Музей-квартира Р. Суты и А. Бельцовой. Рига

Посещение музея-квартиры Романа Суты и Александры Бельцовой в родном городе (Рига, Латвия, улица Элизабетес 57а, квартира 26, 2017).

В гостях у художников…

Здравствуйте!

Продолжаем изучать музеи родного города. На повестке дня – музей-квартира.

Что ж… У поэтов, архитекторов, театралов были, зажиточных купцов тоже. Заглянем теперь к художникам…

Итак, Роман Сута и Александра Бельцова…

Роман Сута (1896-1944). Роман не просто латвийский художник (состоявший, кстати, в почётной «Рижской группе художников»), но ещё и дизайнер, строгий педагог (преподавал в Рижской народной высшей школе и позже: в частной художественной студии), и один из главных основателей мастерской по росписи фарфоровых изделий «Балтарс». То есть, человек – истинного природного призвания. Он с этим даром родился, он его развивал, и он этим жил… Во время обучения и повышения квалификации, Роман немало попутешествовал. Увидел Париж, Берлин… Интересовался жизнью столицы Риги, хоть сам был не отсюда (он из Вецпиебалгского края, что в Видземе – центральной части Латвии)… В 21 год добровольцем вступил в стрелковые полки (что тоже важно, ибо это показывает на сильный характер человека, способного не только искусству уделять своё время)... Занимался оформлениями праздников по Латвии, интерьером, был главным художником на Рижской фарфорово-фаянсовой фабрике Кузнецова. В общем, много чего в его жизни происходило связанного с искусством. И везде – он вкладывал что-то своё. Что, несомненно, выделяло Романа среди других художников тех лет.

Ну, и жену он нашёл из числа себе подобных (нужно ли говорить о том, что это произошло в России, где в те годы жила семья Суты? Мол, детство и юность Роман провёл в Латвии, а потом, где только ни учился, чтобы, как следует, открыть в себе этот дар к искусству)… Общие взгляды, есть о чём поговорить, творческий союз, плюс любовь, семья, дети… Всё удачно, мило, романтично, красиво и творчески…

Александра Бельцова (1892-1981) из России. В 20 лет поступила в ту же Пензенскую художественную школу, которую несколько лет спустя (но вместе с ней) окончит и её будущий муж Роман Сута. Далее их судьба ненадолго разведёт (он уедет в Латвию и добровольцем вступит в стрелковый полк, она продолжит обучение в петроградской мастерской одного художника), а потом он предложит ей переехать к нему в Латвию, она согласится и начнётся красивая сказка о любви. И творческий союз… Александра станет таким же дизайнером, художником-коллегой, активным участником организации «Рижской группы художников» (которая фигурировала в стране в первой половине XX-го века, с 1920 по 1938), а также будет работать в мастерской по росписи фарфоровых изделий «Балтарс». Куда муж, туда и жена… Ну, а после его смерти, начиная с 1944-го года (Роман прожил всего 48 лет), продолжит весь этот творческий путь уже одна. Ну, как одна, со взрослой дочерью – Татьяной Сута, молодой девушкой, которой передастся семейный талант, тяга и любовь к искусству…

Татьяна Сута (1923-2004) – искусствовед, артистка балета, педагог. И именно ей принадлежит идея создания музея, как доброй и светлой памяти своим родителям, здесь, на Элизабетес 57а, в квартире 26, где с 1935-го года проживала семья Сута. Месте, которое оказалось 32 музеем в моём списке…

Заглянем в гости к художникам…  Элизабетес 57а… Кодовые ворота, табличка… Внутренний двор… Ещё один код, снова табличка… Поднимаемся по этажам… Третья табличка… Звонок… Просторная квартира с высокими потолками. Прихожая… Три комнаты… Одна из них: бывшая мастерская Романа, вторая: общая гостиная, а также салон и мастерская Александры Бельцовой, и третья: комната Татьяны Суты. Прохаживаемся… Не спеша всё рассматриваем, читаем, оцениваем работы…

Ну, друзья мои… Искусство – дело тонкое. Тут важно стараться подходить объективно. Мол, нельзя сразу сказать: «Мне вот это нравится, а то нет». Тут надо было посмотреть подольше, сравнить с похожими авторами того периода, проникнуться, окунуться в первую половину XX-го века… Да и к тому же, в пройденных музеях, тоже немало было искусства. А значит, опыт, в подобного рода делах, уже имелся…

Имелся… Ну, и я скажу, что было что-то, на что обратил внимание и отметил. Среди картин, фарфора… А в целом… Наверное, я несколько далёк от творчества XX-го века. Предполагаю, что мне ближе XVIII-XIX. Однако подчеркну, что это не означает, что работы плохи! И я не эксперт, чтобы их судить. Мол, это только сугубо моё мнение. За экскурсию, расширение кругозора, биографии семьи Суты - я благодарен. Но само искусство - пусть будет ближе тем, кто увидит в нём своё «я». Увидит, и захочет продолжить. А я пойду дальше по музеям…

С уважением, Алекс Джей Лайт...

До новых встреч!..    


Рецензии