Путь апостолов. Тайная встреча. 7

               
Глава 7.

               
Тайная встреча

               
 «Сказал им Иисус: истинно, истинно говорю вам:прежде чем Авраам был, Я есмь».               
               
                (Ин.8,58)

           И вот, ночью, Никодим постучал во входные ворота дома Марии, сестры Варнавы.
          Ему открыл Иоанн и они вместе, войдя во внутренний двор, пошли на свет, пробивающийся из приоткрытой двери комнаты гостей.         
           В небольшой комнате стоял сигма-образный стол, уже прочно вошедший в моду в Палестине. На столе в треножнике горели свечи.. Вокруг стола стояли особые скамейки, на которых обычно возлежали гости во время бесед. Все скамьи были пусты. На крайней справа сидел Иисус.
           -Входи, Никодим, и садись на место почетного гостя - вот оно прямо напротив меня. А , ты, Иоанн, садись рядом со мной, по левую руку. Я хочу сказать тебе, Никодим, что ты почетный гость для меня, потому что вместе с Гамалиилом спасешь моих учеников от смерти и поможешь им выйти из плена Иерусалимских первосвященников Анны и Каиафы, поможешь выстоять перед Синедрионом. А еще почему ты почетный гость - сам узнаешь, ибо страдания Мои скоры...
         Никодим чуть замешкался от таких пророческих слов, но потом присел на указанное место.
         -Я, Равви, пришел к Тебе ночью, чтобы узнать смысл Твоего учения. Иудеи твоими словами и действиями очень возмущены.
          Никодим знал, что посланцам от Синедриона Иоанн Креститель указал на Иисуса как на ожидаемого Мессию. Рассказ о чудесах в Кане и скандал в Храме Иудейском, укрепили в нем представление об Иисусе как об учителе, наделенным таинственным знанием. Да, в этот момент, Христос для него был учитель, Равви, а не Мессия. И Никодим продолжил:
     -Равви, мы знаем, что Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с тобой.
          Все фарисеи ждали могучего царя-Мессию, который их, потомков Авраама, сделает владыками всех народов и введет  в Царство Мессии. Поэтому Христос начал издалека.
         -Ты хочешь, Никодим, подробной истины и являясь еврейским учителем, хочешь понять что изменилось в вере... Или может быть ничего не изменилось и у тебя просто откроются глаза, а что важнее душа... Иоанн, Мой ученик это знает… и он поведает тебе что было дано первым людям и что стало.
          -Но, могу ли я, Господи, в Твоем присутствии говорить  те истины , которые Ты мне открыл?-робко спросил Иоанн.
          -Всего себя ты посвятишь этому, и Откровение тебе будет дано, и жизнь долгая, и забота великая, -твердо сказал Иисус.
         -Я верую в Тебя, и потому прости , если что не так , -обратился к Христу Иоанн, затем повернулся к Никодиму и начал повествовать.               
        -Человек был создан Богом, чтобы почитать величие Его и мудрость его творчества. И человеку Бог дал закон: любить Бога, любить ближнего своего и трудиться. По этому закону и должно было образовываться Царство Божие любви, добра и мира или земной рай.
        -В книге Бытия написано, - сказал заученно Никодим, -что  человеку не должно было вкушать от дерева познания добра и зла, ибо съев плоды этого дерева, человек станет смертным.
          -Так и случилось,- подтвердил Иоанн,- первые же люди ослушались Бога и утратили право быть членами Его Царства. Однако им было внушено, что это Царство,  этот рай земной потерян для них не навсегда, что они могут вернуть его, если во всем будут исполнять волю Божию.  Казалось, что жить по Божиему не трудно, так как Бог не требовал от людей ничего  невозможного, ничего непосильного: люби Бога! Люби ближнего! и трудись! Большего Он не требовал. Но и этого малого не могли исполнить первые люди. Вскоре возникла вражда между ними и земля обагрилась кровью убитого человека.
         -Господь тогда  сказал ,- начал дополнять Никодим,- что если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет человека к себе, но тот должен господствовать над ним... Тем не менее Каин убил Авеля...Впрочем по -еврейски Авель - это Хибель -дуновение и пар, но он был первый ,кого убили из рода человеческого.
         -Ты прав, Никодим, это был первый мученик и первый праведник. За первым убийством пошли и другие преступления, и грешные люди стали падать нравственно все ниже и ниже. Никакие бедствия не могли образумить их, и они стали забывать  не только волю Божию, но и Самого Бога.
