Новое в родословной глава 1-1 часть 5 xvii-xviii в

Чума в Астраханской губернии. Сожжение домов и вещей в селе Никольское. Апрель-март 1875.
Гравюра И. Матюшина по рисунку А. Бальдингера.
Село Никольское Енотаевскаго уезда Астраханской губернии приобрело в начале этого года известность благодаря переданной сюда из станицы Ветлянской чумной эпидемии. Никольское — большое, богатое село на Волге, с пятитысячным населением и производящее довольно значительную торговлю с другими поволжскими селами и городами.
Заразу занесли в Никольское из Ветлянки две старушки, ходившие туда навестить своих родственников. По возвращении этих старух в Никольское их тотчас же отделили от всех, окуривали, обливали водою, но от смерти не спасли.
Зараза пробралась и в другие дома, хотя, к счастью, не сильно опустошила село. По окончании карантинного срока, решено было сжечь те дома, в которых помещались больные чумою, и теперь это уже исполнено.
Для оценки домов, подлежавших сожжению, была образована особая комиссия, в которую приглашались избранные от общества понятые, из которых одни в качестве присяжных оценщиков, а другие в качестве лиц, знающих состояние домохозяев, их движимость и вообще зажиточность. Оценка домов через присяжных оценщиков производилась, впрочем, только в тех немногих случаях, когда домовладелец требовал за свою собственность совершенно невозможную цену; вообще же дело оканчивалось соглашением, и в спор вступали только некоторые.
Так как дома, в которых находились больные, были заколочены, то оценивать движимость по частям оказывалось невозможным, потому что для этого пришлось бы перерывать весь хлам внутри дома, что, конечно, было совсем нежелательно. Перед сожжением внутренность домов дезинфекцировалась посредством вливания растворов через небольшие отверстия в окнах, дверях, стенах, затем эти отверстия заделывались снова для того, чтобы обеспечить медленный обмен воздуха во время сжигания и переход дезинфекционных средств в парообразное и газообразное состояние. Для того чтобы достичь возможно большей продолжительности сгорания и задержания внутри сжигаемых домов воздуха, насыщенного дезинфекционным составом, крыши домов покрывали мокрою землею или сырою соломою.

Источник: historydoc.edu.ru




НОВОЕ  В  РОДОСЛОВНОЙ

ГЛАВА  2  ИСТОРИЯ  АСТРАХАНСКОЙ  ГУБЕРНИИ

ЧАСТЬ   5  АСТРАХАНЬ  В  XVII  -  XVIII  ВЕКАХ



Развитие рыбного промысла в Астрахани в XVII-XVIII веках

С давних пор Астраханский край считался кормильцем Московского государства. Ведь в рационе жителей России речная рыба (морской, кроме беломорской наваги, тогда вообще не ели) занимала весьма почетное место. Зимой бедняки - что городские, что сельские - питались хлебом, крупяными кашами да соленой и вяленой рыбой, основным поставщиком которой были поволжские земли.

Астраханцы селились поначалу отдельными слободами: пешие и конные стрельцы, посадские люди, рыбные ловцы, подьячие и другие представители разных сословий. Но уже в XVII веке они перемешались, став соседями.

Астрахань стала играть ведущую роль во внешней торговле с Кавказом, Закавказьем, Средней Азией, Ираном, Индией. Сюда приезжали купцы из многих стран, здесь останавливались проездом многие послы. Секретарь и советник голштинского посольства Адам Олеарий писал:

 «В городе проживают не только русские, но и персиане и индийцы, и все они имеют там свои собственные торговые площади. Также бухарцы, крымские и ногайские татары, армяне, христиане, и все эти народы ведут всякого рода товарами значительную торговлю и промышленность».

Другой участник этого посольства, немецкий поэт Пауль Флеминг, оставил такие стихи об Астрахани:

Хоть ты не велика, но торг тебя прославил.
И дальних множество племен к тебе направил.
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.
Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть.

С XVII века в городе появляются гостиные дворы персов, армян, индийцев, учреждаются торговые компании. В 1630-х годах степи Северного Прикаспия стали местом обитания калмыков, ранее кочевавших по необъятным просторам Западной Монголии.

Улочки Астрахани были узкими, без мостовых, в дождливую погоду непроходимые, однако всегда шумные, наполненные деловой суетой растущего города.

Многочисленные торговые ряды (Рыбный, Мясной, Большой, Медовый, Калашный, Шапочный, Сапожный и другие), наполненные всякого рода товарами, отечественными и заморскими, ежедневно привлекали астраханцев. По признанию голландца Стрюйса, жизнь в городе была настолько дешева, что «можно за копейку купить 12 прекрасных дынь. За такую же цену вы имеете карпа, весом в 30 фунтов, и 25 сельдей». Чтобы жить в довольстве, не нужно так много тратить, как у нас на скудную пищу и другие припасы. Дорогой была лишь водка. Наверное, именно из тех времен и берут свое начало невысокие цены отдыха на современных астраханских рыболовных базах.

