Экзамен

                Эпиграф:
               
                Как там, у Губермана -

                Почти окончив путь земной,
                Я жизнь свою обозреваю,
                И сам себя подозреваю,
                Что это было не со мной...

 По молодости, зачитывался я одной интересной книгой. Называлась - «Кэмпо - традиции воинских искусств».
  Очень, очень интересная вещь, рекомендую. И была там описана история, как один старый Мастер своих сыновей проверял, усвоили они то, чему Он их учил, али всё без толку...
  Вызывал их к себе в покои по одному, предварительно положив на занавесь перед входом небольшую подушку. Старший по форме и изгибу занавеси заподозрил, что там что-то лежит, снял подушку и зашел, средний подушку не заметил, но успел перерубить ее надвое,пока она падала, ну, а младший, как водится, этой подушкой по темечку и выхватил.
  Папашка высказался в том плане, что ты, старший, достоин звания Мастера, тебе,средний, еще пахать и пахать, а ты, меньшой,  позор на всю нашу большую и дружную семью...

  К чему клоню... Вот занимаешься ты, тренируешься, выигрываешь-проигрываешь,и вот, однажды, все эти годы тренировок и занятий  спрессовываются в несколько скоротечных секунд. Жизнь, как тот Старый Мастер, устроит тебе Экзамен на мастерство. Экзамен всегда внезапен и жесток.  Критерий прост - сдашь - будешь жить дальше, нет - ну, ты понял... Таких экзаменов у меня набралось немало... Об одном из них и расскажу.

  Я рос тихим домашним ребенком. Помню, все свободное время клеил модельки самолетиков из бумаги, да зачитывал до дыр собрание современной фантастики - 25 томов там было, кажется, все мэтры - Шекли, Стругацкие, Саймак. После этого, кстати, до сих пор современных авторов читать не могу - никакого сравнения.  Одно из самых ярких воспоминаний тех лет - это  я уже спустя годы понял, что это было - как   Сила первый раз прикоснулась ко мне...
Во дворе нашего дома стоял настоящий теннисный стол, на котором мы - я и все мои друзья  «рубились» с утра до нОчи. Одним из моих основных соперников был одноклассник, Сережа. С ним у нас были ого-го какие противостояния. Вообще, я играл лучше него, и практически постоянно выигрывал. В тот день, чтобы уговорить его сыграть, я поставил «на кон» свою коллекцию картинок машин. О-о-о-о! - два роскошных толстых альбома, оклеенных «самоклейкой» « под дерево»,заполненных вырезанными из «За рулем» и чешского «Свет мотору» картинками авто. Это было настоящее, первоклассное сокровище  — любой мальчишка отдал-бы за него душу!

 Игра шла до шести побед.  Однако, что-то в тот день пошло не так... Первая партия, и я проигрываю — счет 0:1. Ничего страшного — бывает... Вторая партия — и опять неудача — 0:2.  Третья — снова проигрыш — 0:3. Четвертая — ничего не выходит — 0:4. Пятая — полный разгром — и счёт стал 0:5. Я нахожусь в совершенно деморализованном состоянии, и  понимаю - что всё - я проиграл, и мне придется расстаться с альбомами. Уже не отыграться. Слишком поздно. Это была даже не катастрофа - это был конец света. Я собирал эти альбомы несколько лет, это был предмет жуткой зависти всех моих друзей, включая Сережу. Во всем мире не было для меня ничего страшнее, чем потерять эту мою драгоценность. И сделать уже ничего нельзя. Совсем-совсем-совсем.  А потом...

  Что-то произошло... Я так и не понял, что... Разум отключился. Тело двигалось само, автоматически нанося удары, парируя, атакуя и защищаясь, а я лишь безучастно наблюдал, не вмешиваясь. Я «раздавил» своего визави.  Не дал ему ни единой возможности. Подряд выиграл следующие шесть партий  с разгромным счетом. Альбомы остались у меня. Больше с Сергеем мы не играли - по-моему, я его "сломал" тогда. Прошло тридцать лет, но я до сих пор помню об этом эпизоде - он мне напоминает, что шанс, пусть крошечный, невидимый, пусть - один-на-миллион, но он есть всегда.

