Смысл Жизни?

      У Саймака есть рассказ «Никто не идет по жизни в одиночку». Ну,  или как-то так. Не помню. Да это и не важно. Важно другое. Каждый из нас носит в себе свою судьбу.

      Наш Образ и Прообраз. Этот прообраз и есть судьба. В нас заложен  «генеральный план». И не важно,  кем -  структурой ДНК или Божественным промыслом. И этот план есть Вектор. Вектор, суммирующий все мельчайшие детали, обстоятельства и черты всего того и тех, кто был до нас. Суммирующий и направленный. К цели. К максимально полной реализации.
      Мне иногда видится все это, как маленькое светящееся яйцо, помещенное в поначалу слишком большую и грубую для него скорлупу. Все, что мы видим, слышим, делаем, думаем и чувствуем – вливается в него. И оно растет, заполняя собой скорлупу. И в какой-то момент – сливается с ней, и начинает менять ее структуру и внешний вид. И в результате – получается некий индивид, который является зримым, вещественным отображением своего невидимого внутреннего «Я». А еще – то, что вливается внутрь яйца обязательно  проходит тест – на совместимость. По идее, то, что соответствует – должно оставаться, а несоответствующее – отбрасываться. Как ненужное. Или даже вредное. Но это – по идее. А по факту,очень часто происходит обратный процесс - корректировка. Корректировка «генерального плана». Плохо ли это? Зависит от обстоятельств. Ну, например. Дано задание: построить – 100 домов для людей, пострадавших от землетрясения. Это – необходимый минимум. Изыскали возможность построить 110. Отлично. Пустили «налево» часть материалов, построили 20 домов на продажу, и подтерли цифры в первоначальной смете. И – voila! Часть людей осталась без крова, а те, кто «нагрел руки» – стали немного другими людьми. Людьми со знаком «минус». Потому что за свои 20 домов они заплатили – собой, частичками своей души, разменянными на бумажки и камни. Так что все зависит от «знака» корректировки. Сделать больше чем ты можешь – сложно. Проще зачеркнуть цифру 100, написать – 80, и не париться.
      Платон говорил: чтобы стать добродетельным, нужно упражняться в добродетели. Помните пример из школьного учебника, про ламарковского жирафа? Ламарк утверждал, что у жирафа такая длинная шея потому, что его предкам в голодные столетия приходилось очень сильно тянуть шеи, чтобы доставать до тех листочков на деревьях, которые еще никто не объел, потому что они очень высоко растут. Они тянули, тянули свои шеи. У кого шея была длиннее, тот выживал. Кто упражнениями ежедневными ее «вытягивал» - тот тоже выжил. И оставил потомство. А остальные – короткошеие и ленивые – вымерли.
 
      Основу нашего разума образует безмерно древнее психическое начало, которое ученые называют «коллективное  бессознательное». Это «коллективное бессознательное… включает в себя…содержания и образы поведения, которые…являются повсюду и у всех индивидов одними и теми же. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует … всеобщее основание душевной жизни каждого …. Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы…» ( Карл Густав Юнг « Об архетипах коллективного бессознательного»).
      Архетип, иначе говоря – прообраз (или еще можно сказать – ПРАобраз) – это eidos («Эйдос»)  Платона. Или, в переводе -  Идея. ПРА–Идея.  Исходная, изначальная, имеющая всеобщую природу и носящая универсальный характер -  для всех (сколько бы их ни было) индивидов. Этих архетипов немного.В их числе - Любовь,Смерть,Душа или Анима. Индивидуальное сознание изменяет их, превращая из отвлеченных идей в ЛИЧНЫЕ  представления каждого отдельного человека -  о  любви и  смерти,   о душе человека  и о его жизни. А еще – о двух самых великих тайнах человеческой жизни – ее Смысле и Цели.
      Юнг писал: « Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден , что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признать, что играет роль в «сказке, рассказанной идиотом».
Мифы и сказки, давшие начало религиозным верованиям, как и сами религии впоследствии   - служили великой цели – они придавали смысл человеческой жизни, давали возможность раскрытия для  личности,  выводя ее за пределы обыденного приобретения и потребления. «Индейцы пуэбло  - ехидно замечает Юнг, - « верят, что они – дети Солнца-Отца , и эта вера открывает в их жизни  перспективу ( цель), выходящую далеко за  пределы их  ограниченного существования, … ,  и их положение в мире куда более удовлетворительное,  чем человека нашей собственной цивилизации, который знает, что он есть ( и останется) не более чем жертва несправедливости из-за отсутствия внутреннего смысла жизни».

