине поужинать там, то мы ехали на вокзал, где буфет работал допоздна.

   Наша хозяйка Мария Фёдоровна, женщина уже преклонного возраста, часто оставляла нас одних. У неё было множество подруг, к которым она уезжала с ночёвкой. Одной из этих подруг была Валентина Константиновна Довгер. Когда Мария Фёдоровна сказала мне, что едет с подругой к Вале Довгер и, наверное, не вернётся до утра, я сразу встрепенулся и спросил:
   - Неужели та самая Валя Довгер, которая была с Николаем Кузнецовым?
   - Да, она самая.
   - Мария Фёдоровна, а расскажите что-нибудь про неё, ведь это легендарная личность.
   - Да наши старушечьи дела тебе будут не интересны, а о войне она рассказывать не любит. Слишком много испытаний Валя прошла в концлагерях.

                *     *     *

   Первая лекция для меня в ВПИ была по "Нелинейным электрическим цепям", которую для всего потока (две группы РК и две группы РТ) в актовом зале читал доцент Заика. Она особо запомнилась мне потому, что была первой в ВПИ и с неё для меня начался учебный процесс в Воронеже.

   "Электронные приборы" у нас вела жена доцента Заики - Валентина. Она настолько хорошо знала свой предмет и так увлечённо его подавала, что я слушал её как завороженный и всегда садился за стол в первом ряду.

   Началось преподавание основного предмета для нашей специальности - "Основы радиоаппаратостроения". Лекции читал заведующий кафедрой "Конструирования и производства радиоаппаратуры" доцент Сивцов, который входил в авторский коллектив основного учебника с одноимённым названием. Иногда его подменял старший преподаватель Филатов, который приводил всех в изумление знанием практически наизусть основного учебника.

   Первый экзамен по этой дисциплине мне запомнился оригинальностью и в то же время исключительной простотой решения вопроса, на который я сразу не смог найти ответа. Я отвечал завкафедрой доценту Сивцову порядок расчёта катушек индуктивности. А когда я закончил, он спросил:
   - А почему катушки индуктивности длинноволнового диапазона надо секционировать?
   - Ну, наверное, так проще мотать, - ответил я.
   - Да нет же... Если намотать катушку большой индуктивности "внавал", то она просто-напросто сползёт...
   - Да уж! - воскликнул я, понимая анекдотичность своего положения.

   Сейчас я получил по дисциплине "Основы радиоаппаратостроения" оценку "хорошо", однако, в итоге в дипломе у меня красуется "отлично".

                *     *     *

   Лёшка со второго семестра перешёл в общежитие и мы с этого момента больше не встречались - всё-таки мы учились на разных факультетах и занимались в разных корпусах. Для меня этот факт явился большим благом.
Во-первых, я остался один в комнате - Мария Фёдоровна больше никого "на постой" приглашать не стала. Теперь мне никто не мешал сосредоточиться на учёбе.

   Во-вторых, перестали появляться посторонние лица. Дважды Лёшка приводил каких-то сомнительных девиц, как мне показалось - "с пониженной социальной ответственностью". И мне приходилось шататься по городу, пока Лёшка "разбирался" с ними.

   А один раз он приволок к нам в гости какого-то молодого армянина, работающего разнорабочим в Театре оперы и балета, который весь вечер бросал на Лёшку любвеобильные взгляды, в особенности на его широкий зад. Этот "хачик" всё время твердил о его заинтересованности в дружбе с Лёшкой. Но когда он ушёл, я предупредил своего товарища о том, что по моему убеждению этот "театрал" - парень с нетрадиционной ориентацией.

   Это же самое ему подтвердила и Мария Фёдоровна, которая присутствовала при этом и внимательно наблюдала за Лёшкиным гостем:
   - Лёша, Володя говорит тебе истинную правду. Уж поверь мне, я всё-таки десять лет прожила в Баку и знаю, что говорю.

   Несмотря на то, что мы с Ольгой встречались довольно часто (по вечерам ходили либо в кино, либо просто гуляли по городу), всё-таки без мужской дружбы было не обойтись. И я сдружился с однокурсником из нашей группы РК-52 Александром Дерром. Он был родом из Еманжелинска Челябинской области и мы считали друг друга почти земляками. Наша дружба была взаимно полезной.