  Все шло тихо-мирно своим чередом, пока на первом курсе института я не записался в секцию бокса. Ну, «секция» - это громко сказано - в подвале института был зальчик - небольшой ринг плюс несколько мешков,  где 5-6 студентов старшекурсников под руководством тренера-кмс-ника Жени «чистили» друг другу «репы».

  Туда-то я и попал. К тому времени я уже несколько месяцев ходил в «качалку», и считал себя, как и все в этом возрасте, крутым бойцом. Каково-же было разочарование, когда парнишка, прозанимавшийся всего пол-года, очень крепко «настучал» мне, показав мою полнейшую беспомощность. Вариантов было всего два - никогда больше не появляться здесь, или остаться.  Упрямство взяло верх - я  остался. Поблажек никто не делал, и в спаррингах меня мутузили от души. Чтобы выровнять ситуацию, я приходил на пол-часа раньше всех, и уходил на час позже. Через год я их догнал. Сейчас вспоминаю - Боже, какие были идиоты - «мочилово» стояло страшное - нокдауны, выбитые зубы, даже нокауты, были обычным делом - один зуб, спереди - мне выбивали трижды - помнится, как в самый первый раз, когда это случилось, я с интересом глядел на себя в зеркало, висящее в зале - что-же там такое? - а там - половинка зуба с торчащей из него тонюсенькой ниточкой нерва. 

   Женя, наш тренер, только испуганно ойкал и орал на нас - Вы с ума посходили?! - для ударов в полную силу есть мешок, в спарринге отрабатываем перемещения и уклоны!!  Да-да - соглашались мы, конечно-конечно, только уклоны,  а потом, кто-то кого-то зацепил, кто-то кому-то "приложил",  и опять понеслась...

 Был забавный эпизод - пришли к нам в зал трое каратэистов - мы с удовольствием дрались все со всеми - мужичек лет под сорок, и два паренька - ученики - можно, мол, с вами поработать? Да, конечно, не вопрос, сейчас  - мы только закончим! И тут, мне  рассекают бровь. Пропустил удар, голова откинулась, и кожу защемило между перчаткой и шлемом. Она и лопнула. Травма  не очень опасная, но очень кровавая. Я стою - весь, абсолютно весь в крови. Лицо, грудь, ноги - все залито - как-то совсем сильно уж хлынуло. Я, малолетний жизнерадостный идиот, выбегаю в коридор, где эти трое разминаются, говорю - мужики, я только умоюсь, и с вами! - они на меня смотрят расширенными от ужаса глазами - нет, спасибо, нам уже пора, мы завтра  придем.
 
  Плакал я только один раз. У нас в зале был парень, Олег, к сожалению, он умер молодым, в 35 лет, боксер от Бога. Высокий, стройный, атлетично сложенный, с длинными руками, потрясающим таймингом и реакцией. Если-бы он занимался всерьёз, я думаю,  стал-бы чемпионом  - достаточно сказать, что он, тренируясь пару раз в неделю на «подвальном» уровне, влёгкую спарринговал с Мастерами спорта, которые захаживали к нам «по обмену опытом», так сказать. И вот, я мечтал у этого Олега выиграть. Несколько месяцев дико тренировался, не вылазил из зала, пахал, «как вол», и, наконец, почувствовав, силу, так сказать,  дождался  появления Олега в зале, и сказал, нарочито небрежно-безразлично - Не хочешь постоять в парах?
   Он побил меня, «как ребенка». Легко, не напрягаясь, даже, по-моему, поглядывая в окно на проходящих девушек.  После окончания спарринга, я вышел из зала, снимая на ходу перчатки, сел на ступеньках подвала, и, неожиданно для самого себя, разревелся... Олег подошел, обнял меня за плечи - Брат, я тебе сделал больно? - прости, я не хотел!   Олег, я не от того плачу, что мне больно - отвечал я, шмыгая носом...

Люлей, получаемых на регулярной и постоянной основе у нас в спортзале, мне показалось мало, и я, с целью получения новой порции  острых ощущений,  начал захаживать в другие секции.
Это было время повального увлечения единоборствами. В основном бокс и каратэ. Множество подвалов в многоэтажках, где пацанва «оттачивала мастерство».  У меня была здоровенная спортивная сумка, в которой лежало две пары перчаток, два шлема, и я ходил по всем этим подвалам «меряться силами». Как сейчас помню - песчаные полы, пара тусклых лампочек, и тяжелое дыхание дерущихся.Судей, естественно, никаких не было, и жаловаться было некому.  Самое интересное, такие поединки, часто против слабоподготовленных, но здоровенных и агрессивных ребят, дают гораздо больше, чем поединки с обученными спортсменами.

