10. 10. На восточном берегу

На восточном берегу Миуса держали оборону армии Южного фронта: на левом фланге – 44-я, в центре – 28-я и 5-я ударная,
справа – 51-я.
2-я гвардейская армия находилась в резерве.

Войсками фронта командовал генерал-лейтенант (с 28 апреля генерал-полковник) Федор Иванович Толбухин.
Членом Военного совета был генерал-лейтенант Кузьма Акимович Гуров.
Обязанности начальника штаба фронта исполнял, как мы помним, генерал-майор Сергей Семенович Бирюзов.

28-я армия к моменту возвращения моего отца обороняла занимаемые рубежи силами 248-й и 34-й гвардейской стрелковых
дивизий, 52-й, 98-й, 156-й, 159-й отдельных стрелковых и 32-й гвардейской танковой бригад.
{10.26, л.81}
Впрочем, 34-ю гвардейскую она теряла.
С 25 апреля та переходила в состав 5-й ударной армии, где формировался 31-й гвардейский стрелковый корпус.
На смену ей прибывала 387-я стрелковая дивизия из 51-й армии.
{10.26, лл.75, 77}

Немалый интерес у меня вызвало донесение о численном и боевом составе боевых частей 28-й армии по состоянию
на 10 апреля.
Сейчас оно в свободном доступе на сайте «Память народа», приложено к армейскому журналу боевых действий.   
В тот момент в стрелковых и соединениях насчитывалось менее 36 тысяч, а с учетом танковых, зенитных и артиллерийских частей – 43 624  человека.
Помимо того, в двух (58-й и 59-й) штрафных ротах проходили службу 445 лиц постоянного (офицеры) и переменного
(осужденные) состава.
Вот сколько штрафников на целую армию!

К тому же действовали пять заградотрядов общей численностью 987 бойцов, по 200 и менее человек в каждом.
{См.: 10.19}

Думаете, такое мизерное их количество было только в 28-й армии?
Что ж, посмотрим, что там у ее соседей. 

В тридцатитысячной 51-й армии насчитывалось два заградотряда, 72-й и 73-й, в них в общей сложности служило
чуть более двухсот пятидесяти человек.

В 5-й ударной армии в двух таких частях – №1 и №2 – состояло менее двухсот двадцати «штыков».

Столько же отрядов силой в триста семьдесят человек было на более чем пятидесятитрехтысячную 2-ю гвардейскую армию.

Три заградотряда – 95-й, 96-й и 97-й, –  объединявшие 476 воинов, прикрывали тылы тридцатипятитысячной 44-й армии.
{10.26, л.1–3}

Красноречиво повествует об их рутинной работе журнал боевых действий 206-го отдельного заградотряда.
На этот документ я натолкнулся, пользуясь все тем же интернет-порталом «Память народа».

Сформирована была часть в конце марта на базе 197-го армейского запасного стрелкового полка.
Все командиры и красноармейцы ранее участвовали в боях,  98,5 процента личного состава прошли через госпитали,
партийно-комсомольская прослойка  насчитывала 28,5 процента.
{См.: 10.27, л.1}
 
Какие задачи решал отряд?
С 10 апреля по 12 мая задержаны 3 дезертира, 61 военнослужащий, отставший от частей, либо с неправильно оформленными
документами, а также 163 гражданских лица, оказавшихся непосредственно в тылу действующей армии.

Все они направлены в отдел контрразведки 248-й стрелковой дивизии.
Согласно распоряжению Военного Совета армии эвакуировано подальше от линии фронта население  хуторов
Ново-Спасовка и Николаевский.
{См.: 10.27, л.2,3}

Я дочитал этот документ до конца, то есть до 15 ноября 1944 года.
Сплошная рутина.

Шел отряд, как решал штаб армии, то за одной, то за другой дивизией, патрулировал тылы.

Поймали дезертира или отставшего военнослужавшего – передали его части для решения судьбы военным трибуналом
или командирами.

Задержали подозрительных граждан – отправили в соответствующие отделы милиции или контрразведки.
Получили указание освободить населенные пункты, попавшие в зону боевых действий, – отселили местных жителей.

Вот и все.
Как-то не вяжется то, что прочел я в этом документе, с безапелляционным утверждением одного известного политика,
которое не устает он повторять в телепередачах:
«Коммунисты служили в  загрядотрядах, которые гнали перед собой пехоту на вражеские пулеметы».

А вот что рассказывал боец курсантского  полка Фадеев о легкораненых, добиравшихся, как он,
самостоятельно в медсанбат:
«Заградотряд их останавливал и интересовался: а нет ли среди них таких, которые преждевременно подались в тыл?
Но таких не было.
И каждый раненый получал подробную инструкцию, как и куда следовать дальше».
{14.113, с. 25}

Ни одного расстрелянного, о чем так живописно рассказывают современные мастера искусств, не числится
за 206-м заградотрядом…

Может, если бы раньше открыли для наших глаз такие документы, не увидели свет и мифы о войне,
выигранной штрафниками при помощи заградотрядов?

98-я отдельная стрелковая бригада с приданными ей 85-м гвардейским и 1250-м истребительно-противотанковым
артиллерийскими полками за неделю до прибытия моего отца выдвинулась на правый фланг 28-й армии, сменив стоявшие
здесь до нее части.

Полоса ее обороны теперь начиналась от села Куйбышево, исключая его (в нем находилась 315-я стрелковая дивизия),
и тянулась влево, через отметку 70.8 на карте, Новоивановку и хутор Кукушкино.

Соседом справа была 315-я стрелковая дивизия 5-й ударной армии.
Стык прикрывали ее 207-я штрафная рота и 2-я стрелковая рота одного из полков, от 98-й бригады – 3-й отдельный
стрелковый батальон.

Соседом слева оказался 899-й стрелковый полк 248-й стрелковой дивизии, а за ним располагался бывший отцовский 905-й.
Заблудись отец по дороге в часть – мог запросто попасть в ту, которая стала для него родной в ходе скитаний
по калмыцким степям.

По удивительному совпадению, какие бывают лишь в жизни, но только не в кино, за стык тут отвечал 1-й отдельный
батальон бригады – как раз тот, где отец воглавил теперь минометную роту.
С этой целью 3-я стрелковая рота занимала западную окраину высоты 119.3 и высоту с курганом +3.0 в двух километрах
западнее села Русского.
{См.: 10.А.3, План обеспечения стыков от 20.04.1943}

Непосредственно перед фронтом 28-й армии действовали вражеские 336-я, 384-я пехотные и 108-я артиллерийская дивизии,
6-й артполк РГК, 54-й минометный полк.
{10.26, л.81}
Как раз тогда, в середине апреля, разведотделу фронта стало известно, что здесь присутствует еще и 294-я
пехотная дивизия во главе с генерал-лейтенантом Йоханнесом Блоком.
Она обороняла полосу Дмитриевка, Скелянский, 336-я находилась правее.

Штабы и склады обоих соединений размещались, как показал перебежчик, на станции Успенская {10.26, л.79},
в селе Авило-Успенка.
(В постсоветское время этот населенный пункт разрезала государственная граница между Россией и Украиной).

Во второй линии у немцев были 23-я танковая дивизия, 503-й танковый батальон, 35-й зенитный артдивизион.
{10.26, л.81}


Рецензии