Память Гл. 1 Часть 5 Наша группа

Наша   группа  АП -1-4, – не в полном составе
Я (Дудко Виктор) – в нижнем ряду, второй справа.
К сожалению - не все фотографии сохранились
в  надлежащем виде... Но что поделаешь?



ПАМЯТЬ

ГЛАВА  1  МАИ

ЧАСТЬ 5  НАША  ДРУЖНАЯ  ГРУППА


Когда впервые собралась наша группа, после окончания вступительных экзаменов, я как-то сразу сблизился с Борькой Филиным, который, как и я, приехал из провинциального города Гродно, что в Белоруссии недалеко от Бреста.

Да, и судьбы у нас были похожи: он жил с матерью и младшим братом, а я с отцом.

Борю назначали старостой, его поселили в общежитии, которое располагалось в здании 5-го корпуса. А вход в то время был не у ворот, а справа от здания, а дальше был пустырь, в конце которого расходились Ленинградское и Волокаламское шоссе.

Здание Гидропроекта еще не было, оно появилось много позже. Ребята жили в комнатах, в которых впоследствии стали проводиться занятия по группам (похоже, что к началу учебного года не было готово общежитие).

Проходная закрывалась в 12 часов ночи, и, когда Боря ехал от меня, он опаздывал к этому сроку и ему приходилось лазить через дощатый забор, чтобы попасть к себе в комнату и не проспать начало занятий.

Здесь же, в общежитии,  зимой 1952 года мы с ним встречали членов нашей группы, которых Борис вызывал, чтобы вручить выданную дополнительно за 4 месяца нам повышенную стипендию в размере 700 с чем-то рублей тем, кто получал стипендию, и 2000 с чем-то  - тем, кто сдал экзамены на тройки.

Это было незабываемое зрелище, когда человек приезжал на занятия и, вдруг, ему вручалась довольно большая по тем временам сумма. Почти со всеми мы тут же шли в кафе напротив института обмывать это дело. (И я, заодно примазывался к этому делу – конечно, мы не пили, как сейчас, и дело иногда обходилось одной шоколадкой или реже бутылкой красного вина).

Немного позже, я перебрался в общежитие, не имея ещё законного разрешения на это. Мы с Борей спали валетом. И, только на третьем курсе, когда Борис женился, и перебрался жить к - Галке Щупалеевой, своей жене, освободилась его койка, которую я  окончательно занял на законном основании.

Наша дружба с Борисом затянулась на всю жизнь. Конечно, не только с ним, так как группа, уже после окончания института раз в год собиралась обязательно или в ресторане или у кого-нибудь на квартире. Но с Борисом и Галочкой мы дружили семьями. Галочка – это тоже наша однокурсница.

 Я был на свадьбе Бориса и Галки. А через несколько лет, в 1959-ом году и они побывали на моей свадьбе с Ираидой. А в 2009 году – встречались на нашей с Ираидой золотой свадьбе.

 Знакомство студентов нашей группы осуществлялось постепенно: некоторые знали друг друга еще по школе, другие познакомились во время сдачи вступительных экзаменов, остальные подружились во время учебы и совместной подготовки к экзаменам и зачетам, а отдельные типы вроде меня, так ничего не знают о своих сокурсниках и сейчас.

У нас в группе было 8 ребят и 17 девчат. Причем, всего  иногородних было 8 человек: я, Филин, Борисов - более старший и державшийся всегда отдельно от всех, Почивалина Валя -  самая младшая в группе, Вера Левакина, Оливер Иваньков, Гера Лопушихин и, конечно, Валя Важова, которая на последних курсах исчезла из группы (а также Алиев, очень быстро покинувший нас). Несколько человек жили в Подмосковье.

Гарик Белик – ветеран войны, многое позабывший, постоянно задававший массу, иногда  по незнанию – глупых вопросов.

Вовка Свечников – бесшабашный парень, единственный, кто много пил, правда, в основном, пиво, но не пропускал мимо и покрепче.

Вовка Васильев – человек не из нашего круга, политически подкованный и грамотный.

Регина Пучкова – почти постоянный наш комсорг и ещё - несколько красивых интересных девчат.

Постепенно все разбились на пары, тройки – т.е. на подгруппы, которые так и просуществовали до конца учебы, а некоторые продолжали дружить и после окончания учебы.

Материальное положение у всех было разное. В достатке жили далеко не все, не большинство. Это было видно потому, что не все могли собираться на праздники, когда группа, сговорившись, отмечала у кого-нибудь какое-то торжество.

Собирались мы  в квартире у родителей Пучковой на Шарикоподшибниковской. По пути к её дому мы шли, пересекая несколько железнодорожных путей (кажется, мы собирались у нее не один раз, впоследствии, проезжая на машине, я вспоминал это место).

Были мы два раза в квартире у Никоновой (я так и не узнал: - была ли она родственницей Молотова), - в доме с высокими потолками (это дом против Елоховской церкви, большой длинный, мрачный.

Впоследствии, в торце этого дома, ближе к Спартаковской, в закрытой мастерской Госснаба СССР  мне  шили шикарный костюм и по ошибке вместо моего заказа мне выдали заказ Зампреда СМ Козлова. Ираида в то время работала начальником отдела Госснаба СССР и временами мы пользовались льготными талонами в ателье и продуктовыми заказами.

Были мы и в квартире у Свечникова, в двухэтажном доме на площади Маяковского. В этом же доме находился какой-то театр. Сейчас этого дома уже давно нет – это все площадь Маяковского. Во время одной из таких встреч Свечников, выпив лишнего, выходя из комнаты – покачнулся и задел книжный шкаф, разбив при этом стекла в дверках шкафа.

В нашей группе было много интересных девчат, среди которых были: Щупалеева (будущая жена Бори), Платонова Лариса, за которой я пробовал ухаживать, Шурьева Ирина, с которой я некоторое время встречался,  Вера Левакина, Инна Никонова, по-детски наивная Валя Почивалина и другие.

Образовались пары: Филин – Дудко; а затем Филин – Щупалеева (поженились на 3-м курсе); Иваньков – Пучкова Регина, (они тоже поженились) и другие: Алла Тунер, Нина Чеботарева, Галя Путанкина, Нина Скомарохова, Наташа Селецкая, Галя Речиц, Галка Брюзгина  (кто с кем – я не знаю, и во время учебы не интересовался).

Они либо организовывали временные подгруппы, либо примыкали к той или иной подгруппе. Преимущество таких групп было в том, что записанная лекция дублировалась и то, что не было в одной, могло быть в другой (или в других). Были и индивидуалисты: Васильев, Дудко, Борисов, иногда Свечников и Левакина.
 
Я дружил с Борей Филиным. И эта дружба продолжалась всю учебу, хотя на последних курсах он пропадал у своей жены Гали Щупалеевой.

Я несколько раз бывал в этой семье. Жили они на Беговой, у стадиона Юных Пионеров, в коммунальной квартире. У Галки было 4 или 5 сестер и 2 или 3 брата. У них на всех была одна  комната, перегороженная шкафами на несколько коморок, которые выделялись в первую очередь семейным членам семьи с детьми, да потом еще и Борис перешел к ним после свадьбы. Но жили они все дружно. Верховодила в семье мама Галки.

С БОРИСОМ  ФИЛИНЫМ  НАС  СВЯЗЫВАЕТ  ДРУЖБА  В  ТЕЧЕНИИ  67 ЛЕТ
КАК  ГОВОРИТСЯ - МЫ ДРУЖИМ  СЕМЬЯМИ



Рецензии