При решении горожанами «государева дела» в Земской избе часто возникали споры, от которых, по свидетельству священника близлежащей церкви, «бывает много крику и неистовых матерных речей». Видимо, «громко» совершали астраханцы и торговые операции. Выражение: «Что ты орешь и безобразничаешь, ведь ты не на Вечернем базаре», - позже стало известной поговоркой в городе.

Через тридцать лет после присоединения Астрахани к Русскому государству на пути от Каспия до Казани, ранее пустынном, стали появляться городки-крепости. В 1586 году строится Самара, в 1589 году - Царицын, а в 1590 году - Саратов. Но до самого низовья Волги, до Астраханского края, очередь дошла лишь в XVII веке. В 1627 году строится небольшая крепость Черный Яр в 250 верстах севернее города, в 1665-1667 годах для защиты города и охраны рыбных промыслов с востока строится крепость Красный Яр.

Основная масса астраханцев работала на промысле: соляном и рыбном. В 60-80 годы XVII века в Астрахани известны 67 солепромышленников. Занимались соледобычей и многие приезжие крестьяне. Но самым массовым был рыбный промысел. На волжских протоках и рукавах возникали учуги - крупные промысловые хозяйства, рассчитанные на массовый лов и переработку рыбы, главным образом осетровых пород.

В XVII веке добыча рыбы на учугах достигла больших размеров. Сотни рыбопромышленников «пытали удачу» быстро разбогатеть на торговле рыбой, для чего нанимали большое число сезонных работников. Осетровые породы рыб пользовались большим спросом как в самой Астрахани, так и за ее пределами. Вывозили ее не по весу, а по счету, взимая крупные пошлины, что значительно пополняло казну. Знаменитые местные рыбу и икру доставляли к царскому столу, охотно покупали этот товар и за границей.

Врагами города были частые пожары и эпидемии чумы, уносившие тысячи жизней. Но вопреки всем бедам город возрождался. В Москве с облегчением отмечали, что «ево, государева вотчина, Астрахань, не запустела», а значит, и южные границы государства были под надежной защитой.

В начале XVIII века рыбный промысел был объявлен казенной монополией. Указ Петра I от 6 января 1704 года предписывал все рыбные ловли «взять на себя, великого государя». Вскоре после петровского указа в городе была создана рыбная контора.

К середине XVIII века в губернии насчитывалось 49 рыбных промыслов. Основная масса рыбы поступала в города на ярмарки Поволжья и центральной России, частично шла на экспорт в страны Западной Европы.

Лов рыбы велся до полного истощения вод. Рыбные богатства истощались, а казна заботилась лишь о том, чтобы продать их подороже. Произволу на промыслах края удивлялся даже губернатор В.Н.Татищев.

В помещичьих хозяйствах не хватало крепостных, поэтому для лова рыбы помещики нанимали рабочих. Дворяне, не желая лично заниматься таким хлопотным делом, как рыбопромышленность, сдавали свои воды в аренду купцам.

Рыболовные «заводы» устраивались по типу мануфактур, где широко применялся труд наемных рабочих, существовала специализация труда (солильщики, икрянщики, резальщики). Купцы-рыбопромышленники сосредотачивали в своих руках не только добычу, но и продажу произведенных продуктов.

Общий оборот торговли рыбой давал огромные деньги в городскую и общегосударственную казну. Таким образом, астраханское рыболовство было одно из важнейших отраслей российской промышленности.

http://blog.baza-putina.ru/

-----------------------------------------------------------

Тепло… Тепло… Но ещё – не горячо.

1704 год. В Астрахани создаётся рыбная контора.

К середине XVIII века в губернии насчитывалось 49 рыбных промыслов.
Дворяне, не желая лично заниматься таким хлопотным делом, как рыбопромышленность, сдавали свои воды в аренду купцам.

Купцы-рыбопромышленники сосредотачивали в своих руках не только добычу, но и продажу произведенных продуктов.

Общий оборот торговли рыбой давал огромные деньги в городскую и общегосударственную казну. Таким образом, астраханское рыболовство было одно из важнейших отраслей российской промышленности.


Поскольку известно, что мой астраханский предок, родившийся  в 18-м веке был купеческого сословия, имел свой дом, который так и назывался – домом купца Степанова, значит нужно и дальше искать сведения о купцах  17 - 18-го веков в городе Астрахани.



Рецензии