   Саша помог мне быстро влиться в коллектив, в который я свалился "как снег на голову". В свою очередь я помог ему устроиться с жильём. Первое его жильё, в частном секторе под Митрофаньевским монастырём, не годилось ни к чёрту, так как на небольшой площади ютилось слишком много студентов. Видимо, хозяева выжимали из своей площади максимум возможного.

   Второе Сашино жильё, на улице 9 Января напротив завода "Сельмаш", оказалось непригодным для спокойной студенческой жизни. Во-первых, хозяйка часто собирала пьющую компанию, а во-вторых, пустила для проживания девушку с завода ГОО (горно-обогатительного оборудования).

   Когда я сказал об этом Марие Фёдоровне, она сразу же предложила вариант проживания у её подруги на улице Пешестрелецкой рядом с трамвайным кольцом, за которым начинался сосновый парк "Танаис". Место чудесное во всех отношениях: и по экологии, и по возможности комфортно жить и учиться.

   С Сашей мы часто сидели в читальном зале института, областной библиотеки имени И.С.Никитина, вместе выполняли курсовую работу по "Расчёту и конструированию деталей и узлов радиоаппаратуры". Зимой в воскресенье мы ходили на стадион "Динамо", где брали напрокат коньки и даже умудрялись погонять шайбу. А после этого шли в общежитие института в Берёзовой роще, где посиделки нередко затягивались допоздна.

   После сдачи зимней сессии мы с Александром собрались провести каникулы на малой родине: он в Еманжелинске, а я в Омске. До Москвы добрались в плацкартном вагоне поезда "Воронеж - Москва", а там уже пересели на фирменные поезда "Москва - Челябинск" и "Москва - Омск". Здесь наши пути разошлись, потому что фирменный поезд "Иртыш" шёл через Свердловск.

   Так как наши поезда отправлялись вечером, мы днём прогулялись по улице Горького, Красной площади, посетили Кремль и Мавзолей, облазили изнутри без экскурсовода весь Храм Василия Блаженного, а под конец осмотрели (теперь уже с экскурсоводом) Музей революции.

                *     *     *

   Ольга во время каникул вместе с матерью и братом Володей ездили в Харьков. Дело в том, что у Володьки было небольшое заикание и кто-то подсказал им, что в Харькове есть профессор, который с помощью гипноза лечит заикание. Вернулись они довольными поездкой - Володька практически перестал заикаться.

   Однако, я заметил, что в Ольге что-то изменилось - она стала задумчивой, молчаливой и подчас отвечала на вопросы невпопад. Через некоторое время она не выдержала и рассказала мне, что харьковский профессор провёл и с ней сеанс и предсказал несчастное будущее. Но подробности сообщать мне отказалась.

   К этому времени кафедра Николая Александровича стала пополняться его омскими учениками. Перевёлся в ВИСИ его первый аспирант, а теперь кандидат технических наук, В.Борисенков, а за ним - П.Никулин, который подготовил к защите кандидатскую диссертацию. Начал приезжать из Омска и аспирант Демиденко, у которого Николай Александрович был руководителем темы кандидатской диссертации.

   Однажды холодным февральским вечером я провожал Ольгу домой после посещения кинотеатра "Луч" на Кольцовской. Дойдя до остановки трамвая "Девицкий выезд", она вдруг остановилась и объявила:
   - Дальше провожать меня не надо... И вообще - мы больше встречаться не будем.
   Сказала, как отрезала. Тут подошёл трамвай - Ольга вскочила на подножку и даже не обернулась в мою сторону.

   А я стоял как оплёванный и не знал, что мне дальше делать. Но скоро я отошёл от оцепенения и быстрым шагом направился к своему дому, проклиная на ходу тот день, когда согласился на переезд в Воронеж.
   Постепенно я успокоился. Этому способствовало то, что я по утрам начал во дворе делать физзарядку, которая завершалась пробежкой до Курского вокзала и обратно. Это на круг выходило до трёх километров. С головой ушёл в учёбу, а по вечерам один ходил в ДК имени К.Маркса на какой-нибудь старый кинофильм.

   Примерно через месяц, когда я уже вычеркнул её из своей жизни, появилась Ольга. В этот день я не пошёл в институт на первую пару, стоял на общей кухне за газовой плитой и жарил картошку. В нашей пристройке была общая кухня на весь этаж - восемь газовых плит на восемь хозяев.

