Звёзды с неба
Да, старшеклассники – они такие.
(Это малыши-первачки в рот учителю заглядывают, чуть не молятся на него. Вот подростки – те стараются схитрить и угодить, чтобы не нарваться на неприятности. А эти, без пяти минут выпускники, семнадцатилетние, – совсем взрослые, вот-вот покинут школу… И среди них есть люди очень даже независимые).
Ничего, Тамара Ивановна знала, как заставить их подчиняться. Не любят? – ну и не надо. Есть другое, не менее сильное чувство: страх. Тут Тамаре Ивановне не было равных.
Всё это не так уж и сложно…
В классе, где Тамара Ивановна была классным руководителем, у неё не возникало никаких проблем. Вот коллега, Людмила Васильевна, например, из кожи вон лезет, всю душу этим недорослям отдаёт, а где благодарность, где?! На голову ей сели и ножки свесили.
С Тамарой Ивановной такие номера не проходят. Всё под контролем! И есть две хорошие доверенные девочки, они держат учительницу в курсе. Всё доложат. И не только про то, что было, но и про то, что может быть. И даже друг про друга! Благодаря такой осведомлённости Тамара Ивановна и считается чуть ли не ясновидящей.
Конечно, в классе догадываются, кто у классной – на особом положении. Ну и что? Это ничего не меняет.
Ясно, что Тамара Ивановна умела быть благодарной и относилась к своим информаторшам намного мягче, чем к остальным. Им полагались послабления и на контрольных, и вообще…
С остальными учениками – отношения складывались неоднозначно. Особенно остро учительница воспринимала Машу Нехтину. Ну что за девчонка! – вечно со своим мнением, несдержанная на язык. Не признающая авторитетов. Нахалка!
Правда, учительница математики, дама очень пожилая (вот и шла бы на пенсию!), Нехтину всегда хвалила и уважала. Хвалила – за ум и способности, а уважала – именно за то, за что Тамара Ивановна готова была порой эту Машку придушить: за прямоту. Да ведь математичка – и сама прямая до уродства, вот они с Нехтиной и спелись! Это же понятно.
И обе любимицы Тамары Ивановны тоже дружно ненавидели Нехтину. Молодцы, правильно. Именно о ней они больше всего и наушничали, потому что Нехтина никогда не оставляла без своих едких комментариев действия классной. Всё ей не нравилось, буквально всё! Особенно – доносчицы, которых Нехтина едко окрестила «стукалочками», а весь класс дружно подхватил. Ведь остроумно, приходится признать: фамилии девочек были «Стукова» и «Алова».
Мало того, что весь класс, - вся школа активно повторяла дурацкое словечко, и «стукалочки» мстили за него Нехтиной при любом случае. Иногда даже и присочиняли что-нибудь для доклада классной, если фактов набиралось мало.
Никогда у Нехтиной по химии больше «четвёрки» не будет, никогда!!! Тамара Ивановна с удовольствием ставила бы «этой дряни» и тройки с двойками, но тут номер не проходил: Маша училась безукоризненно. С первого класса ходила в отличницах. И «тройка» по одной лишь химии выглядела бы подозрительно. Что там говорить, если и «четвёрка» бросалась в глаза! Все учителя изумлялись: как так?! Ведь эта девочка – ученица редкая: способная, ответственная и усидчивая до невозможности.
Но Тамара Ивановна терпеливо разъясняла, что Маша «не дотягивает». Так бывает, что какой-то один предмет всё-таки не даётся и самым умным детям!
Она нарочно изматывала Нехтину у доски, пока та не споткнётся, устав. Или не разозлится от понимания, что её нарочно загоняют в угол. А пусть докажет!..
Но Тамара Ивановна всегда на «пятёрки» была скупа, и во всей школе отличную оценку по химии имел только один ученик, да и то – восемь лет назад (сын директора школы). Так что придраться не к чему! Даже у Стуковой и Аловой – «четвёрки». Да им больше и не нужно: середнячки, с «три» на «четыре» перебиваются по всем предметам. И за хорошую оценку (от Тамары Ивановны!) стараются исправно.
… В общем, всё отлажено как часы, и все признают: да, класс Тамары Ивановны – образцовый, и она, как классный руководитель, не имеет себе равных.
Так незаметно пришла весна - последняя, выпускная. Получат дети аттестаты – и дай Бог удачи!.. Надо только провести последнее родительское собрание, и – до свидания. Придётся Тамаре Ивановне брать пятый класс и начинать всё сначала Хлопотное дело, кто понимает. Да ничего, через годик – будут не хуже этих. И всегда найдутся новые стукалочки.
А сейчас – перед последним родительским собранием - надо провести прощальный классный час. Тамара Ивановна гениально его задумала. Уже слова распределены, всё готово. Это будет большое благодарственное шоу для любимой классной, её триумф. Тамара Ивановна даже пригласила специального человека, чтобы он снял это на видео. И родительский комитет тоже подсуетился: уже купили дорогой подарок. Тамара Ивановна знает, что это – ковёр. В общем, приближается праздник. Заслуженный!
