Зощенко - моралист, философ, социолог и физиолог

 ЗОЩЕНКО - МОРАЛИСТ, ФИЛОСОФ, СОЦИОЛОГ И ФИЗИОЛОГ (Извлечения из воспоминаний Томашевского Ю.В. «Зощенко, который не смеялся»).

1. Зощенко известен, как писатель-сатирик. Но есть и другая направленность его творчества – книги-исследования в так называемом научно-художественном жанре: «Возвращённая молодость» и «Перед восходом солнца».

2. 1929 г. был годом «великого перелома» во всём. В том числе появились требования ликвидации сатиры как жанра советской литературы. Ряды сатириков поредели. Авторитет Зощенко позволил ему дольше, чем другим представителям его профессии, оставаться самим собой. Но и ему писать приходилось всё труднее и труднее.

3. Его переломная книга 1929 г. называлась «Письма к писателю». Из адресованной ему громаднейшей почты Зощенко отобрал несколько десятков наиболее характерных писем и коротко откомментировав их, напечатал. Это книга уникальная. Подобной ни у кого из писателей не было, нет и, вероятней всего, не будет. Из книги мы видим, что у большинства зощенковских корреспондентов – желания бедные, вкусы убогие, мысли скудные. Эта книга – есть своеобразный опыт СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО исследования читательской аудитории, проведенный Зощенко. Есть у этой книги и другое прочтение. Все письма адресованы лично ему самому. К нему обращались люди, рассказывали о своих горестях, от него ждали совета, просили поддержки. Они любили его, верили ему, считали его своим человеком.

4. После выхода этой книжки Зощенко получил громадную почту. Многие поддерживали его, но многие выражали недоумение: с чего это Зощенко, всеми признанный «король смеха», вдруг перестал смеяться? Читатель был раздосадован и требовал от писателя вернуться к тому, что им делалось прежде. Даже его «крёстный отец» Горький высказал своё огромное неудовольствие своему любимцу.

5. Зощенко не был осмотрительным человеком. Об этом свидетельствует не только написанная им в 1943 г. повесть «Перед восходом солнца», но и всё его поведение после Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», когда вместо того, чтобы, роняя покаянные слёзы, публично признать себя «пошляком», «хулиганом», «трусом», и поддонком литературы», он безоглядно полез под колёса государственной машины.

6. Изменение курса зощенковского «литературного корабля» было вызвано не только внешними обстоятельствами. По своему человеческому призванию Зощенко  был моралист, наставник.  Долгие годы он учился «руководству», накопил большой опыт и считал, что ему есть что сказать.

7. Следует отметить, что Зощенко, умевший писать смешно, в жизни был невесёлым человеком. Он был устремлён в замкнутый мир мучивших его с ранних лет всевозможных недугов. У него было плохо с нервами, его изматывали приступы меланхолии и жесточайшей хандры. К тому же в 1916 г. он попал под газовую атаку немцев и получил порок сердца. Его болезни усугублялись тяжёлой мнительностью.

8. Он обращался за помощью к десяткам врачей, перепробовав сотни лекарств.  Но легче не становилось. Тогда он стал лечить себя сам. Ему пришла мысль, что всё зависит от него самого: от того, как он сам будет направлять свою жизнь. Так, в 1933 г., появилась «Возвращённая молодость». Обдумывал её он 4 года. Для этого он изучал специальную литературу по медицине и физиологии.

9. Для того, чтобы остаться своим для читателей он написал первую часть книги. Но основную часть составили «Комментарии и статьи», в которых он призвал на помощь науку и взял у неё лишь то, что подтверждало выстраданные им личные соображения.  Зощенко понимал, что таким образом он «упрощает» предложенную им схему жизни, здоровья и смерти. Но он меньше всего заботился о своей славе. Он думал о той реальной пользе, которая его книга может принести «самым разнообразным слоям населения».

10. Навык обращения с научным материалом был у Зощенко невелик. Он заведомо шёл на риск потерпеть неудачу. И действительно братья-писатели посчитали повесть провальной. В ней, якобы, искусственно соединены литература с наукой.  И это с точки зрения закона жанра никуда не годится.

11. Но тут слово взял научный мир. Вот уж с какой стороны «невежественный в вопросах медицины»  писатель не ожидал поддержки. И вдруг – такая реакция: одно за другим состоялись многочисленные учёные собрания, заседания, обсуждения; выступали академики, доктора; в газетах печатались статьи и рецензии специалистов и руководителей науки. Сам академик Павлов стал приглашать Зощенко на свои знаменитые «среды».

