Вышневолоцкая Казанская община РОКК. Часть 3

Исходя из создавшегося положения, Вышневолоцкая Казанская община РОКК, как положено было в военное время, приступила к подготовке новых сестер милосердия в ускоренном режиме. Т.е. им было разрешено открывать краткосрочные курсы, по окончании которых женщинам присваивалась квалификация сестры милосердия военного времени. По уровню специальных знаний их можно было приравнять к палатным (постовым) медсестрам – которые выполняют врачебные назначения больным в закрепленных за ними палатах, наблюдают за состоянием пациентов, осуществляют уход за ними и организуют их питание. Отбор был очень строгим.
 
29 сентября 1914 г. в Вышневолоцкую Казанскую общину РОКК были зачислены сестрами милосердия военного времени:

Аниханова Анна Петровна, №1;
Богданова Вера Ивановна;
Будина Анна Григорьевна, №3;
Дружинина Татьяна Васильевна, №4;
Жухина Мария Михайловна;
Коншина Варвара Яковлевна;
Лебедева Мария Арсеньевна;
Плотникова Клавдия Алексеевна;
Пыхачева Мария Николаевна;
Смирнова Екатерина Петровна;
Соловьева Юлия Васильевна;
Тулина Екатерина Федоровна;
Тулина Мария Федоровна.

Из-за большой загруженности по основной работе, т.е. в больнице и лазаретах главного врача Ф.А. Теренецкого-Креймовича и других врачей Вышневолоцкой Казанской общины в основном за подготовку сестер милосердия военного времени отвечала оставшаяся в общине старшая сестра милосердия В.А. Александрова, которая была обязана организовать и контролировать обучение младшего медперсонала, а также она отвечала за административно-хозяйственные вопросы. Ей помогала штатная сестра милосердия А.А. Волкова и оставшиеся при общине после мобилизации испытуемые А.В. Морозова, П.Я. Яковлева.

Кроме теоретических занятий в Казанской общине, состоящих из лекций врачей по различным разделам медицины, сестры военного времени поочередно отбывали суточные дежурства в земской больнице. Приучались к работе постепенно: в течение нескольких дней им предоставлялась возможность наблюдать за работой врачей и медперсонала, а потом разрешалось что-то принести, подать и т.д., пока испытуемая таким образом не приблизится к исполнению своих обязанностей и не станет ближайшей помощницей доктора. Не все женщины начали изучать сестринское дело с нуля, в основном они были из запасного штата Вышневолоцкой Казанской общины (заштатные сестры), т.е. уже посещали медицинские курсы или имели опыт работы в медучреждениях. Слабая еще с довоенных времен медицинская служба Вышневолоцкого уезда была еще более ослаблена мобилизацией медперсонала в армию в 1914 году. Это стало причиной того, что сестер военного времени из-за нехватки кадров почти сразу стали привлекать для работы в земских медучреждениях.

Сразу после зачисления на службу 1 октября 1914 г. М.М. Жухина и М.Ф. Тулина прикомандированы в Вышневолоцкую земскую больницу. В.Я. Коншина и Ю.В. Соловьева – в лазарет служащих Вышневолоцкого земства. К.А. Плотникова была направлена в больницу при станции Бологое Николаевской железной дороги. 8 декабря 1914 г. А.П. Аниханова – в лазарет Общеземской организации.

Из зачисленных 19 сентября 1914 г. сестры милосердия военного времени были окончательно распределены в марте 1915 г. 8 марта В.И. Богданова – в г. Вышний Волочек, в лазарет Общеземской организации. 1 апреля Е.Ф. Тулина – в лазарет служащих Вышневолоцкого земства, М.А. Лебедева - в г. Вышний Волочек, в лазарет Министерства Путей Сообщения.

22 декабря 1914 г. на службу военного времени была зачислена вторая группа женщин-добровольцев:

Ольга Николаевна Белоусова;
Анна Рейновна Бадзе;
Зварыкина Ксения Анатольевна, №14;
Проскурякова Маргарита Федоровна;
Раухваргер Фаина Давидовна;
Текачева Анна Ниловна;
Шарапова Надежда Ивановна.

Из них при общине была оставлена А.Р. Бадзе, а 1 апреля 1915 г. О.Н. Белоусова была направлена для работы в больнице при станции Бологое Николаевской железной дороги.

