Пастух

Устав от столпотворения, я вышел из переполненного людьми дома и побрел гулять по деревне. В этой деревне я жил всего несколько дней, поэтому она мне была абсолютно незнакома. Я шел по улице, а люди, проходившие мимо меня, оглядывались и смотрели так, будто я очень редкий экземпляр в клетке на территории зоопарка. Мне хотелось полного одиночества и спокойствия, хотелось слушать пение птиц и шелест ветра. Деревня была татарская, поэтому, когда проходившие мимо люди что-то говорили между собой, я их не понимал, так как они изъяснялись на незнакомом мне языке. Кудахтали курицы и стоял терпкий запах навоза.
Наконец я подошел к окраине деревни и увидел очень красивый вид полей. Вдалеке виднелась посадка деревьев. В голове мелькнула мысль о том, что неплохо было бы лечь под одно из этих деревьев и в тишине лесной почитать книгу, к которой я не прикасался все время проживания здесь.
Солнце светило сквозь нежно-белые облака, а слабый ветер пошатывал траву на полях.
Долго не думая, я пошел к этим деревьям. Пошел напрямик, прямо по полю, где трава достигала по высоте уровня моих колен. По мере отдаления от деревни громкость звука кудахтанья кур пропорционально уменьшалась, и вскоре совершенно сошла на нет.
Шел я минут 15, но мне показалось, что прошел лишь миг, прежде чем я оказался у конечной цели. Достав книгу, я лег под дерево, в тень и стал наслаждаться чтением классического романа в самых идеально-комфортных условиях, какие только могут быть для данного занятия. Немало прочитав, меня потянуло в сон. Я начал ощущать как меня засасывает туда, сопротивляться я не стал - закрыл глаза и стал ждать сладкого сновидения, которое уже видел на пороге моих мыслей.
Но тут меня разбудил щелчок кнута похожий на оружейный выстрел. Я открыл глаза и увидел стаю коров, надвигающуюся прямо на меня. После громкого окрика: "ЭЙ!", коровы остановились, а из их толпы вышел абсолютно черномордый человек в черном потертом пиджаке и светло-коричневых штанах. В правой руке он волочил длинный кнут, а в левой нес полторашку с неизвестной мне жидкостью. Он меня увидел, поэтому надвигался именно ко мне. Не дойдя до меня метров 5, он что-то крикнул на татарском языке и стал ждать ответа.
- Я не понимаю по-татарски, вы можете говорить по-русски? - спросил я, медленно вставая с травы.
- Могу, - сказал он - ты что здесь делаешь?
- Я? Гуляю. Читаю книгу.
Пастух не торопясь присел на пенек рядом со мной и закурил сигарету. Только сейчас я заметил, что в бутылке, которую он нес в левой руке, был квас.
А под потертым до дыр пиджаком виднелась грязная рубашка. Ботинки на этом фоне тоже не выделялись и были весьма низкого качества по чистоте. Цвет его кожи был схож с цветом человека негроидной расы, а кисти рук были все в полосатых шрамах примерно по 1 сантиметру в длину. На голове была серая кепка из которой торчал длинный нос и зажженная сигарета. Ветер постоянно менял свое направление, и в те моменты, когда он дул на меня со стороны пастуха, я ощущал скверный запах бомжа.
Кончик его сигареты становился красным, шел характерный звук тления, затем сигарета извлекалась указательным и средним пальцами изо рта, после чего из этого же рта выходило густое белое табачное облако дыма.
- Вы пастухом работаете? - неожиданно спросил я.
- Да.
- Много за это получаете?
- 20 тысяч.
- Ну нормально в принципе, - подытожил я.
- Нормально, но ведь я без выходных работаю, - сказал он и, кинув бычок сигареты на землю, затоптал его ногой.
- А до скольки вы работаете? - не унимался я, идя на поводу своего любопытства.
- До шести.
- А со скольки?
- С шести.
Тут возникла первая небольшая пауза в нашем диалоге, которых в скором времени будет немало.
- Вы 12 часов работаете? - вдруг прервал паузу я. - Это много.
- Не знаю, я уже привык. - отвечал спокойно он.
Возникла вторая пауза. В этот момент я смотрел на коров, которые шли куда-то сами по себе.
- Все коровы идут в одном направлении, значит у них есть лидер, который их ведет. А если у стада коров два лидера, и стадо, разделившись, пойдет в разные стороны? Такое бывает вообще? - выдал я, чтоб удовлетворить аппетит очередного любопытства.
- Они по утру все по-одиночке ходят, а ближе к вечеру становятся единым целым. И так повторяется каждый день, - спокойно ответил он.
- Короткая же у них память.
Возникла третья пауза. Я думал о том, что получился вполне неплохой отдых, и это непринужденное общение с абсолютно неизвестным матерым пастухом приносит мне какое-то эстетическое удовольствие, не смотря на запах, исходящий от него.
- А зимой получается вы не работаете?
- Нет.
- А на что живете?
- Выращиваю свои продукты, свое мясо. Мне хватает.
- А допустим сигареты если захотите купить? - не унимался я.