Уже не помню как, но попал я однажды в самую крупную городскую секцию по каратэ. Она и сейчас существует, и ведет ее тот-же тренер, что и тогда. Я появлялся туда раз-другой в неделю, подраться с местными чемпионами. Всем было интересно Мне - как опыт против бойцов, хорошо дерущихся ногами, им - как работа с чистым, классическим боксером. Я даже за них выступал несколько раз на соревнованиях по «фулл-контакту». Одно из таких выступлений чуть не закончилось трагически...
 
  Соперник мой, конечно, поступил подло - «гореть ему в аду до седьмого колена, хотя, не позволяю-ли я непозволительное мягкосердечие - до восьмого!»(с) - пусть, формально,  в рамках правил - мы выходим, в начале боя, после команды «бокс», из углов, я протягиваю ему перчатку  - коснуться его , вместо этого он внезапно бьёт меня ногой в корпус, я падаю на колено, и он, с разворота, бьет меня ногой  в голову. Тяжелый нокаут на первых секундах.

   Не помню, как  добрался домой, захожу, мама с ужасом смотрит на мое распухшее лицо, я говорю ей стандартную свою фразу - Не волнуйся, у меня все в порядке, и тут, чувствую - у меня текут сопли. Подношу руку к лицу - а это кровь. Я бегом в ванную, становлюсь над раковиной, и у меня из носа начинает литься. Не просто идти, а струей, толщиной с мизинец, ярко-алая, горячая. Я позже прочел - это признак тяжелого сотрясения. И не останавливается. Я весь в крови, раковина в крови, стены в  крови, мама в полнейшем ужасе, я ей говорю - Если через пять минут не остановится  - вызывай скорую. Слава богу, обошлось - остановилась. Последствия того удара ощущаются до сих пор - была сломана скула, задет лицевой нерв, и у меня, через время, высыпалось несколько зубов с правой стороны. Ну, и как водится, ноет, сильно ноет «на погоду».

  Прошел месяц, рана моя зажила, и я снова начал появляться на тренировках. И вот однажды, сидим мы на полу, в конце занятия, и тренер  объявляет, что в нашем городе будет проходить крупный - открытый чемпионат области -  турнир по «фулл-контакту», и мы, как принимающая сторона, можем выставить две команды. В первую войдут все ТОП-ы, а во вторую - все желающие любители, вроде меня.  Потом смотрит на меня, и говорит - Ты будешь участвовать? И тут весь, без исключения, зал  поворачивается в мою сторону - всем было интересно, что я отвечу. Я говорю - Буду.

 Понятно, что мы шли, как говорится, «на убой» - ожидались серьезные ребята с серьезным достижениями, а наша команда номер два - статисты для массовки - и  всех  нас «вынесут»  в первом-же бою.  Я должен был выступать в категории до 70 кг. Сейчас я очень слабо представляю, как я мог так мало весить - ноне мой вес под сотню.

Все шло отлично, пока, за день до турнира, у нас не заболел парень в категории до 80-ти кг. Ну - сказал тренер, вас тут двое таких у меня, но ты весишь 70, а твой товарищ  - 69, поэтому, он и будет выступать в этой категории, а ты - пойдешь в «довосьмидесяти».

 Десять килограмм - это много. Нет, не так - это слишком много. Нет, опять не так - это фатально много. Я и не подозревал, во что ввязался, пока не вышел на ринг, и не встал лицом к лицу с противником.  А он выше меня на голову, и вдвое шире в плечах. Здоровенный «кабан». Звучит гонг, и он сходу бьет меня мощнейшим ударом ноги в голову. Я чудом успел подставить руку, она тут-же занемела, и в голове только одна мысль - Ну вот и всё, конец...  Еле отбегал раунд - рука вообще не слушалась.

Начинается второй - и я, понимая, что терять уже нечего - сейчас он меня точно прибьет - от безнадеги пошел вперед. Очень удачно зацепил его левым боковым, он поплыл, и я добиваю его коленом в печень. Нокаут.