А.В. Постернак подчеркивает:

«Интерес к этой профессии у обеспеченных слоев российского общества и интеллигенции просыпался лишь в тот момент, когда в военный период образ сестры окутывался дымкой патриотической романтики - тогда-то и появлялось много волонтерок. С одной стороны, они действительно оказывали значительное влияние на штатных сестер, от которых в мирное время требовалось жесткое подчинение начальству, а в военный период, наоборот, - самостоятельность и инициатива; перестроиться сразу даже психологически было крайне тяжело. С другой стороны, приток в женские организации большого числа людей в военное время не способствовал целесообразному устройству общин, а только подрывал его. Кроме того, обилие добровольцев в общинах опять же являлось следствием формальной необходимости отработать положенный срок с целью поскорее попасть на фронт.
В мирное же время иначе как через общину стать сестрой было невозможно, поэтому в женские организации часто шли женщины, заведомо не согласные с подобными условиями работы и готовые их нарушить».

Хотелось бы поподробней рассказать о жизни и судьбе женщин и девушек, ставших сестрами милосердия военного времени. По социальному положению среди них были дочери вышневолоцких дворян, купцов, мещан и чиновников. Мария и Екатерина Федоровны Тулины из известного рода в Вышнем Волочке. Фаина Давидовна Раухваргер происходила из семьи Мовши Янкелевича Раухвагера, купца, владельца ювелирного и аптекарского магазинов Вышнего Волочка. Ксения Анатольевна Зво(а)рыкина (младшая сестра известного писателя-охотоведа Н.А. Зворыкина) родилась в 1886 г. в сельце Подольцы Кузьминской волости Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район Тверской области) в дворянской семье. Училась в Екатерининском институте благородных девиц. Постоянно проживала в ус. Воздвиженское Вышневолоцкого уезда. Среди ее предков по отцовской линии был герой Отечественной войны 1812 г. генерал-майор Ф.В. Зварыкин. дед по материнской линии – генерал-лейтенант Ф.И. Русинов. Отец – Анатолий Иванович Зворыкин (1842-1918) служил в гвардейской конной артиллерии. Выйдя в отставку, занимал должность мирового судьи 3-го участка Вышневолоцкого уезда, в 1890 г. – земской начальник 1-го участка Вышневолоцкого уезда. Около 1910 г. родители Ксении Зворыкиной развелись. Анатолий Иванович на средства второй жены В.И. Лодыгиной строит в Вышнем Волочке больницу, где с начала Первой мировой войны размещался госпиталь.
 
Новый 1915 год готовил России тяжелые испытания. Историк русской армии А.А.Керсновский писал:

«А стратегия тем временем властно требовала принятия ответственных решений. На войне тот, кто не проявляет своей воли, обречен подчиниться воле врага. Генерал Данилов в своем докладе 3 января характеризовал положение как "достаточно прочное", хоть и не позволяющее рассчитывать на решительный успех. Сделав эту удивительную предпосылку, наш генерал-квартирмейстер развил свою мысль. Главной нашей целью должен явиться поход на Берлин, первым объектом – Восточная Пруссия, а наступление туда повести от Остроленки и Пултуска на Ортельсбург – Сольдау!
Русский исследователь войны не может читать этой записки без скорби и негодования. Данилов задумал точное воспроизведение зловещего самсоновского маневра. Это было все, что Ставка сумела почерпнуть из опыта кампании 1914 года… Злосчастный фетиш Восточной Пруссии всецело владел скудными умами ответственных руководителей русской армии…

…Критическое положение наблюдалось в снаряжении русской армии боевыми припасами. Уже к зиме 1914-1915 годов у нас установился настоящий снарядный голод, и к весне положение должно было еще ухудшиться. Не столь катастрофически, но все же достаточно остро обстоял вопрос с пехотным оружием. Примерно третья часть людей не имела оружия. Пополнения приходили без ружей и совершенно необученными».

Только за первые пять месяцев войны (на 1 января 1915 г.) потери русской армии, представленные в докладе Военного министерства, составляли более 496000 человек, из них безвозвратные – 235000.

За период с августа 1914 г. по февраль 1915 г. краткосрочные курсы сестер милосердия военного времени при общинах РОКК окончило 11000 женщин. Но медицинского персонала в госпиталях, лазаретах катастрофически не хватало, а фронт требовал увеличения его количества.

