1. Ударная волна разрежения в жидкости

НА СНИМКЕ: Институт теплофизики, где я работал младшим научным сотрудником в 1965-1967 гг.


В декабре ко мне в лабораторию (я работал в лаборатории с утра и до обеда ежедневно) неожиданно зашел Самсон Семенович Кутателадзе, и я рассказал ему, чем занимался в последний месяц. Мы по-прежнему работали втроем – с Ниной Малых и Борей Усовым и многое сделали за последнее время.

У нас в лаборатории теперь была усовершенствованная установка, на которой моделировалось мгновенное вскипание воды. Вода была налита в стеклянную трубку.

За этими трубками я, кстати, специально ездил в город Гусь Хрустальный, так как мне нужно было стекло с определенными оптическими свойствами и высококачественное.

Там я, к слову, посмотрел на работу мастеров-стеклодувов и навсегда проникся уважением к их профессии.

В трубке с водой с одной стороны располагался цилиндрический поршень, хорошо притёртый к стенкам, а с другой стороны она была герметично закрыта тонкой алюминиевой пленкой. На поршень подавалось высокое давление, так что вода в трубке была сжата.

Это сжатие регистрировалось специальным малоинерционным датчиком. Потом пленку было необходимо быстро устранить, и от образовавшейся свободной поверхности начинала распространяться волна разрежения.
Задача состояла в том, чтобы:

– Во-первых, первоначальное давление не падало, т.е. была обеспечена герметичность подвижного поршня.

– Во-вторых, снимать параметры давления с датчика, установленного на поршне (больше было негде, – не в стеклянной же трубке!).

– В-третьих, обеспечить мгновенный сброс давления.

Вот над сбросом давления мы и работали последнее время, – нужно было обеспечить необходимую крутизну волны разрежения. Этого нам удалось добиться, когда мы начали использовать пиропатроны собственной конструкции, пробивающие алюминиевую пленку.

С помощью высокоскоростной кинокамеры мы начали фиксировать довольно крутой фронт волны разрежения, т.е. мы добились того, что при сбросе давления у нас от свободной поверхности распространялась не просто волна, а именно ударная волна разрежения.

Это было открытие мирового значения. До этого теоретически ударная волна разрежения в жидкости была предсказана академиком Я.Б. Зельдовичем (в статье «О возможности ударных волн разрежения», опубликованной в ЖЭТФ 1946, т. 16, вып. 4, с. 363-364), но получить ее экспериментально не удавалось никому.

Разумеется, Самсон Семенович сразу понял значение того, что мы получили, и предложил мне выступить на научном семинаре Института.

Семинар на эту тему был назначен на январь следующего года.

Так что, к Новому 1966 году я подошел с хорошим экспериментальным результатом. И вообще настроение у меня было замечательное – все получалось. На всех фронтах.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/14/521


Рецензии