40-2. Школа даосов о знании людей

40-2.

ШКОЛА ДАОСОВ О ЗНАНИИ ЛЮДЕЙ И О ТОМ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ

Мудрецы мне говорили, что, познавая природы, человек должен познавать и сущность людей, а это намного сложнее делать, потому что все люди настолько разные и отличаются друг от друга, что по одному виду очень трудно определить их сущность. Своими советами Чжуанцзы на примере Конфуция помог мне научиться, как разбираться в людях:

ИСПЫТАНИЕ

Конфуций ученикам, ученье излагая,
Секрет открыл свой, как обнаружить негодяя:
- «Познать сердца людей в мире не легко бывает,
Так как все чувства человек глубоко скрывает.
За свою жизнь я повидал множество народу,
Но человека познать труднее, чем природу.
В природе сроки есть: вёсны, осени, лета, зимы,
Перемены ж человека сердца необозримы.
Лицо не даст проникнуть, чувства не покажет,
Что в сердце у него есть – нам оно не скажет.
Никчемный вид - у одного, внутри - одарённый,
Другой снаружи добрый, внутри добра лишённый,
Бывает кто-то снаружи вспыльчив, но не решителен,
Другой решителен по виду, внутри ж медлителен.
Нетерпеливый есть снаружи, но проницательный,
Есть положительный весь, внутри же отрицательный.
Что, примут ради долга смерть, - есть те, кто всем клянутся,
Но убегут от долга, и даже не оглянутся.
Чтоб преданность проверить, царь шлёт слугу подальше,
Чтоб увидать почтительность, он держит его ближе,
Чтоб знать способности, смотрит, как справлялся раньше,
Чтоб дать высокий пост кому, он ставит его ниже.
Задаст вопрос вдруг, сообразительность проверить,
Богатств охрану поручит, узнать, можно ль верить,
Лишит даров, чтобы понять, как жил, когда был беден,
Богатством наделит, чтоб знать, насколько милосерден,
Об опасности оповестит, узнать, как верен долгу,
Страной даст управлять, чтобы видеть, будет ли в нём толку,
Затем до пьяна напоит, узнать, куда склонится,
Оставит с девой, знать, как целомудрие хранится.
Царь через испытанья проведёт всех, кто ему служит.
Таким путём он среди слуг негодяя обнаружит».

Но знать людскую суть, как говорили мне мудрецы, это ещё не главное. А главное то, как вести себя с людьми, потому что человеческие отношения, в основном, строятся на взаимности. Как человек будет вести себя с другими людьми, так и они будут к нему относиться.  Чжуанцзы также научил меня умению не только понимать сущность людей, но и, наблюдая за их поведением, определять, что ждёт человека на его жизненном пути.

ПОВЕДЕНИЕ

Чжуанцзы учил, как всех случайностей в жизни избегать,
Держаться, поведенье чтоб не подвергалось смеху,
И как семь крайностей, что вызывают бедствия, знать,
И три необходимости, что всех ведут к успеху.

Считал крайностями: красоту, рост, телосложенье,
Цветущий вид, решительность, смелость и величье,
Их превосходство над другими портят отношенья,
Когда те не имеют достоинств тех в наличье.

Успех приносят средь людей три необходимости:
Это - покорность, уступчивость и страстное стремленье
Других не хуже оказаться с ними в сравнимости,
Тогда у всех прекрасное о вас сложится мненье.

Когда снаружи проступает сообразительность,
То обращает на себя завистливые взоры,
Поступки смелые вызывают подозрительность,
Справедливость и милосердье – многих укоры.

Кто проникает в сущность мира, тот – мудрец великий,
Кто проникает только в знанья, тот - разум незначительный,
Чтобы достичь успеха среди массы многоликой,
Лучше всего, талант свой скрыв, входить в образ положительный.

Тот, кто познает свою сущность, шагает путём славным.
Постигший своей жизни смысл, идёт путём случайным.
И лишь мудрец, владеющий умом необычайным,
Постигнув жизнь Вселенной, способен следовать за главным».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии