Сади Нагокова глава1 роман всего 15 глав

1.
Лёгкий бриз, примчавшийся из глубины бескрайней лагуны, принёс в город свежесть моря и радостное ощущение свободы. Марево, висевшее вот уже неделю, растворилось, и все хлынули на улицы зыбких каналов, широкие площади, в многочисленные храмы, так призывно открывшие свои двери. Венеция продолжала этот вечный карнавал среди монументальных декораций, наполненных историей славного города и его замечательных строителей и украшателей.
Рафаил, забыв обо всём, окунулся в живой поток, который буквально нёс его к мосту Риалто. В этой незнакомой толпе, жаждущей увидеть всё, было совершенно не одиноко и весело. Все улыбались друг другу, негромко переговариваясь между собой, и неудержимо неслись к Большому Каналу. Наконец, улица растеклась по площади, а затем, снова сузившись, взбежала на великолепный мост. Большой Канал открылся во всем величии своей стихии!
 
- Господи! Какая красота! – услышал Рафаил возглас по-русски, стоявшего рядом с ним немолодого мужчины.
- Да! Прекрасно! – вырвалось у Рафаила, тоже покоренного увиденным.
- Вы русский? Вот здорово! Есть с кем разделить этот естественный восторг…
- Да, да! Именно разделить, – подхватил Рафаил. – Как это по-нашенски, по-российски!
- Сергей Яковлевич, - протянул руку соотечественник и добавил после паузы, - Нагоков.
- Рафаил Нерклин, - ответил пожатием руки Рафаил. – Просто Рафаил.
- Отлично, просто Рафаил, - повторил Сергей Яковлевич и улыбнулся. – Какими судьбами?
- Да, вот, вырвался на пару дней сюда, давно хотел увидеть всё это, - Рафаил показал рукой на Большой Канал, стройные ряды зданий, радостную публику, - как прекрасно всё это!
- Да, вы правы, молодой человек, - Нагоков повернулся всем телом к Рафаилу, - вам тоже нравится? Да?
- Очень. Просто восторг!
- Ну, как там, на родине? – Нагоков посмотрел внимательно в глаза Рафаилу.
- Да… я ведь больше года как в Италии. Работаю в Милане. Вот, впервые вырвался в Венецию.
- А-а-а! А я думал, что вы, Рафаил, только-только из Москвы.
- О, нет! Я и в Москве бывал очень редко. Мой родной город – Одесса!
- Одесса! Знаю, знаю. Часто бывал. Дерибасовская, Ланжерон, Приморский. Отличный город. – Нагоков снова пристально посмотрел на Рафаила. – А не посидеть ли нам вот в этой весёлой харчевне? Кофейку или пивка, а?
- Не откажусь, Сергей Яковлевич, - откликнулся Рафаил.

В это время что-то произошло в начале моста. Народ взволновался, прижался к перилам, пропуская группу полувоенных в форменных тёмных рубашках, шествовавших решительно и бесцеремонно по мосту Риалто. Они прошли строевым шагом сквозь праздную толпу, резко изменив праздничную атмосферу.
- Да…Вот…Видите, Рафаил, здесь, и эти новые хозяева жизни. Впрочем, это уже политика. Не будем сегодня, пойдёмте, - и они прошли по мосту на маленькую площадь, где весёлые зонтики приглашали посетителей под своды гостеприимной итальянской траттории.
Пили молча обжигающий кофе, наслаждаясь и думая каждый о своём. Стайка гондол плавно проскользила перед ними по глади Большого Канала. Задушевная песня гондольера еще долго звучала, всё удаляясь и удаляясь.
- Как прекрасно! – прервал молчание Рафаил. – Как естественно и мажорно! Какие краски звуков, выраженные просто и душевно.
- О, да вы, я вижу, знаток итальянского характера, - Сергей Яковлевич с интересом взглянул на Рафаила.
- Ну, пока я не могу похвастаться обширными знаниями в этой области, но стараюсь по мере сил. Это очень увлекательно! Музыка – моё ремесло.
- Вот как! – Сергей Яковлевич уже с любопытством продолжал. – А конкретней, если я не вторгаюсь в святая святых…
- Нет, нет! Что вы. Я стажируюсь в Милане у профессора Луиджи Дангони, вот уже почти второй год. Композиция, итальянский фольклор, аранжировка и многое, что сопутствует музыкальному совершенству…
- Дангони! – прервал Рафаила Сергей Яковлевич, - не может быть! Вот так случай!
- А что? Вы знаете маэстро Дангони? – заинтересовано спросил Рафаил.
- И очень хорошо, друг мой! Очень даже хорошо.
- Вот как! Не правда ли, отличный музыкант?
- И не только. А человек? А?
- Да, да! Очень радушный, а главное, необычный, - радостно подтвердил Рафаил.
- Вот и я так думаю. Но сколько усилий пришлось приложить, чтобы попасть на его курс.
- Да-а-а…Вы занимаетесь у…
- Нет, нет, Рафаил. Я полный бездарь в музыке. Правда, знаю её хорошо, как любитель и почитатель. А вот моя дочь…