В уездный город Вышний Волочек новости с фронта приходили не только из газет, где писали с патриотическим умилением, что дочь товарища морского министра работает в Николаевском морском госпитале в Петрограде, а дочь председателя Совета министров отправилась на фронт сестрой милосердия. Окопная правда войны была совершенно другой и сестры милосердия, попадая на передовую, вскоре узнавали, что пули и снаряды убивают, не разбирая сословных различий и не считаясь с законами Женевской конвенции, гласившими, что весь санитарный персонал считается нейтральным.



Вышневолоцкие сестры милосердия военного времени, безусловно, добросовестно выполняли свои обязанности в городской больнице и лазаретах. Труд медицинских работников был тяжелым и требовал самоотречения и больших сил, как физических, так и нравственных. Несмотря на это, некоторые женщины, окончив курсы, с нетерпением ждали «распоряжения на театр военных действий». Причем, мобилизовать на фронт, согласно §131 устава РОКК, могли только «изъявивших на то согласие». И этот момент наступил в феврале 1915 года. По спискам Мобилизационного Отдела Канцелярии Главного Управления Красного Креста (на 1 августа 1915 г.) из Вышневолоцкой Казанской Общины 8 марта в Варшаву для дальнейшего прохождения службы военного времени направлены:

А.П. Аниханова (из лазарета Общеземской организации г. Вышний Волочек);
А.Г. Будина;
Т.В. Дружинина;
М.М. Жухина (из Вышневолоцкой земской больницы);
К.А. Зварыкина;
В.Я. Коншина (из лазарета служащих Вышневолоцкого земства);
М.Н. Пыхачева;
Ю.В. Соловьева (из лазарета служащих Вышневолоцкого земства);

Удивительно, но уже через год после начала войны главное управление РОКК составило общий список на основании ведомостей, доставленных самими общинами, и точно могло назвать только время зачисления на службу и первоначальное назначение сестры милосердия, а вот сведений о номерах расчетных книжек и дальнейшего прохождения службы почти полностью отсутствуют. Зато именно в 1915 г. очень подробно в руководящих распоряжениях оговариваются «Порядок выдачи сестрам милосердия Общества Красного Креста подъемных, жалованья и суточных денег и производство вычетов из жалованья в доход Общин». Именно в период военных действий сестры милосердия могли получать жалованье. В начале военной командировки выдавались так называемые «подъемные» деньги от 50 до 150 р. (в зависимости от удаленности общины от театра войны). Постоянное жалованье составляло 40 рублей в месяц помимо казенного содержания, т.е. в эту сумму не включались стоимость жилья и пропитания. Если сестре не предоставлялось государственное довольствие, она получала суточные деньги: два рубля в день. Также оговаривалось:
 
«§13. Сестрам милосердия, назначенным в военно-лечебное заведение, содержание от Военного Ведомства производится со дня прибытия на сборный пункт Военного ведомства или непосредственно в военно-лечебное учреждение.

§14. Сестры милосердия, приглашаемыя из общины в лазареты и другия учреждения, организуемыя на средства и пожертвования ведомств, общественных и частных учреждений и частных лиц, находящияся в ближайшем заведывании жертвователей, удовлетворяются жалованьем по ближайшему соглашению Общин с теми ведомствами, учреждениями и лицами, на средства которых содержится учреждение или лечебное заведение.

§15. Из жалования штатных сестер милосердия могут производиться, на основании соглашений Общин с сестрами, вычеты в доход той Общины, которой сестра милосердия принадлежит, но однако не свыше 15 рублей в месяц.

§16. Из жалования сестер милосердия, призванных на службу из запаса, а также сестер, прослушавших краткосрочные курсы, никаких вычетов в пользу Общины не производится.

§17. В том случае, если запасная сестра милосердия или сестра, прослушавшая краткосрочные курсы, будет оставлена на службе при общине и будет таким образом обслуживать ея лечебныя заведения или быть может будет послана на частную практику – такия сестры милосердия получают от общины полное содержание наравне со штатными сестрами, т.е. помещение, продовольствие, обмундирование и карманные деньги, положенныя в общине штатным сестрам.

§18. Во время отпусков, по домашним обстоятельствам, продолжительностью месяц и более жалование сестрам не сохраняется.