И великий день настал. Тамара Ивановна специально сшила костюм на заказ, сделала дорогую причёску. Все так и ахнули:
- Ой, Тамара Ивановна, глаз не отвести!..
- Спасибо, дорогие, спасибо, - скромничала классная.
Атмосфера, так сказать, радовала. Все пришли нарядные, торжественные.
… Сначала всё шло гладко. Бойко читались заранее выверенные оды, красиво прошёл опрос-анкета «Пожелания младшим ученикам от выпускников»; все громко пели и много аплодировали. Тамара Ивановна сияла, ослепительно улыбаясь прямо в камеру. Но тут…
Ах, ведь чувствовала Тамара Ивановна, что не надо задавать этот вопрос! Чувствовала!! Потеряла бдительность, расслабилась:
- Скажите, дорогие мои, а что вы, лично для себя, возьмёте в большую жизнь из вашего школьного опыта? Что останется навсегда с вами, о чём будете помнить все годы?
Первыми, конечно, выскочили стукалочки:
- Будем помнить нашу дружбу!!
- Ваше материнское отношение, любимая Тамарочка Ивановна!!!
- Мы никогда не забудем нашу «маму Тому»!
(Перебор, явный перебор. Но приятно, чего там…)
И тут поднялась Нехтина. И – тихо и спокойно, но внятно и нехорошо произнесла:
- Я унесу с собой ненависть к доносчикам и прилипалам. Ненависть к страху и рабству. Ведь именно благодаря Вам, Тамара Ивановна, я убедилась, что это - главная мерзость на свете. Спасибо.
Тот, кто снимал на видео, ничего не понял и продолжал радостно бегать вокруг Нехтиной, засекая новые ракурсы. Тамара Ивановна заметно побледнела, все замерли. Но она немалым усилием воли заставила себя улыбнуться, переводя «минус» в «плюс». Оскалила ровные крупные зубы и с достоинством кивнула:
- Благодарю, Мария. Прекрасные слова. Приятно видеть, что здесь, у нас в школе, развились такие высокие моральные качества; ведь человек, как известно, - это звучит гордо! Я верю, что из Нехтиной (и из всех вас, ребята!) получатся достойные граждане, настоящие государственные люди. Люди правды и свободы!
И она громко зааплодировала первая, приглашая поддержать её патриотическое умиление.
Всё рассосалось в две минуты, как будто и не было ничего особенного. А наоборот, вышло очень даже к месту и актуально. Просто здорово! Вот это и есть учительский талант…
И все спокойно разошлись. На столе остались охапки цветов, а у стены – огромная ковёрная скрутка, которую двое мальчишек с энтузиазмом взялись доставить учительнице на дом.
А через неделю – пришло время и традиционного, итогового родительского собрания. Тут Тамара Ивановна решила говорить только по делу и конкретно: как-никак, а впереди – очень ответственные экзамены, потом – выпускной.
Так и получилось: были решены многие важные вопросы, каждый родитель получил ценные указания и обещание Тамары Ивановны бороться за интересы каждого ребёнка до конца. Напоследок учительница обрисовала перспективы: как, по её мнению, будет складываться судьба выпускников. Посоветовала, с кем надо быть помягче, а с кем – построже. Про всех сказала, по списку. Чтобы никого нечаянно не пропустить.
И про Нехтину - тоже:
- Что касается Марии, то я должна вам заявить откровенно. Простите, если не понравится, но ведь правда – лучше, не так ли? Для её же пользы… Так вот, я считаю, что эта девочка звёзд с неба не хватает. Да-да, не удивляйтесь! Не хватает!! Она, конечно, усидчива и терпелива, это так. Этим и берёт! А там, где надо по-настоящему включить мозги, - сразу теряется. Ей, к сожалению, так и придётся в жизни «задом» всё брать. Извините, это не грубость, а народное выражение! – она доверительно захихикала. – И ещё одно: меня в Маше пугает дикая бестактность, которую она почему-то считает прямотой и доблестью. Значит, в жизни девочку много раз будут одёргивать, ставить на место. И правильно! Но я желаю ей, как и всем, удачи и счастья!
… Собрание было окончено.
- Спасибо, уважаемые родители, что нашли время на этот разговор!
К Тамаре Ивановне лично подошли попрощаться матери Стуковой и Аловой. А мамаша Нехтиной даже не посмотрела в её сторону, ушла. Пусть, пусть топает!! Что, правдолюбка, не понравилось?!! Не хочется такое слышать?! А надо. Ведь Тамара Ивановна честно сказала всё, что думала.
Мелочь, а приятно.
Свидетельство о публикации №217031502293