- Ваша дочь? У Дангони? Простите, кто же она? Я, как мне кажется, всех знаю. Их не так много, постойте, постойте… Постараюсь угадать.
Глаза Сергея Яковлевича засияли, улыбка тронула лицо, и он полностью обратился к Рафаилу.
- Ну, если это женщина, то явно вокал.
- Браво, Рафаил, вы на верном пути.
- Если это вокал, то я знаю всех дам. Сейчас попробую назвать.
- Я весь во внимании, молодой человек, дерзайте, - засмеялся Сергей Яковлевич.
- Попробую. Правда, фамилию её я не знаю, но вот возраст, некоторое сходство с вами, пожалуй, выдают… Колоратурное сопрано, да?
- Нет, нет, без подсказки, Рафаил.
- Тогда это – Сади…
- Браво! – Сергей Яковлевич даже привстал. Подбежавший официант склонился в немом вопросе.
- Повторить, - отреагировал Сергей Яковлевич, - и два амаретто. – Официант побежал исполнять заказ.
- Вы отец Сади? – удивлённо переспросил Рафаил.
- Самый, что ни есть натуральный, Рафаил. Однако, вот как бывает в жизни! Вот так встреча. А я гостил в Милане, у Сади пару дней, и вот решил ещё раз побывать в Венеции, в этом чудесном городе. Сегодня уже уезжаю в Рим. Дела, знаете, дела.
- И у меня дела, вечером возвращаюсь в Милан, - с грустью в голосе промолвил Рафаил.
В это время официант принёс заказ.
- За встречу, Рафаил. За знакомство! – Сергей Яковлевич поднял рюмку с амаретто. Рафаил поспешил взять свою, - Ваше здоровье! Ваше здоровье!
Пёстрая толпа праздных гуляк суетилась по берегам Большого Канала. Лёгкий ветерок продолжал играть многочисленными флагами и транспарантами. Вдруг справа, со стороны небольшой площади, открывающей портал собора, снова появилась полувоенная группа в форменных одеждах, шагавшая решительно и грубо. Толпа беззвучно расступилась, давая проход, и молча наблюдая за шествующими. Кто-то замешкался, и молодой атлет грубо оттолкнул его, что-то крикнув. Толпа молчала. Упавший старик медленно поднялся и, зажав в правой руке кепку, грозно помахал вслед удаляющейся силе. Пространство заполнилось, и ничто уже не напоминало неприятный инцидент.
- Новая сила, - промолвил Сергей Яковлевич и посмотрел на Рафаила.

- Да, да. Вы правы. Как-то непривычно видеть их здесь, среди этой красоты.
- О! Они везде. Особенно в руководящих органах. Поверьте. Мне приходится сталкиваться с этим. Времена непростые, - подхватил Сергей Яковлевич.
- Скажите, Сергей Яковлевич, как вы думаете? Что-то случится, а? – Рафаил ждал ответа.
Сергей Яковлевич молча отпил глоток амаретто, не спеша поставил рюмку, затем так же медленно отпил уже остывшее кофе. Поднял глаза на Рафаила.
- Времена непростые, Рафаил. Наша страна делает всё, чтобы был мир. Но, вы, конечно, знаете, что ещё в тридцать третьем был подписан Пакт четверых, там и Италия. А усилия договорившихся весьма прозрачно направлены против нас.
- Вот как! – Рафаил заинтересовано смотрел на Сергея Яковлевича.
- Да. Именно. Италия союзница Германии, а что там творится вам не секрет. Муссолини проводит подобную политику. Наше правительство стоит на страже наших интересов. Мудрость вождя не позволит развязаться агрессии. Да и наши силы велики. Однако бдительность – это главное сейчас.
- Я согласен с вами. Но мои дела далеки от этого, - Рафаил замялся и продолжил. – Музыка – вот мой мир. Знаете, сейчас у меня такой подъём. И пишется легко. А увиденное здесь даёт дополнительные силы.
- Вот и чудесно, Рафаил! Вы молоды, всё у вас получится, я верю в это.
- Спасибо вам на добром слове, - благодарно ответил Рафаил.
- А что пишите, если это не секрет? – Сергей Яковлевич заинтересованно ждал ответа.
- Нет! Конечно, не секрет. Праздничную сюиту. Вот хочу назвать её… Да, именно так – Карнавал.
- Ну, после Венеции это действительно так, - Сергей Яковлевич улыбнулся.
- Вам тоже кажется? Да?
- Да, подозреваю, что это радостное произведение?
- Именно! – воскликнул Рафаил. Столько экспрессии вокруг. Вот только переложить на ноты.
- Успеха вам, мой друг! Удачи. Надеюсь услышать когда-нибудь ваш опус. Пригласите на премьеру?
- Приглашу, обязательно. Вот только не знаю, когда это случится.
- Ничего! Я подожду. Главное, чтобы это состоялось.
- Обещаю вам, - Рафаил радостно рассмеялся. – Даже сам не пойму, почему мне с вами так легко. И о сокровенном, вот, делюсь. День сегодня особенный.
- Спасибо. Рафаил. Надеюсь, что наше знакомство продолжится. А может быть перейдёт в дружбу. Знаете, люблю друзей.