Самое смешное, что наша команда, состоящая из не пойми кого, выходит в следующий круг. Особенно запомнился эпизод, как паренек из нашей когорты «завалил», не помню уже точно, но «мастера-чемпиона-черного-пояса-и-прочая-и-прочая». Одним, первым-же ударом. Ноги в голову. Мы после боя к нему - КАК?! КАК ТЫ ЭТО СДЕЛАЛ?!! А он стоит, его трясет - ребята, я вышел, глянул на него, и понял, что он меня сейчас убьет. И решил бить первым.
 
  Второй круг. Второй бой. И вот тут меня уже по-настоящему обуял леденящий ужас. Объявляют моего соперника:  тра-та-та-мастер-спорта-призер-ля-ля-ля- чего-то-там, я на него смотрю, и цепенею - здоровенный мужик, лет тридцать,  с усами, бицепсы - как два моих - настоящий полутяж. Побелевшими губами говорю своему секунданту - если он меня сейчас начнет убивать - выбрасывай полотенце.

  Я его переиграл.  В мою пользу, конечно, сыграло то, что я стою в правосторонней стойке, и правшам со мной не удобно, а мне с ними - очень. Четко держал его на дистанции джебом, при попытке сблизится  - встречал прямым левой и  тут-же разрывал дистанцию. Нос ему разбил, синяк под глазом поставил. Он в конце уже просто в ярости на меня кидался, но я ничего не дал ему сделать. По раундам выиграл 2:1. Победу, правда, мне не отдали - там было дурацкое правило - наносить ногами не менее трех ударов за раунд. Он, чисто формально, его выполнял -  вяло побрыкивал в отдалении ногой, я я нет - мне не до того было.  С меня сняли три очка - по числу раундов, и победу отдали ему.

  После боя подходит ко мне мой знакомый, Андрей, тоже мастер спорта  - говорит - неплохо, но ждешь долго.  А у меня в голове вертится: « С хабаром вернулся- чудо, живой вернулся - удача...»  Однако, мне подфартило - остальные наши выиграли, и мы опять выходим в следующий круг! Это было уже слишком - сборище не пойми кого  - одолело две сильнейших команды.

  А наша «первая» сборная - тоже выходит в финал. И апофеоз - Вся наша местная элита - против босяков. Третий бой я опять выиграл. Моим соперником оказался парень, с которым я уже спарринговал, он, хоть и был гораздо больше меня, но откровенно меня побаивался. Я его уверенно прошел по очкам. Самое смешное, что, если-бы один из наших бойцов не снялся из-за травмы - мы бы и их сделали, а так - уступили с минимальным счетом. Второе место.
 
  После этого «пати» лежал я дня три. Ни рукой, ни ногой не шевельнуть - все болит, и полное, звенящее опустошение. Просто лежал и глядел в потолок. Одно, маме твердил свою стандартную фразу - Не переживай, у меня все нормально.

 А теперь -  к делу.
Слишком много незаметных мелочей и случайностей  сплетаются вместе в толстый брезент того, что мы зовем реальностью. По отдельности они ничего не значат, но, сливаясь воедино, склоняют чашу в ту, или иную сторону. Плеер и ботинки.

  Это случилось в начале Марта, седьмого, кажется числа.  Именно в этот день - ни до, ни после -  стояла необычайно теплая погода, что в последствии оказалось очень важным - я, собираясь на тренировку, надел не зимние ботинки, а туфли. В то время, я как раз развелся, и обретался в доме родителей, а тренироваться ходил в институт, во всё тот-же подвальчик. В Тот день,  вернее вечер, я, вволю наколотив мешок, шел обратно. И следующая частица пазла -  на обратной дороге я не захотел слушать плеер, с которым не расставался - старый добрый «кирпич» с вечно скрипящими пассиками - не то, что нынешняя «цифра».  Вот не захотел, и все  - Кто-то, или Что-то,  всеми силами пыталось меня спасти. Время  где-то около восьми вечера, фонари горят, люди ходят... Я решил срезать путь - пойти через Парк.  Иду себе, и замечаю, что увязался за мной какой-то товарищ. Идет сзади, метрах в десяти, я еще  глянул через плечо - вроде не догоняет, ну и черт с ним.

