Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина
Канова Антонио (1757—1822) Кающаяся Мария Магдалина . 1809. Мрамор. Высота 94 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В творчестве Антонио Кановы, выдающегося итальянского скульптора конца XVIII - начала XIX в., главы школы неоклассицизма в Риме, не так часто встречаются евангельские образы. Скульптура "Кающаяся Мария Магдалина" принадлежит к числу лучших работ зрелого периода творчества мастера.
Это была первая работа Кановы, которая достигла Парижа, где она была встречена с энтузиазмом аудиторией Салона 1808 года, но и с некоторой критикой. Сложная художественная проработка темы привела Канову к созданию двух подготовительных набросков с большими чувствительными различиями и, наконец, к созданию первой версии в 1809 году по поручению наместника Италии Евгения Богарне, который выставил ее в своем дворце в Мюнхене и который сейчас хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Грешница Мария из Магдалы, согласно преданию, раскаявшаяся после встречи с Христом, провела много лет в пустыне, где оплакивала свою прошлую греховную жизнь. По традиции Канова изображает Магдалину молодой и прекрасной отшельницей. Лежащий у ее ног череп олицетворяет бренность земного существования.
Ткань, привязанная веревкой, плохо покрывает ее тело, оставляя ее бедра и спину частично непокрытыми, на которые падают длинные волосы. Последние вместе с цветом лица покрыты желтоватой патиной, чтобы смягчить белизну мрамора.
В руках она некогда держала крест, не сохранившийся до настоящего времени. В этом образе горюющей Магдалины, бессильно уронившей руки на колени, - редкая для работ Кановы искренность в выражении чувств.
Канова, родившийся в семье потомственных итальянских камнетесов, в совершенстве знал искусство обработки мрамора. Поверхность камня передает гладкую кожу Магдалины, ее мягкие, рассыпавшиеся по плечам волосы, грубую власяницу и твердую блестящую поверхность черепа. Разнообразная полировка контрастирует с подножием, мрамор которого обработан намеренно грубо.
Скульптор хотел подчеркнуть контраст между очарованием все еще привлекательного тела, выражением жизни и чувственности и его уничтожением в осознании греха и призывом к божественному прощению.
Свидетельство о публикации №217031502232