- И я очень хочу этого, Сергей Яковлевич.
- Так и порешим! – Сергей Яковлевич жестом позвал официанта. – Пора, Рафаил. Мне надо попасть ещё на римский экспресс.
Расставались по-мужски, крепко пожимая руки.
- Я найду вас, Рафаил. С Дангони я дружен. Привет ему, хотя мы расстались только вчера. И удачи вам. Всё будет хорошо! – Нагоков резко повернулся и направился к мосту Риалто. Рафаил стоял у парапета и смотрел ему вслед. Уже на мосту Сергей Яковлевич замедлил шаг, повернулся к перилам моста и, найдя взглядом Рафаила, помахал ему рукой.
Рафаил радостно ответил. Канал, его набережная продолжали жить своей жизнью. «Карнавал продолжается», подумал Рафаил и медленно зашагал в сторону торговой площади. Пора было возвращаться в Милан.
- Рафаил! Ну, как твои впечатления? Правда, всё прекрасно! Вот город, просто сказка! – Родион Хомяков радостно и взволновано встретил Рафаила.
- Родя, не спрашивай! Чудесно, сказочно, необычно! Очень рад, что, наконец, побывал в Венеции. Вот где симфония – радостная и светлая. Я теперь знаю, как окончить свою сюиту. Карнавал, карнавал цвета, восторга, широкой власти стихии Адриатики и красоты человеческого гения. Хочется сразу за инструмент.
- Подожди, подожди, друг. Пусть осядут первые впечатления. Вторые будут более контрастны и глубоки. Только запомни всё, что чувствовал. Главное останется, вот увидишь.
- А что Дангони? Спрашивал обо мне?
- И не раз, Рафаил. Ты ведь знаешь его. Но всякий раз не дожидался ответа и хитро улыбался. Старик понимает всё. А вот отчёт потребует. Разумеется, музыкальной монетой.
- О, это я понимаю. Но на его замечания у меня уже есть ответ. И, как мне кажется, он его удовлетворит, – Рафаил умолк и прошёл в свою комнату.
- Ты будешь на семинаре, Рафаил?
- Буду, буду, Родя.
- Тогда я побежал. До встречи у Дангони