Выхожу из Парка на освещенную улицу, думаю о своем, и вдруг понимаю, что у меня за спиной - человек. Вот почему я акцентировал ранее, что не захотел слушать плеер. Это меня  спасло. Я оборачиваюсь, и Он бьёт меня в упор по голове толстенным, с руку,  дрыном.   Каковы шансы  человека, которого внезапно бьют сзади дубиной? ОБЫЧНО, они не очень велики... Думаю, где-то в районе пятого-шестого знака после запятой.

   У меня было несколько случаев в жизни и на тренировках, когда время «останавливается» . Точнее, резко убыстряется темп восприятия, и тело действует само, без помощи разума. Сила напрямую ведет его.
Однажды такое произошло в спарринге по каратэ. Противник бьет меня ногой в голову с разворота - такой удар называется уро-маваши ( точно таким меня однажды усадили на «пятую точку» и выбили зуб мудрости, ну, как выбили - от удара он, зуб, раскололся пополам и его пришлось вырвать) и вдруг, всё замирает. Я ме-едленно  поворачиваюсь в сторону удара, не спеша подставляю двойной блок предплечьями, чувствую, как они принимают на себя удар и упруго  прогибаются под ним, затем ногой обвиваю опорную ногу соперника - это так и называется - «зацеп изнутри» и резко подсекаю. Самое интересное, что я никогда этот прием не отрабатывал, ни разу в жизни,  ни до, ни после -  только читал в учебнике. Противник с грохотом падает на пол, я поднимаю глаза, встречаюсь с изумленным взглядом тренера, сидящего в паре метров на лавочке, и оп-па - также внезапно - шум, крики, звуки ударов - возвращаюсь в реальность. Пока это прочитаешь, уйдет секунд десять, а в жизни - одна-две, не больше.

Ещё раз такое было в боксерском спарринге. Я боксировал с уже знакомым вам Олегом, все идет нормально, и вдруг... Я вижу сам себя со стороны - сзади, чуть левее и выше головы. Вижу, как Олег собирается нанести правый прямой, понимаю, что мне надо уклониться, вижу как моя голова начинает ме-е-едленно уходить вправо, и  р-р-раз, я уже в своем теле, гляжу своими глазами, и чувствую перчатку Олега в сантиметре от уха.
Забыть такое невозможно. Так и тогда -

  Время замирает, становится вязким, звуки исчезают.  Я  уклоняюсь, и дрын, скользнув по плечу, бесшумно рвет мой новый кожаный пиджак.

  Свой шанс он упустил.  Второго я ему не дал.  «На автомате» бью слева - чуть не дотягиваюсь - плюс ко всему -  я его не вижу - у него за спиной фонарь - лишь темный силуэт на его фоне - пол-шага вперед - снова бью - и - попадаю. До сих пор помню, как кулак загудел. На всё-про-всё ушло пару секунд, не больше. Он падает, и я, понимая, что подняться ему дать нельзя - а вдруг, у него нож?! - начинаю ebashitь его ногами. Как со стороны, слышу свой собственный крик. Бил, пока он не перестал трепыхаться, только  голова о кирпичный заборчик , как в замедленной съемке - «тук-тук»... А время все стоит и стоит. А потом - р-р-ра-з-з-з, и реальность снова вернулась. Я стою над ним - он лежит без движения.  Отошел метров на пять, обернулся, смотрю - шевелиться начал, вернулся, и, не помня себя от адреналина -  вновь ногами, до «полного»...

   Утром на работу идти - а пальцы на ногах распухли так, что ни в одну обувь не влазят. Несколько дней дома сидел, пока сошло.
Мне потом знакомые менты объяснили - он думал - говорят - ты на ж/д вокзал шел (у родителей дом в той стороне), а чего - идет парень, прилично одет, большая сумка. С хабаром. Вот он поживиться и решил.  Ошибка в расчетах, понимаешь, вышла. Бывает...

И про ботинки... То, что тепло было, и я их не надел, спасло и его, и меня. Его - что живой,  надеюсь, остался - был-бы в ботинках - насмерть забил-бы, меня - что Грех на душу не взял... С тех пор я очень тщательно избегаю любых уличных стычек. Темная сторона моей сущности однажды взяла верх, и я не хочу, чтобы это повторилось. Только иногда, я прямо физически ощущаю, как эта тварь беснуется, там, внутри...