   И вдруг в проёме двери кухни появляется Ольга и, как ни в чём не бывало, говорит:
   - Я ездила к тебе в институт, но мне сказали, что ты не пришёл на занятия... С тобой что-то случилось?
   - Да нет, ничего со мной не случилась.
   - Может быть, поговорим?
   - Давай поговорим... Вот только картошку отнесу в комнату.
   - Может поешь?
   - Поем... Только тебе придётся подождать.

   Хозяйки не было дома и мы оказались одни. Сидели молча - я ел, а она рассматривала моё жилище.
   Когда я поел, мы вышли на улицу.
   - Что ты будешь делать, если мы окончательно расстанемся? - спросила Ольга.
   В моей груди снова заклокотала обида и я ответил:
   - Уеду в Омск!..
   - Только не это, - встрепенулась Ольга. - Тогда лучше давай возобновим нашу дружбу.
   - Давай возобновим, - ответил я, стараясь всем своим видом показать безразличие.

   Мы снова начали встречаться как и прежде - гуляли по городу, не пропускали ни одной премьеры кинофильмов. Уже стало совсем тепло, растаял снег и все в городе оделись по весеннему. В ту пору молодёжь города любила собираться в кафе "Мороженое" или "Россиянка" на проспекте Революции. И мы с Ольгой тоже не отставали от них.

   В один из мартовских вечеров, когда мы возвращались из кафе "Россиянка", Ольга вдруг предложила мне присесть на скамейку в Кольцовском сквере и сказала:
   - Ребята из моей группы подшучивают над нами - мол, что это вы как школьники встречаетесь, не пора ли вам официально расписаться. В нашей группе уже есть семейные пары.
   - В нашей группе тоже есть семейная пара. Но ведь Володя Харитонов уже армию отслужил. Я как-то об этом не думал... Может, сперва институт закончим?
   - Смотри, не упусти момент... Может статься так, что к концу учёбы тебе жениться будет не на ком.

   Тут я и призадумался. Всё-таки я любил Ольгу и терять её мне никак не хотелось.
   - Хорошо!.. А где мы будем жить?
   - Будем жить на съёмной квартире. Папа, это совершенно точно, будет против нашей свадьбы. Я ему об этом скажу сама - тебе не надо. А устроиться со съёмной квартирой поможет мама.

   И действительно, Татьяна Степановна помогла. Она работала доцентом на кафедре "Молока и молочных продуктов" технологического института, а там в учебный отдел поступила заявка от гражданки Ветохиной, проживающей по улице Островского на Чижовке. Она готова была сдать полдома для проживания студентов. Мы и воспользовались этой заявкой.

   Татьяна Степановна помогла привезти из их дома, пока Николай Александрович отсутствовал, Ольгин рабочий стол и трюмо. А плательный шкаф и раскладной диван "Ладога" мы приобрели сами на деньги, которые прислали мои родители.

   Николай Александрович, конечно, был крайне рассержен тем, что его обошли со свадьбой. Однако, когда со временем всё улеглось, он утверждал, что больше всего он обиделся на то, что я не попросил руки его дочери. А теперь на целый год дорога в его дом мне была заказана.

   Свадьба была назначена на 30 апреля 1968 года. Регистрация проходила в ЗАГСе Ленинского района, который тогда находился на улице Орджоникидзе. Свидетелем с моей стороны был однокурсник Толик Грамаков, а с Ольгиной её однокурсница Таня Безрукавая. Взрослые отсутствовали: мои родители не смогли приехать, Ольгины - Николай Александрович по понятной причине, а Татьяна Степановна боялась гнева супруга.

   В те годы ещё не было обычая вешать замки на ограду Каменного моста или выезжать на Белую гору с шампанским. Новобрачные выходили на площадь Ленина и возлагали цветы к монументу вождя, а потом дожидались вечера, когда начиналось празднование свадьбы.

   Так произошло и у нас. После возложения цветов к памятнику Ленина мы направились на квартиру к Михаилу Безрукавому. Они с Татьяной уже давно были в браке, так как Михаил отслужил срочную службу в морфлоте.
И уже вечером все приглашённые собрались в ресторане "Россия". Так как это были студенты с моей и Ольгиной стороны, то свадьба получилась "комсомольской".

   1 мая мы впервые не пошли на демонстрацию, потому что проспали. А со 2 мая началась весенняя сессия.

                Далее:http://www.proza.ru/2017/03/17/1838


Рецензии