12. Что же произошло? Новых законов Зощенко не открыл. Но всколыхнулся весь учёный мир не зря: вклад в науку Зощенко всё же внёс, и немалый. Ему удалось, сузив проблему человеческой жизни и смерти до малой частности – умения управлять своим организмом – он сумел дать широчайшее представление о возможностях человека не только поддерживать и сохранять своё здоровье, физическую и умственную энергию, но даже и продлевать свою жизнь. Он показал, что это зависит от нас самих – от нашей воли и разума.

13.  Эти мысли и их детальная разработка, осуществлённая в книге – и получили признание науки. Естественно, что всё о чём он написал было науке известно. Но в такой плотной концентрации это известного осмысления не получало. Отсюда и интерес учёных к работе Зощенко. Он поставил перед наукой  проблему. «Хвала Зощенко за это!» – написал тогдашний нарком здравоохранения Семашко.

14. Итак, претензии профессионалов от литературы, похвальные отзывы деятелей науки…. А что же рядовой читатель?  Повесть повергла в уныние даже самых преданных из его читателей. Резко упал поток привычных писем. А в тех, что приходили, сквозила обида. Полюбивший Зощенко за «Аристократку» и «Баню» читатель обвинил теперь своего кумира в измене. Зощенко пытался успокоить читателя, говорил, что это временная передышка и что в дальнейшем он перейдёт к сатире. Но этого не случилось.

15. Есть писатели, которые могут не писать. Но Зощенко, как бы его не «били», ни на день не оставлял работы. Но удовлетворения от этой работы он не получал. Тогда Зощенко открыл для себя «второй фронт» занятий: собирал, обдумывал материал для своей главной книги. «Ключи счастья» - это было рабочее название его новой книги. В 1943 г. книга вышла в печати под названием «Перед восходом солнца». Если раньше речь велась о физиологии, то теперь – о психике. Отметим, что Зощенко описывал лишь те автобиографические наблюдения, которые могли возбудить и в дальнейшем усугубить его психоневроз.

16. Он пришёл к выводу, что «драма», возбудившая его психоневроз, «разыгралась» когда «маленькому существу» не было и 2 лет. Отсюда и название – «Перед восходом солнца».  Когда солнца разума ещё не взошло. То есть, он исследовал «бессознательный период» в жизни человека. Проблема бессознательного в поведении людей давно интересовало науку. Фрейд выдвинул теорию, согласно которой осознание больным человеком забытых им фактов, явившихся причиной его теперешнего неврастенического состояния, может помочь этому больному преодолеть недуг. Сегодня наука признаёт, что учение Фрейда содержит немало неопровержимо точных положений.  Но в годы, когда жил и работал Зощенко, критика фрейдизма шла по всему фронту. 

17. Зощенко признавал правоту фрейдизма, кроме основного положения Фрейда  - о так называемом,  «первородном грехе». И тут он был непримирим. Фрейд настаивал на том, что в бессознательном состоянии человеком прежде всего руководят сексуальные мотивы. Что люди в младенческом возрасте получают «сексуальную травму».

18. Конечно же разные люди по разному воспримут те или иные положения Зощенко-философа:               
• некоторые сочтут сам факт пристального интереса автора к сновидениям (как средству проникнуть в бессознательный мир ребёнка) за мракобесие;               
• некоторых не устроит символика Зощенко сновидений или метод, при помощи которого он расшифровывал свои сны;               
• кто-то с недоверием отнесётся к рассуждениям о процессе творчества, в котором, по утверждению Зощенко, немалую роль играют бессознательные условные связи;               
• кто-то сочтёт бестактной авторскую иронию о необратимом увядании и старении человеческого организма;
• кому-то покажется натужно-искусственным понятие «профессиональный страдалец»;               
• кого-то не убедят размышления Зощенко о проблеме, с которой сталкивается любой человек – об отношении к своей смерти…..

19. Но ведь именно  этого Зощенко и добивался. Прекрасно понимая, что его знания, его учение неприложимы к любому человеку и не являются рецептом от всех неврастенических бед, он и не замахивался на обобщения, на общезначимость своих наблюдений, а хотел дать читателю пищу для размышлений. Он писал, что  «если люди скажут, что эти ключи («Ключи счастья») не подходят к их изощрённым механизмам, то я примирюсь с этим, уйдя как слесарь, который поковыряв замок, так и не открыл его в силу малой квалификации или по причине вчерашней выпивки».