Рафаил остался один, продолжая переживать вновь и вновь те радостные минуты встречи с удивительным городом на берегу лагуны. Квартира, которую он снимал совместно со своим другом Родионом Хомяковым, стажировавшимся по классу скрипки, выходила своими окнами на маленькую площадь этого большого и шумного города с приятным именем Милан. До семинара, который обычно проводил сам Луиджи Дангони, оставалось ещё два часа, и Рафаил непроизвольно сел к инструменту. Порыв творческого настроения увлёк его, и он совершенно забыл о времени. Нотный лист стремительно покрывался знаками, легко и свободно, образующими дивное полотно музыки. Быстрые и красочные гондолы скользили по глади Большого Канала, праздная многоликая толпа шествовала в окружении старинных замков, церквей, палаццо, по широкой площади Святого Марка, узеньких улочках, так естественно отраженных в водах многочисленных рукавов каналов. В эту симфонию музыки вдруг вплёлся звонкий протяжный звук колокола соседнего храма. Рафаил вернулся в действительность, посмотрел на часы и, поняв, что уже опаздывает, поспешил на семинар.
Дангони задерживался. Группа слушателей ожидала в широком и светлом коридоре. Увидев быстро идущего к ним профессора, всё обратилось к нему.
- Бон джорно, компани синьори, - Дангони извинился и попросил войти в аудиторию, остановив только Рафаила.
- Догадываюсь, что настроение у вас, Рафаил, приподнятое? – обратился он по-итальянски к Рафаилу.
- О, да, профессор! Столько эмоций. Столько необычного, радостного.
- Вот, вот! Переложите на музыку. Это так обогатит вашу сюиту. Карнавал – это сама Венеция, друг мой. Я не прав?
- Вы очень правы. Я уже кое-что сделал.
- Покажете после. Хорошо?
- Ваше мнение для меня весьма важно, - отвечал Рафаил, входя вместе с Дангони в аудиторию. Семинар, как всегда, прошёл интересно. Слушатели ещё долго не отпускали Дангони, а он и не торопился, с наслаждением отвечая на многочисленные вопросы молодых людей, посвятивших себя этому великому служению Музыке.

Был тёплый вечер, Рафаил с Родионом, возвращаясь домой, вышли на широкую площадь перед Собором, остроконечные вершины которого вонзились в потемневшее высокое итальянское небо. Собор как бы парил над площадью в огнях, делавших его лёгким и воздушным. Друзья постояли в молчании среди многочисленной публики и углубились в левый проулок, выйдя на маленькую площадь перед театром Ла Скала. Здесь царило оживление, радостное приподнятое настроение, суета театралов. Давали Аиду – Верди.
- Ты знаешь, Родя, - прервал молчание Рафаил, - я совершенно случайно познакомился в Венеции с нашим соплеменником, Нагоковым Сергеем Яковлевичем.
- Да! А кто это?
- Не поверишь! Это отец Сади. Ты ведь её знаешь?
- Да! Да, её фамилия Нагокова, верно. Вот так случай, Рафаил!
- А я с ней не знаком. Правда, при встрече раскланиваемся, но и только.
- Так в чём дело? Я тебя познакомлю с ней. Очень приятный человек и, замечу, красивая девушка.
- Это я сразу же заметил, - Рафаил посмотрел на Родиона Хомякова.
- А! Понравилась! Вижу, вижу. Завтра же познакомлю. Её подруга, скрипачка, мне хорошо знакома.
- Да нет! Не спеши. Я сам как-нибудь…
- Сам! Я знаю как. Что, нравится тебе? Она всем нравится. Но, увы, увлечена только музыкой. Великолепное колоратурное сопрано. Дангони ею очень доволен. Талант!
- Вот и передам ей привет от её отца. И повод есть к близкому знакомству, - в раздумье произнёс Рафаил.
- Ну, желаю успеха тебе, - засмеялся Родион Хомяков.
Как-то в середине недели Рафаил, выйдя из кабинета Дангони, где показывал ему отрывки из своей сюиты «Карнавал», взволнованный одобрением маэстро, случайно наткнулся на буквально пробегавшую Сади Нагокову. Молодые люди остановились и смущённо смотрели друг на друга.

- Простите, ради Бога, Сади! – Рафаил улыбнулся.
- Здравствуйте, - смущённо отвечала Сади, - вот опаздываю на спевку, - и посмотрела вдоль коридора.
- Простите, я познакомился с вашим отцом, там, в Венеции, - продолжил Рафаил.
Сади улыбнулась, радостно посмотрев на Рафаила.
- Да! Я очень рада.
- Давайте встретимся после занятий, Сади. Я буду у себя на кафедре ждать вас. Хорошо? – это было сказано так просительно, а Сади так уже опаздывала, что она тот час выпалила:
- Хорошо, я приду, - и, повернувшись, удалилась.
Рафаил в каком-то волнении, с сильно бьющимся сердцем провожал её взглядом, сам не веря, что решился на это. Остаток дня длился медленно, тягуче, в ожидании встречи. Рафаил был рассеян, задумчив и нетерпелив.
Схожее чувство владело и Сади. Ей нравился Рафаил Нерклин. Он был значительно старше её, ассистент самого Дангони. Высокий, статный брюнет с пронзительным взглядом из-под пушистых ресниц, всегда серьёзный, подтянутый, почти недоступный.
И вот этот человек просит её о свидании. Сердечко Сади трепетало, переполненное ожиданиями..


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.