      Внутренний смысл -  как некий внутренний стержень, опора и суть. Он до дрожи необходим сегодняшней цивилизации, с ее доминантами -  многообразием, скоростью и разобщенностью. С ее бесчисленными возможностями, неиспользованными или использованными не до конца и неправильно, соблазнами - преходящими и неодолимыми, с желаниями и интересами, порой категорически противоречащими друг другу. С ориентирами - которые возникают и распадаются как мыльные пузыри. Которые меняются, и подменяют  – смысл жизни и ее цель.
Никто никогда не скажет вам, что у него -  «много целей», всегда "цель". Цель – она одна. Чтобы идти к ней, нужны сила и стремление – вектор, а значит – единство, общность, принадлежность  к чему-то.  К чему-то, что выше нас, бытовой суеты, и всего этого  бесконечного калейдоскопа эмоций, фактов, вещей и впечатлений. Все мы разные, но в этом мы все похожи, потому что это – главное.
      Сегодня  мы идем неверным путем – мы обожествляем то, что есть просто «инструменты». И не работаем ими, то есть либо не пользуемся, либо применяем неправильно. Мы подменяем  цель способами  ее достижения. И эти способы и ориентиры – чистая тактика, по сути, – заменяют нам стратегию.  Заменяют  цель, уничтожая тем самым  смысл. В какой-то момент мы стали неправильно относиться – и к работе и к себе – да собственно, к всему этому миру,  в котором живем. Как выглядит  теперь хлеб в магазине? Берешь упаковку – батон, отрезал хвостик у пакета – и все развалилось.  Помните сказку  про Лису и Журавля,  как они в яму охотничью попали?
      Лиса:  У меня тысяча-тысяча  думушек.
      Журавль:  А у меня одна дума.
Помните, чем закончилось?
      
      У нас  почему-то стало правилом ставить много дробных, или как иногда говорят,  «нарезанных»  - на день, месяц, год и так далее – целей. Они, как вот этот современный хлеб в пакете. И мы их любим, дробим и множим – в соответствии со всевозможными принципами и модой. Они - у нас есть, а Цели и Смысла, того самого  «хвостика у пакета»  -  нет.
      Знаете, почему так сложно найти смысл жизни? Потому что смысл жизни - это не результат. Это – процесс. Это – вектор, это тренд,   это осознание, восприятие и  процесс  неуклонного воплощения  Идеи – одной,  или нескольких, но очень близких, сходных по звучанию. Мой инструктор по вождению говорил мне: если хочешь хорошо ездить – научись  правильно смотреть вперед. Нужно смотреть  минимум на 100 метров перед собой, тогда ты будешь видеть и то, что  в 100 метрах от тебя, и то, что между тобой и этой границей. Если ты будешь  смотреть «перед капотом» - въедешь в первый же столб.
      А мы ведь так и живем. Понаставим себе столбов, ох, простите, целей  -  а потом сверяемся с Гуглом и группами на Фейсбуке и ВКонтакте – ну почему же не получается?
      У кого есть деньги – ходят на тренинги.
      У кого много денег – к психоаналитикам.
      А может быть, стоит остановиться и подумать. Подумать самим.

Июль 2015го.


Рецензии