20. «Перед восходом солнца» имеет глубокое научное содержание. И сегодня учёный мир  говорит, что Зощенко сумел опередить движение науки о бессознательном на десятилетия. Но эта книга и его блестящее достижение как художника. Многие из входящих в неё новелл – истинные шедевры. Прочитанные одна за другой, они создают представление не только о писателе Зощенко и трудном пути этого русского интеллигента, ставшего на переломе эпох одним из самых знаменитых наших писателей, но и о самом переломе эпох, когда одним казалось, что всё рушится и летит в тартарары, а другие, несмотря на разруху, голод и  нищету, поверили в новую жизнь и все силы, всю любовь к людям и земле, на которой родились, отдали новой России. Это последняя крупная работа Зощенко. Книга-завещание. Книга-исповедь.

21. Что же завещает нам Зощенко? Он завещает верить в науку, в человеческий разум, в то, что жизнь людей и их счастье зависят от них самих, от их настойчивости и умения управлять своей психикой.

22. Зощенко не был ни социологом, ни врачом, ни психоаналитиком. И он «забрёл в чужой огород»  для того, чтобы заниматься не столько научными, сколько духовно-нравственными проблемами, т. есть именно теми, что испокон веков числились за людьми писательской профессией. А если говорить о науке, в области, в которой Зощенко наиболее преуспел, работая над научно-художественными произведениями, то прежде всего надо отметить вклад, что внёс он в движение философской мысли. Это мы говорим сегодня. После же выхода первых глав книги на голову писателя обрушились потоки площадной брани и публикация была прекращена. Последняя часть книги вышла уже после смерти писателя, через 30 лет после выхода первых глав..

23. В 1943 г. Зощенко написал письмо Сталину, в котором объяснял, что нельзя оценивать всю работу только по первой части, в которой нет разрешения проблем. Писал о том, что его книга необходима  и полезна людям и советской науке. Ответ не заставил себя долго ждать. Он был подвергнут ещё более мощному избиению и в литературной, и в партийной печати. Зощенко понял всю бессмысленность надежды на помощь «лучшего друга советской литературы». В 1946 г. после доклада Жданова, Зощенко был изгнан из Союза советских писателей. После этого он еще прожил 12 мучительных лет. Но его смерть как писателя засвидетельствована именно тем – чёрным для нашей литературы – 1946 годом.

Фото из интернета


Рецензии
Что касается науки, то у вас тут всё «с ног на голову»: это не Зощенко поставил перед наукой вопрос – это его заинтересовал существовавший вопрос в науке и он стал ситуацию «примерять на себя». Да, он первым использовал эту тему именно в художественном произведении. И теми, из друзей литераторов, кому удалось ознакомиться с рукописью книги до начала печати, она была принята с восторгом. Это потом они «поменяли мнение». Видимо, он поторопился с опубликованием романа! В послевоенной жизни страны были совсем другие настроения, от литературы ждали других тем.
Тут сразу вспоминается судьба успешного романа Ефремова «Лезвие бритвы». Какой был успех! А ведь там тоже наука, психология...отзывы ученых. Прошло время, вырос другой читатель.
Что касается «гибели Зощенко как писателя» - он сам говорил(не точное цитирование): хорошо, что всё это произошло тогда, когда я успел сказать всё, что хотел.
А что написал Олеша после «Зависти»? Что значительного создали после того же 46-50гг. года его более удачные «собратья» Иванов, Каверин, Слонимский, Груздев, Федин?
На некоторые другие из затронутых вами вопросов можно ответить словами Зощенко из «Стенограммы его беседы с начинающими писателями-рабкорами»:
«Никому из писателей не удавалось всю литературную работу провести с помощью одного только творческого подъема. Таких писателей я не встречал. То есть, литература, конечно, знает таких писателей. Это по большей части состоятельные люди, помещики или люди, имеющие другую профессию. Они могли работать только тогда, когда хотели. Причем годами не работали, ожидая, когда их «посетит вдохновение»…количество произведений у таких писателей было почти всегда незначительно. Скажем, такой исключительный писатель, как Мериме, за всю свою семидесятилетнюю жизнь написал что-то около двух десятков рассказов да один роман. Он почти не знал неудач. Все вещи его, особенно по тому времени, были сделаны с исключительным блеском. Но если б этот Мериме работал как профессионал, как поденщик — вряд ли бы он имел такую высокую квалификацию. Пожалуй, такую квалификацию он бы имел, но наравне с блестящими вещами у него были бы и посредственные. Но нам, писателям, которым приходится писать все время, без перерыва, без большого отдыха, нам необходимо научиться писать и без вдохновения».

