Предельно честно
Антонина Петровна уважала себя за справедливость и честность. А что?! Скажете, для педагога этого мало?
Вот уже двадцать лет прошло с того дня, как Бутова впервые переступила порог учительской. И всей своей жизнью доказала, что она – учитель настоящий. От Бога, так сказать. Не зря её ученики передавали из уст в уста, что Антонина Петровна - справедливая.
Но вот вчерашний случай – немного подпортил ей настроение. Ишь, сопливая второклашка вздумала её поучать! Ну ничего, надо просто ей четвертные оценки снизить, и всё. Пусть задумается!
А дело – пустяковое, выеденного яйца не стоит. Вчера был урок внеклассного чтения, первый после новогодних каникул, и Антонина Петровна по опыту знала, что как следует подготовятся всего два-три ученика, не более.
Она всегда задавала на каникулы что-нибудь прочитать, и в первый же день новой четверти обязательно устраивала опрос. Так сказать, показательно-воспитательный, потому что всегда выставлялась куча двоек. Но так было нужно. Во-первых, дети начинали понимать, что готовиться надо несмотря ни на что; а во-вторых, это был хороший повод лишний раз подчеркнуть, насколько справедлива Антонина Петровна. Справедлива по-настоящему, ведь сурово наказывались и отличники. Для их же пользы.
На этот раз в доказательство того, что задание выполнено, дети должны были принести книгу, рассказ из которой они читали по заданию. Отсутствие же книги автоматически влекло «неуд», без объяснений.
Надо сказать, что Антонина Петровна больше всего любила такие уроки повального опроса: и сама отдохнёшь, и дети вдоволь наговорятся. Это развивает и речь, и память. И даже водопад «двоек» не портил эффект, а , скорее, наоборот. Они значительно повышали самооценку учительницы, лелея в ней восхищение собственной принципиальностью.
Так было бы и вчера, если бы не эта странная Самойленко. Она, конечно, отличница, девочка более чем способная; кто спорит?! Но ведь пришла на урок без книжки. Значит, «двойка», и кончен разговор. И не надо слушать, что якобы «книжку забыла», не надо. Может, и забыла, - она никогда не врёт. Но зачем потакать?! Конечно, можно было бы выслушать, что читала девочка, а потом – просто немного снизить оценку (для воспитания!). Скажем, на один балл: за забывчивость. Получилась бы «четвёрка». Тоже наказание, если вдуматься.
Но!.. Но Антонина Петровна давно хотела как-нибудь уязвить эту ехидную козявку. Вечно она со своим мнением, это что-то невозможное. Остальные – дети как дети. Как скажешь, так и делают. А эта – всегда с вопросами и своими поправками. Можно представить, что из неё вырастет! Наплачутся ещё…
Значит, получила Самойленко свою «двойку» моментально, а Антонина Петровна ещё и прикрикнула:
- Как это «забыла»?! Ты бы ещё голову забыла!! На лбу у тебя не написано, читала ты или нет!
Девочка заплакала и села на место. Но не возражала. Ведь справедливо же!
Но тут вышла очень неприятная заминка. Дела в том, что дальше по списку шла Олечка Туринская. Это была любимица Антонины Петровны, и если бы учительница знала, что Олечка тоже пришла без книжки, то, конечно, что-нибудь придумала бы.
Но Олечка, которая всегда предупреждала обожаемого педагога, если была не готова (да очень просто: на переменке надо тихонько подойти и сказать), в этот раз не договорилась, глупенькая. Наверное, думала, что до неё очередь сегодня не дойдёт?.. Это иногда бывало.
Однако факт был налицо: Оленька встала и сказала, что и она книжку тоже не взяла…Забыла, понимаете? Случайно оставила на столе… Но рассказ, конечно, читала, а как же! Она – девочка исполнительная. И семья там хорошая, мама всегда контролирует учёбу дочери. Хотя бы раз в неделю, но обязательно забежит узнать к Антонине Петровне в школу, как и что. И всегда – с небольшим, но приятным подарочком. Вот как надо следить за успехами детей!
… Итак, Олечка тоже пришла без книги. Но Антонина Петровна замялась лишь на долю секунды. И решение пришло.
- Безобразие, Ольга! – строго, но благожелательно изрекла она. – Непорядок! Ты никогда и ничего не забывала. Это – в первый раз, не так ли? В первый и в последний, я уверена. Так и быть, мы (она очень значительно произнесла это «мы» и сделала широкий приглашающий жест) тебе, конечно, поверим. Мы послушаем, что ты прочитала. Выходи.
Оленька начала пересказывать, отчаянно путаясь и сбиваясь. Ясно было, что читала она рассказ давненько, но никак не на каникулах. Она немилосердно перевирала сюжет, но кто об этом знал, кроме учителя?.. Антонина Петровна благосклонно кивала, расплываясь в довольной улыбке:
- Очень хорошо, Туринская! Порадовала меня. Так подробно, хорошо рассказала! Давай дневничок.
И с тем же выражением учительского счастья на лице поставила девочке «отлично».
Тут как раз очень вовремя прозвенел звонок. Вовремя, потому что в классе повисла какая-то нехорошая пуаза. Звонок же всё расставил по своим местам, и дети были благополучно отпущены на перерыв.
Только Самойленко не двигалась с места. Она так и осталась сидеть за своей второй партой, во все глаза глядя на учительницу. Нехорошо так глядя. Вроде с брезгливостью.
- Самойленко, а ты что сидишь? Иди отдыхать, - Антонине Петровне было неприятно. – Иди.
- Антонина Петровна, но ведь это же НЕЧЕСТНО, - вдруг сказала Самойленко. Вот, опять она!.. Началось!
- Не надо завидовать, Аня, - мягко сказала наставница. – Это не по-товарищески. Отвечай за себя! А успеху одноклассницы надо порадоваться, а не злиться на неё. Некрасиво так! Ясно?!
( Вот, правильно, верный тон взяла. Антонина Петровна мысленно себя похвалила).
Самойленко встала и пошла к двери. Слава Богу!.. Но на входе девочка обернулась:
- Нечестно, Антонина Петровна! Вы ведь ВСЕМ «двойки» поставили, у кого нет книги. А Оля даже и не читала!!!
Она топнула ножкой и выбежала. И не явилась на следующий урок… Куда подалась?! – учительница изнервничалась. И следующий урок из-за этого скомкала и испортила, бесконечно подбегая к окну. Если с Самойленко что-нибудь случится во время урока, Бутову ПРИВЛЕКУТ. А за что, за что?!!
Только к часу дня ситуация, наконец, прояснилась: за портфелем Ани пришла её мама. Антонина Петровна обрадовалась, ведь это был наилучший выход. Сейчас надо этой мамаше объяснить, что так, как она, детей не воспитывают!
Но Самойленко-старшая даже не остановилась, невежа. На ходу сухо поздоровалась, забрала вещи дочки – и была такова. Антонина Петровна пыталась, конечно, задержать, поговорить… Но безуспешно. А ведь это же ЧП! – девочка самовольно ушла с уроков! Тем более, неизвестно куда; а перед этим – нахамив учителю!!!
… Больше Антонина Петровна их не увидит: ни Аню, ни её странную мамочку (с такими же ненормальными глазами!). Ну и отлично! Лучше этого и придумать ничего нельзя: Самойленко в тот же день перевела девочку в другую школу.
Об этом Бутовой сообщила завуч, попросив вписать в журнал номер приказа. И теперь надо было просто забыть об этой неблагодарной ученице. Верно говорят: «Что ни делается, всё к лучшему».
Свидетельство о публикации №217031502286