  Было, правда, еще несколько эпизодов, один из них, скорее,анекдотический. Хотя, это как посмотреть...
 
  Мой хороший друг, тоже Олег, долгое время доставал меня уговорами побоксировать с ним. Я вяло отнекивался - я выше его  сантиметров на десять, и тяжелее килограмм на 25-30 точно. Ненене - говорю -  Олег, я уже старый для таких вещей. А он опять свое - ну давай и давай - я, грит  -  четыре года боксом занимался!

  И однажды, он меня уговорил. Пришли мы в спортзал, переоделись, натянули перчатки и залезли в ринг. Ну, я-то думал - сейчас попрыгаем , поуклоняемся... Как-бы не так.

  Раунд начинается, и Олег, «с криком БАНЗАЙ!!!», наклонившись всем телом вперед под углом «сорок пять к вертикали» попер на меня с дикими свингами, с замахом из-за противоположной пятки, явно намереваясь меня прикончить. И тут, я обнаружил, что не знаю, что с этим делать. Точнее, знать-то я знаю - один из базовых моментов, который я отрабатываю на тренировках - «левой-на-правую» - встречный левый прямой с уклоном вовнутрь на правый боковой противника. При должном попадании - это гарантированный тяжелый нокаут. Но... Если я так приложусь к Олегу, а он пер головой вперед с опущенными к поясу руками, то я его убью. Причем, не факт, что не по-настоящему. И что тогда говорить его жене?!

  Поэтому, все, не помню уже сколько - два, или три? - раунда, я трусливо  жался по углам,  отирая спиной канаты, тщательно - неровен час он попадет, еще выбьет мне что-нибудь! - перекрываясь и, аккуратно, если он уж совсем входил в раж, отталкивая его лоб перчаткой. Наконец, я не выдержал -  он-то лупил по мне, как по мешку - со всей дури, и взмолился - все, Олег, хватит, сдаюсь, ты победил!

  По-моему, он был счастлив. И еще с месяц ходил на работе важный и надутый, как снегирь в январе,  поглядывая снисходительно-свысока на этого - меня - неумеху. А я все думал - ну вот, и еще один «круг замкнулся» - когда-то я, молодым пацаном, проиграл на этом ринге одному Олегу, и теперь, спустя много лет, на том-же самом ринге снова «выхватил» от другого...

  А еще, у меня появился ученик. Через забор от родителей жил мой друг  детства - Ярослав. К огромному сожалению, он недавно умер , и у него остался сын -  Саша. Ему сейчас пятнадцать лет, он фанатично, и с успехом -  выигрывает республиканские  турниры - занимается боксом.  А  у меня в  гараже  «спортзал» -  мешок, турник, старенький велотренажер, и как апофеоз  -покрышка от камаза в комплекте с тяжеленной - 24 кило -  кувалдой. Я в конце тренировки луплю ей по скату, и на этот «БУХ, БУ-БУХ-Х!» он и прибегает. Высовывается из-за забора и радостно-умоляюще кричит- «Дядялеша-дядялеша, можно к вам?!» Честно сказать, в конце тренировки я еле стою на ногах, но, отказать пацану я не могу. Конечно - кричу в ответ -  давай заходи! Ровно через пять минут он уже влетает в калитку, одетый в новенькую форму, и прижимая к груди перчатки и бинты. Я сажаю его на велотренажер-  он 10 минут крутит педали, потом я держу ему лапы, потом мы с ним спаррингуем -  стокилограммовый мужик и сорокапятикилограммовый пацан, а потом, я ему говорю - я не буду тебя учить тому-же, что и тренер - он сделает это лучше. Я тебе покажу другой, очень полезный навык. Становись - ставлю его напротив груши на растяжках, отрегулированной под его рост. Просто стой - говорю - опусти руки, расслабься. Вижу - не может, стоит напряженно, руки согнуты. Расслабься, говорю - просто стой! Вроде, получилось. А теперь, из этого положения, не поднимая руки, резко ударь по груше. «Хлоп!» - промазал с непривычки. Не страшно  - улыбаюсь я - попробуй еще раз!..


Рецензии