Елена Ромашова   02.03.2019 14:27     Заявить о нарушении
Елена, вы, безусловно, серьёзный специалист по литературоведению и, в частности, по Зощенко. Очень интересно ваше наблюдение. Но, на мой взгляд, перепутаны болты с яйцами.

1. Вы спорите не со мной, а с одним из лучших критиков начала прошлого века Ю.В.Томашевским http://proza.ru/2016/10/25/432

2. Вы пишете: «Что значительного создали после того же 46-50гг. года его более удачные «собратья» Иванов, Каверин, Слонимский, Груздев, Федин»?
На чём основано ваше мнение?
На наш взгляд Олеша достиг большего, чем перечисленные вами писатели http://proza.ru/2016/10/03/1319: Олеша – на 54 месте, Каверин – на 67, Вс.Иванов – на 73, а Слонимский, Федин и Груздев вообще не входят в лучшую 100-ню Писателей России.

3. Читали ли вы большое эссе о М.М.Зощенко К.И.Чуковского? Он настолько разный в разные периоды времени, что одна краска не для него.

Что ещё? Пожалуй, всё.
Удачи, -

Евгений Говсиевич   02.03.2019 17:03   Заявить о нарушении
Я не отношусь к себе на столько всерьёз, чтобы называться специалистом по литературоведению.
Заслуга Ю.В. Томашевского в области основополагающих знаний о жизни Зощенко непререкаема. На его трудах зиждутся все написанные в этой области книги. Но и у него не обошлось без неких просчётов! И это нормально. Боюсь только, что в данном случае вы двух Томашевских перепутали: специалист в области пушкинистики – Борис Викторович Томашевский. Они однофамильцы и даже не родственники. А спорить можно с кем угодно – абсолютная истина не существует, как известно. Мнение одного литературоведа – это лишь его мнение.
Расставлять писателей по каким-то странным местам в рядок как попзвёзд??? Даже не хочу это комментировать.
Для справки: Груздев - биограф Горького. В этой рецензии я перечисляла «собратьев» Зощенко по «Серапионову братству». Более успешными я назвала тех, кто не подвергся репрессиям, дожил до званий и упокоился престижно. Олешу взяла как пример фантастического успеха после «Зависти»…и всё! Больше ничего такого уровня он уже не написал. Ну «Три толстяка» ещё … Такая вот писательская судьба.
Конечно я читала всё от Чуковского про Зощенко и все его дневники тоже. Мнение о многих современниках у него часто весьма субъективно. Чуковский человек очень непростой. А в годы репрессий он попросил Зощенко вернуть свои письма… От этого не становятся меньше его достижения в литературе. И дети не перестают любить его стихи.(Между прочим, я даже видела его в детстве вживую на детском празднике в Переделкино на дачах). И что?

Елена Ромашова   02.03.2019 19:41   Заявить о нарушении
1. Насчёт Томашевских вы абсолютно правы. Сорри.

2. Насчёт противоречивости личности Чуковского – трудно спорить. Но было им сделано и много полезного http://proza.ru/2016/10/06/1397

3. А Разве не вы сделали попытку «рейтинговать», написав «более удачные «собратья» Иванов, Каверин, Слонимский, Груздев, Федин?»
На мой взгляд, рейтинговать можно всё что угодно. Главное понимать для чего и как? http://proza.ru/2017/03/18/1119

4. Мнение любого мемуариста субъективно. Поэтому, читая разные мемуары можно лучше понять суть Личности творца. Другое дело, что доверять больше можно тем мемуаристам, которые были «ближе к телу». А Чуковский описывал свои реальные встречи…

БЛАГОДАРЮ ЗА ПРИЯТНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.

С уважением, -

Евгений Говсиевич   02.03.2019 22:29   Заявить о нарушении
Вы наверное пропустили мою фразу? Дублирую: "Называя писателей более успешными - я перечисляла «собратьев» Зощенко по «Серапионову братству». Более успешными я просто назвала тех, кто не подвергся репрессиям, дожил до званий и упокоился престижно". Я не расставляла оценок. Я вообще не понимаю этого подхода к писателям.Если они конечно действительно писатели.

Елена Ромашова   02.03.2019 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.