- Я и табак сам выращиваю. - парировал он.
Во время четвертой паузы в нашем диалоге пастух не торопясь достал из пачки сигарету и закурил.
- Можно мне попробовать кнутом щелкнуть?
- Конечно. - ответил он и протянул мне кнут.
Взяв его, я попытался было издать кнутом шлепок, но после двух попыток понял, что это бесполезно.
- Не получается. - сказал я, отдавая кнут законному хозяину.
Но как только кнут оказался у него в руках, он встал, сделал резкое движение правой рукой, и тут же послышался звук, которого я тщетно не смог добиться. Он улыбнулся и сел обратно на пенек, продолжая курить сигарету. Во время его улыбки я заметил, что дыр в его рту больше чем зубов. А те зубы, что есть - такого же цвета как его загорелая кожа.
Началась пятая пауза. Во время этой паузы ко мне в голову пришли мысли, что я ему надоел со своими назойливыми вопросами и хотел уже было уйти, как он внезапно нарушил тишину природы, тихо сказав себе под нос:
- У меня вот жена недавно умерла.
- От чего? - спросил я, находясь немного в шоке от того, куда зашел этот диалог.
- Пила много. И вот однажды напилась, а утром не проснулась.
- Она нигде не работала?
- Работала, в пекарне. Она пила после работы. Теперь совсем один живу, - продолжал он изливать душу.
Судя по его многочисленным морщинам, ему было около пятидесяти лет, поэтому я вполне логично спросил:
- А дети? Детей нет?
- Есть, двое. Но их забрали, отняв у нас родительские права. Они сейчас у родных живут.
- И вы их совсем не навещаете?
- Навещаю, но не так часто как хотелось бы.
После очередной паузы он продолжил:
- Старший сын инвалид, хотели ему сделать инвалидность, но он отказался.
В этот момент коровы ушли очень далеко, отчего пастух вскочил и побежал в их сторону. Сделал несколько удачных движений кнутом, крикнул что-то громко, и стадо дружно пошло в мою сторону. Старик обогнал их и снова уселся рядом со мной, взял полторашку и, открутив крышку, сделал несколько глотков из горла, предложил мне, но я культурно отказался.
- Вам наверное скучно тут целый день сидеть.
- Это верно, - подтвердил он.
- Взяли бы какую-нибудь книгу и читали бы.
- Да я не люблю книги.
- В школе я тоже их не любил читать, а знаете почему?
- Почему?
- Потому что их насильно заставляли читать, а я не люблю когда заставляют насильно, особенно если заставляют силой делать то, что мне непонятно. Ну куда мне, пятикласснику, "война и мир" допустим? Этот роман мне абсолютно непонятен в таком возрасте. А его заставляли читать. А если не прочитаешь - двойка тебе! А придешь с двойкой домой - накажут. Вся школьная система основана на страхе и запугивании - это вызывало и вызывает до сих пор отвращение к школе. Все говорят, что благодарны своим школьным учителям, а я нет. Все говорят, что школьные годы - золотая пора, а я искренне считаю, что пора эта не достойна даже ржавого железа. Все хотят вернуться в школу, а я хочу ее забыть.
Я закончил говорить, а пастух посмотрел на меня удивленно и закивал головой.
- Я тоже не любил школу и после восьмого класса ушел оттуда, - внезапно сказал он.
- Кем вы хотели стать? - также внезапно спросил я. - Ведь явно же не пастухом.
Он опустил голову вниз, подумал немного, затем поднял глаза к небу и сказал:
- Трактористом.
В этот момент в его глазах блеснул огонек, и мне показалось, что глаза его намокли.
- Что же вам помешало?
- Я не смог отучиться на тракториста без аттестата. Меня попросту не взяли, - он заметно погрустнел, достав еще одну сигарету.
После чего пастух начал курить и смотреть куда-то вдаль стеклянными глазами.
Вдруг он продолжил свои рассуждения:
- Жену мне надо новую найти, тяжело мне без нее. Прихожу домой, а есть нечего, одежда не стирана.
Помолчав, он спросил:
- А ты сам то женат?
- Нет. Да я уж думаю, что и не женюсь никогда. Я раньше еще мог жениться, когда рубил сгоряча. А теперь я слишком осознанный человек для таких поступков. Обед мне заменила столовая, а стирку - стиральная машина. Вы ведь тоже можете купить стиральную машину, раз получаете 20 тысяч. Я вон себе за тысячу купил с рук.
- Неплохая идея, может и куплю, - вдумчиво ответил он, затягиваясь табачным дымом. - Коровы опять ушли, надо их подогнать.
- Я уж наверное пойду, мне было очень приятно с вами пообщаться, - сказал я, протянув ему свою руку.
- Мне тоже, - парировал он, пожав мою белоснежную маленькую ручку своей большой черной ручищей. - Тебя хоть как зовут то?
- Денис, а вас?
- Фарид.
Пожав мне руку, он вмиг развернулся и побежал в сторону коров. А я достал телефон и сделал несколько фотографий на память. После чего пошел обратно по полю домой с широкой улыбкой и грустными глазами на лице...


Рецензии