           -Надлежало напомнить им эту волю, и она была провозглашена через Моисея на горе Синае в десяти заповедях,- сказал Иисус.
          -Равви,  это очень важные заповеди для нас, евреев -убежденно сказал Никодим, - в книге Исхода они перечислены и я их знаю наизусть: « да не будет у тебя других Богов, не делай себе кумира и никакого изображения, того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, не  произноси имени Господа понапрасну, помни день субботний , шесть дней работай, а суббота для Господа, почитай отца твоего и мать, не убивай,  не прелюбодействуй, не кради,  не произноси ложного свидетельства на ближнего своего,  не желай дома ближнего своего, его жены, раба, вола, ничего, что у ближнего твоего». По этим заповедям мы стараемся жить, - грустно добавил Никодим.
       -Я понимаю причину твоей грусти, учитель Израилев,-тихо сказал Иисус, -но, продолжай Иоанн.
        - Моисей понимал, что людям не по силам точное исполнение воли Божией и поэтому сделал  много отступлений от синайских заповедей. Но оказалось все-таки невозможным преобразовать веками испорченное человеческое сердце.
           -Ты говоришь ,Иоанн, обо всем в отрицательных словах, но наша задача воспитывать человека,- назидательно произнес Никодим.
         - Для этого должен был явиться новый Человек, Который примером Своей жизни доказал бы возможность точного исполнения воли Божией. Моисей сознавал это, и потому, в предсмертном прощании своем с народом предписывал: «Пророка из среды тебя , из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - Его слушайте!».
         Иисус улыбнулся той твердости и убежденности, с которой вел разговор его любимый ученик и добавил:
        -После смерти Моисея, евреи то каялись и обращались к Богу, то грубо отвращались от Него. Но минуты покаяния продолжались недолго; и за это их постигло много бедствий. Напрасно вдохновенные Пророки призывали их к Богу, напрасно хотели их объединить под главенством Верховного Царя! Все напрасно, ибо нравственное падение человека было ужасным , не так ли , Иоанн.
            - О, да, об этом говорит вся история человека после изгнания его из рая. Его нравственное падение  было столь ужасно, что спасти его может только сам Бог. И Пророки сознавали это и вдохновенно предвещали скорое пришествие Избавителя, Примирителя. Исаия в пророческом одушевлении, восклицал: «Придет Искупитель Сиона!», и пророк Аггей говорил: «Придет Желаемый всеми народами!» . Пророки понимали, что надо прежде перевоспитать людей, возродить их и тогда только возможно возобновление Царства Божия, возвращение людям потерянного рая и они, Пророки, знали, что такое перерождение людей не может совершиться без помощи Божией, и что для этого должен прийти Божий Посол.
           -Иоанн,  постой Иоанн, -вступил в разговор Никодим, - ведь мы сидим перед Учителем Раввином и Новым Пророком, послушаем , что Он скажет.
           -То , что я Учитель, это правда, но не Раввин и тем более не Новый Пророк. А кто Я ты поймешь, по тем заповедям которым Я учу людей и в Галилее и в Иудее. Мы, евреи, всегда гордимся сознанием своего превосходства перед всеми народами земли, считаем себя народом избранным и особенно любимым Богом. И мы всегда мечтали господствовать над всем миром. Но кто сейчас господствует над нами?  Римский прокуратор Иудеи -  Пилат, живущий в Кесарии,  но не забывающий регулярно появляться здесь, в Иерусалиме , и собирать с нас подати для Рима. А кто вершит суд в претории? Пилат!  А кто продает правосудие за деньги и выносит приговоры вне всякой справедливости? Пилат! Но, я бы сказал еще по другому, за Пилатом стоит языческий Рим и мы в мучениях и убийствах пребываем в его когтях.
         -Да ,- поддержал Иисуса Никодим, -это так. Подчинение разврату Рима настолько нам ненавистно, и мы жаждем скорейшего избавления от него. Поэтому мы ждем Избавителя, Спасителя, Утеху Израиля и мы ждем, что Грядущий Избавитель освободит нас от порабощения и восстановит царство Израиля. Могучий Царь освободит нас, отомстит угнетателям, и поработит нам весь мир. Мессия станет на морском берегу Иоппии и повелит морю выбрасывать жемчуг и все сокровища к Своим ногам, Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною еще более сладкой, чем та, которая посылалась евреям в пустыне. Придет сильный Царь Израильский и наступит блаженство.


Рецензии