§19. В случае отпуска по болезни, сестры милосердия, пользующияся лечением в лечебных заведениях Общества Красного Креста, получают в течение четырех месяцев жалование в половинном размере.

§20. При увольнении сестер милосердия в запас жалование выдается в день возвращения в общину, но не иначе как по представлении расчетных книжек, в которых на последней странице от сестры милосердия отбирается подписка о получении ею полного расчета и неимения претензий к Обществу».

Второе подробное распоряжение касалось правил ношения формы сестер милосердия. Таким образом, устанавливалось однообразие формы и цвета одежды сестер милосердия военного времени, к которому давно уже пришли другие страны (например, у сестер милосердия Германии единый парадный цвет – синий, у австралийских и новозеландских – голубой и т.д.). До этого цвет одежды всегда подчеркивал принадлежность к своей общине: Крестовоздвиженские сестры носили коричневые платья, Никольской общины – синие, Иверской – почти черные. По эскизам художника Нестерова была сшита белая форма для Марфо-Мариинской. Также в каждой общине были свои форменные косынки и по ним можно было узнать к какой принадлежит сестра.
«Окружным и местным Управлениям, местным комитетам, Комитетам и Попечительным Советам Общин сестер милосердия и Главноуполномоченным Общества.

27 марта 1915 года №16

ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ФОРМЫ
женским санитарным персоналом

Главное Управление Российского Общества Красного Креста имеет честь препроводить местным органам Общества Красного Креста для сведения и неуклонного руководства утвержденные им "Правила ношения формы сестрами милосердия и лицами женского санитарного персонала Российского Общества Красного Креста"

Подписал: Председатель Главного Управления, гофмейстер А.Ильин
Скрепил: Начальник Канцелярии А.Чеманский.

ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ФОРМЫ СЕСТРАМИ МИЛОСЕРДИЯ И ЛИЦАМИ ЖЕНСКОГО САНИТАРНОГО ПЕРСОНАЛА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА.

1. Сестры милосердия Российского Общества Красного Креста носят форму установленную утвержденным Августейшею Покровительницею Общества ГОСУДАРЫНЕЮ ИМПЕРАТРИЦЕЮ МАРИЕЮ ФЕДОРОВНОЮ 13 мая 1903 года Нормальным уставом общин сестер милосердия Красного Креста, или уставами тех общин, которые действуют на основании своих особых уставов.

Примечание: Согласно §54 нормального Устава общин, сестры милосердия
носят одежду, состоящую из шерстяного или холстинкового платья коричневого
или серого цвета, имея на переднике отличительный знак своего звания, нашитый
нагрудный знак Красного Креста.

2. Указанную в ст. 1 форму имеют право носить лишь лица, удостоенные звания сестры милосердия Российского Общества Красного Креста, принадлежащие к одной из общин сестер милосердия сего Общества и состоящие в данное время на действительной службе Общества. Соответственно с сим запасные сестры получают право на ношение формы только при призыве на действительную службу.
 
3. Лица женского санитарного персонала, не имеющий звания сестры милосердия, но допущенные к уходу за раненными и больными и для несения хозяйственных обязанностей (за исключением прислуги) в лечебных заведениях Красного Креста и принятых Главным Управлением Общества под флаг Красного Креста, носят серые шерстяные или холстинковые платья с белым передником (но без нагрудного креста) и белую головную косынку.

4. При указании в ст. 1 и 3 формы сестры милосердия и лица женского санитарного персонала, находясь при исполнении служебных обязанностей, носят на левой руке белую нарукавную повязку с знаком Красного Креста. На улице (при сопровождении раненых) нарукавная повязка надевается на верхнее платье. В районе военных действий ношение нарукавной повязки разрешается вне обязанностей службы по ближайшим указаниям подлежащих Главноуполномоченных Российского Общества Красного Креста.

5. В ограждение от возможных недоразумений высокого звания сестры милосердия Российского общества Красного Креста и достоинства общин сестры милосердия снабжаются от своей общины удостоверениями о принадлежности их к данной общине, за подписью попечительницы и Настоятельницы и печатью общины, с указанием в удостоверении нумера нарукавной повязки. Эти удостоверения сестры милосердия должны всегда иметь при себе и предъявлять по требованию удостоверивших взаимно свою личность членов Главного Управления Российского Общества Красного Креста, членов Попечительных Советов подлежащих общин, Главноуполномоченных, Особоуполномоченных и уполномоченных Общества, а также гражданской и военной полиции.

6. Лица женского санитарного персонала, упомянутые в ст. 3 в удостоверение принадлежности их к данному лечебному заведению снабжаются свидетельствами от Попечителей или главных врачей лечебных заведений с указанием в свидетельства нумера нарукавной повязки и откуда таковая выдана, эти свидетельства должны быть по требованию предъявляемы как выше указано (ст.5).

7. Лица замеченные в ношении на передниках нагрудного знака или в пользовании нарукавным знаком с эмблемою Красного Креста без надлежащего на то разрешения, подвергают себя законной ответственности на основании §55 нормального устава общин и ст. 1417 Уложения о наказаниях.

8. Ближайший надзор за соблюдением настоящих правил возлагается на лиц, поименованных в ст. 5, а также администрации подлежащих лечебных заведений.

ВЕРНО. Делопроизводитель Попов».

На фотографиях Первой мировой войны можно видеть, что многие русские сестры милосердия повязывали косынку особым образом – чтобы оставались открытыми уши. Возможно, это связано с модой того времени на пышные прически, а может быть для удобства, чтобы лучше слышать врачей и раненых. С конца XIX в. не только для врачей, но и для всего младшего медицинского персонала в лечебных заведениях утверждено ношение белого халата – воротник-стойка, завязки. Иногда сестры милосердия надевали поверх халата форменный передник с красным крестом.
Особое внимание уделялось правилам ношения нарукавной повязки сестер милосердия. На то были полные основания. Форма сестер РОКК всегда придавала авторитет ее носителям и давала свободу передвижения в районах боевых действий. Чем неоднократно воспользовались германские шпионки для добычи разведданных, а иногда и диверсий. Часто в газетах времен Первой мировой войны встречаются сообщения о злоупотреблении формы одежды и нарукавными повязками сестер милосердия всякими «нечистоплотными личностями». Например, в нее «обряжались» известные магазинные воровки. Также встречаются протесты местных комитетов РОКК против использования певичками кафешантанов формы РОКК.

Таким образом, «любые лица, незаконно присвоившие себе право ношения повязки сестры милосердия, могли нести ответственность согласно ст. 14171 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» подвергались в первый раз денежному взысканию не свыше 200 рублей, а последующие вплоть до ареста от трех недель до трех месяцев.

Военный Совет, журналом от 11 февраля 1915 г., положил:
«Утвердить прилагаемый при сем проект описания нарукавной повязки с красным крестом, взамен описания, объявленного при приказе по военному ведомству 1869 года за №89.

(По Главному Военно-Санитарному Управлению).

Повязка состоит из полосы рубашечного холста или другого подобного материала, длинной в 11 1/2 вершка и шириной в 2 1/8 вершка, с нашитым на ней равносторонним крестом из красного кумача; крест может быть также отпечатан краской».
 


8 марта 1915 г. вышневолоцкие сестры милосердия выехали к месту назначения – в Варшаву.

9 марта сдалась австрийская крепость Перемышль на Сане, которая осаждалась русскими войсками в течение четырех месяцев. Было взято в плен 117000 человек. По всем городам России прошли широкие патриотические манифестации. Победа казалась близкой. Но так считали в России, а германское командование спешно готовилось к наступательной операции по окружению русских войск в Восточной Пруссии на варшавском направлении. Об этом еще в марте английская королева Александра информировала свою сестру, вдовствующую российскую императрицу Марию Федоровну. Немцы поставили целью нанести сокрушительный удар, в результате которого русские силы были бы ослаблены на долгое время. Вражеская разведка была хорошо информирована о начавшемся недостатке оружия и боевых припасах, об огромных потерях в тяжелых зимних боях в Карпатах, которые несли русские при своих «расточительных» атаках и о наших дивизиях, пополняемых необученными людьми. Германское командование с целью соответствующего превосходства в силах собрали на этом направлении самые надежные и боеспособные части, снабженные самыми крупными образцами артиллерии. Офицерский состав полков был пополнен лучшими командирами, получившими опыт в современных на то время условиях ведения войны на Западном фронте. Все приготовления «Польского мешка» велись в строжайшем секрете, а русское командование тем временем продолжало попытки прорваться в Венгрию для окончательного разгрома австро-венгерских войск.

Продолжение следует...


Рецензии